КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл программного обеспечения (ЖЦ ПО)
ЖЦ ПО – период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Процессы ЖЦ ПО: - основные, - вспомогательные, - организационные. Основные: 1. Приобретение – действия и задачи заказчика, приобретающего ПО; 2. Поставка – действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой; 3. Разработка – действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов; 4. Эксплуатация – действия и задачи оператора организации, эксплуатирующей систему; 5. Сопровождение – внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Вспомогательные: 1. Документирование – формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО; 2. Управление конфигурацией– применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО, управления его модификациями; 3. Обеспечение качества– обеспечение гарантий того, что ПО и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам; 4. Верификация – определение того, что программные продукты полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями; 5. Аттестация – определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению; 6. Совместная оценка– оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами; 7. Аудит – определение соответствия требованиям, планам и условиям договора; 8. Разрешение проблем– анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.
Организационные: 1. Управление – действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами; 2. Создание инфраструктуры– выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО; 3. Усовершенствование – оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ; 4. Обучение – первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала.
В 2002 г. был опубликован стандарт на процессы жизненного цикла систем (ISO/IEC 15288 System life cycle processes). К разработке стандарта были привлечены специалисты различных областей: системной инженерии, программирования, управления качеством, человеческими ресурсами, безопасностью и пр. Был учтен практический опыт создания систем в правительственных, коммерческих, военных и академических организациях. Стандарт применим для широкого класса систем, но его основное предназначение – поддержка создания компьютеризированных систем. Согласно стандарту ISO/IEC серии 15288 в структуру ЖЦ следует включать следующие группы процессов: 1. Договорные процессы: - приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика); - поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика); 2. Процессы предприятия: - управление окружающей средой предприятия; - инвестиционное управление; - управление ЖЦ ИС; - управление ресурсами; - управление качеством; 3. Проектные процессы: - планирование проекта; - оценка проекта; - контроль проекта; - управление рисками; - управление конфигурацией; - управление информационными потоками; - принятие решений. 4. Технические процессы: - определение требований; - анализ требований; - разработка архитектуры; - внедрение; - интеграция; - верификация; - переход; - аттестация; - эксплуатация; - сопровождение; - утилизация. 5. Специальные процессы: - определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей. Создание основных процессов ЖЦ ПО по ИС (ISO/IEC 15288)
Стадии создания систем (ISO/IEC 15288)
12 мая
СРС: Создать техническое задание для проекта «Очередь» на сайте www.mastertz.ru
Модели ЖЦ ПО: 1. каскадная, 2. спиральная, 3. итерационная. Каскадная модель жизненного цикла («модель водопада», англ. waterfall model) была предложена в 1970 г. Уинстоном Ройсом. Она предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. Требования, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.
Спиральная модель (англ. spiral model) была разработана в середине 1980-х годов Барри Боэмом. Она основана на классическом цикле Уильямса Эдварда Деминга PDCA (plan-do-check-act). При использовании этой модели ПО создается в несколько итераций (витков спирали) методом прототипирования. Прототип – действующий компонент ПО, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы. Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации. Рис. 21. Спиральная модель ЖЦ ПО
На каждой итерации оцениваются: 1. Риск превышения сроков и стоимости проекта; 2. Необходимость выполнения еще одной итерации; 3. Степень полноты и точности понимания требований к системе; 4. Целесообразность прекращения проекта. Один из примеров реализации спиральной модели — RAD. Основные принципы RAD: 1. Инструментарий должен быть нацелен на минимизацию времени разработки; 2. Создание прототипа для уточнения требований заказчика; 3. Цикличность разработки: каждая новая версия продукта основывается на оценке результата работы предыдущей версии заказчиком; 4. Минимизация времени разработки версии, за счёт переноса уже готовых модулей и добавления функциональности в новую версию; 5. Команда разработчиков должна тесно сотрудничать, каждый участник должен быть готов выполнять несколько обязанностей; 6. Управление проектом должно минимизировать длительность цикла разработки.
Итерационная модель: естественное развитие каскадной и спиральной моделей привело к их сближению и появлению современного итерационного подхода, который представляет рациональное сочетание этих моделей.
Рис. 22. Итерационная модель ЖЦ ПО
Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных технологий и методов, таких как: RUP MSF XP
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |