КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление товарными и покупательскими потоками
Управление ассортиментом товаров. Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента. Основные направления в области формирования ассортимента: · расширение ассортимента; · сокращение ассортимента; · стабилизация ассортимента; · обновление ассортимента; · гармонизация ассортимента. Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента. Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия является гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия. Целью управления товарными потоками является обеспечение высокой производительности труда работников магазина и сокращение затрат времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов: · достижение максимальной прямоточности внутримагазинного перемещения товаров; · обеспечение минимального объема грузооборота; · недопущение пересечения товарных и покупательских потоков; · применение средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое применение тары-оборудования. Управлению покупательскими потоками принадлежит центральное место в общей системе управления технологическими процессами в торговом предприятии, так как от него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупателей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения. Определение места расположения секций – это продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей. Закрепление за секциями зон размещения в торговом зале проводится с учетом следующих основных требований: - зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна примыкать непосредственно к помещениям, где производится подготовка к продаже; - зона товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового зала; - зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые товары, должна находиться около узла расчета или выхода из торгового зала; - к товарам должен быть обеспечен свободный доступ покупателей; - соблюдение принципа товарного соседства с учетом специфических особенностей каждой товарной группы; - последовательность расположения секций целесообразно сохранять неизменной. Ширина проходов для покупателей устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т.е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Например, в супермаркете 1,5 метра – это минимальная ширина прохода, необходимая для свободного передвижения двух покупателей с тележками для товара, а расстояние между кассовыми боксами должно быть 600-700 мм, что обеспечивает выход одного покупателя с тележкой, но в то же время, исключает выход двух человек одновременно. В любом случае, основными требованиями остаются возможность свободного передвижения покупателей и приемлемая обзорность товаров. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т.д. Площадь зоны расчетного узла – включает площадь кабин контролеров-кассиров, площадь прохода между кабинами и площадь для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют следующую формулу:
, (8) где П – необходимое количество мест контролеров-кассиров; Р – число посетителей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, чел./ч; Т – среднее время затрачиваемое на обслуживание одного покупателя (на считывание цен, получение денег, выдачу сдачи и т.д.), с; - среднее количество товарных единиц, приходящихся на одного покупателя, шт.; - время регистрации стоимости одного товара или скорость печати ККМ, с; К – коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,7 При проектировании новых магазинов число рабочих мест контролеров-кассиров рассчитывается исходя из площади торгового зала по формуле:
, (9) где S – площадь торгового зала, м2; - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (2,5 м2 согласно СНиП); - среднее время расчета с одним покупателем, с; К - коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,7. Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям и т.д. На основании этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.
9. Управление хозяйственными рисками
Риски являются объективным явлением в деятельности любого предприятия и проявляются как совокупность отдельных видов рисков. К числу основных из них относятся: 1. Риск случайной гибели (порчи) имущества связан с возможной потерей материальных активов предприятия (основных средств; объектов незавершенного строительства; неустановленного оборудования; запасов товаров, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п.) от стихийных бедствий, техногенных аварий, пожаров, несоблюдения надлежащих условий хранения материальных активов и т.п. 2. Коммерческий риск определяется недобросовестностью коммерческих партнеров предприятия, а также их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска. 3. Экономический риск определяется нарушением хода экономической деятельности и недостижением запланированных основных экономических показателей. Этот риск генерируется как ситуацией на потребительском рынке (неблагоприятной его конъюнктурой), так и экономическими просчетами менеджеров предприятия; он является одним из наиболее распространенных в хозяйственной деятельности предприятия. 4. Ценовой риск один из наиболее опасных видов риска, т.к. он оказывает существенное влияние на возможность потери доходов и прибыли от торговой деятельности при повышении уровня цен закупки товаров; при снижении уровня цен реализации товаров на потребительском рынке; при повышении уровня цен и тарифов на услуги сторонних организаций, при росте уровня цен закупки материалов, оборудования и т.п. 5. Валютный риск присущ торговым операциям в сфере внешнеэкономической деятельности предприятия. Он проявляется в недополучении прибыли в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических торговых операциях предприятия, на ожидаемые денежные потоки от этих операций. 6. Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке (как депозитной, так и кредитной). Причина - изменение конъюнктуры денежного рынка под воздействием государственного регулирования учетной ставки, объема предложения свободных денежных ресурсов коммерческими банками, снижение спроса хозяйствующих субъектов на эти ресурсы и т.п. 7. Инфляционный риск характеризует возможность обесценения реальной стоимости капитала предприятия (в форме хранимых денежных активов), а также формируемых в денежной форме отдельных его финансовых фондов (амортизационного фонда, фонда предстоящей уценки товаров и т.п.). 8. В соответствии с видами инвестиционной деятельности выделяют и виды инвестиционного риска: риск реального инвестирования (нарушение календарного плана работ; низкое качество осуществляемых работ; нарушение проектной документация превышение размеров запланированного капитального бюджета и т.п.) и риск финансового инвестирования (снижение курсовой стоимости акций и других фондовых инструментов составляющих портфель финансовых активов торговой предприятия; снижение ликвидности этих активов; банкротство или неплатежеспособность отдельных эмитентов и т.п.). 9. Налоговый риск имеет ряд проявлений: вероятность введения новых налоговых платежей; возможность увеличения уровня ставок действующих налоговых платежей; изменение условий и сроков уплаты отдельных налоговых платежей и предоставления налогового кредита; вероятность отмены действующих налоговых льгот. Являясь непредсказуемым для предприятия (об этом свидетельствует современная отечественная фискальная практика), он оказывает существенное отрицательное воздействие на результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия. 10. Риск неплатежеспособности. Причиной его возникновения является низкий уровень ликвидности оборотных активов; несостыкованность сроков поступления и расходования денежных средств при планировании их потоков; превышение плановых объемов инвестиционных операций при неизменном объеме инвестиционных ресурсов и т.п. По своим финансовым последствиям этот вид хозяйственного риска может вызвать возбуждение дела о банкротстве торгового предприятия и поэтому относится к наиболее опасным. 11. Риск потери финансовой устойчивости. Этот вид хозяйственного риска генерируется несовершенной структурой капитала торгового предприятия (чрезмерной долей использования заемных средств). Его опасность заключается в том, что он формирует условия неплатежеспособности предприятия в предстоящем периоде и одновременно перекрывает доступ к кредитным ресурсам, необходимым для выхода из состояния этой неплатежеспособности. 12. Прочие виды рисков. К ним относятся риск потери товаров в магазинах (отделах) самообслуживания, связанный с их хищением покупателями; риск финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетно-кассовых операций в связи с неудачным выбором коммерческого банка; риск подделки финансовых документов сотрудниками; эмиссионный риск и другие. Рассмотрение отдельных видов хозяйственных рисков показывает, что по источникам своего возникновения они могут быть разделены на две основные группы — зависящие и не зависящие от хозяйственной деятельности торгового предприятия. С такой группировкой хозяйственных рисков связано выделение двух основных их форм: Систематический (или рыночный) риск. Эта форма риска возникает для всех участников потребительского, финансового и других видов рынков. Она связана со сменой отдельных стадий экономического развития страны, принятием политических решений по отдельным вопросам экономики, изменениями конъюнктуры этих рынков и другими аналогичными факторами, на которые торговое предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности повлиять не может. К этой группе хозяйственных рисков могут быть отнесены валютный риск, процентный риск, инфляционный риск, налоговый риск и частично инвестиционный риск (в части изменения макроэкономических условий инвестирования). Несистематический (или специфический) риск. Эта форма риска присуща хозяйственной деятельности конкретного торгового предприятия и определяется уровнем его торгового менеджмента. Она может быть связана с несовершенством разделением труда менеджеров торгового предприятия, низкой квалификацией отдельных из них и отсутствием практического опыта; чрезмерной приверженностью владельцев и главных менеджеров торгового предприятия к рисковым (агрессивным) хозяйственным операциям с высокой нормой прибыли; неоптимальной структурой активов и капитала предприятия; недооценкой коммерческих партнеров и другими аналогичными факторами, негативные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счет эффективного управления хозяйственными рисками («риск-менеджмента») на торговом предприятии Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяются на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные потери. Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей; падение уровня трудовой и исполнительской дисциплины; неисполнение принятых законодательных актов; нарушение платежей и взаиморасчетов; отчуждение имущества или денежных средств. Основной целью управления хозяйственными рисками на торговом предприятии является минимизация связанных с ними финансовых потерь. Процесс этого управления связан с оценкой уровня отдельных видов хозяйственных рисков, их профилактикой и страхованием. Оценка уровня рисков представляет собой наиболее ответственный и методически сложный этап управления этими рисками. Принципиально уровень хозяйственных рисков оценивается по следующей формуле:
УР = ВР х РП, (1) где УР — уровень соответствующего риска; ВР — вероятность возникновения данного риска; РП — размер возможных финансовых потерь по данному риску. Несмотря на относительную простоту этой формулы, вычисление уровня хозяйственных рисков представляет собой довольно сложный процесс, который последовательно осуществляется в разрезе следующих этапов: 1. Идентификация отдельных видов хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия. На первое стадии идентификации в разрезе каждого направления хозяйственной деятельности и отдельных хозяйственных операций определяются присущие им виды хозяйственных рисков и на этой основе составляется перечень возможных несистематических рисков торгового предприятия. На второй стадии идентификации определяется перечень систематических рисков, связанных с хозяйственной деятельностью торгового предприятия в целом (в связи ее спецификой деятельности конкретного торгового предприятия отдельные из ранее рассмотренных видов систематических рисков из перечня могут быть исключены). На третьей стадии идентификации формируется общий портфель хозяйственных рисков, связанных с предстоящей деятельностью торгового предприятия (включающий возможные систематические и несистематические хозяйственные риски). 2. Оценка степени вероятности отдельных видов хозяйственных рисков. Вероятность отдельных хозяйственных рисков представляет собой оценку возможности их возникновения в предстоящем периоде. Торговый менеджмент использует обширную систему методов оценки вероятности возникновения отдельных рисков. Эти методы подразделяются на следующие четыре группы: экономико-статистические; расчетно-аналитические; аналоговые; экспертные. Выбор конкретных методов определяется наличием необходимой информативной базы и уровнем квалификации соответствующих менеджеров. 3. Определение возможных финансовых потерь, связанных с отдельными хозяйственными рисками. Объем возможных финансовых потерь определяется характером осуществляемых хозяйственных операций, суммой задействованных в них активов или капитала, степенью вероятности наступления соответствующих хозяйственных рисков. По уровню возможных финансовых потерь, связанных с хозяйственной деятельностью торговых предприятий, выделяют четыре группы операций: Безрисковые хозяйственные операции. В связи с безрисковым характером таких операций возможные финансовые потери по ним не прогнозируются. К таким хозяйственным операциям может быть отнесено хеджирование (один из видов биржевых операций по предупреждению ценового риска), приобретение государственных краткосрочных облигаций (при низких темпах инфляции) и некоторые другие. Хозяйственные операции с допустимым уровнем финансовых потерь. Критерием такого уровня является возможность финансовых потерь по рассматриваемой хозяйственной операции в размере расчетной суммы прибыли. Хозяйственные операции с критическим уровнем финансовых потерь. Критерием такого уровня является возможность финансовых потерь по рассматриваемой хозяйственной операции в размере расчетной суммы дохода. В этом случае убыток торгового предприятия будет исчисляться суммой понесенных издержек обращения. Хозяйственные операции с катастрофическим уровнем финансовых потерь. Критерием такого уровня выступает возможность финансовых потерь по рассматриваемой хозяйственной операции в размере всего собственного капитала или существенной его части. Такие хозяйственные операции при неудачном их исходе приводят обычно торговое предприятие к банкротству. 4. Установление предельного значения уровня рисков по отдельным хозяйственным операциям. При осуществлении умеренной финансовой политики предельными значениями уровня рисков по отдельным хозяйственным операциям по оценке специалистов являются: по хозяйственным операциям, с допустимым уровнем риска— 0,1; по хозяйственным операциям с критическим уровнем риска— 0,01; по хозяйственным операциям с катастрофическим уровнем риска — 0,001. Это означает, что намечаемая хозяйственная операция должна быть отклонена, если в одном случае из десяти по ней может быть потеряна вся прибыль; в одном случае из ста – потерян весь доход; в одном случае из тысячи – потерян весь собственный капитал или существенная его часть и предприятие может быть объявлено банкротом. Оценка уровня хозяйственных рисков торгового предприятия позволяет перейти к разработке системы мер по минимизации связанных с ними финансовых потерь. Эти меры подразделяются на три основные группы: 1) профилактику хозяйственных рисков; 2) внутреннее их страхование на предприятии (самострахование); 3) внешнее их страхование. В торговом менеджменте используются обычно следующие направления профилактики хозяйственных рисков 1. Избежание хозяйственных рисков представляет собой наиболее эффективный способ их профилактики. Оно заключается в разработке таких мероприятий, которые полностью исключают конкретный вид хозяйственного риска. К числу основных из таких мер относятся: а) отказ от осуществления хозяйственных операций, уровень риска, по которым чрезмерно высок и не соответствует критериям финансовой политики торгового предприятия. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство хозяйственных операций связано с осуществлением прямой торгово-производственной деятельности предприятия, обеспечивающей регулярное поступление доходов и формирование его прибыли; б) снижение доли заемных средств в хозяйственном обороте. Отказ от чрезмерного использования заемного капитала позволяет избежать одного из наиболее существенных хозяйственных рисков — потери финансовой устойчивости торгового предприятия; в) повышение уровня ликвидности активов; г) осуществление операций - «хеджирования». Такая операция позволяет избежать ценового и инфляционного рисков при совершении торговым предприятием сделок на товарных или фондовых биржах. Принцип операции «хеджирования» состоит в том, что, приобретая товар (ценные бумаги) с поставкой в будущем периоде, торговое предприятие одновременно осуществляет продажу фьючерсных контрактов на аналогичное количество товаров (ценных бумаг). 2. Минимизация хозяйственных рисков осуществляется в том случае, если их нельзя избежать полностью. В качестве мер минимизации хозяйственных рисков на торговом предприятии могут быть использованы: а) получение от покупателей определенных гарантий (в форме страхования, поручительства и т.п.) при предоставлении им потребительского кредита; б) продажа товаров при предоставлении потребительского кредита по дорогостоящим изделиям на условиях финансового лизинга. При этой форме потребительского кредита товар сразу же поступает в пользование покупателя, однако, становится его собственностью только после полного завершения расчетов за него; в) сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами. В современной практике коммерческих сделок этот перечень необоснованно расширяется. г) использование опционных сделок при биржевых операциях (товарных или фондовых). Эти сделки предусматривают покупку права или продажу обязательства заключить биржевой контракт на обусловленное количество конкретного товара (конкретных фондовых инструментов) по заранее установленной цене в пределах взаимно согласованного периода. 3. Диверсификация хозяйственных рисков. Возможности диверсификации с целью минимизации хозяйственных рисков очень велики и направлены на снижение уровня их концентрации. В качестве направлений диверсификации хозяйственных рисков могут быть использованы: а) диверсификация видов хозяйственной деятельности предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода и прибыли от различных видов хозяйственных операций; б) диверсификация поставщиков товаров предусматривает обеспечение разнообразия коммерческих партнеров по поставке на торговое предприятие основных групп товаров; в) диверсификация ассортимента реализуемых товаров предусматривает включение в ассортимент торгового предприятия товаров с противоположной направленностью спроса в рамках отдельных товарных групп (типа «зонт — солнечные очки»), что позволяет минимизировать экономический риск в период временно неблагоприятной конъюнктуры отдельного товарного рынка; г) диверсификация портфеля ценных бумаг предусматривает разнообразие этого портфеля по отдельным видам и эмитентам ценных бумаг (не меняя при этом критериальных целей формирования этого портфеля); д) диверсификация депозитного портфеля предусматривает размещение крупных сумм временно свободны денежных активов торгового предприятия на депозитное хранение в нескольких банках (не изменяя при этом существенно условия их размещения). 4. Лимитирование хозяйственных рисков путем установления соответствующих экономических и финансовых нормативов. Система таких нормативов, обеспечивающих лимитирование хозяйственных рисков, может включать: а) максимальный объем коммерческой сделки по закупке товаров, заключаемой с одним контрагентом, б) максимальный размер совокупных запасов товаров на предприятии; в) максимальный размер потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю (в рамках дифференцированных групп покупателей или групп товаров); г) минимальный размер оборотных активов в высоколиквидной форме (с выделением их суммы в виде готовых средств платежа); д) предельный размер использования заемных средств в хозяйственном обороте (или их удельный вес в общей сумме используемого капитала); е) максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном коммерческом банке, и другие. Группа мер по внутреннему страхованию хозяйственных рисков призвана обеспечить нейтрализацию их негативных финансовых последствий в процессе развития торгового предприятия. В торговом менеджменте используются обычно следующие формы внутреннего страхования хозяйственных рисков. 1. Обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет соответствующей - «премии за риск» заключается в требовании от контрагентов дополнительного дохода по рисковым операциям сверх того уровня, который могут обеспечить безрисковые хозяйственные операции. Этот дополнительный доход должен возрастать пропорционально увеличению уровня риска по хозяйственной операции. При этом следует иметь ввиду, что премия за риск должна возрастать пропорционально увеличению не общего уровня хозяйственного риска, а только риска систематического (рыночного), который определяется с помощью b — коэффициента (так как риск несистематический связан в осное ном с действием субъективных факторов и поддается минимизации со стороны самого торгового предприятия). Общий доход по хозяйственной операции с учетом уровня ее систематического риска может быть рассчитан по формуле: Дi = А + (Дс - А) х ß, (2) где Дi — общий уровень дохода по хозяйственной операции с учетом уровня ее систематического риска; А — уровень дохода по безрисковым хозяйственным операциям; Дс — средний уровень дохода по аналогичным хозяйственным операциям; ß — бета-коэффициент, характеризующий уровень систематического риска по конкретной хозяйственной операции. Сопоставление расчетных значений уровня риска и уровня ожидаемого дохода по хозяйственной операции позволяет определить насколько компенсируется конкретный систематический хозяйственный риск. 2. Обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет системы штрафных санкций представляет собой одну из наиболее распространенных форм внутреннего страхования хозяйственных рисков. Оно предусматривает расчет и включение в условия контрактов необходимых уровней штрафов, пени, неустоек и других форм финансовых санкций в случае нарушения контрагентами своих обязательств. 3. Обеспечение преодоления негативных финансовых последствий за счет предварительного резервирования части финансовых средств позволяет обеспечить внутреннее страхование хозяйственных рисков по тем операциям торгового предприятия, по которым возмещение негативных последствий не может быть возложено на контрагентов. Наиболее серьезные хозяйственные риски страхуются с помощью внешнего страхования. Страховую защиту таких рисков обеспечивают специальные страховые компании (страховщики), которые привлекают средства страхователей и используют их для возмещения понесенных ими убытков при возникновении обусловленных обстоятельств. Внешнее страхование хозяйственных рисков торгового предприятия осуществляется в двух основных формах — обязательной и добровольной. Обязательное страхование охватывает основные производственные фонды торгового предприятия. В соответствии с действующим законодательством платежи торгового предприятия по этому виду страхования относятся на издержки обращения. Добровольное страхование хозяйственных рисков осуществляется страховыми компаниями в широком диапазоне. Основными видами такого страхования, используемыми торговыми предприятиями, являются: 1. Страхование, внеоборотных активов во всех их формах. В отличие от обязательного, этот вид добровольного страхования имеет следующие особенности: а) страхование этих активов, наряду с производственными основными фондами, охватывает непроизводственную их часть, незавершенное строительство, неустановленное оборудование, нематериальные активы; б) страхование этих активов может быть осуществлено в размере реальной (а не балансовой) их стоимости при наличии соответствующей экспертной оценки; в) страхование этих активов может быть осуществлено у нескольких (а не одного) страховщиков, что гарантирует более прочную страховую защиту (в частности, при банкротстве самих страховщиков); г) в процессе страхования этих активов наряду с имущественным может быть учтен инфляционный риск. 2. Страхование грузов при их транспортировании. Такое страхование торговое предприятие проводит в тех случаях, если этот хозяйственный риск по условиям контрактов (базисным условиям поставки) не принимает на себя оптовый продавец товаров. 3. Страхование реальных инвестиций. Объектом такого страхования являются довольно многочисленные инвестиционные риски: а) страхование риска несвоевременного завершения проектных работ; б) страхование риска несвоевременного завершения строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию; в) страхование риска невыхода на запланированную торгово-производственную мощность, г) страхование риска превышения утвержденного капитального бюджета по инвестиционному проекту; д) страхование риска неполучения запланированной суммы прибыли на определенную дату (а соответственно и периода окупаемости инвестиционного проекта) и другие. 4. Страхование финансовых инвестиций. Объектами такого страхования являются долгосрочные депозита вклады в коммерческих банках (депозитное страхование) и доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты) отдельных эмитентов. 5. Страхование прибыли по торговой деятельности. Объектом такого страхования может быть риск недостижения определенной суммы или уровня торговой прибыли только в целом, но и по отдельным хозяйственным операциям. 6. Страхование прочих хозяйственных рисков. Оно охватывает другие многочисленные виды страхования, но играет столь существенной роли на торговых предприятия как ранее перечисленные. При осуществлении внешнего страхования хозяйственных рисков торговое предприятие должно определять его эффективность. Расчет эффективности такого страхования основан на сопоставлении показателей уровня хозяйственного риска, суммы страхового возмещения и суммы уплачиваемых страховых платежей. Экономическая целесообразность осуществления внешнего страхования хозяйственных рисков оправдана при условии:
УР ≥ , (3)
где УР — уровень хозяйственного риска (формула 1); СВ — полная сумма страхового возмещения по договору страхования; Фб — размер безусловной франшизы (если она предусмотрена договором страхования); СП — сумма страховых платежей за весь период страхования. Широкое использование разнообразных форм профилактики и страхования рисков позволяет существенно снизить размер возможных финансовых потерь торгового предприятия в условиях нестабильной экономики и частого изменения конъюнктуры потребительского рынка.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |