Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сетевые МИР

Классификация МИР

Лекции по Мировым информационным ресурсам.

Ресурс - запасы, источники чего-либо. Такая трактовка по­нятия приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий на­правлена на материальное производство, известны несколько ос­новных видов ресурсов, ставших уже классическими экономиче­скими категориями:

материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, полуфаб­рикаты, детали и т.д.;

природные ресурсы - объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы - люди, обладающие общеобразователь­ными и профессиональными знаниями;

финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

энергетические ресурсы - носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент смещается с традици­онных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда и существовал, но ранее не рассматривался ни как эконо­мическая, ни как иная категория; никто специально о нем не го­ворил и тем более не вводил никаких определений.

Следует напомнить, что даже понятие «единица информа­ции» было введено в употребление только в середине прошлого века, т.е. немногим более 50 лет назад. В работе К. Шеннона «Математическая теория коммуникаций», опубликованной в 1948 г., впервые утверждалось, что информационное содержа­ние любого сообщения представляет собой последовательность нулей и единиц. Эта идея легла в основу понятия «бита» и мно­гих других представлений современной информатики.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуж­дение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвяще­но довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматриваю­щие эти понятия.

С принятием Федерального закона РФ № 24-ФЗ от 20 февра­ля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информа­ции» большая часть неопределенности была снята. Руководству­ясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно пользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы - отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания. Таким образом, ин­формационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обоб­щали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализо­вались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, лите­ратуры, науки.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогич­ные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Также можно утверждать, что Информационные ресурсы это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных ус­луг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых ре­шений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Мировые информационные ресурсы можно разделить по способу представления (хранения и доступа) на две группы: тра­диционные (ресурсы книгохранилищ, архивов, фильмотек и т.д.) и сетевые. В данном учебном пособии подробно рассматривают­ся сетевые информационные ресурсы.

 

 

Первая компьютерная сеть была создана для информацион­ного обслуживания оборонных нужд США. Со временем появи­лось множество различных компьютерных сетей, базирующихся на различных технологиях и обслуживающих университеты, ис­следовательские центры, правительственные агентства, частные компании, частных лиц не только в США, но и во всем мире. Фи­зическое соединение этих сетей и возможность беспрепятствен­ного обмена информацией между пользователями различных се­тей позволяет говорить о наличии общемировой компьютерной сети, или глобальной информационной сети (ГИС).

ГИС принято рассматривать как «Сеть сетей», по которой можно перегонять информацию между сетями и которая позво­ляет работать одновременно в столь разных информационных средах, как оцифрованные голос, данные, текст, картинки и звук. В ГИС входит и сеть Интернет, в которой данные переда­ются в соответствии с протоколом ТСР/IР (Тransmission Соntrol Ргоtocol/Internet Ргоtосоl).

Спецификации протокола ТСР/IР не оказывают опреде­ляющего влияния на характер товаров, информации и услуг, пе­редаваемых по сети. ТСР/IР определяет лишь способ организа­ции потока информации. Спецификации, описывающие переда­ваемую информацию, работают на более высоком, по сравне­нию с сетевым, уровне, и одним из протоколов для обмена ин­формацией является протокол передачи гипертекста НТТР (Нурегtехt Transfer Ргоtоcol). Протокол НТТР гипертекстового дос­тупа к удаленной информации часто называют протоколом World WideWeb (WWW). Кроме WWW, на этом уровне (он на­зывается прикладным, или уровнем приложений) действуют и другие протоколы, например электронной почты (РОРЗ - Роst Оffiсе Ргоtoсоl 3, SМТР - Simple Mail Ргоtосоl, IMAP - Interactive Mail Access Ргоtосоl), общения в режиме реального времени (IRС, Internet Relay Chat)) и групп новостей (NNTР, Network News Transport Protocol). С помощью протокола НТТР Web позволяет обмениваться документами в формате НТМL, который обеспечивает надлежащее отображение содержимого документов в браузерах.

ГИС обладает большим размахом и потенциальным влияни­ем, чем Интернет, хотя последний и является основным прототи­пом и источником популярности ГИС во всем мире. В самом де­ле, Интернет и Всемирная паутина (WWW), которой охвачены десятки миллионов пользователей, стали полигоном для «обкат­ки» множества новых интерактивных информационных продук­тов, услуг и сделок, таких как «электронные деньги» и электрон­ная розничная торговля.

