Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы Хаммурапи

(право собственности, обязательственное право, брак и семья, преступление и наказание, судебный процесс)

Вместе с государством в странах Древнего Востока складывалась и система права. Наиболее полно сохранился свод законов Вавилонского государства, изданный в годы правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Этот свод законов был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы. Вероятно, базальтовый столб с текстом законов Хаммурапи был взят в качестве трофея одним из правителей древнего Элама. На столбе высотой около метров имеется рельефное изображение Хаммурапи, которому как бы Шамаш вручает свиток с текстом. Свод состоял из краткого введения, заключения и 282 статей (разбивка на статьи была произведена современными учеными). Полностью сохранились 247 статей, остальные удалось остановить по многочисленным фрагментам более поздних копий кодекса или законника. В судебнике не выделены не только статьи, но и разделы, однако специалисты выделяют несколько групп параграфов, связанных разными вопросами:

1. Статьи с 1 по 5 посвящены в основном суду, вопросам процессуального характера;

2. Статьи с 6 по 126 анализируют право собственности, договор займа, поклажей, имущественные обложения. Внутри этого раздела можно выделить: статьи 6 – 14 о продаже без свидетелей и заключение соответствующего договора ст. 7, о наказании за содействие беглому рабу – ст. 15 – 20, о грабеже ст. 21 – 23, о воровстве на пожаре ст.25. Следующая группа статей регулирует имущественные права состоящих на царской военной службе - ст. 26-37. Далее следуют статьи об аренде земли и правилах водопользования (ирригациоными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов – ст. 38-107, обращение в долговую кабалу. Определенный интерес представляют статьи, касающиеся способов возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие не возвращаемого долга - - ст. 53, 113 и др. Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию, не противодействие заговорщикам – ст. 108, обман соседей с мнимой кражей, а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельствах против соседей, против жрицы или против жены свободного человека ст. 102-103, 14-117, 120-127.

3. Ст. 127-195 рассматривают положение семейных и наследственных правоотношений. Так в ст. 128-163 рассматривается о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях, наследовании ст. 165-182, о личных отношениях правового характера в семье между родителями, детьми - законными и приемными ст. 185-195.

4. Ст. 196 – 214 раскрывают преступления, направленные против личности и положения о защите личности.

5. Ст. 215-282 характеризуют положения, регулирующие условия найма, имущественные преступления.

В судебнике Хаммурапи большое внимание отведено институту собственности, особенно правовому статусу земель (см. табл. №1).

 

Судебник Хаммурапи особенно свирепо карал тех, кто покушался на собственность дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст. 6). Такое же наказание грозило тем, кто укроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежавших дворцу и храму, каралась штрафом в 30 кратном размере. Если виновный не мог заплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8)

Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельное отношение общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В тоже время в этот период шел активный процесс разорения мелких общинников, их обезземеливания. Основным рычагом этого процесса стала долговая кабала.

 
 
Обязательное право по кодексу Хаммурапи


 


Основным источником обязательств являлись договоры (имущественные сделки). Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи, которому, вероятно, исторически предшествовал договор цены. Для действительности договора купли-продажи было необходимо соблюдение трех условий:

1. Отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота (имущество «Илку»);

2. Продавец должен быть действительным собственником вещи (например, если была продана краденая вещь, а если обнаруживался её реальный собственник, сделка объявлялась недействительной, и покупатель терял свои деньги);

3. Сделки должны совершаться при свидетелях (ст. 1);

Купля-продажа оформлялись письменно, но в выдержанной форме, с перечнем свидетелей (2 – 3 и более) и приложением печати, тексты договоров писались на глиняных табличках, которые затем обжигались. Допускались купля-продажа в кредит или с рассрочкой долга оплаты. После уплаты покупной цены договор купли-продажи в течение одного месяца мог быть расторгнут при наличии серьёзных изъянов в вещи, преднамеренно скрытых продавцом (раб, страдающий эпилепсией).

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важное из них напечатывалось в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для оформления займа (аренды,сада), найма (скота, судна, раба).

Земля и вода считались собственностью царя и общины. Наиболее крупные земельные владения были у царя. Он постоянно заботился об их расширении и увеличении, таким образом, своих доходов. Обширные земли имели храмы. Они расширяли свои владения за счет подарков, пожертвований, путем покупки. Меньшая часть земли принадлежала свободным крестьянам. Особый правовой статус имели наделы земли за службу войнам (имущества «Илку», которое считалось основным владением целевого назначения).

В судебнике подробно раскрываются о земельных участках, выдаваемых из царского земельного фонда войнам, так называемое имущество «Илку». Если военнослужащий, получивший военный надел, посылал вместо себя на службу другого человека, он жестоко наказывался (вплоть до смертной казни), а его имущество передавалось нанятому им человеку. Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота. Если воин попадал в плен, его надлежало выкупить. Если воин по возрасту или болезни не мог продолжить службу, то вместо отца продолжал службу сын. И земельный участок мог быть закреплен за ним. Если сын был малолетним, то его матери выделялась одна треть из имущества «Илку» до совершеннолетия сына. Однако верховная собственность на эти земли неизменно оставалась за царем; он мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего.

