Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная научная картина мира

В 1600 г. за пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме Дж. Бруно. Г. Галилея заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от поддержки гелиоцентрической системы.

И. Ньютон, будучи христианином, считал свои открытия вполне совместимыми с христианством.

Сформулированная во второй половине XVTII в. гипотеза И. Канта и П.С. Лапласа о возникновении Солнца и планет из вращаю­щегося раскаленного газового облака уже не вызывала резкой реакции церкви в изменившейся культурной атмосфере, хотя и отвергалась ею.

Благодаря успехам механики как науки была создана механи­ческая картина мира, в которой Бог признавался в качестве твор­ца материи и движения. На этой научной основе возникла новая философская концепция –

деизм, который противопоставляется исторически существовавшей религии. В деизме Бог признается как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальней­шее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. «промы­сел божий», чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума.

В середине XIX в. новый конфликт между религией и естест­вознанием возник в связи с появлением теории Ч. Дарвина. Обобщив обширный фактический материал, он доказал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, и при­шел к выводу, что способность организмов приспосабливаться, целесообразность их строения и поведения есть результат про­цесса естественного отбора. Теория Дарвина вступала в проти­воречие с идеей божественной целесообразности живой приро­ды, подводила к выводу о естественном возникновении жизни на Земле. Эти и другие открытия создавали картину природного мира, в которой разные формы движения при всех их отличиях оказались взаимосвязанными и объясняемыми на основе своих собственных, присущих природе самого предмета законов.

В конце XIX в. началась революция в естествознании, озна­меновавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивнос­ти, электрона.

Естественно-научные открытия и основанный на них научно-технический прогресс оказали заметное воздействие на интерпре­тацию фундаментальных принципов различных типов и видов мировоззрений. В конечном счете это послужило одним из факто­ров процесса секуляризации, т.е. освобождения от религиозного влияния многих сфер жизнедеятельности общества и личности.

В то же время использование достижений науки и техники для создания оружия массового уничтожения, накопление его в огромных масштабах порождают у людей серьезную обеспо­коенность, неуверенность в завтрашнем дне. Кроме того, на­растающие темпы промышленного развития создают глобаль­ные экологические проблемы.

Проникновение человечества в микро- и мегамир, к которым неприложимы обычные характе­ристики и представления, сложившиеся в макромире, породи­ло в сфере естественных наук тенденцию к утверждению ин­струментализма как методологического принципа. Согласно этому принципу, наука не может открыть и не открывает нам новых миров, она является лишь инструментом, при помощи которого описываются наблюдаемые явления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимоотношения религиозного и научного знаний | Лекция 1. 1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.