Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 24. Международные кредитные отношения




1. Международный кредит, его сущность и значение.

2. Классификация международных кредитов.

3. Способы предоставления и погашения международных кредитов.

4. Международные финансовые и кредитные институты, их назначение. Международный валютный фонд.

5. Группа Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

6. Международная финансовая корпорация (МФК).

7. Международная ассоциация развития (МАР), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).

8. Европейский банк реконструкции и развития.

9. Региональные банки развития Азии, Америки и Африки.

 

 

Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, возвратности либо наличия гарантии погашения, целенаправленности и материальной обеспеченности.

Международный кредит опосредствует движение товаров, услуг, капиталов во внешнем обороте, а его объективной основой является выход национальных товаропроизводителей на международный рынок, интернационализация хозяйственных связей, углубление международного разделения труда, специализация и кооперирование производства, международное обобществление капитала.

Субъектами кредитных отношений выступают государства (правительства), банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, отдельные юридические лица, за счет которых или в пользу которых предоставляется международный кредит.

Потребность в международном кредите обусловлена особенностями кругооборота капитала, условиями производства и реализации продукции, различиями в объеме и сроках внешнеэкономических сделок, необходимостью одновременных крупных вложений капитала для целей расширения производства.

 

Значение международного кредита заключается в том, что он:

- во-первых, ускоряет концентрацию и централизацию капитала, что означает, что капиталы субъектов хозяйствования одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран;

- во-вторых, способствует перераспределению ссудных капиталов между странами, оказывая непосредственное влияние на процесс расширенного воспроизводства, как в стране кредитора, так и в стране заемщика.

При этом часть вновь созданного прибавочного продукта, образующего фонд накопления, изымается из национальной экономики страны кредитора и поступает в экономику страны заемщика в качестве дополнительного источника расширенного воспроизводства.

Страна-кредитор, в данном случае, не только использует ранее накопленные резервы в товарной или денежной форме, но также имеет возможность увеличить объем производства товаров сверх внутренних потребностей экономики.

Международный кредит, как форма движения ссудного капитала, имеет как позитивные, так негативные последствия.

Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Кредит, в данном случае:

- стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны;

- повышает эффективность внешней торговли;

- создает благоприятные условия для зарубежных инвестиций;

- обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций;

- и, как уже было отмечено выше, перераспределяет ссудные капиталы между странами.

Негативная роль международного кредита обусловлена:

- формированием диспропорций общественного воспроизводства;

- укреплением позиций страны-кредитора на мировых рынках и, как следствие, усилением ее воздействия на экономический и политический режим страны-должника и др.

По отношению к отдельным странам подобное воздействие может принимать форму кредитной дискриминации (когда речь идет об установлении худших условий получения, использования и возврата кредита и процентов по нему) либо кредитной блокады, что означает отказ в предоставлении кредитов.

 

Кроме того, международный кредит может использоваться, как средство конкурентной борьбы стран за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья, за превосходство в научно-техническом прогрессе, а также как способ перевода прибылей из стран-заемщиков.

 

 

Международный кредит можно классифицировать по различным критериям.

Кредиты, в том числе международные, могут предоставляться в товарной форме в виде отсрочки платежа и в денежной форме (валютные кредиты), когда объектом ссуды служат международные покупательные средства (иностранная валюта, международные коллективные валюты).

По форме международного кредита различают:

- коммерческий (фирменный) кредит;

- банковский кредит;

- финансовый кредит;

- проектное финансирование;

- лизинг;

- факторинг;

- форфетирование.

С точки зрения обеспечения различают обеспеченные кредиты и бланковые.

В качестве обеспечения международных кредитов служат товары, ценные бумаги, недвижимость, коммерческие товарные документы и т.п.

Бланковый кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок (соло-вексель). Сюда можно отнести кредиты по контокорренту и овердрафт.

Международные кредиты могут предоставляться в виде:

- наличных и безналичных перечислений;

- акцептных и консорциалъных кредитов;

- облигационных займов;

- депозитных сертификатов и др. способами.

Порядок их предоставления также может быть разнообразным. Рассмотрим несколько вариантов:

1-й вариант – сумма кредита может полностью зачисляться на отдельный счет в пользу страны-заемщика, с которого производится оплата поставляемых товаров и оплачиваются выполненные работы и оказанные услуги;

2-й вариант – на кредитном счете отражаются суммы товарных поставок, т.е. сумма кредита на счете нарастает по мере осуществления поставок до тех пор, пока кредит не будет полностью использован;

3-й вариант – кредит предоставляется по компенсационным сделкам или в рамках сотрудничества на компенсационной основе.

Это позволяет, например, сооружать объекты на территории страны заемщика с использованием иностранных кредитов, которые погашаются за счет выручки от экспорта части продукции, произведенной на вновь создаваемых или других предприятиях.

4-й вариант – осуществляется проектное финансирование или комплексное кредитование этапов инвестиционного цикла.

С позиций кредитора выдаются:

- межгосударственные (правительственные) кредиты, предоставляемые за счет или в пользу отдельных государств посредством перераспределения части их национального дохода. Такие кредиты могут направляться на обслуживание внешнего долга, улучшение платежного баланса, расширение товарооборота и реформирование экономики страны-заемщика и другие цели.

- международные банковские кредиты – предоставляемые за счет или в пользу банков, осуществляющих платежи по экспортно-импортным операциям, учет векселей, акцепт тратт, а также выдачу инвестиционных кредитов, долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам и финансовых кредитов.

- кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций;

- совместные кредиты, финансируемые разными кредиторами.

По срокам международные кредиты подразделяются на:

- сверхкраткосрочные (суточные, недельные, трехмесячные);

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (1—5 лет);

- долгосрочные (свыше 5—7 лет).

Краткосрочный кредит обеспечивается, как правило, оборотным капиталом заемщика и используется во внешней торговле, в международном платежном обороте, неторговых операциях и страховых сделках.

Долгосрочный кредит привлекается в качестве источника инвестиций и может принимать форму займа, когда привлечение кредитных ресурсов на мировых рынках осуществляется путем выпуска (продажи) собственных долговых обязательств (ценных бумаг).

 

 

 

В Республике Беларусь иностранные кредиты привлекаются в целях:

- поддержки экономических реформ и укрепления рыночных отношений в экономике;

- решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики республики;

- технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства;

- внедрения современных технологий;

- развития экспортного потенциала;

- насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления;

- развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и использовании государственных иностранных кредитов, а также предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов – Правительством Республики Беларусь совместно с Национальным банком, и согласовываются с Президентом Республики Беларусь.

В мировой банковской практике известны различные способы кредитования:

- единовременное предоставление денежных средств;

- овердрафтное кредитование;

- открытие кредитной линии;

- синдицированное кредитование.

1. Кредитование в порядке единовременной выдачи предусматривает одномоментную выдачу всей суммы в пределах установленного в кредитном договоре размера кредита.

2. Открытие кредитной линии – предполагает выдачу кредита не сразу, а по частям. При этом стороны определяют сумму и срок действия кредитной линии, а также лимит выдачи и лимит задолженности.

Лимит выдачи – это предельный размер общей суммы предоставляемых клиенту денежных средств. Он отражает сумму кредита, которую заемщик может получить за весь период пользования кредитной линией.

Лимит задолженности – отражает размер кредита, который может получить заемщик на данный конкретный день.

Кредитная линия может возобновляемой и невозобновляемой.

При невозобновляемой кредитной линии кредит в соответствии с договором представляется по частям по мере появления оснований для его получения, но с учетом установленного лимита единовременной задолженности. При этом сумма всех выдач не должна превышать лимит выдачи.

При возобновляемой кредитной линии условия предоставления кредита предусматривают восстановление лимита задолженности при погашении кредитополучателем ранее полученного кредита.

При этом новые выдачи кредита осуществляются в пределах лимита задолженности и с учетом использованного лимита выдачи.

Выдача кредита, как правило, осуществляется траншами, которые предполагают промежуточные сроки погашения.

Таким образом, кредитор и заемщик устанавливают общий срок действия кредитной линии и промежуточные сроки, которые определяются с учетом оборачиваемости кредитуемых ценностей, а в случае ее замедления – могут продлеваться банком.

Вся сумма кредита, которую банк может предоставить в период пользования возобновляемой кредитной линией (лимит задолженности), равна лимиту выдачи.

При этом банк берет на себя обязательство по выдаче кредита лишь в пределах лимита единовременной задолженности. Однако, при погашении кредита происходит восстановление лимита задолженности (вплоть до уровня лимита выдачи), а у кредитополучателя появляется возможность на получение следующей части кредита.

Преимущества кредитной линии:

- высокая скорость расчетов;

- возможность погашения не только на определенную дату, но и за период;

- возможность оперативного увеличения или уменьшения лимита выдачи в зависимости от освоения кредитуемого объекта;

- длительный период пользования ввиду отсутствия ограничений по сроку для кредитования на цели, связанные с созданием и движением текущих активов;

- возможность открывать кредитную линию в разных валютах и в разных банках и т.д.

3. Овердрафтное кредитование – покрытие разрыва в платежном обороте, когда при недостаточности на расчетном счете собственных денежных средств для осуществления текущего платежа, перечисление денежных средств контрагенту (поставщику, подрядчику) осуществляется посредством использования открытого лимита овердрафтного кредита.

В случае поступления на расчетный счет предприятия денежных средств (перечисление от контрагента, внесение наличных), по завершению операционного дня банка задолженность по овердрафту снижается на сумму поступивших денежных средств и восстанавливается свободный лимит овердрафта.

Банк контролирует целевое использование заемных денежных средств, в том числе в рамках овердрафтного кредита, за счет которого не могут быть погашены просроченная задолженность по налогам, задолженность перед контрагентами, а также кредиты и займы.

Овердрафтный кредит предоставляется под обороты по расчетному счету, как правило, без основного имущественного залога, под поручительство собственников или руководителя юридического лица либо под поручительство третьих лиц.

При расчете лимита овердрафта обороты по расчетному счету за определенный период времени очищаются от займов, кредитов и возвратов.

Овердрафт является одним из наиболее экономичных видов кредитования, поскольку проценты начисляются только на остаток задолженности овердрафтного кредита на конец операционного дня, автоматически скорректированный на сумму поступлений денежных средств на расчетный счет.

Проценты уплачиваются в последний день действия соглашения об овердрафте за счет собственных средств заемщика. При этом возникновение просроченной задолженности по овердрафтному кредиту не допускается.

4. Синдицированное кредитование – это предоставление кредита несколькими кредиторами одному заемщику.

Такое кредитование позволяет кредиторам, в роли которых чаще всего выступают банки, аккумулировать ресурсы для выдачи крупного займа и снижать риски путем их распределения между всеми участниками.

Заемщик, при этом, имеем возможность легче и быстрее привлечь средства, чем при поиске частных инвесторов.

Привлечение и погашение международных кредитов осуществляется на условиях, определенных:

- международными договорами (соглашениями);

- межбанковскими соглашениями;

- индивидуальными кредитными соглашениями.

В этой связи, в зависимости от источников получения иностранных кредитов, различают:

1) двухсторонние и многосторонние государственные кредиты;

2) кредиты отдельных промышленных фирм, корпораций, монополий;

3) кредиты международных валютно-финансовых организаций и банков.

