КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сетевые МИР
Классификация МИР Лекции по Мировым информационным ресурсам. Ресурс - запасы, источники чего-либо. Такая трактовка понятия приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известны несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями: материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, полуфабрикаты, детали и т.д.; природные ресурсы - объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей; трудовые ресурсы - люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями; финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры; энергетические ресурсы - носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д. В информационном обществе акцент смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда и существовал, но ранее не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. Следует напомнить, что даже понятие «единица информации» было введено в употребление только в середине прошлого века, т.е. немногим более 50 лет назад. В работе К. Шеннона «Математическая теория коммуникаций», опубликованной в 1948 г., впервые утверждалось, что информационное содержание любого сообщения представляет собой последовательность нулей и единиц. Эта идея легла в основу понятия «бита» и многих других представлений современной информатики. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия. С принятием Федерального закона РФ № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно пользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Также можно утверждать, что Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: · превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; · сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; · образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; · повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации. Мировые информационные ресурсы можно разделить по способу представления (хранения и доступа) на две группы: традиционные (ресурсы книгохранилищ, архивов, фильмотек и т.д.) и сетевые. В данном учебном пособии подробно рассматриваются сетевые информационные ресурсы.
Первая компьютерная сеть была создана для информационного обслуживания оборонных нужд США. Со временем появилось множество различных компьютерных сетей, базирующихся на различных технологиях и обслуживающих университеты, исследовательские центры, правительственные агентства, частные компании, частных лиц не только в США, но и во всем мире. Физическое соединение этих сетей и возможность беспрепятственного обмена информацией между пользователями различных сетей позволяет говорить о наличии общемировой компьютерной сети, или глобальной информационной сети (ГИС). ГИС принято рассматривать как «Сеть сетей», по которой можно перегонять информацию между сетями и которая позволяет работать одновременно в столь разных информационных средах, как оцифрованные голос, данные, текст, картинки и звук. В ГИС входит и сеть Интернет, в которой данные передаются в соответствии с протоколом ТСР/IР (Тransmission Соntrol Ргоtocol/Internet Ргоtосоl). Спецификации протокола ТСР/IР не оказывают определяющего влияния на характер товаров, информации и услуг, передаваемых по сети. ТСР/IР определяет лишь способ организации потока информации. Спецификации, описывающие передаваемую информацию, работают на более высоком, по сравнению с сетевым, уровне, и одним из протоколов для обмена информацией является протокол передачи гипертекста НТТР (Нурегtехt Transfer Ргоtоcol). Протокол НТТР гипертекстового доступа к удаленной информации часто называют протоколом World WideWeb (WWW). Кроме WWW, на этом уровне (он называется прикладным, или уровнем приложений) действуют и другие протоколы, например электронной почты (РОРЗ - Роst Оffiсе Ргоtoсоl 3, SМТР - Simple Mail Ргоtосоl, IMAP - Interactive Mail Access Ргоtосоl), общения в режиме реального времени (IRС, Internet Relay Chat)) и групп новостей (NNTР, Network News Transport Protocol). С помощью протокола НТТР Web позволяет обмениваться документами в формате НТМL, который обеспечивает надлежащее отображение содержимого документов в браузерах. ГИС обладает большим размахом и потенциальным влиянием, чем Интернет, хотя последний и является основным прототипом и источником популярности ГИС во всем мире. В самом деле, Интернет и Всемирная паутина (WWW), которой охвачены десятки миллионов пользователей, стали полигоном для «обкатки» множества новых интерактивных информационных продуктов, услуг и сделок, таких как «электронные деньги» и электронная розничная торговля. Поскольку Интернет является частью ГИС, то в нем представлена только часть мировых информационных ресурсов. Однако, нужно заметить, что ресурсы Интернет весьма значительны и отчасти находятся в свободном доступе. Кроме того, через сеть Интернет пользователи могут обратиться к информации, хранящейся и в некоторых других специализированных сетях. Поэтому название Интернет часто служит синонимом ГИС. Источники информации в Интернет различаются по способу представления информации, по национально-территориальному признаку, характеру содержания и доступа. 3. Способ представления.
По способу представления информации источники можно разделить на следующие основные категории: Web-страницы, Сорhег, базы данных, файловые серверы, телеконференции.
1. Web-страницы являются сегодня основным и наиболее распространенным типом информационных ресурсов в Сети. Этот ресурс представляет собой страницы так называемого гипертекста, т.е. текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, представляет собой единицу, называемую сайтом (site). В процессе просмотра гипертекстовой страницы с помощью специальной программы-браузера пользователь может осуществить переход на другую страницу, расположенную, возможно, совсем в другом месте. Таким образом, все Web-страницы в Интернете оказываются связанными между собой. Такой способ представления информации получил название Всемирной паутины (WWW). Следует отметить, что, помимо собственно текста и ссылок, Web-страница может содержать информацию, представленную в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т.д. Стандартом dе facto на представление данных в Интернете является язык НТМL (Нурег Техt Маrkup Language), который распознается программой-браузером. Такие формы представления информации, как аудио- и видеоинформация в режиме реального времени, также доступны с WWW-страниц, но требуют применения дополнительных программных средств. Браузеры Internet Ехрlоrеr (фирма Microsoft, США) и Netscape Соmmunicator (фирма Natscape Communication, США) считаются стандартами сети Интернет.
2. Gopher является другим гипертекстовым стандартом, практически не развивающимся сегодня, поскольку поддерживает только текстовую форму представления информации. Стандартные браузеры нормально «понимают» этот формат.
3. Базы данных могут иметь интерфейс в Интернете, иными словами, могут быть доступны через Сеть. Базы данных могут содержать произвольную информацию: публикации, табулированные данные и т.д. В настоящий момент не существует какого-либо стандартного способа доступа к базам данных по сети Интернет. Наиболее прогрессивным способом является доступ к базам данных с помощью все тех же стандартных браузеров, так как этот способ обеспечивает максимальную потенциальную аудиторию потребителей информации. Хотя, с точки зрения занимаемых ресурсов и времени доступа, хранение информации в базах данных в специальных форматах осуществляется гораздо эффективнее, чем в формате НТМL, для организации такого доступа со стороны базы данных необходимо использование специального программного обеспечения, осуществляющего преобразование данных к формату НТМL «на лету», т.е. в процессе исполнения конкретного пользовательского запроса. Высокая ценность и большой объем информации, обычно размещаемой в базах данных, а также затраты на организацию доступа к данным со стороны Сети обусловливают в большинстве случаев платность доступа к базам данных в сети Интернет.
4. Файловые серверы (FTP-серверы) являются традиционным способом хранения данных в Интернете и представляют собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети. Доступ к данным на таком сервере осуществляется с помощью специальных программ, поддерживающих протокол передачи файлов FТP (File Тгаnsfer Ргоtocol). Данный протокол в общем случае требует авторизации, т.е. идентификации пользователя, запросившего доступ к данным. Для осуществления доступа к файлам со стороны произвольного пользователя Сети обычно используется так называемый анонимный вход (аnоnymous). Этот протокол обычно поддерживается стандартными браузерами.
5. Телеконференции также могут являться источником необходимой информации, как правило, носящей неофициальный характер. Телеконференции представляют собой способ общения людей, имеющих доступ в Сеть, и предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, иначе называемые группами новостей (news groups). Информация, помещенная в телеконференцию, становится на определенное время доступной всем желающим. За распространение информации в такой форме отвечают специальные серверы. Каждый может разместить в группе свое сообщение (статью) или послать свой ответ на чужое. Таким образом, возможно получение немедленной обратной связи от множества лиц и детальное обсуждение какой-либо проблемы территориально разобщенными людьми. Благодаря последнему обстоятельству телеконференции наиболее популярны в научной среде и в частной жизни. Телеконференции делятся на модерируемые (управляемые), т.е. такие, размещение статей в которых производится специальным человеком - модератором, осуществляющим в основном цензурные функции, и немодерируемые, размещение статей в которых производится автоматически по запросу любого пользователя Сети. В Сети существуют архивы наиболее интересных телеконференций, которые также могут быть использованы для получения информации. Национально-территориальный признак. Довольно очевидным представляется также разделение информационных ресурсов по языковому признаку. В силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя. За языковой следует классификация источников по географическому признаку. Произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона. Следует подчеркнуть, что территориальное разделение не относится к возможностям доступа к ресурсам - оно может быть осуществлено из любой точки. Характер содержания. Наиболее важным, с практической точки зрения, является разделение по виду и характеру представляемой информации, поскольку информационное наполнение (соntent) в конечном итоге оказывается решающим при отборе источников. В то же время именно этот аспект может оказаться наиболее трудно формализуемым по причине неоднородности представленной на ресурсе информации. Один и тот же WWW-сайт может содержать самую разнообразную информацию, поэтому приведенная ниже классификация в достаточной степени условна. Содержащаяся на ресурсе информация может быть схематично разделена по виду и характеру на следующие категории: тематическая, научная, рекламная, справочная, новостная, вторичная информация. 1. Тематическая информация. Наиболее ценный тип информации, непосредственно относящейся к конкретной предметной области, - техническая, технологическая, маркетинговая и т.п.. К сожалению, информация этого вида редко присутствует в Сети «в чистом виде». Она, как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов. 2. Научная информация. Этот вид информации представляет собой статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете. В случае подходящей темы исследования содержащаяся в нем информация может оказаться очень полезной. К этой же категории ресурсов можно отнести и статьи некоторых телеконференций. Особый вид подобных документов представляют маркетинговые исследования, которые, однако, обычно недоступны по Сети для бесплатного доступа в связи с большой коммерческой ценностью представленной в них информации. 3. Рекламная информация. Большинство Web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Интернете, носят в той или иной степени рекламный характер. Они содержат информацию о самой фирме (так называемый профиль компании -company profile), о предлагаемых товарах или услугах, о людях, занимающих ключевые посты; через сайт может осуществляться часть работы по поддержке клиентов, там обычно размещаются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п. 4. Справочная информация. Множество ресурсов в Сети содержит информацию справочного характера: разнообразные справочные материалы, ссылки на Web-сайты компаний, представленные аналогично традиционным «желтым страницам» или иным способом, нормативную базу и т.д. 5. Новостийная информация. Эта информация легко доступна по Сети, однако представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке. Данный вид информации поставляют многочисленные информационные агентства. Практически все они имеют свои Web-сайты. Укажем сайты некоторых ведущих мировых информационных агентств: http://www.сnn.сom (CNN), http://www.reuters.соm (Reuters), http://www.itar-tass.com (ИТАР-ТАСС), http://www.afp.com (Frans Ргеssе), http://www.ap.org (Associate Press). 6. Вторичная информация. Вторичные источники предлагают систематизированную и предварительно обработанную информацию и, следовательно, обладают значительной ценностью. В качестве источников вторичной информации могут выступать ресурсы, содержащие обзоры, подборки рефератов, каталоги и другую подобную информацию, а также специализированные тематические сайты. Характер доступа к информации. Обычно различают бесплатный доступ к информации (свободный) и платный доступ к информации (подписка).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |