Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства




Правовое и организационное регулирование экономических отношений является одной из основных функций государства. Этим определяется его роль в процессе становления и развития малого предпринимательства. В мировой практике известны два варианта поддержки государством малого предпринимательства.

Первый вариант – широкое государственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании с протекционистской политикой в их пользу, в некоторой степени это создание «тепличных условий» не формирующих нужных стимулов к развитию.

Второй вариант – умеренное государственное регулирование рыночных условий для формирования реальных конкурентных отношений. Это наиболее эффективный компонент экономической политики в условиях развитого рынка, обеспечивающий выживание сильнейшего.

Эти два варианта не противоречат друг другу, а скорее дополняют, так как соответствуют разным этапам развития рыночных отношений.

В экономическом пространстве, в котором монополизация является реальностью, существует необходимость государственной поддержки малых предприятий. Как уже отмечалось в предыдущей теме малые предприятия действительно малы и испытывают ограниченность в ресурсах: в капитале, в труде, в информации. Поддержка малого предпринимательства должна заключаться с одной стороны, в управлении, т.е. формировании правовой среды и контроле, с другой стороны, в обеспечении, т.е. доведении до малых предприятий ресурсов.

24 июля 2007 года был принят Федеральный закон N 209-ФЗ от «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Этот Закон формирует нормативно-правовую среду, регламентирующую порядок государственной поддержки малого предпринимательства. Определено, что государственная поддержка осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, которые будут рассмотрены подробнее в следующем разделе учебного пособия.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1) формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

2) создание и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

3) создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

4) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

5) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

6) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

7) обеспечение социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве;

8) создание системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

Закон № 209-ФЗ определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, а также устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования действия субъектов малого предпринимательства. Закон декларирует необходимость создания инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства — системы специализированных органов: фондов, учебных, информационных, консультационных центров, технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и т.д. В этих целях разрабатываются и реализуются федеральная и региональные программы, включающие системы мероприятий по поддержке и развитию малого бизнеса, в том числе их финансовому обеспечению.

Закон разграничивает полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами в области государственной поддержки малых предприятий, что позволяет субъектам РФ самостоятельно, с учетом местных особенностей и потребностей, проводить государственную политику в этой области. Такая относительная самостоятельность субъектов РФ весьма актуальна, поскольку деятельность малых предприятий ориентирована преимущественно на местные рынки.

Важным на сегодняшний день остается вопрос, связанный с процессом формирования нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ, где непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность субъекты малого предпринимательства. Большинство субъектов РФ самостоятельно разрабатывают и реализуют программы поддержки малого предпринимательства, определяя приоритетные направления развития малого предпринимательства для своего региона.

Процесс создания и укрепления сферы малого предпринимательства в Самарской области обеспечивается поддержкой и стимулированием со стороны государства. Государственная поддержка малого бизнеса в Самарской области, начиная с 1993 года носит, системный характер: в Администрации области создан департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса – координатор всех мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса в области, реализация которых, начиная с 1994 года, проводится в рамках областных программ. Основной принцип реализации всех программ инициатива со стороны местных органов самоуправления Самарской области, которые становятся непосредственными участниками реализации мероприятий программ государственной поддержки малого бизнеса.

Совместно с органами местного самоуправления на территории области создано 11 центров развития малого бизнеса, основной задачей которых является подъем деловой активности на конкретной территории путем приближения финансовых и информационных источников к предпринимательской среде, работающей в сфере малого бизнеса.

Центры, являясь основой инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса в области, совместно с местными банками, используя при этом средства бюджета, так и средства самих банков, отрабатывают механизмы финансового взаимодействия между предпринимателями и банкирами. Это целевые кредиты малым предприятиям, в том числе и под гарантии департамента; краткосрочные кредиты в качестве временной финансовой помощи малым предприятиям, финансовый лизинг.

Анализируя нормативную и законодательную базу Государственной поддержки малого предпринимательства в России, можно заметить, что первостепенное значение уделяется малому предпринимательству в производственных отраслях и научно-технической сфере. Определив приоритеты развития малого предпринимательства, как производство, оказание услуг, строительство и инновационная деятельность, Правительство РФ изначально оставило малые предприятия сферы торговли без внимания, подразумевая коммерческую деятельность традиционной и не несущей в себе инноваций.

Государственная поддержка малого предпринимательства во многом определяется целесообразностью, поэтому нельзя считать, что государство делает свою программу общедоступной.

В условиях современного развития экономики существует ряд объективных причин, по которым малым предприятиям необходима поддержка государства и муниципальных органов власти. В первую очередь это ограниченность в ресурсах: в капитале, в труде, в информации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют следующие меры, направленные на производственно-технологическую поддержку малого предпринимательства:

размещение заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции;

содействие в создании и организации деятельности специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства;

предоставление зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности на приоритетных условиях;

создание системы лизинга оборудования;

развитие института технического консультирования;

обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работы с персоналом для малых предприятий;

организация передачи малым предприятиям новых технологий, «ноу-хау».

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. При этом предприятия, учреждения и организации, осуществляющие производственно-технологическую и иную поддержку субъектов малого предпринимательства, должны пользоваться льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

В настоящее время существенной проблемой осуществления реальной поддержки малого предпринимательства является несовершенство законодательства по применению льгот кредитным, финансовым, страховым, образовательным организациям, работающим с малыми предприятиями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать малым предприятиям полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между малым предприятием и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Закон акцентирует внимание предпринимателей на целесообразности создания ими общественных объединений как формы выражения и защиты их интересов и средства взаимодействия с органами представительной и исполнительной власти. Для этого рекомендуется создание союзов(ассоциаций) малого предпринимательства.

Государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций. А также для проведения организационных или публичных мероприятий, привлечения представителей союзов (ассоциации) субъектов малого предпринимательства к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития субъектов РФ, предоставления возможностей для использования средств массовой информации в целях популяризации идей малого предпринимательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.