Так, например, на основе соглашений, заключенных между Правительством Республики Беларусь и правительствами других государств, а также международными валютно-кредитными и финансовыми организациями привлекаются иностранные государственные кредиты.

Иные иностранные кредиты могут привлекаться на основании соглашений, заключенных между банками, а также между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и иностранных государств.

Использование иностранного кредита должно базироваться на учете ряда условий:

- во-первых, заемные средства должны привлекаться под четко разработанные программы и быть тесно увязаны с экспортными поставками, в первую очередь современных машин и оборудования, а также новейших технологий;

- во-вторых, необходимо учитывать обстоятельства, вызванные обусловленностью кредита со стороны государства-кредитора.

В частности, при привлечении международных кредитов следует "уходить" от "связанного характера" кредитов, поскольку импорт, в данном случае, может ограничиваться в значительной мере поставками товаров из страны-кредитора и (или) осуществляться по строго определенной номенклатуре.

Как показывает мировой опыт, "связанная помощь" обычно на 15-20% дороже "несвязанной", а окончательная цена кредитуемого объекта иногда обходится почти в два раза дороже первоначальной, в том числе за счет возможности завышения цен на импортируемые товары.

Это в значительной степени снижает реальную величину или эффективность предоставляемых кредитов.

Кроме того, при "связанной помощи" предпочтение зачастую отдается кредитованию не самых эффективных проектов, а выбор в пользу последних часто делается лишь потому, что оборудование для них легче закупить.

В этой связи, ликвидация "привязки" международных кредитов к закупкам товаров будет способствовать увеличению маневренности и мобильности хозяйственных связей республики с промышленно развитыми государствами.

- в-третьих, устойчивый рост объемов предоставления международных кредитов может указывать на негативные явления в экономике (недостаток прямых инвестиций);

- в-четвертых, следует исходить из того, что международный кредит универсален в отношении характера объектов финансирования, а также круга его непосредственных получателей.

В Республике Беларусь разработан механизм финансирования проектов за счет иностранных кредитов, согласно которому обязательными элементами процедуры принятия решений в правительстве должны стать:

а) использование принципа конкурсного отбора проектов (при соблюдении приоритетности общегосударственных интересов);

б) независимая комплексная экспертиза проектов;

в) выбор наиболее рационального варианта финансирования проекта путем проведения конкурсных торгов по закупкам проектов;

г) разумное распределение возможных рисков по проекту между всеми участниками реализации кредита;

д) контроль соответствующих правительственных органов за реализацией проекта и использованием выделенных кредитных средств предприятием-заемщиком (мониторинг проектов);

е) оценка эффективности вложений кредитных ресурсов, формирование информационной базы данных по осуществленным и новым проектам.

При привлечении иностранных кредитов важное значение имеют сроки, на которые они предоставляются. Так, на практике сроки предоставления иностранных кредитов определяются в основном четырьмя взаимосвязанными факторами:

1) видом и характером поставляемых в счет этих кредитов машин и оборудования (или осуществляемых в счет их проектов), а также стоимостью оборудования и общим размером контракта;

2) сложившейся практикой на рынке определенной страны-покупателя, а также условиями государственного регулирования импорта товаров в кредит в странах-покупателях;

3) законодательством и сложившейся практикой кредитования экспорта в странах-поставщиках;

4) регулированием предоставления кредитов различными международными (многосторонними и двухсторонними) соглашениями.

Важной является проблема источников погашения задолженности. Необходимо исходить из того, что уплата процентов по внутреннему долгу не изменяет объема валового национального продукта страны, а лишь перераспределяет его.

Уплата процентов по внешнему долгу, напротив, приводит к уменьшению валового национального продукта страны-должника.

Отсюда логически вытекает следующее требование к использованию финансовых ресурсов, привлеченных извне: оно должно быть таким, чтобы при уплате всех процентов и погашения основной суммы долга валовой национальный продукт и национальное богатство страны не уменьшились.

Погашение кредитов и уплата по ним процентов производятся:

- валютной выручкой за счет увеличения экспорта товаров;

- поставками товаров экспортного ассортимента стран-заемщиков;

- продукцией предприятий, для строительства которых был выдан кредит;

- другими способами, оговоренными в кредитных соглашениях.

Не всеми ресурсами и не из всех источников можно рассчитываться с кредиторами. Нельзя признать нормальным положение, когда:

а) вывозится национальное богатство страны, ее невозобновляемые природные ресурсы, т.е. то, что не создавалось на заемные средства усилиями людей;

б) оголение внутреннего рынка за счет форсированного экспорта товаров в счет покрытия задолженности.

Такие меры указывают на ошибочность и непродуктивность с экономической и социально-политической точек зрения принятия решения о привлечении заимствований из-за рубежа.

Поэтому привлечение финансовых средств из-за рубежа оправдано тогда, когда эти средства будут использованы производительно.

При этом можно выделить количественные и качественные требования:

а) с точки зрения количественных требований минимальная макроэкономическая отдача заемных средств должна быть выше, чем сумма процентов, уплачиваемых по кредиту.

Если это условие не будет соблюдаться, то размер внешнего долга будет "самовозрастать" на разность между суммой процентов, подлежащих уплате и фактически погашенных. Проблема задолженности в этом случае не будет иметь решения;

б) с позиций качественных требований применение заемных средств должно быть таким, чтобы средства для погашения задолженности возникли естественно или самопроизвольно, вследствие прироста экспортного потенциала страны.

Если этот прирост выше, чем темпы прироста выплат по задолженности, то проблема внешнего долга разрешима, долговой цикл имеет четкие временные рамки, а валютно-финансовое положение страны рассматривается как устойчивое.

Таким образом, привлечение иностранных кредитов оправдано лишь в случае их производительного использования, и должно быть эффективным с макроэкономической и валютной точек зрения.

Международная кредитная помощь, хотя и играет важную роль в экономическом развитии страны, – выступает лишь дополнением к ее собственным усилиям, бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширению производительной сферы экономики, сокращению непроизводительных бюджетных затрат.

 

 

Международные кредитно-финансовые институты призваны регулировать международные экономические от­ношения. Они начали учреждаться с первой трети XX в. и действуют сегодня на основе межгосударственных соглашений в соответствии с нормами международного публичного права. К их числу относят:

международные банки развития и инвестиционные банки, на­пример Международный банк реконструкции и развития – ныне Всемирный банк, Международный инвестиционный банк, Ев­ропейский банк реконструкции и развития, Европейский ин­вестиционный банк;

межгосударственные центральные банки, например Банк меж­дународных расчетов, Межгосударственный банк, Европей­ский центральный банк, Банк государств Центральной Афри­ки, Восточнокарибский центральный банк;

межгосударственные экспортные банки, например Междуна­родный банк экономического сотрудничества, Латиноамери­канский экспортный банк и другие международные специа­лизированные банковские учреждения.

Эти международные финансово-кредитные институты следуют своим целям, решают разные задачи, а их деятельность носит гло­бальный или локальный характер. Далее рассмотрим отдельные из них.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке.

Целью создания международного валютного фонда является решение проблем восстановления и стабилизации раз­рушенной Второй мировой войной экономики европейских госу­дарств.

В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представитель­ная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух органи­заций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Фонд был призван поддер­живать стабильность мировых валютных систем, а МБРР – стимули­ровать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению от­крытой рыночной экономики в мире.

Совет управляющих – руководящий орган МВФ – состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно.

Директорат, являющийся исполнительным органом, вклю­чает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с уста­новленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апре­ля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее время число его участников увеличилось почти в четыре раза, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть – многочисленным развиваю­щимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и стра­ны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран – экспортеров нефти.

Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях – достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

• содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

• поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

• предоставление кредитных ресурсов любым странам-участ­ницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о сво­их золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного ба­ланса и т.д.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступле­ния страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации.

Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками

При вступлении СССР в МВФ его квота по разным оценкам колебалась в диапазоне 3,5-6 % капитала фонда. После распада Союза квота была разделена между пятнадцатью бывшими советскими республиками.

Квота Республики Беларусь составляла первоначально 187,0 млн. СДР, в 1992 г. – 280,4 млн. СДР (0,20 %), в 1999 г. – 386,4 млн. СДР (0,182 %).

В 2011 году правительство дало согласие на увеличением квоты Республики Беларусь в Международном валютном фонде до 681,5 млн. СДР.

Получение кредитных линий от МВФ по условиям кредитора должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны заемщика, в частности, направленными на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты.

Единственным безусловным видом кредитов, который страна – член МВФ может получить "автоматически", является кредит в рамках кредитной доли (транша) в фонде.

Кредиты МВФ платные и условные. Наиболее распространенный вид – краткосрочные кредиты ("стэнд-бай"). В качестве примера можно назвать кредиты МВФ Республике Беларусь, выданные для финансирования системных преобразований:

- в июле 1993 г. – первый транш;

- в январе 1995 г. – второй транш;

- в сентябре 1995 г. – резервный кредит ("стэнд-бай").

Деятельность МВФ в Беларуси определена по трем основным направлениям, предусматривающим сотрудничество с правительством и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на макроэкономические вопросы:

- налогово-бюджетная и денежно-кредитная политики;

- обменный курс;

- торговая политика.

Кредитная активность МВФ в Республике Беларусь за последние годы невысокая. С 1992 года по 2008-й Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ: по линии фонда системных трансформаций - $217,2 млн. и по механизму "стэнд-бай" - $77,4 млн.

В феврале 2005 года Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.

В конце 2008 года белорусские власти обратились к руководству Международного валютного фонда с просьбой о заключении кредитного соглашения "стэнд-бай". В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет исполнительных директоров фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделение Беларуси финансовых ресурсов в объеме около $2,46 млрд.

По итогам первого обзора были скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответствии с запросом белорусской стороны, увеличен общий объем финансирования до $3,46 млрд.

Реализации программы завершилась в апреле 2010 года, что позволило обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере Беларуси.

Во исполнение своих обязательств по кредиту стэнд-бай Международного валютного фонда (МВФ) 1 октября 2012 года Беларусь осуществила третье погашение основного долга в размере 54,7 млн. СДР, что эквивалентно $84,3 млн.

В 2012 году Беларусь уже дважды осуществляла погашение основного долга по кредиту стэнд-бай МВФ - в апреле ($100,3 млн.) и в июле 2012 года ($97,8 млн.).

 

 

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал функционировать с 1946 г. в качестве независимого специализированного органа Организации объединенных наций (ООН)

По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения:

- Международная финансо­вая корпорация (МФК) – в 1956 г.,

- Международная ассоциация развития (МАР) – в 1960 г.;

- Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) – в 1966 г.;

- Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – в 1988 г.

В настоящее время эти учреждения образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном группы, вме­сте с МАР именуют Всемирным банком.

Группа выступает партне­ром в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в бед­нейших из развивающихся стран.

В 2000 г. представители 147 государств, включая Беларусь, на сам­мите ООН подписали «Декларацию тысячелетия», в которой приня­ли обязательство направлять совместные усилия на снижение к 2015 г. вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны восемь целей развития:

• сокращение крайней бедности и голода;

• достижение всеобщего начального образования;

• обеспечение равенства полов и предоставление прав женщинам;

• снижение детской смертности;

• повышение уровня здоровья матерей;

• борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями;

• улучшение качества окружающей среды;

• формирование глобального партнерства в целях развития.

С кратким обзором достижения Республикой Беларусь Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, можно ознакомиться здесь:

http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/survey_belarusinfo.php

МБРР является самым мощным подразделением группы, обла­дающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл. Число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны.

Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответст­венно голосов в руководящих органах.

Совет управляющих – высший руководящий орган банка – состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется Президентом и решает во­просы приема новых стран, изменений размера акционерного ка­питала, временного приостановления членства и др. Советы управ­ляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной дея­тельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и ежене­дельно проводит заседания. Президент банка является его председа­телем. Совет состоит из 24 человек – по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран.

Председатель вносит на рассмот­рение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функцио­нальными направлениями деятельности осуществляют три директо­ра-распорядителя.

 

Функции МБРР состоят в следующем:

• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений – от здравоохранения, об­разования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

• аналитическая и консультативная деятельность по экономи­ческим вопросам;

• постоянная корректировка состава и содержания оказывае­мых услуг, а также деталей реализуемых программ;

• посредничество в перераспределении ресурсов между богаты­ми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

выделение ресурсов – только для эффективных капитало­вложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

принятие инвестиционных решений – исходя лишь из эконо­мических соображений с учетом степени вероятности возвра­та ресурсов;

предоставление кредитов – только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инве­стируются;

отсутствие ограничений использования предоставленных ре­сурсов – в рамках одной страны-участницы;

направленность деятельности президента и сотрудников – исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Главными направлениями деятельности МБРР до середины 1950-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась и те­перь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся стра­нам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. По­мимо этого, по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здраво­охранения, образования и т.д.

Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пен­сионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоко ликвидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг — ААА. Ак­ционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привле­ченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее вре­мя их размер изменялся в пределах 7-7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуе­мых им балансе и отчете о прибылях и убытках. Следует иметь ввиду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля.

За 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 370 млрд. долл., что в 2 раза превосходит масштабы инвестиций МВФ.

Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 г.

За период членства Советом Исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены шесть программ по сотрудничеству с Беларусью (1993 г., 1997 г., 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.).

К основным кредитам, полученным от банка, можно отнести:

- институциональный заем (июль 1993 г. – 8,3 млн. USD), обеспечивший организацию технической помощи, переобучение сотрудников и переоборудование ключевых экономических министерств и ведомств;

- реабилитационный заем (ноябрь 1993 г. – 120 млн. USD) для поддержки платежного баланса страны, стабилизации белорусского рубля и для закупки критически важных для народного хозяйства и населения товаров;

- заем на развитие лесного хозяйства (май 1995 г. – 41,9 млн. USD), для преобразования технической базы и совершенствования организации данного сектора экономики на рыночных принципах хозяйствования с целью повышения эффективности и валютоокупаемости лесопользования;

- кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы (2000-2001 гг. – 1 млн. USD);

- заем для реализации Проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере республики (2001 год – 22,6 млн. долл. USD) – внедрение энергосберегающих технологий в школах и больницах, детских домах, домах инвалидов и др. Рассчитан на 5 лет с отсрочкой возврата на 4,5 года после начала реализации проекта с полным завершением в течение 12 лет;

- дополнительный заем для реализации Проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере (январь 2008 года – 15 млн. долл. USD).

В декабре 2009 года Банком в рамках пересмотра программы кредитования и с учетом достигнутого республикой прогресса в области структурных реформ одобрен и выделен заем на цели развития в сумме 200 млн. долларов США.

Заем поддерживает программу реформ, ориентированных на укрепление программ Правительства Республики Беларусь в усилении адресной социальной помощи бедным слоям населения, а также либерализацию цен, уменьшению регулирования и дальнейшее совершенствование налоговой политики для стимулирования инвестиций и устойчивого роста.

В 2011 году Беларусь в соответствии с решением Совета управляющих МБРР осуществила дополнительную подписку на 888 акций стоимостью $120 635 каждая на общую сумму $107 123 880, из которой оплачиваемая часть составила $6 427 432,8, а остальная является гарантийной частью капитала этого банка и подлежит оплате по требованию.

В будущем в Беларуси с участием МБРР планируется реализовать шесть новых инвестиционных проектов в энергетике, которые внесены в перечень проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов, привлеченных под гарантии правительства Беларуси. Такое решение принято постановлением Совета Министров от 19 марта 2012 года №240.

Проекты будут реализовываться в Гомельской, Витебской, Гродненской, Могилевской, Минской областях. Они предусматривают внедрение энергоэффективного оборудования, в том числе когенерационных установок в жилищно-коммунальном хозяйстве и на энергообъектах.

В частности, запланирована модернизация котельной с внедрением газопоршневой установки в Речице с общим объемом финансирования $4,161 млн. В Витебской области будет проведена реконструкция котельной с преобразованием ее в мини-ТЭЦ, стоимостью 2,7 млн. евро. Аналогичные проекты намечено реализовать в Ошмянах и Борисове. В Могилеве будет проведена реконструкция с установкой электрогенерирующего оборудования на $22 млн.

Проекты реализуются в целях выполнения соглашения о займе между Беларусью и МБРР, которое предусматривает выделение Беларуси $125 млн. кредитных средств. Его реализация началась в сентябре 2009 года и завершится в 2014 году. К настоящему времени по этому проекту в республике реконструируются уже шесть объектов.

Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально. Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои за­дачи и имеют отличительные особенности функционирования.

 

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в разви­вающихся странах без получения правительственных гарантий.

Ее участниками являются 175 стран. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлечен­ных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные ка­питалы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятии – от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая по­мощь местным органам власти и предприятиям по широкому спек­тру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и не уча­стие в их управлении (не владение контрольными пакетами).

Раз­меры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет.

В 2011 финансовом году МФК инвестировала около $19 миллиардов в 521 проект в 103 странах.

Республика Беларусь первой из стран СНГ стала членом МФК в ноябре 1992 года. Благодаря этому Беларусь первой получила доступ к использованию опыта и средств МФК для проведения рыночных преобразований в экономике.

В настоящий момент управляющим МФК от Республики Беларусь является Сергей Николаевич Румас, заместитель Премьер-министра. Заместителем управляющего МФК от Республики Беларусь назначен Андрей Михайлович Харковец, Министр финансов Республики Беларусь.

В 1993 году по приглашению белорусского правительства МФК начала реализацию программ консультативной помощи Республике Беларусь, способствующих развитию частного сектора. В настоящее время консультативная деятельность МФК в Беларуси направлена на улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению иностранных инвестиций, а также на совершенствование системы обеспечения безопасности пищевой продукции. Данная деятельность осуществляется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Шведского управления по развитию международного сотрудничества (Sida) и Министерства финансов Австрии.

В 2004 году МФК начала инвестиционную деятельность в Беларуси. На 30 июня 2011 года общий объем инвестиций МФК в экономику страны, включая проекты в банковском, производственном, агропромышленном секторах, а также в сфере услуг, составил $316 миллионов – открытие кредитных линий в ОАО "Приорбанк", ОАО "Белгазпромбанк", участие в банке микрофинансирования и модернизации Бобруйского пивоваренного завода и Бобруйского консервного завода и др.

Программы консультативной помощи IFC в Беларуси:

1. Малая приватизация (май 1993 - июнь 2000) – финансирование Агентства США по международному развитию (USAID).

В рамках проекта "Малая приватизация в Беларуси" были разработаны эффективная аукционная модель приватизации объектов коммунальной собственности и соответствующая законодательная база, которая была одобрена парламентом Республики Беларусь. Аукционы по продаже коммунальной собственности успешно проводились в 35 городах Беларуси. За время деятельности проекта было приватизировано 1.100 объектов.

На момент завершения проекта в республике была достигнута критическая масса приватизированных объектов в сферах розничной торговли и общественного питания.

2. Совместное домовладение (кондоминиум) (август 1994 - июнь 2000) – финансирование Агентства США по международному развитию (USAID).

Для повышения эффективности управления жилым фондом МФК внедрила концепцию ассоциаций собственников, которая была разработана по международным стандартам с учетом особенностей Беларуси. МФК подготовила проект Закона "О совместном домовладении", который был принят Национальным собранием в 1998 году. МФК также оказала помощь в создании первых 65 товариществ собственников. Кроме того, проект создал предпосылки для развития частных компаний по обслуживанию жилого фонда.

3. Пост-приватизация (декабрь 1995 - июль 1999) – финансирование Британского фонда ноу-хау.

В рамках проекта с помощью МФК были созданы два бизнес-центра, подготовлены бизнес-консультанты и разработаны методические материалы для предпринимателей. Предприниматели-клиенты бизнес-центров, подготовили 90 бизнес-планов и получили финансирование из местных источников в размере шести миллионов долларов США.

4. Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси (июль 2000 - сентябрь 2002) – финансирование Агентства США по международному развитию (USAID).

Основной целью проекта было улучшение бизнес-среды в Беларуси. Для этого проект работал с республиканскими и местными союзами и ассоциациями предпринимателей. Это сотрудничество было направлено на развитие диалога между предпринимательским сообществом и органами власти. Кроме того, проект проводил совместно с партнерскими организациями информационно-обучающую программу для предпринимателей и широкомасштабную кампанию по созданию благоприятного имиджа предпринимательства в республике.

В результате двух лет работы проекта почти каждый пятый предприниматель республики воспользовался информационно-обучающими услугами проекта. Партнерские объединения предпринимателей значительно расширили число членов и клиентов. Еще одним важным результатом совместной работы стало создание в республике совета региональных союзов предпринимателей, который поднял лоббирующий потенциал союзов-участников на качественно новый уровень.

5. Развитие объединений малого и среднего бизнеса (октябрь 2002 – сентябрь 2004) – финансирование Шведского Управления по развитию международного сотрудничества (Sida).

К основным достижениям данной программы относятся увеличение членской базы объединений предпринимателей на 54% и увеличение годового дохода объединений предпринимателей на 40%. В течение двух лет в семинарах программы приняли участие 6 180 предпринимателей. Эксперты МФК подготовили более 90 предложений по изменению законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего бизнеса. По "горячей линии" консультации получили около 9 000 предпринимателей. В рамках работы по связям с общественностью были проведены 60 заседаний бизнес пресс-клубов, 15 бизнес-завтраков, в результате которых в средствах массовой информации были опубликованы около 1000 статей на тему малого и среднего бизнеса.

6. Улучшение деловой среды в Беларуси (октябрь 2004 - ноябрь 2006) – финансирование Шведского Управления по развитию международного сотрудничества (Sida).

В рамках данной программы консультационной помощи МФК провела и представила Правительству два ежегодных исследования деловой среды, а также рекомендации по улучшению. МФК сотрудничала с Министерством Юстиции Республики Беларусь по упрощению процедуры регистрации, Министерством по Чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по упрощению разрешительной системы, Комитетом Государственного Контроля по упрощению системы проверок, а также другими ключевыми Министерствами для снижения административных барьеров для бизнеса. Среди достижений данной программы:

- по результатам пилотного проекта с Могилевским областным исполнительным комитетом количество инстанций для получения разрешений на открытие бизнеса в Могилевской области сократилось на 10%, а продолжительность на 3 месяца;

- 13 круглых столов и семинаров для более чем 120 представителей органов государственной власти;

- подготовка 30 предложений по изменению законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего бизнеса;

- запуск портала деловой информации для бизнеса www.bel.biz.

7. Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республике Беларусь (август 2010 – январь 2013).

Программой предусмотрено:

- упрощение административных процедур для бизнеса, что должно выражаться в совершенствовании правил и процедур, регулирующих вопросы лицензирования, получения разрешений, контрольной и надзорной деятельности, с целью снижения административной нагрузки на бизнес;

- совершенствование инвестиционного климата (реформирование законодательства, регулирующего залоговые отношения и процедуру банкротства), что означает:

во-первых, подготовку законодательной базы о сделках с обеспечением и создание современного регистра обременений движимого имущества с целью улучшения доступа к финансированию для бизнеса;

во-вторых, совершенствование законодательства, регулирующего процедуру банкротства;

в-третьих, развитие института временных (антикризисных) управляющих.

- создание условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, что предполагает оптимизацию инвестиционного законодательства в соответствии с международными нормами, развитие потенциала Национального агентства инвестиций и приватизации по привлечению прямых иностранных инвестиций, развитие механизмов государственно-частного диалога для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики (в секторе информационно-коммуникационных технологий, а также в других отраслях).

 

 

С учетом рекомендаций экспертов IFC и Группы Всемирного банка:

- принято семь законодательных актов, направленных на улучшение деловой среды и инвестиционного климата (Указ №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности», Постановление Совета Министров «Об утверждении Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.);

- подготовлены замечания и предложения по 26 проектам нормативных актов (в том числе – по проектам законов «Об инвестициях»; «О банкротстве», «О государственно-частном партнерстве»);

- оказана информационно-методическая помощь Министерству по налогам и сборам, Министерству здравоохранения, Министерству по чрезвычайным ситуациям по внедрению системы оценки рисков при проведении проверок субъектов хозяйствования с целью снижения административной нагрузки на бизнес;

- предоставлена экспертная поддержка Министерству юстиции и другим заинтересованным ведомствам по вопросам создания современной системы регулирования залога движимого имущества и обеспеченных сделок;

- оказано содействие Национальному агентству инвестиций и приватизации в разработке стратегии работы с иностранными инвесторами;

- проведены обучающие тренинги для сотрудников Агентства по вопросам комплексного сопровождения инвестиционных проектов.

 

 

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказа­ния помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР.

Учрежденная в 1960 году, МАР является одним из крупнейших источников помощи в мире, средства которого направляются на поддержку мер по развитию здравоохранения и образования, инфраструктуры и сельского хозяйства, экономики и институтов в наименее развитых странах мира.

За время существования МАР общая сумма предоставленных ею кредитов и грантов достигла 222 млрд. долл. США, составляя, в среднем, 14 млрд. долл. США в год в последние годы, причем крупнейшая доля этих средств, примерно 50 процентов, направлялась Африке.

Соответствие критериям для получения помощи МАР определяется на основании относительной бедности страны, исходя из того, находится ли ее валовой национальный доход на душу населения ниже установленного порогового уровня (этот уровень ежегодно пересматривается и на 2011 финансовый год составляет 1165 долл. США).

Примерно пятая часть финансирования МАР предоставляется в форме грантов, а остальная часть – в форме беспроцентных долгосрочных кредитов. Кредиты МАР предоставляются на срок 20, 35 и 40 лет, предусматривая 10-летний льготный период до начала платежей в погашение основной суммы.

МАР ассигнует средства странам-заемщикам в соответствии с уровнем их дохода, численностью населения и достигнутыми успехами в управлении экономикой и реализации действующих проектов. Проценты по большинству кредитов не взимаются.

В настоящее время 79 стран, в том числе 39 стран Африки, соответствуют критериям для получения ресурсов МАР. В этих странах проживает 2,5 млрд человек, 1,5 млрд из которых живет менее чем на 2 доллара США в день.

Кроме того, МАР оказывает поддержку ряду стран, в том числе нескольким малым островным государствам, душевой доход которых превышает пороговый уровень, но которые не обладают кредитоспособностью, необходимой для привлечения займов от Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Некоторые страны, такие как Индия и Пакистан, соответствуют критериям для получения помощи МАР на основании уровня своего душевого дохода, однако являются достаточно кредитоспособными для получения определенных займов от МБРР. Их называют «странами со смешанным статусом», поскольку они получают средства как от МАР, так и от МБРР.

За 2010 финансовый год (завершившийся в июне 2010 года) взятые МАР обязательства предоставить помощь возросли до рекордного уровня примерно 15 млрд. долл. США, направляемых на финансирование программ в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства, а также на развитие транспорта, энергетики, водоснабжения и инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

МАР проводит аналитические исследования, на основе которых определяются меры политики, непосредственно направленные на сокращение бедности. МАР предоставляет органам государственного управления консультации относительно путей расширения базы экономического развития и методов защиты малоимущих от последствий экономических шоков.

Наряду с этим МАР координирует помощь доноров в области облегчения задолженности бедных стран, не способных справиться с бременем обслуживания своего долга. МАР создала систему распределения грантов в зависимости от риска возникновения проблем задолженности в странах, призванную содействовать достижению устойчивого долгового положения стран.

МАР предоставляет бедным странам облечение бремени задолженности в размере 52,4 млрд. долл. США: в том числе 16,2 млрд. долл. США в рамках Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности и 36,2 млрд. в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе.

В отличие от МБРР, бόльшая доля средств которого привлекается на международных финансовых рынках, финансирование МАР осуществляется в основном за счет взносов правительств стран-членов, в том числе стран, получавших помощь МАР в прошлом и стран со средним уровнем дохода, таких как Китай и Египет.