Поскольку Интернет является частью ГИС, то в нем пред­ставлена только часть мировых информационных ресурсов. Од­нако, нужно заметить, что ресурсы Интернет весьма значительны и отчасти находятся в свободном доступе. Кроме того, через сеть Интернет пользователи могут обратиться к информации, храня­щейся и в некоторых других специализированных сетях. Поэтому название Интернет часто служит синонимом ГИС.

Источники информации в Интернет различаются по способу представления информации, по национально-территориальному признаку, характеру содержания и доступа.

3. Способ представления.

 

По способу представления инфор­мации источники можно разделить на следующие основные кате­гории: Web-страницы, Сорhег, базы данных, файловые серверы, телеконференции.

 

1. Web-страницы являются сегодня основным и наиболее распространенным типом информационных ресурсов в Сети. Этот ресурс представляет собой страницы так называемого ги­пертекста, т.е. текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, пред­ставляет собой единицу, называемую сайтом (site).

В процессе просмотра гипертекстовой страницы с помощью специальной программы-браузера пользователь может осуществить переход на другую страницу, расположенную, возможно, совсем в другом месте. Таким образом, все Web-страницы в Интернете ока­зываются связанными между собой. Такой способ представления информации получил название Всемирной паутины (WWW).

Следует отметить, что, помимо собственно текста и ссылок, Web-страница может содержать информацию, представленную в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т.д.

Стандартом dе facto на представление данных в Интернете яв­ляется язык НТМL (Нурег Техt Маrkup Language), который распо­знается программой-браузером. Такие формы представления ин­формации, как аудио- и видеоинформация в режиме реального вре­мени, также доступны с WWW-страниц, но требуют применения дополнительных программных средств. Браузеры Internet Ехрlоrеr (фирма Microsoft, США) и Netscape Соmmunicator (фирма Natscape Communication, США) считаются стандартами сети Интернет.

 

2. Gopher является другим гипертекстовым стандартом, практически не развивающимся сегодня, поскольку поддерживает только текстовую форму представления информации. Стан­дартные браузеры нормально «понимают» этот формат.

 

3. Базы данных могут иметь интерфейс в Интернете, иными словами, могут быть доступны через Сеть. Базы данных могут содержать произвольную информацию: публикации, табулиро­ванные данные и т.д.

В настоящий момент не существует какого-либо стандарт­ного способа доступа к базам данных по сети Интернет. Наибо­лее прогрессивным способом является доступ к базам данных с помощью все тех же стандартных браузеров, так как этот способ обеспечивает максимальную потенциальную аудиторию потре­бителей информации.

Хотя, с точки зрения занимаемых ресурсов и времени досту­па, хранение информации в базах данных в специальных форматах осуществляется гораздо эффективнее, чем в формате НТМL, для организации такого доступа со стороны базы данных необходимо использование специального программного обеспечения, осущест­вляющего преобразование данных к формату НТМL «на лету», т.е. в процессе исполнения конкретного пользовательского запроса.

Высокая ценность и большой объем информации, обычно размещаемой в базах данных, а также затраты на организацию доступа к данным со стороны Сети обусловливают в большинст­ве случаев платность доступа к базам данных в сети Интернет.

 

4. Файловые серверы (FTP-серверы) являются традиционным способом хра­нения данных в Интернете и представляют собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети. Доступ к данным на таком сервере осуществляется с помощью специальных программ, поддерживающих протокол передачи файлов FТP (File Тгаnsfer Ргоtocol). Данный протокол в общем случае требует автори­зации, т.е. идентификации пользователя, запросившего доступ к данным. Для осуществления доступа к файлам со стороны произ­вольного пользователя Сети обычно используется так называемый анонимный вход (аnоnymous). Этот протокол обычно поддержива­ется стандартными браузерами.

 

5. Телеконференции также могут являться источником необ­ходимой информации, как правило, носящей неофициальный ха­рактер. Телеконференции представляют собой способ общения людей, имеющих доступ в Сеть, и предназначены для обсужде­ния каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубри­ки, иначе называемые группами новостей (news groups). Инфор­мация, помещенная в телеконференцию, становится на опреде­ленное время доступной всем желающим.

За распространение информации в такой форме отвечают специальные серверы. Каждый может разместить в группе свое сообщение (статью) или послать свой ответ на чужое. Таким образом, возможно получение немедленной обратной связи от множества лиц и детальное обсуждение какой-либо проблемы территориально разобщенными людьми. Благодаря последнему обстоятельству телеконференции наиболее популярны в науч­ной среде и в частной жизни.

Телеконференции делятся на модерируемые (управляемые), т.е. такие, размещение статей в которых производится специальным че­ловеком - модератором, осуществляющим в основном цензурные функции, и немодерируемые, размещение статей в которых произво­дится автоматически по запросу любого пользователя Сети. В Сети существуют архивы наиболее интересных телеконференций, которые также могут быть использованы для получения информации.

Национально-территориальный признак. Довольно оче­видным представляется также разделение информационных ре­сурсов по языковому признаку. В силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.

За языковой следует классификация источ­ников по географическому признаку. Произвольный информаци­онный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для ауди­тории, находящейся преимущественно в пределах другого регио­на. Следует подчеркнуть, что территориальное разделение не от­носится к возможностям доступа к ресурсам - оно может быть осуществлено из любой точки.

Характер содержания. Наиболее важным, с практической точки зрения, является разделение по виду и характеру представ­ляемой информации, поскольку информационное наполнение (соntent) в конечном итоге оказывается решающим при отборе ис­точников. В то же время именно этот аспект может оказаться наи­более трудно формализуемым по причине неоднородности пред­ставленной на ресурсе информации. Один и тот же WWW-сайт мо­жет содержать самую разнообразную информацию, поэтому при­веденная ниже классификация в достаточной степени условна.

Содержащаяся на ресурсе информация может быть схема­тично разделена по виду и характеру на следующие категории: тематическая, научная, рекламная, справочная, новостная, вто­ричная информация.

1. Тематическая информация. Наиболее ценный тип информа­ции, непосредственно относящейся к конкретной предметной об­ласти, - техническая, технологическая, маркетинговая и т.п.. К со­жалению, информация этого вида редко присутствует в Сети «в чистом виде». Она, как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов.

2. Научная информация. Этот вид информации представляет собой статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете. В случае подходящей темы исследования содержащаяся в нем информация может оказаться очень полезной. К этой же категории ресурсов можно отнести и статьи некоторых телеконференций. Особый вид подобных до­кументов представляют маркетинговые исследования, которые, однако, обычно недоступны по Сети для бесплатного доступа в связи с большой коммерческой ценностью представленной в них информации.

3. Рекламная информация. Большинство Web-сайтов ком­мерческих компаний, представленных в Интернете, носят в той или иной степени рекламный характер. Они содержат информа­цию о самой фирме (так называемый профиль компании -company profile), о предлагаемых товарах или услугах, о лю­дях, занимающих ключевые посты; через сайт может осуществ­ляться часть работы по поддержке клиентов, там обычно разме­щаются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п.

4. Справочная информация. Множество ресурсов в Сети со­держит информацию справочного характера: разнообразные справочные материалы, ссылки на Web-сайты компаний, пред­ставленные аналогично традиционным «желтым страницам» или иным способом, нормативную базу и т.д.

5. Новостийная информация. Эта информация легко доступна по Сети, однако представляет собой вид «сырой», необработан­ной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке. Данный вид информации поставляют многочисленные информационные агентства. Прак­тически все они имеют свои Web-сайты. Укажем сайты некото­рых ведущих мировых информационных агентств: http://www.сnn.сom (CNN), http://www.reuters.соm (Reuters), http://www.itar-tass.com (ИТАР-ТАСС), http://www.afp.com (Frans Ргеssе), http://www.ap.org (Associate Press).

6. Вторичная информация. Вторичные источники предлага­ют систематизированную и предварительно обработанную информацию и, следовательно, обладают значительной ценностью. В качестве источников вторичной информации могут выступать ресурсы, содержащие обзоры, подборки рефератов, каталоги и другую подобную информацию, а также специализированные тематические сайты.

Характер доступа к информации. Обычно различают бес­платный доступ к информации (свободный) и платный доступ к информации (подписка).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ аграрных проблем в трудах А. В. Чаянова | URL-адрес (Universal Resource Locator) - строка из букв и цифр, обозначающая расположение или некоторого ресурса в сети Internet, а также способ доступа к нему
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.