КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции психики
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Понятие о психике. Понятие о сознании. Развитие психики человека. Развитие психики животных в филогенезе. Понятие о психике. Лекция. 2. Понятие о психике и ее эволюция Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: возникновение и развитие психики в животном мире; возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни. Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реально действительности, фиксирует и осмысливает их, формирует в своем сознании реальную картину мира, в соответствии которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенно гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами. C помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом. Активность психики проявляется 1. При отражении реальности 2. В сфере побуждений 3. При исполнении программы поведения Функции психики в сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. 1. Отражательная 2. Ориентировочная 3. Прогностическая 4. Регулятивная 5. Адаптационная Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: 1) оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; 2) сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; 3) психическое отражение углубляется и совершенствуется; 4) обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; 5) преломляется через индивидуальность человека; 5) носит опережающий характер. В ходе своего постоянного совершенствования живая природа создала виды животных, в организме которых большого развития достигает нервная система, ставшая материальной основой функционирования психики, а затем настала очередь для появления человека. Вместе с ним возникает новая форма движения — сознание с присущими ему качественными особенностями — субъективным отражением объективного мира. Одновременно с развитием и всесторонним совершенствованием сознания возникает высшая форма движения — общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и другие особенности. Психическое отражение — самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития носящих название интеллектуального поведения (например сложные инстинкты животных). На высшей его стадии в ходе длительной эволюции уже самого человека сформировались и приняли современную форму сознание и самосознание людей, совершенствовалась специфика их проявления в общественных и экономических отношениях друг с другом. Для этой стадии отражения характерны: • отражение как путь познания человеком самого себя своей деятельности и поведения; • отражение как самоконтроль и самовоспитание; • отражение как путь познания человеком других людей • отражение как путь познания людьми социальной жизни и социальных отношений. Естественнонаучная разработка и обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее великих представителей — И.М.Сеченова (1829— 1905) и И.П.Павлова (1849-1936). В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и, тем самым, — на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка рефлекторного понимания психики. Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено — процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено — внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса. Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних влияний, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием; если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения. Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), но это уже переживание, т.е. субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как "субъективный образ объективного мира". Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, т.е. мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. Область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательное — большинство психических явлений осознаются человеком (человек знает и отдает отчет тому, что он кого-то любит или ненавидит, что в нем "протекает" это явление), но имеется много и таких, которые образуют бессознательный (подсознательный) слой психики. Бессознательные психические явления представляют собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции под влиянием не ощущаемых, но реальных раздражителей ("субсенсорные" реакции); автоматизированные действия (движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению приобретшие характер навыка); механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений, оттенки эмоций и их внешнего выражения и многие другие. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно. Последние научные данные в психологии позволяют переоценить роль бессознательного (и подсознательного) в регуляции поведения человека. Известный исследователь проблем бессознательных явлений, профессор Бассин Ф.В. отмечал, что «разнообразные эксперименты показали, что фактор бессознательного участвует в той или иной форме и степени в каждом факте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в созревании любой эмоции, в формировании любого поступка, в развертывании любой деятельности».1 По его мнению, бессознательное — это всего лишь обобщение, к которому люди прибегают, чтобы отразить способность к регулированию поведения, происходящему без участия сознания. Основатель психоанализа 3. Фрейд вообще считал, что человек наносит себе повреждение не случайно, а под воздействием бессознательных, присущих ему уже от рождения агрессивных тенденций, которые в конкретном случае проявились в стремлении наказать себя и посредством этого наказать (упрекнуть, пристыдить) тех, кто породил конфликтную ситуацию и вытекающие из нее последствия. Сам 3. Фрейд писал: «Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т. д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал?...Кроме сознательного, намеренного самоубийства существует еще и полунамеренное самоуничтожение с бессознательным намерением, способным ловко использовать угрожающую опасность и замаскировать ее под видом случайного несчастья.» Кроме чисто бессознательных явлений, в психологии выделяют подсознание, понимая под ним некоторое пограничное состояние между сознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира (гипноз, медитационные проявления психики, сон и т.п.). Иногда в этом случае говорят об изменениях состояния сознания (ИСС). Гипноз, например, используется не только в психотерапевтических целях, а и с целью приобретения мгновенного реагирования на опасность. В Академии иррациональной психологии (г. Москва) имеются особые методики обучения будущих телохранителей в состоянии гипноза. Будущие «бойцы» под гипнозом учатся молниеносно и адекватно реагировать на любую опасность, грозящую им или охраняемому лицу. В момент опасности резко обостряются все реакции. Обучающиеся хорошо ориентируются в темноте, могут увернуться от удара и даже от пули. Поэтому можно утверждать, что, кроме сознания и бессознательных явлений, существуют переходные, пограничные состояния психики, часто называемые подсознанием. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Соотношение сознательного и бессознательно-подсознательного подобно соотношению надводной и подводной частей айсберга. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, "вторая натура человека", "центр" индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач. В подсознание вытесняются и различные комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания. Они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание - это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с "умозаключениями глаза", как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: "добрый", "злой", "хитрый", "простодушный" и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, чем, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.). Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации. Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз - таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений. В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики. Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Ю.Б. Гиппенрейтер (1988) классифицировала феномены бессознательного в три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы и навыки, установки, идеомоторика); 2) неосознаваемые побудители сознательных действий (это прежде всего явления, изучаемые в психоанализе); 3) "надсознательные" психические процессы —это особый тип бессознательного, так по масштабу времени и содержанию эти процессы намного крупнее всего того, что может вместить сознание. Они проходят через сознание как бы отдельными участками, а вся "работа" протекает вне его, завершаясь неожиданным возвратом в сознательную жизнь некого интегрального продукта, который порой меняет все ее течение (творчество, личностные кризисы, переживания крупных жизненных событий).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |