Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комбинированный урок. На данном уроке обязательно вводится микро - этап подробного обобщения наблюдения за окружающим миром

Обычно конспекты уроков пишутся по следующей форме.

Цели: - образовательные;

- развивающие;

- воспитательные.

(первой пишется та цель, которая является доминирующей).

Средства: Для учащихся, для учителя (это не только наглядные пособия).

 

Этапы урока Деятельность (методы, приемы, средства) Примечание
Учителя Учащихся
В данной главе римскими цифрами ставится этап, и желательно в скобках указать то понятие и умение, которое отрабатывается с учащимися В данной графе практически прописывается весь ход урока по этапам с указанием методов, приемов и средств. Обычно указываются фамилии учеников, которые спрашивают, включают аппаратуру, передвижение учащихся
       

 

Комбинированный урок с раздаточным природным материалом (предметный). Название предметных уроков ввел А.Я. Герд, чаще они проводились в природе по изучению одного или нескольких объектов реальной действительности. В настоящее время предметные уроки в основном проводятся в классе, но главной особенностью урока является практическая самостоятельная работа ученика с предметом природы.

Виды и содержание практических работ указаны в программе курсов «Окружающий мир» и в образовательном стандарте начальной школы. Естественно, для изучения окружающего мира (природы) чем больше предметов природы изучается в ходе практической работы на уроке, тем лучше для осознанного усвоения учебного материала. Кроме того, при проведении урока с раздаточным природным материалом необходимо, чтобы работа с объектами природы была самостоятельной для учащихся, но необходима инструкция проведения практической работы и самоконтроля её результатов.

Например, предлагаются варианты урока «Органы растений».

I. На каждой парте должны быть: растения (сорняки: редька, сурепка), части растений (плоды, листья, корнеплоды).

Для учителя желательно иметь на доске прикрепленное декоративное растение (космея, настурция).

Инструкция для данного урока может быть дана: через учебник; через дидактические карточки с планом работы, через запись задания на доске для всех учащихся.

В этой инструкции необходимо расписать действия ученика. На данном уроке ученики выполняют следующие задания:

1. Рассмотрите растения, которые имеются на парте.

2. Сравните рисунки в учебнике.

3. Выделите основные органы растения. (Учитель может дополнить на доске).

4. Зарисуйте одно из растений и подпишите его органы.

5. Вспомните растения, органы которых вы хорошо представляете и т.д.

Когда учащиеся начинают выполнять практическую работу, учитель только помогает отдельным ученикам. Общая проверка результатов самостоятельной практической работы может осуществляться как по этапам работы, так и по окончании работы в целом. При закреплении изученного содержания на данном уроке желательно использовать новый природный материал.

Например, вводится проблемная ситуация.

- Посмотрите на лежащие предметы: свеклу, яблоко, морковь, огурец. Можно ли их назвать плодами? Почему?

Если ответ детей неверный, то овощи и фрукты разрезают и убеждаются, где есть семена, а где их нет. Повторяется материал об органе растения «плод».

Второй вариант, когда проводится учебная прогулка на пришкольный участок. Учащиеся изучают те органы растений, которые им видны. С другими органами растения они знакомятся и изучают их в классе.

Обобщающие уроки.

Обобщающие по теме (например, обобщение изменений погоды за сезон).

При проведении данного урока обобщение идет по понятийной системе «Сезонные изменения в природе». Данная система понятий должна быть напечатана перед учениками.

Дежурные в течение 3х месяцев в классных календарях отмечали погоду. Все обобщение проводится группой учащихся - «синоптиков» по месяцам и по сезону.

«Группа синоптиков» (3-5 чел.) все данные наблюдений обобщают до урока, строят график изменения температуры, розу ветров, диаграммы облачности, осадков и т.д.

 

       
   
 
 
 
 


«+»

150

100

50

00 Дни

-50

- 100

- 150

«-»

Диаграммы облачности и осадков.

 
 

 

 


Круг делится на 30 или 31 день, затем отмечается количество дней облачных и ясных, с осадками и без осадков. Кроме того, строится роза ветров, показывающая преобладающее направление ветра за месяц или сезон. (Какой «лепесток розы» длиннее, такой ветер преобладает.) В 1 и 2 классе наличие или отсутствие ветра можно отметить в круговых диаграммах.

Вопросы для обобщения:

1. Почему пришла осень?

2. Как изменилось состояние почвы осенью по сравнению с летом? Почему?

3. Как изменилась вода в водоемах осенью по сравнению с летом?

4. Как менялась погода осенью в течение трех месяцев?

5. Повлияли ли изменения неживой природы на живую?

6. Как изменились растения по сравнению с летом?

7. Повлияли ли изменения в неживой природе на растения и животных?

8. Как осень отразилась на жизни человека?

Обобщающие уроки по курсу строятся на основе тех понятий в теме, которые являются базовыми. Например, учащиеся четвертого класса изучили тему «Природа нашего края».

«Природа края» - базовое понятие. Его существенные признаки (частные понятия):

· Географическое положение края;

· Формы поверхности края;

· Воды края и их охрана;

· Почвы края и их охрана; климат (погода края по временам года);

· Растительный мира и его охрана;

· Животный мир и его охрана;

· Занятия населения края;

· Охрана природы края.

 

3. Экскурсии в природу имеют огромное значение для учащихся:

- Изучение природы происходит при непосредственном участии всех органов чувств ребенка. В данном процессе формируются яркие, точные представления об объектах реальной действительности (представления об оригинале).

- Более эффективно развивается умение наблюдать, работать с приборами, проводить простейшие природоохранные действия.

- На экскурсии развиваются такие качества личности, как наблюдательность, воображение, логичность (логика) суждений и т.д.

- Происходит воспитание бережного отношения к природе, т.к. имеется возможность показать последствия человеческой деятельности; воспитание эстетических чувств, эмоций.

Содержание и количество экскурсий представлено в каждой программе курса «Окружающий мир».

Структуру проведения экскурсий можно представить в виде схемы:

Время сезона
Ориентирование во времени
Ориентирование в пространстве
Работа на экскурсии
Вступительная беседа в классе
Тема экскурсии и задачи
Подготовка учащихся
Подготовка учителя
Схема 7.

           
   
Подготовка экскурсии в природу
 
 
Место нахождения
 
   

 


I этап: подготовка к экскурсии.

Подготовка учителя:

1. Четко определить цели.

Например: раннецветущие растения.

Цель: найти ответ, почему некоторые растения цветут так рано.

- способствовать усвоению понятия «Раннецветущие растения» (образовательные).

- развивать наблюдательность, либо логику суждений (развив.).

2. Подготовить дидактические карточки с заданиями для каждой группы учащихся, звена, для каждого индивидуально.

Например, при наблюдении растений: карточка с заданием. «Рассмотрите внешний вид деревьев леса. Докажите, как изменились. Для доказательства зарисуйте это дерево, подготовьте рассказ об иве, о березе».

3. Подобрать себе помощников - родителей (на 10 человек 1 помощник):

4. Готовятся приборы, необходимые на экскурсии.

Подготовка учащихся:

1. Готовят дома тетрадь и карандаш для записи результатов работы;

2. Прочитывают об изучаемых на экскурсии объектах природы дополнительную литературу.

3. Готовят стихи, пословицы, поговорки, примеры ранее наблюдаемых объектов и явлений.

Тема экскурсии и задачи сообщаются (или учитель подводит учащихся к выделению темы экскурсии в процессе беседы) учащимся в классе.

Содержание вступительной беседа в классе должно быть не только об учебном материале, а и о мерах сохранения своего здоровья, правилах экологически грамотного поведения и т.д.

Уточнение и конкретизация задач: учащимся или помощникам раздаются дидактические карточки, где учитель ставит общие задачи и дает конкретные задания, как по организации, так и по содержанию.

Выполнение практических заданий: учитель должен оказывать помощь детям, где они затрудняются выполнить задания.

При отчетах учащихся должна соблюдаться логика изучения понятия на экскурсии. Отчеты детей слушаются всеми учащимися класса, так как задания были различные у всех групп.

Подведение итогов лучше проводить уже в классе. Проходит анализ выполненных задач, помощниками учителя выставляются оценки за работу одноклассникам, выясняется отношение детей к экскурсии и изучаемому учебному материалу.

Из всех экскурсий в природу самая распространенная - сезонная. Чтобы ее методически грамотно построить, необходимо начинать, например, с понятия:

«Природа осенью».

Неживая природа Живая природа

- уменьшение количества света и тепла; - грибы;

- охлаждение водоемов и почвы; - растения;

- охлаждение воздуха; - животные.

- влияние на изменение погоды - человек

 

При проведении данной экскурсии на каждый существенный признак учитель или заинтересованные ученики придумывают карточки – задания для каждой группы. На усвоение существенных признаков: одежда, здоровье, труд человека по сезонам года – карточки не создаются, а все ученики ведут наблюдение пока идут до места экскурсии и обратно.

При проведении экскурсии по теме «Горизонт» (4класс) учащиеся совмещают самостоятельную работу и работу с учителем.

