Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрс об определении и понимании текста в современной науке

В процессе развития лингвистических исследований язык приобретает все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры. В некотором смысле система культурных стереотипов всякой цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию.

Язык - это путеводитель в «социальной действительности». Язык существенно влияет на наше представление о социальных процессах и проблемах. Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе [12].

 

Математик и философ В.В. Налимов вообще считает, что все смыслы мира закодированы на некоторой числовой оси m, и проявляются через тексты в соответствии с определенной вероятностью [13].

Те или иные тексты как раз и являются средством передачи и хранения культуры, традиции. Текст есть первичная данность всего гуманитарно-философского мышления и является той непосредственной действительностью, из которой только и могут исходить эти дисциплины [14]. Именно эта мысль М.М. Бахтина и стала основополагающей для лингвистики текста, получившей развитие во второй половине 20-го века: текст как знаковый комплекс, относится к высказываниям и имеет те же признаки, что и высказывание. Именно эта точка зрения учёного принята в лингвистике и психолингвистике, а текст рассматривается как тематически связное, единое в смысловом отношении и целостное в отношении замысла речевое произведение (Горелов, Седов 1998).

Рассмотрим ряд наиболее часто встречающихся сегодня определений и пониманий текста:

1. Текст это [15]:

- последовательность предложений, слов (в семиотике – знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение.

- словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.).

- авторское сочинение без комментариев и приложений к нему.

2. Текст это[16]:

- слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д., напечатанные, написанные или запечатленные в памяти.

- основной материал какого-либо сочинения, документа и т.п., в отличие от примечаний, комментариев к нему; основная часть набора без выносок, подстрочных примечаний, рисунков и т.п.

3. Текст это[17]:

- письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации.

- выраженная и закрепленная посредством языковых знаков чувственно воспринимаемая сторона речевого произведения.

- минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью).

4. Текст это[18]:

- авторское сочинение или документ, воспроизведенный на письме или в печати.

- последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое.

5. Текст есть первичная данность, базовая категория [19].

6. Текст – некое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию. Текст есть сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство [20].

7. Текст является произведением речетворческого процесса, обладающим завершенностью, объективированным в идее письменного документа, литературно обработанным в соответствии с типом этого документа, произведением, состоящим из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверxфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи. Текст – это произведение, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку [21].

8. Текст – это сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которая обладает формальной связностью, содержательной целостностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структурой[22].

9. Текст это[23]:

- структура любого законченного и связного, независимого и грамматически правильного высказывания, устного или письменного;

- последовательность языковых единиц, образованная непрерывной цепочкой субститутов, имеющих два измерения (синтагматическое и парадигматическое);

- феноменологически заданный первичный способ существования языка;

- речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляемых индивидом в определенной ситуации;

- единство, которое расщепляется на высказывания;

- графическое отображение фрагмента действительности, порождение письменного варианта языка;

- реальность, имеющая только ей присущие признаки: членимость, автосемантию, когезию, континуум, проспекцию, ретроспекцию, модальность, интеграцию, завершенность. Текст – сложное явление, зависящее от специфики его порождения в акте коммуникации.

10. Текст это[24]:

- языковое выражение комплексной духовной деятельности или комплексного мышления;

- то, что создается с целью дальнейшей передачи другим (коммуникации) или себе самому через некоторый промежуток времени;

- то, что создано на основе знания, которое приобретается в процессе обучения, социального и профессионального общения в определенный исторический период;

- то, что строится с помощью определенных языковых средств в устном или письменном виде как результат мыслительно-языковой деятельности при наличии определенной потребности, мотивации, намерения с учетом возможных условий восприятия.

Можно продолжать и дальше, однако, это вряд ли целесообразно. На сегодня существует более 300 определений понятия «текст» и рассматривать все просто нерационально[25].

Обобщая, необходимо подчеркнуть зависимость содержания понятия «текст» от аспекта исследования [26]:

- семиотически как вербальная знаковая система (Р. Якобсон, Ю.М. Лотман, Б.Я. Успенский и др.);

- дискурсивно в характеристиках междисциплинарных областей знания (Э. Бенвенист, Дейк ван Т.-А., ранний Р. Барт и др.);

- лингвистически в системе функциональных зн а чимостей единиц языка (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, Г.Я. Солганик, Л.А. Новиков, Н.А. Кожевников и др.);

- речедейственно в рамках прагматической ситуации (Дж. Остин, Дж. Серль, М.М. Бахтин, Н.Д. Арутюнова и др.);

- постструктуралистски в единстве сфер философского, литературоведческого, социолингвистического, исторического знания (Ж. Деррида и др.);

- деконструктивистски как анализ текста в понятиях «культурного интертекста» литературного, лингвистического, философско-антропологического характера (Ж. Делез, Ю. Кристева, Р. Барт и др.);

- нарратологически в рамках теории повествования как активного диалогического взаимодействия писателя и читателя (В. Пропп, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, М. Бахтин, П. Лаббок, Н. Фридман, Э. Лайбфрид, В. Фюгер и др.);

- психолингвистически как динамическая система речеобразования и его восприятия (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев и др.);

- психофизиологически как многомерный феномен, реализующий психологию автора в определенной литературной форме языковыми средствами (Е.И. Диброва, Н.А. Семенова, С.И. Филиппова и др.) и т.д.

 

 

Кроме того, существует классификация интерпретации понятия «текст» по концепциям, в соответствии с которыми выделяют [27]:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научные направления в лингвистике, занимающиеся изучением текста | Стратификационные концепции, рассматривающие текст как уровень языковой системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.