КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое развитие России
В течение XVII в. происходит усиление самодержавных начал в Российском государстве. В первые годы правления Михаила Романова (1613-1645 гг.). Земские соборы заседали почти непрерывно, решая важнейшие государственные вопросы, ограничивая царскую власть. По мере укрепления царской власти и упрочения династии Земские соборы стали созываться все реже и решать, главным образом, внешнеполитические вопросы. В 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины под власть Москвы, и это был последний собор. В царствование Михаила была значительна роль Боярской думы. Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены думы назначались царем. Постепенно увеличивалась доля выходцев из служилых людей среднего ранга и посадских. Произошло ограничение полномочий Боярской думы. Ее функции стала выполнять так называемая «ближняя государева дума», составленная из доверенных лиц царя. Возник Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю. Органами отраслевого управления являлись приказы, их число увеличивалось (около 80). Компетенция не была четко разграничена, что вело к путанице, волоките и неэффективности деятельности государственного аппарата. Изменилась система местного управления. В XVII в. центральная власть назначает своих представителей - воевод. В течение двух лет воеводы ведали всеми делами уезда: судом, сбором податей, строительными работами, командовали войском, отвечали за поддержание общественного порядка. Воеводы получали поместный и денежный оклады. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал усиление правительственного аппарата и завершение централизации страны. Существенным элементом самодержавной тенденции стало отношение к особе государя. В России происходит постепенное формирование абсолютизма, при котором монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирается на развитой управленческий аппарат и регулируется законом. Законодательное оформление самодержавия связано с принятием Соборного Уложения 1649 г. Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. По Соборному уложению были отменены урочные лета, сыск крестьян стал бессрочным. Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собой. Это означало окончательное оформление крепостного права. Уложение фактически закрепостило посадских людей, прикрепив их к местам проживания. Уложение ликвидировало белые слободы - ремесленные поселения вокруг города, принадлежавшие светским феодалам или церкви, запретило посадским людям впредь покидать свои общины. Беглых посадских предписано было искать и возвращать на старые места. Соборное уложение зафиксировало формирование сословного общества в России. Федор Алексеевич (1676-1682). 1679 - введено подворное налогообложение. 1682 г. – отмена местничества: открыт доступ к управлению страной для дворян и служилых людей. 1682 г. – смерть бездетного Федора Алексеевича. Борьба между Милославскими и Нарышкиными. Стрелецкий бунт 1682 г.: 1-й царь – Иван. 2-й царь – Петр при регентстве царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Современники назвали XVII столетие «бунташным веком», поскольку это время крупных социальных движений. Общие причины социальных протестов: рост государственных налогов и повинностей; развитие крепостничества. Начало царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) ознаменовалось Соляным бунтом. Для государственных нужд и содержания войска казне нужны были средства. Царским указом в феврале 1646 г. был введен высокий налог на соль. В 1646-1648 гг. цены на соль выросли в 3-4 раза. В 1647 г. соляной налог отменили. Чтобы компенсировать потери казны, правительство уменьшило жалованье стрельцам и пушкарям. В 1648 г. грянул Соляной бунт: восставшие москвичи штурмовали ворота Кремля, начались погромы боярских усадеб. Царь созвал Земский собор, на котором удовлетворил ряд требования посадского населения о запрете переходить в белые слободы. Было прекращено взимание недоимок. Московский соляной бунт отозвался городскими восстаниями 1648-1650 гг. в Новгороде, Пскове и других городах. Летом 1662 г. разразился Медный бунт, ставший следствием очередной финансовой авантюры правительства. Россия вела длительную войну с Польшей (1654-1667) и одновременно воевала с Швецией (1656-1658). В результате в московской казне не хватило серебряной монеты. Правительство выпустило медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. Начался рост цен и обесценивание медных денег: к 1662 г. за серебряный рубль давали десять медных. Толпы ремесленников, мелких торговцев, купцов, барских холопов, крестьян начали громить боярские усадьбы, а одна из групп направилась в село Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович послал против восставших стрельцов и дворян. Восстание подавили. Было решено отменить медные деньги. Войны, рост налогов, денежные поборы властей расшатывали хозяйство страны. Рост тягла и усиление крепостничества вело к увеличению бегства крестьян, особенно помещичьих. Неслучайно правительство приняло решение о бессрочном сыске беглых крестьян. Одним из мест, куда стекалось беглое население, был Дон. Живущее здесь казачье население получало от царя жалованье, свинец, порох за службу по охране пограничных земель. Действовал обычай: «С Дону выдачи нет!» Но по мере увеличения населения Дона растет имущественное неравенство: выделяется верхушка зажиточных казаков и бедных. Эти недавно пришедшие на Дон беглецы прирабатывали у домовитых, но в основном жили за счет грабежа. В 1667 г. отряд казаков во главе с атаманом Степаном Разиным двинулся в поход за добычей («за зипунами»). В течение двух лет отряд Разина грабил русские и персидские купеческие корабли в Каспийском море, прибрежные персидские города. Весной 1670 г. Разин начал новый поход на Волгу. По стране рассылались «прелестные» письма, которые звали чернь к восстанию. В войско атамана стекались крестьяне, казаки, работные люди с волжских речных промыслов. Без сопротивления восставшие взяли Царицын, после штурма пала Астрахань, без боя сдались Саратов и Самара. В начале сентября 1670 г. Стенька Разин осадил Симбирск, но взять город не удалось. Правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско во главе с воеводой Юрием Барятинским. В начале октября разницам было нанесено поражение. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен. Причины поражения восстания Разина: стихийный характер, низкая степень организованности; разрозненные действия, локальность; преобладание возможностей государства над силами повстанцев. В 1682 г. умер царь Федор Алексеевич. Наследниками престола были 16-летний Иван, страдавший слабоумием, сын Алексея Михайловича от Марии Милославской и 10-летний Петр, родившийся во втором браке. Началась борьба боярских группировок за власть. Стрельцы выдвинули требования к властям: объявить царем Ивана Алексеевича, вторым царем - Петра, а их сестру Софью - регентшей. Одним из самых значительных событий XVII в. стал раскол Русской Православной церкви (РПЦ). Раскол верующих был связан с проведением реформы патриархом Никоном. РПЦ значительно усилила свои позиции в период после Смутного времени. По мере централизации Российского государства возникала необходимость в унификации (единообразии) церковных правил и обрядов. За длительный период переписывания монахами богослужебных книг были допущены ошибки и неточности. Уже в конце 40-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», куда вошли, в частности, будущий патриарх Никон, протопоп Аввакум, духовник царя Стефан Вонифатьев. В кружке велся спор, по каким образцам вносить исправления. Большинство считало, что надо использовать старые русские рукописи и решения Стоглавного собора. Но стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Став патриархом в 1652 г., Никон провел реформу по греческим оригиналам. В 1653 г. патриарх Никон разослал указ, в котором содержались положения реформы: вместо крещения двумя пальцами предписывалось осенять себя крестом из трех пальцев; земные поклоны заменяли поясными; движение верующих в церкви мимо алтаря против солнца заменило движение по солнцу. Никон при поддержке государства взялся за реформирование с прямолинейностью и решительностью. Изменения не затрагивали основ православного вероучения, были чисто внешними. Но противники Никона обвинили его во введении «латинства». Церковь раскололась на никониан и старообрядцев (раскольников). Среди наиболее известных учителей раскола был протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию. Ярким эпизодом сопротивления раскольников реформе стало восстание в Соловецком монастыре, когда с 1668 до 1676 г. монахи находились в осаде. Борьба с раскольниками заставила церковь опереться на помощь государства. Никон стремился возродить то соотношение светской и церковной властей, которое существовало при Филарете. Никон активно вмешивался в светские дела. В 1658 г. Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон не именовал себя великим государем. В знак протеста Никон покинул патриарший престол и удалился в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов - антиохийского и александрийского. Собор поддержал царя, а Никона лишил патриаршего сана. «Дело Никона» означало, что церковь уже не может вмешиваться в государственные дела. Это был последний открытый конфликт церкви и светской власти, после которого речь шла только о степени подчиненности церкви государству.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |