Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое развитие России

В течение XVII в. происходит усиление самодержавных на­чал в Российском государстве. В первые годы правления Михаи­ла Романова (1613-1645 гг.). Земские соборы заседали почти непрерывно, решая важнейшие государственные вопросы, ограничивая царскую власть. По мере укрепления царской власти и упрочения династии Земские соборы стали созываться все реже и решать, главным образом, внешнеполитические вопросы. В 1653 г. Зем­ский собор принял решение о принятии Украины под власть Москвы, и это был последний собор.

В царствование Михаила была значительна роль Бояр­ской думы. Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены думы назначались царем. Постепенно увеличивалась доля выходцев из служилых людей среднего ранга и посадских. Произошло ограничение полномочий Боярской думы. Ее функции стала выполнять так называемая «ближняя государева дума», составленная из доверенных лиц царя. Возник Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю.

Органами отраслевого управления являлись приказы, их чис­ло увеличивалось (около 80). Компетенция не была четко разграничена, что вело к путанице, волоките и неэффективности деятельности государственного аппарата.

Изменилась система местного управления. В XVII в. центральная власть назначает своих представителей - воевод. В течение двух лет воеводы ведали всеми делами уезда: судом, сбором податей, строительными работами, командовали войском, отвечали за поддержание общественного порядка. Вое­воды получали поместный и денежный оклады. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал усиле­ние правительственного аппарата и завершение централизации страны.

Существенным элементом самодержавной тенденции стало отношение к особе государя. В России происходит постепенное формиро­вание абсолютизма, при котором монархическая власть, не ограниченная каким-либо вы­борным представительным органом, опирается на развитой уп­равленческий аппарат и регулируется законом. Законодательное оформление самодержавия связано с принятием Соборного Уло­жения 1649 г. Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. По Соборному уложению были отменены урочные лета, сыск крестьян стал бессрочным. Кре­постные не могли отныне свободно распоряжаться собой. Это означало окончатель­ное оформление крепостного права. Уложение фактически закрепостило посадских людей, при­крепив их к местам проживания. Уложение ликвидировало белые слободы - ремесленные поселе­ния вокруг города, принадлежавшие светским феодалам или цер­кви, запретило посадским людям впредь покидать свои общины. Беглых посадских предписано было искать и возвращать на старые места. Соборное уложение за­фиксировало формирование сословного общества в России.

Федор Алексеевич (1676-1682). 1679 - введено подворное налогообложение. 1682 г. – отмена местничества: открыт доступ к управлению страной для дворян и служилых людей.

1682 г. – смерть бездетного Федора Алексеевича. Борьба между Милославскими и Нарышкиными. Стрелецкий бунт 1682 г.: 1-й царь – Иван. 2-й царь – Петр при регентстве царевны Софьи Алексеевны (1682-1689).

Современники назвали XVII столетие «бунташным веком», поскольку это время крупных социальных движений. Общие причины социальных протестов: рост государственных налогов и повинностей; развитие крепостничества.

Начало царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) ознаменовалось Соляным бунтом. Для государственных нужд и содержания вой­ска казне нужны были средства. Царским указом в феврале 1646 г. был введен высокий налог на соль. В 1646-1648 гг. цены на соль выросли в 3-4 раза. В 1647 г. соляной налог отмени­ли. Чтобы компенсировать потери казны, правительство уменьшило жалованье стрельцам и пушкарям. В 1648 г. грянул Соляной бунт: восставшие москвичи штурмовали ворота Кремля, нача­лись погромы боярских усадеб. Царь созвал Земский собор, на котором удовлетворил ряд требования посадского населения о запрете переходить в белые слободы. Было прекращено взимание недоимок. Московский соляной бунт отозвался городскими восстаниями 1648-1650 гг. в Новгороде, Пскове и других городах.

Летом 1662 г. разразился Медный бунт, ставший следстви­ем очередной финансовой авантюры правительства. Россия вела длительную войну с Польшей (1654-1667) и одновременно вое­вала с Швецией (1656-1658). В результате в московской казне не хватило серебряной монеты. Правительство выпустило медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. Начался рост цен и обесценивание медных денег: к 1662 г. за серебряный рубль давали десять медных. Толпы ремесленников, мелких торговцев, куп­цов, барских холопов, крестьян начали громить боярские усадь­бы, а одна из групп направилась в село Коломенское, где нахо­дился царь. Алексей Михайлович послал против восставших стрельцов и дворян. Восстание подавили. Было решено отменить мед­ные деньги.

Войны, рост налогов, денежные поборы властей расшатыва­ли хозяйство страны.

Рост тягла и усиление крепостничества вело к увеличению бег­ства крестьян, особенно помещичьих. Неслучайно правительство приняло решение о бессрочном сыске беглых крестьян. Одним из мест, куда стекалось беглое насе­ление, был Дон. Живущее здесь казачье население получало от царя жалованье, свинец, порох за службу по охране погранич­ных земель. Действовал обычай: «С Дону выдачи нет!» Но по мере увеличения населения Дона растет имущественное неравен­ство: выделяется верхушка зажиточных казаков и бедных. Эти недавно пришедшие на Дон беглецы прирабатывали у домовитых, но в основном жили за счет грабе­жа. В 1667 г. отряд казаков во главе с атаманом Сте­паном Разиным двинулся в поход за добычей («за зипунами»). В течение двух лет отряд Разина грабил русские и персидские ку­печеские корабли в Каспийском море, прибрежные персидские города. Весной 1670 г. Разин начал новый поход на Волгу. По стране рассылались «прелестные» письма, которые звали чернь к восстанию. В войско атамана стекались крестьяне, казаки, ра­ботные люди с волжских речных промыслов. Без сопротивления восставшие взяли Царицын, после штур­ма пала Астрахань, без боя сдались Са­ратов и Самара. В начале сентября 1670 г. Стенька Разин осадил Симбирск, но взять город не удалось. Прави­тельство направило для подавления восстания 60-тысячное вой­ско во главе с воеводой Юрием Барятинским. В начале октября разницам было нанесено поражение. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен. Причины поражения восстания Разина: стихийный характер, низкая степень организованности; разрозненные действия, локальность; преобладание возможностей государства над силами повстанцев.

В 1682 г. умер царь Федор Алексеевич. Наследниками пре­стола были 16-летний Иван, страдавший слабоумием, сын Алек­сея Михайловича от Марии Милославской и 10-летний Петр, ро­дившийся во втором браке. Началась борьба боярских группиро­вок за власть. Стрельцы выдвинули требования к властям: объявить царем Ивана Алексеевича, вторым царем - Петра, а их сестру Софью - регентшей.

Одним из самых значительных событий XVII в. стал раскол Русской Православной церкви (РПЦ). Раскол верующих был связан с проведением реформы патриархом Никоном. РПЦ значительно усилила свои позиции в период после Смут­ного времени. По мере централизации Российского государства возникала необходимость в унификации (единообразии) церков­ных правил и обрядов. За дли­тельный период переписывания монахами богослужебных книг были допущены ошибки и неточности.

Уже в конце 40-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», куда вошли, в частности, будущий патриарх Никон, протопоп Аввакум, духовник царя Стефан Вонифатьев. В кружке велся спор, по каким образцам вносить ис­правления. Большинство считало, что надо использовать старые русские рукописи и решения Стоглавного собора. Но стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Став патриархом в 1652 г., Никон провел реформу по греческим оригиналам. В 1653 г. патриарх Никон разослал указ, в котором содержались положе­ния реформы: вместо крещения двумя пальцами предписывалось осенять себя крестом из трех паль­цев; земные поклоны заменяли поясными; движение верующих в церкви мимо алтаря против солнца заменило движение по солнцу.

Никон при поддержке государства взялся за реформирова­ние с прямолинейностью и решительностью. Изменения не затрагивали основ православного вероучения, были чисто внешними. Но противники Никона обви­нили его во введении «латинства». Церковь раскололась на никониан и старообрядцев (раскольников). Среди наиболее известных учителей раскола был протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг. предал раскольников про­клятию. Ярким эпизодом сопротивления раскольников реформе стало восстание в Соло­вецком монастыре, когда с 1668 до 1676 г. монахи находились в осаде.

Борьба с раскольниками заставила церковь опереться на по­мощь государства. Никон стремился возродить то соотношение светской и церковной властей, которое существовало при Фила­рете. Никон активно вме­шивался в светские дела. В 1658 г. Алексей Михайлович потре­бовал, чтобы Никон не именовал себя великим государем. В знак протеста Никон покинул патриарший престол и удалился в Вос­кресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриар­хов - антиохийского и александрийского. Собор поддержал царя, а Никона лишил патриаршего сана. «Дело Никона» означало, что церковь уже не мо­жет вмешиваться в государственные дела. Это был последний открытый конфликт церкви и светской власти, после которого речь шла только о степени подчиненности церкви государству.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическое развитие. В XVII в. фундамент экономики страны, как и раньше, со­ставляло сельское хозяйство, носившее натуральный характер и основанное на крепостном труде | Россия в первой четверти ХVIII в. Реформы Петра I
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.