КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательные и ведомственные акты, касающиеся малых предприятий
Государственное регулирование деятельности малых предприятий Основной задачей государства является формирование широкой правовой среды функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начинался с принятия общих законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом, устанавливающим обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств. Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведении в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства. Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Чтобы предпринимательство в России успешно развивалось, государство должно поддерживать законное, инновационное предпринимательство, становление которого — важное условие экономического роста. Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большое препятствие для дальнейшего развития малого предпринимательства состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия. Для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов, которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими. Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятие новой Конституции РФ. В ней впервые изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Большое значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., который после введения в действие с 1 января 1995г. первой части ГК РФ утратил силу. В данном законе впервые четко сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочив организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; в относительно простой форме изложены механизм создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, защита прав собственности и других прав субъектов гражданского оборота, установлены пределы имущественной ответственности организации и индивидуальных предпринимателей. В первой части сформулированы основные положения о регламентации заключения и исполнения сделок и общие положения о договорах, которые обстоятельно развиты во второй части ГК РФ. Во второй части ГК РФ дана правовая трактовка всей системы договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты, установлены права, обязанности и ответственность участников договоров при ненадлежащем их исполнении, включает раздел «Отдельные виды обязательств». Таким образом, в части второй ГК РФ установлена система правовых гарантий субъектам предпринимательства, что является важным условием развития в стране законного предпринимательства. Конечно, не все нормы ГК РФ можно внедрить на практике, однако, несомненно, следование им является важным фактором становления рыночной экономики и предпринимательства. Можно с полной уверенностью утверждать, что нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, не изучив обе части ГК РФ и не выполняя их положения. Большую роль в развитии малого предпринимательства в стране сыграло постановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406. В этом постановлении были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики). Впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям. Основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, о том, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующего развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Была подчеркнута экономическая и социальная роль малого предпринимательства, определены задачи федеральных органов по решению проблемы поддержки малого бизнеса. Существенным является обозначение приоритетных видов деятельности малых предприятий, пользующиеся государственной поддержкой: • производство и переработка сельскохозяйственной продукции; • производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; • строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; • инновационная деятельность. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» сыграло положительную роль и повлияло на увеличение во всех отраслях экономики числа малых предприятий. Следует особо подчеркнуть значение для развития малого предпринимательства в стране Указа Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270 и постановления Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 — 1995 гг.» от 29 апреля 1994 г. № 409. Эти два нормативных акта направлены на планомерную и длительную поддержку малого предпринимательства в стране. Для развития малого предпринимательства особое значение имеет безусловная реализация Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В федеральном законе говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В законе указывается, что он действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Большое значение для развития предпринимательства имело принятие таких федеральных законов, как «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 41-ФЗ с изменениями 21.03.2002 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ с изменениями 31.10.2002 г., «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ с изменениями 21.03.2002 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ и др. Положительную роль в развитии малого предпринимательства сыграло введение в действие с 8 апреля 2003 г. нового Уголовного кодекса РФ и реализация на практике статей об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности. Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) усиливает административную ответственность предпринимателей. Важное значение для регулирования малого предпринимательства имеет введение в действие 1 августа 1998 г. с изменениями и дополнениями от 15 января 2004 г. Налогового кодекса РФ, который устанавливает налоговое регулирование деятельности предпринимателей, определяет виды уплачиваемых налогов и сборов. Так, в части первой Налогового кодекса РФ установлены понятия (термины), с помощью которых регулируются все налоговые отношения, определены виды налогов и сборов в РФ. Процесс рассмотрения хозяйственных споров субъектов малого предпринимательства с хозяйствующими субъектами, рассмотрение заявлений об объявлении организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами осуществляют в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, который вступил в действие 14 июня 2002 года арбитражные суды, а также в соответствии с нормативными актами Высшего арбитражного суда РФ. На федеральном уровне продолжает совершенствоваться нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. Были внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ в 1999 году в связи с изменениями в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ, а также в другие принимаемыми в соответствии с ним законодательные акты. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменен и дополнен 26.03.2003 г. С 1 июля 2003 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», в связи с этим утратили силу некоторые правовые акты, в том числе Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и Закон РФ «О стандартизации». Действие последних законодательных актов будут подробнее рассмотрены в следующем вопросе.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |