Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура предпринимательства

 

В функционировании фирмы важную роль играет культура предпринимательства. Именно она способствует улучшению качества продукции и услуг, повышению эффективности производства, а, следовательно, и увеличению доходов.

Наиболее развернутое определение о культуре предпринимательства дает В.Д. Козлов. Он отмечает, что «культура предпринимательства – есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»

Назначение культуры предпринимательства заключается в решении проблем выживания в конкретной социально-экономической среде и обеспечения внутренней интеграции культуры предприятия и его работников для достижения поставленной цели.

Культура предпринимательства предполагает высокий уровень управленческой культуры, позволяющий руководителю так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием условий, при которых работники предприятия обеспечивали бы высокую производительность и были максимально удовлетворены результатами труда.

Предпринимательская культура формируется под влиянием различных факторов, но в основе ее лежит система ценностей и убеждений, сложившихся под воздействием опыта деятельности предприятия и установок его лидеров.

Формирование и развитие культуры предпринимательской деятельности осуществляется естественным путем, когда каждое предприятие на основе изучения опыта прошлого и настоящего поддерживает сложившиеся культурные традиции, но она может также целенаправленно формироваться под воздействием определенного поведения лидеров и сотрудников фирмы.

Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях. Специалисты отмечают возрастающее значение таких ценностей, как коллектив, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, надежность, стабильность, ориентация на потребности, профессиональные способности, предсказуемость поведения. При этом снижают свое значение ранее общепризнанные ценности, как послушание, дисциплина, иерархия, власть, карьера, централизация.

Культура организации может по-разному восприниматься и оцениваться ее сотрудниками в зависимости от их личных убеждений, ожиданий и стремлений, их должности, статуса и уровня оплаты труда. Культура организации, закрепленная в нормах поведения персонала, в конечном счете, определяет эффективность ее деятельности и вероятность выживания организации при изменении внешних условий.

Специфика культуры руководства состоит в том, что в ее основе лежат нормы, которые должны строго выполняться менеджером. Наиболее важными из них являются:

- юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах;

- моральные нормы, которые регулируют поведение менеджера, его нравственность и мораль;

- организационные нормы – устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в данной организации;

- экономические нормы, регулирующие экономическую деятельность фирмы.

Можно отметить и другие виды норм (технические, этические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют культуру руководства и в целом организационную культуру фирмы. Основными факторами, влияющими на культуру организации, являются история создания организации и форма собственности, ее размер, характер и сложность технологических процессов, внешнее окружение, количественный и качественный состав персонала. Рассмотрим подробнее эти факторы.

История создания организации и форма собственности во многом определяют ее культуру. Если организация возникла как семейное предприятие, то в ней почти всегда сохраняются патриархальные традиции, такая организация будет тяготеть к культуре власти.

Культура власти опирается на личность руководителя и его ближайшее окружение, в руках которых сосредоточиваются все важнейшие ресурсы. Достижение результатов при наличии такой культуры гораздо более значительно по сравнению со средствами достижения. Поэтому деловой успех часто ставится выше моральных ценностей. Если организация создавалась под патронажем государственных служб или несколькими учредителями, внесшими одинаковые паи, то вероятнее всего это будет ролевая организация.

Культура роли основана на строгой специализации подразделений организации, чью деятельность координирует верхний уровень управления. Для таких организаций характерна высокая степень формализации и стандартизации деятельности и отношений (положения, правила, инструкции). Эффективность такой организации определяется рациональностью распределения ролей, а не потенциалом персонала. Если среда, в которой функционирует такая организация, стабильна и ее продукция пользуется спросом, то результативность организации будет высока.

Размер предприятия также оказывает значимое влияние на его культуру. Чем крупнее организации, тем более они заформализованны, что подталкивает их к ролевой культуре.

Технологические процессы также оказывают влияние на организационную культуру. Чем большее количество работников принимает участие в технологическом процессе, тем ярче будет проявляться ролевая культура.

Персонал фирмы также оказывает большое влияние на организационную культуру. Культура организации и ее персонал тесно взаимосвязаны. Приходя в организацию, человек вынужден придерживаться ее культурных традиций, которые уже сложились в этой организации и реализуются посредством действий и поведения персонала. Независимо от вида деятельности организации ее культуру во многом определяют те, кто занимают верхний уровень управления. Если у руководителя возникает желание изменить существующую культуру, то он может это сделать путем подбора соответствующих кадров. Любая вновь возникшая организация вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой организации, ее внутренние и внешние отношения и является как бы образцом, стереотипом при формировании стратегии, распределении власти принятии решений, в поведении персонала.

Можно выделить несколько основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

- социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

- регулирует поведение членов трудового коллектива;

- создается людьми;

- осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

- основана на соблюдении традиций;

- познаваема;

- способна изменяться;

- многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

- находится в постоянном развитии.

Следует отметить, что культура предпринимательства складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

Способность к общению всегда относилась к числу наиболее существенных человеческих качеств. От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами и сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением – процессом передачи информации, идей, мыслей другим людям. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников. Как правило, культура делового общения соответствует общей культуре предпринимательской деятельности предприятия.

Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило морали: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые, в конечном счете, развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют интересы партнеров. В период становления и развития рыночной экономики особое значение приобретает соотношение экономики и этики, моральных и экономических ценностей

Мораль – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека. Различают корпоративную, предпринимательскую и другие виды морали.

Этика – система норм нравственного поведения людей относительно друг друга и общества в целом. Различают корпоративную этику, отражающую нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с государством, поставщиками, потребителями, сотрудниками и профессиональную этику, отражающую особенности нравственного сознания, поведения и отношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

В деловом общении помимо соблюдения нравственных и этических норм важное значение имеет деловой этикет. Деловой этикет обусловливает наиболее целесообразное поведение, способствующее успеху в деловых отношениях. Правила этикета существуют и в отношении визитных карточек, которые широко используются в повседневной официально-деловой практике.

Переговоры являются одной из самых распространенных форм делового общения. Переговоры включают в себя несколько основных стадий:

- подготовка к переговорам;

- ведение переговоров;

- достижение согласия и анализ результатов переговоров.

При ведении переговоров важно владеть техникой переговоров, при этом используются различные подходы к ведению переговоров: мягкий, жесткий и принципиальный (с учетом интересов сторон). Важно знать и правила техники переговоров. Наиболее важными являются следующие правила:

1. Необходимо избегать высказываний, принижающих личность партнера, соблюдать вежливость и культурное отношение,

2. Не игнорировать мнение собеседника.

3. Не делать замечаний в ходе беседы.

4. Не допускать перефразирования мыслей своих и собеседника.

5. Не допускать эмоционального состояния.

6. Правильно выбирать момент подведения промежуточных итогов переговоров.

Компетентный менеджер понимает, что значительная часть времени уходит на подготовку переговоров, а их эффективность зависит не только от решения организационных вопросов, но и от глубокого и тщательного анализа проблемы, формирования общего подхода к переговорам, конкретизации целей и задач, собственной позиции, аргументации предложений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление персоналом малого предприятия | Библиографический список. Дополнительная литература:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.