Дополнительные средства поступают за счет трансфертов Группы организаций Всемирного банка и осуществляемых заемщиками платежей в погашение ранее предоставленных кредитов МАР.

Пополнение бюджета представляет собой процесс периодического пересмотра достаточности ресурсов МАР и санкционирования дополнительных взносов в подписной капитал. Подписные взносы и взносы доноров составляют основную часть общего объема имеющихся в распоряжении МАР средств.

Ресурсы МАР пополняются каждые три года за счет средств, предоставляемых как экономически развитыми, так и развивающимися странами-донорами, а также другими организациями Группы Всемирного банка – Международным банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией.

В год, в который проводится пополнение ресурсов, представители доноров, стран-заемщиков и руководства Всемирного банка проводят совещания по обсуждению политики и финансовых потребностей МАР. 16-е пополнение бюджета МАР, завершившееся в декабре 2010 года, составило рекордную сумму 49,3 млрд. долл. США, предоставленную 51 донором.

За счет МАР-16 будут предоставляться ресурсы в период с июля 2011 по июнь 2014 года. Этот цикл станет последним полным циклом до 2015 года, к которому должны быть достигнуты Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН.

В ходе первой встречи, посвященной пополнению бюджета МАР-16, которая состоялась в Париже 3-4 марта 2010 года, были определены конкретные направления политики для МАР-16 (гендерные вопросы, проблемы нестабильных государств и изменение климата). На второй встрече, проводившейся 16-18 июня в Бамако, были обсуждены эти конкретные направления политики и рассмотрены предложения о создании «кредитного окна» на цели преодоления кризиса и сценарии финансирования МАР-16. В центре внимания третьей встречи, проведенной 11-12 октября в Вашингтоне, округ Колумбия, находились вопросы определения политики и системы финансирования МАР-16. Заключительная встреча и заседание по принятию обязательств состоялись 14-15 декабря в Брюсселе.

Республика Беларусь не является членом данной организации.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций пу­тем обеспечения условий для проведения примирительных и арбит­ражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и изда­тельскую деятельность по правовому обеспечению иностранных ин­вестиций. В настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 100.

Республика Беларусь не является членом данной организации.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлече­нии частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, во­енных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий при­влечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций, предпочтение отдает­ся обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАИГ гарантируют частные инвестиции в тече­ние 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покры­тия на один проект не превышает 50 млн. долл.

В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест.

Членами МАИГ являются 163 страны.

15 июля 2011 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон № 299-З ”О ратификации поправок к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций“, которые являются едиными и обязательными для всех стран-членов МАГИ и предусматривают расширение его возможностей по страхованию инвестиционных рисков и упрощение некоторых процедур.

Основная суть поправок к Конвенции состоит в следующем:

1. Если ранее для получения гарантий МАГИ реализация проекта могла начаться лишь после регистрации заявления инвестора на получение гарантии, то после поправок Конвенции реализация проекта может начаться сразу после получения агентством обоснования намерений получения гарантий.

2. Если ранее МАГИ могло страховать только займы, направленные на финансирование уже застрахованного агентством проекта, то теперь страхование таких займов может быть осуществлено независимо от того, застрахован проект в агентстве или нет.

3. Совет Директоров агентства дополняет свои полномочия возможностью принятия решения о предоставлении гарантий не только по вновь реализуемым проектам, но и в случаях модернизации и развития уже реализуемого проекта.

4. Для получения разрешения МАГИ на покрытие определенных некоммерческих рисков уже не требуется, как раньше, подача совместного заявления инвестора и принимающей страны.

Хотя Беларусь входит в агентство с 1992 года, за весь прошедший период произошла только одна сделка, по которой МАГИ выступило страховщиком – в 2005 году.

Дальнейшего развития сотрудничества Беларуси с МАГИ не произошло по причине изменения и дополнения базовых норм, регулирующих деятельность агентства. Для обеспечения агентству возможности страховать иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь наша страна должна была завершить все необходимые для этого процедуры по подписанию и принятию всех дополнений и изменений, внесенных в документы, регулирующие деятельность МАГИ.

Факторами, препятствовавшими работе агентства на территории Беларуси, являлись:

- во-первых, отсутствие подписанных республикой двух базовых Соглашений с агентством (Соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и Соглашения об использовании местной валюты). Работа по подписанию с МАГИ этих соглашений велась в республике с 2004 года;

- во-вторых, отсутствие акта согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к Конвенции. Предлагаемые к ратификации поправки к Конвенции были приняты 30 июля 2010 года. Советом управляющих МАГИ и вступили в силу 14 ноября 2010 года в соответствии со статьей 60 Конвенции.

На сегодняшний день Беларусь значительно продвинулась в вопросах сотрудничества с МАГИ. Необходимые Соглашения уже подписаны белорусской стороной и направлены для подписания агентству. Однако в связи с тем, что некоторые нормы соглашений противоречат законодательству Беларуси, необходима ратификация соглашений – это будет заключительная процедура для Беларуси, которая позволит нашей стране стать полноправным членом агентства.

Принятие поправок к Конвенции, а также подписание и дальнейшая ратификация соглашений с МАГИ позволит создать в Беларуси соответствующие международным стандартам условия для страхования рисков иностранных инвесторов на территории нашей страны, обеспечить не только выполнение Республикой взятых на себя обязательств в соответствии с Конвенцией, но и будет способствовать привлечению иностранных финансовых ресурсов без предоставления иностранным инвесторам гарантий правительства Беларуси и, соответственно, без увеличения размера внешнего государственного долга республики.

Распространение гарантийных обязательств агентства на Беларусь дополнительно подтвердит готовность страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, ”снимет барьеры“ на пути крупных инвесторов, по




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.28 сек.