Ход экскурсии.

Образовательная цель: формировать понятия «горизонт», «линия горизонта», сформировать представления об открытом пространстве, открытой мест­ности, о поверхности видимого круга на открытой мест­ности; представления об изображенной на планшете видимой части горизонта, о линии горизонта.

В начале экскурсии выясняется, что такое поверхность? С этой целью перед учащимися ставятся проблемные во­просы, им предлагаются различные задачи. В результате делается вывод: поверхность - это наружная сторона любого предмета. Есть поверхность воды, листа, ладони, ствола дерева и т.д. Подчеркивается, что поверхность есть и у всей планеты Земля и что дети в данный момент идут по этой поверхности, что поверхность бывает ровная и не­ровная, что есть возвышения, понижения и относительно ровные участки. Затем проводится сравнение видимых поверхностей, определяется их сходство и отличие.

Таким образом, все имеющиеся и формируемые пред­ставления учащихся систематизируются в сознании вокруг признака «наружная сторона предмета».

Экскурсия продолжается в небольшом понижении, где местность относительно закрыта для обзора. Младшие школьники выясняют местонахождение различных пред­метов относительно своей позиции.

Учитель проводит беседу по вопросам:

- Какие предметы находятся к вам ближе, какие дальше?

- Где находятся эти предметы: в воздухе,на поверх­ности?

Для закрепления знаний детям предлагается изобра­зить на своих планшетах видимые на поверхности бли­жайшие предметы в виде слов или небольших рисунков. Получится, например, такая схема:

Схема 8.

Дом

 

Город

Луг Я Кустарник

 

(Стрелочками указано направление взгляда наблюдателя, сектор видимости обведен овалом.)

Затем учащиеся поднимаются на открытую возвышен­ную местность, находящуюся рядом с понижением. Чтобы дети могли сравнить и проанализировать местонахожде­ние видимых теперь предметов, учитель задает им следу­ющие вопросы:

- Большую или меньшую часть поверхности мы стали видеть, поднявшись выше?

- Какими предметами теперь ограничивается видимая поверхность?

На планшетах ученики вновь изображают предметы, находящиеся на самом дальнем расстоянии от них, сохра­няя при этом прежнее направление взгляда в каждом секторе видимости. Данная схема может быть, например, такой:

На основе данных представлений в ходе беседы, на­блюдения, анализа схемы, объяснения учителя выделя­ется понятие «горизонт» как видимая поверхность на открытой местности и пространство над ней. Дети само­стоятельно и под руководством учителя определяют, что горизонт имеет форму круга, с поднятием вверх он рас­ширяется. В осознании этого им помогают схемы на планшетах.

Далее проводится беседа по выяснению представлений о границе видимой поверхности:

— Можем ли мы видеть поверхность бесконечно?

- Как называется граница видимого горизонта? Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что «граница видимого горизонта - это линия горизонта». Выясняется также, что «начерченной линии в природе не существует, это кажущаяся линия, дойти до неё невоз­можно, так как планета Земля имеет шарообразную форму». Детям показываются иллюстрации, предлагается обвести линию горизонта на своих схемах. В заключение делается вывод о том, что линия горизонта, как и гори­зонт, с поднятием наблюдателя вверх увеличивается (рас­ширяется).

Затем проводится работа по соотнесению части види­мой поверхности на наблюдаемой местности и части круга на схеме, части видимой линии горизонта и части ок­ружности. Выясняется также, что на открытой местности наблюдателю видна не только поверхность, но и пред­меты на ней, а также облака, птицы и другие объекты, находящиеся в пространстве над данной поверхностью. Другими словами, делается вывод, что над любой по­верхностью находится пространство и ему нет конца, но возможности нашего зрения позволяют видеть только часть его. В ходе экскурсии закрепляются знания уча­щихся и из курса математики - понятия «круг» и «ок­ружность».

Таким образом, на данной экскурсии учащиеся уточняют или формируют чувствен­ные образы о видимой поверхности, границе видимой поверхности и видимом пространстве. В процессе ана­лиза, синтеза, сравнения и других мыслительных опера­ций эти образы группируются в сознании младших школь­ников в определенные ряды, в определенную систему. Основой таких групп, рядов являются существенные признаки изучаемых первоначальных научных понятий. Проведение экскурсии по данной методике дает более качественное, осознанное усвоение первоначальных науч­ных понятий.

 

1. Какие уровни знаний (по обобщенности) выделяются для изучения младшими школьниками? 2. В каком соотношении находятся реальная действительность (оригинал), знания базовых наук и знания об окружающем мире, которые изучают младшие школьники? 3. В чем особенности дедуктивного и индуктивного путей усвоения первоначальных научных понятий о природе?

Лекция 5. Средства изучения окружающего мира учащимися начальной школы

 

1. Понятие о средствах изучения окружающего мира.

2. Классификация средств изучения окружающего мира младшими школьниками.

3. Методика работы с основными средствами изучения природы младшими школьниками.

1. Объекты и явления, находящиеся в реальных условиях существования в науке называют оригиналом. Если бы возможно изучать окружающий мир всегда в оригинале, было бы самое лучшее для осознанного усвоения учебного материала.

Однако, это невозможно, и учащимся приходится изучать природу чаще по моделям.

Модель – это способ отображения реальной действительности. Как мы уже рассматривали, модели бывают материальные и идеальные. Все учебные и наглядные пособия по природоведческим курсам относятся к материальным моделям. С помощью оригинала и модели формируются у учащихся «внутренняя» наглядность – это система образов, когда объект уже не действует на ребенка, а остается в памяти в виде чувственных образов, чувств. При использовании наглядных пособий эта «внутренняя» наглядность уточняется, углубляется, наполняется.

Использование учебников и учебно-наглядных пособий при изучении окружающего мира имеет большое значение:

- При использовании учебников и учебно-наглядных пособий реализуется принцип наглядности;

- Формируются представления об объектах и явлениях природы, которых невозможно наблюдать непосредственно в реальных условиях существования.

- С помощью опорных схем более осознанно усваиваются существенные признаки понятия.

- Поддерживается познавательный интерес к изучению природы.

- Учащимся легче восстанавливать внутренние и внешние взаимосвязи в мире.

2. При изучении окружающего мира используются различные средства:

Книги и тетради для учащихся Изображение и отображение предметов и явлений Натуральные средства для восприятия
- учебники - рабочие тетради - хрестоматии - тетради юного эколога - -учебники-тетради - модели - муляжи - макеты - таблицы - картины - аудиовизуальные средства - карты, атласы - лабораторное оборудование - приборы - натуральные объекты (гербарии, коллекции)

Учебники, разрабатываются одним или несколькими авторами, обязательно утверждается Министерством образования или учебно-издательскими советами. Это интегрированное средство обучения, т.к. в нем представлены тексты, иллюстрации, схемы. Учебник содержит следующие аппараты: ориентировочный, текстовой, иллюстративный, методический аппарат. К учебникам сейчас издаются рабочие тетради, тетради юного эколога, хрестоматии и т.д.

Учебники - тетради тоже интегрированное средство. Совокупность иллюстраций, свободное место для работы ребят, дается только часть текста, может быть совмещение двух тетрадей: тетради для ученика для работы дома и в классе и тетрадь для контроля.

Хрестоматия – подборка текстов о природе, например, А.А.Плешаков «Зеленые страницы», М., 1987 г., «С любовью к природе» / Под ред. И.Д. Зверева, М., 1976, В.И. Герасимов «Природа России», М., 1974 г.; Л.И. Бурова, М.Е. Гриценко, Г.П. Логовеева «Родной край», М., 1998 г. и др.

Модели – частично отражающие реальную действительность – глобус (относится к объемным моделям),

Муляжи – создаются из парафина, пластилина, относятся также к объемным). Они достаточно адекватно отражают оригинал (форму, размеры, цвет овощей, фруктов, грибов и т.д.).

Макеты – частично отражающие внутреннее и внешнее строение внутренних органов организма человека; строение и формы холма, вулкана, горной страны.

Таблица – это изображение реальной действительности с дополнительным уточнением отдельных растений и животных, изображение которых увеличено («Степь»).

Картина – целостное изображение территории с реальным соотношением в пространстве объектов природы («Тундра»).

Все таблицы и картины имеют гриф «Таблицы, картины по природоведению».

В работе с таблицами и картинами необходимо соблюдать следующий алгоритм:

первичный синтез → анализ → синтез.

Аудиовизуальные средства и мультимедийные средства: диафильмы; пластинки с голосами птиц; кодотранспоранты; диски с программами; видеофильмы; кинофильмы и т.д.

Карты и атласы. Для начальной школы создана серия карт, которая идет под грифом «Для начальной школы»: карта полушарий; физическая и административная карта России; карта Вологодской области; план местности (топографическая карта). Основные требования к картам для начальной школы: более яркие цвета, менее насыщенная легенда, некоторая обобщенность условных обозначений. Карты России созданы в проекции Соловьева, где соединена коническая проекция с азимутальной проекцией.

Атласы – это интегрированное собрание различных видов карт и планов.

Лабораторное оборудование: пробирки, колбы, стаканчики, спиртовка с сухим горючим и др.

Приборы: флюгер, компас, теллурий, термометр, мерзлотомер.

Натуральные объекты: гербарии, коллекции для начальной школы. Комнатные растения относятся к оригиналу, так как они находятся в реальных условиях существования.

Гербарии: высушенные и систематизированные растения по сообществам; растения по природным зонам и др.

Коллекции: демонстрационные и раздаточные - полезных ископаемых; семян; тканей; самодельные коллекции (делают ученики).

Выбор средств обучения в курсе «Окружающий мир» зависит, прежде всего, от всех компонентов методической системы: целей, задач, содержания, форм, методов и т.д. Кроме этого, выбор зависит от местонахождения школы, возрастных особенностей детей, наличия оборудования в начальной школе, организации деятельности детей при усвоении понятий.

Для более качественного подбора средств обучения на каждый урок учителю следует более тщательно работать с компонентом содержания: следует точно определить понятия, которые изучаются на уроке, выделить содержание, объем и связи его (т.е. дать характеристику понятия).

Например, при изучении понятия «План местности» выделяют содержание ( существенные признаки понятия): это уменьшенный чертеж (точное изображение) местности, условные знаки, масштаб.

Объем понятия - совокупность представлений по каждому существенному признаку, например, признак - условные знаки: представления об условном знаке леса, реки, моста, каменного угля, и т.д.; представления о реальных объектах, отраженных в условных знаках. Это можно отразить следующим образом:

 

 

оригинале (реальной действительности)

Представление об

способах отображения оригинала (моделях)

 

При выборе комплекса средств обучения на уроке или экскурсии необходимо учитывать представления детей об оригинале (краеведческие представления). Например, при изучении понятия «тундра» комплекс средств обучения подбирается на основе содержания, объема и учете связей данного понятия. (Таблица 4)

Таблица 4.

Понятие (содержание) Объем понятия (совокупность представлений об оригинале и моделях) Комплекс средств обучения
Тундра -местоположение   - количество солнечного тепла и света в зависимости от изменения положения территории тундры (времена года)   - вода   - почвы тундры     - особенность растительного мира тундры   - животный мир   - занятия населения   - охрана природы.   - пространства, равнинные и горные поверхности, расположение в России вдоль берегов Северного ледовитого океана. Представления об оригинале: - о какой-то равнине - о больших пространствах замерзшей воды - о кромках незамерзшей воды у берега реки, озера, пруда.   Краеведческие представления о видимом положении солнца над горизонтом, о низких и высоких температурах по ощущениям и показаниям термометра.   - заболоченная территория, озер мало, заболоченная территория без лесных массивов. - О болоте. - Об озере.   - О замерзшей почве, о влажной, заболоченной почве.     - О мхе, клюкве, бруснике, чернике, голубике, грибах.     - О комарах, мошкаре, грызунах, снегирях, галках, воронах.   Физическая карта России и СНГ; карта в классе. Картина 5 класс. «Северный морской путь». Можно использовать диафильм «Природа нашей родины».     Глобус, теллурий, рисунок с.п.     ю.п.   Картина «Тундра», картинки из учебника, слайды из серии «Природные зоны».     Карта «Почвы России» (где штрихом отмечена вечная мерзлота).   Картина, гербарий карликовой березы, карликовой ивы.   Картины, изображение оленя, песца, полярную мышь, сову, схема приспособления животных к жизни в тундре.

 

Таким образом, выбор средств зависит, прежде всего, от содержания, объема, и связей понятия. Когда учитель проанализирует таким образом понятие, то комплекс пособий будет подобран более целесообразно. Следует подчеркнуть, что современное оснащение средствами изучения окружающего мира младшими школьниками находится на крайне низком уровне.

 

1. Что должен учитывать учитель при подборе комплекса учебных наглядных пособий? 2. Как взаимосвязаны компоненты методической системы со средствами изучения окружающего мира учащимися начальной школы?

 

Лекция 6. Методы изучения природы в начальной школе.

 

1. Классификация методов и их характеристика.

2. Выбор методов изучения окружающего мира младшими школьниками.

 

1. Методы изучения окружающего мира, применяемые в начальной школе, зависят, прежде всего, от тех базовых наук, содержание которых адаптировано для изучения учащимися 1-4 классов.

Среди всех классификаций в методике естествознания чаще применяется классификация по источнику знаний:

 

Методы изучения природы:

 
 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы, цели, задачи | Принцип опоры на предшествующее развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.