Земледелие было основной хозяйственной деятельностью в стране, и законы уделяют ему самое пристальное внимание. Самым распространенным видом этого хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы избегали использование труда низких категорий царских служилых людей (мушкенумов), либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную оплату, вносимую заранее (ст. 45). Крестьянин0общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью (ст.39-47, 60-65).Все эти привилегии утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст. 136). Судебник раскрывает земельные отношения внутри общины. Общины сохраняли контроль над угодьями (луга для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, пахотная земля находились во владении отдельных семей, крестьянин мог свой участок продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Необходимо было соблюдать лишь 2 условия:

1. Все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок.

2. Все эти сделки можно было совершать в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, свободное отчуждение земли не вошло в повседневную практику – оно являлось скорее исключением, чем правилом.

Судебник Хаммурапи ввел новые правила распоряжения землей. Он в определенной степени защищал крестьянина – общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи землевладельцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст. 49, 52, 66). Однако в нем предусматривались меры, в которых не уплатившему в срок, следовало платить положенную долю урожая. Защита прав собственника стояла в законе на первом месте, так как это был закон, отражающий интересы господствующих классов (ст. 42).

Арендатор земли должен был вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной (ст. 42-43). Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За не выращенный хлеб полагался штраф, ровно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглого скота (быков) (ст.256).

Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга, либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга (ст. 48). Так торговый агент (Тамкар), выдавший кредит не мог брать более 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном (ст. 89). В случае завышения этого % Тамкар рисковал не получить свою долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад (ст. 49, 66).

В кодексе Хаммурапи имелся ряд статей, регулировавших проблемы водного хозяйства (ст. 53, 64).

Правительство, являясь верховным собственником земли, осуществляло раздачу этих земель представителям светской жрицкой знати.

Объектами договора имущественного найма могли быть дома, транспортные средства. Сюда же вносилась аренда земли, сдаваемая, как правило, на год; на более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Если во время аренды и найма происходила порча имущества, законы учитывали радивое или нерадивое отношение нанимателя. Вина последнего смягчалась, если порча происходила по независящим от него обстоятельствам (стихийное бедствие и т.п.)

Если пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавра, и продаст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хозяину скота его стоимость в 10 кратном размере. Если скот поразила чесотка по вине пастуха, то он обязан восстановить поголовье полностью. Однако в случае эпидемии или если на стадо напал лев, пастух приносит клятву в своей невиновности и убытки брал на себя хозяин. Если приглашенный лекарь проводил лечение заболевшего скота удачно,его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потере вола или осла, то сам лекарь должен был заплатить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением животного.

Определенное развитие получил договор личного найма. В Судебнике подробно регламентировалась заработная плата. Устанавливалась строгая ответственность наемного работника за невыполнение условий договора. Нанесенный хозяину ущерб компенсировался высокими штрафами (обычно в 10 кратном размере). Если наемный работник был не в состоянии уплатить такой штраф, он подвергался мучительной смертной казни (разрывание тела на части).

В Судебнике Хаммурапи (ст.1) упоминается договор хранения или поклажи. На хранение сдавались деньги, зерно, документы, рабы и другие вещи. Обязательным условием договора являлось заключение его при свидетелях. В случае невыполнения договора выплачивалась двойная стоимость утраченной вещи. Хранитель отвечал за вещь в случае её кражи. Он обязан был возместить стоимость вещи законному хозяину и имел право отыскать вора и возвратить украденное.

В одной из статей Законника упоминается договор товарищества. Важнейшим условием договора была солидарность товарищей перед третьими лицами.

В целом в Судебнике широкое распространение получили имущественные сделки, что свидетельствует о высоком уровне товарно-денежных отношений Вавилонского общества от общества в период правления Хаммурапи. Вместе с тем, удельный вес честной собственности был еще недостаточен, он не мог поколебать приоритет государственной собственности.

Кроме договоров, Законы Хаммурапи знают и другой источник обязательств (причинение вреда, направленное против здоровья и имущества).

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) – врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума или раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Брачно-семейное право.

В Вавилонской семье господствующее положение занимал муж. Он мог продать жену и детей в пожизненное рабство или отдать во временную (на 3 года) долговую кабалу. В то же время положение женщины, особенно замужней, существенно отличалось в лучшую сторону от её положения в других странах Древнего Востока. Законник предоставлял замужней женщине широкие имущественные права; она могла без ведома мужа распоряжаться своей долей имущества, покупать землю и рабов, выступать в суде по имущественным спорам в качестве свидетеля. Долги, сделанные мужем до брака, на имущество жены не распространялись; за долги, сделанные во время брака, отвечали оба супруга.

Брак считался разновидностью договора, где сторонами выступали жених и отец невесты. Согласие самой невесты на брак не требовалось. Жених вносил в семью невесты вначале задаток (библум), а затем полную выкупную плату (тархатум), которые служили компенсацией. Действовало правило: нет договора-нет брака и семьи (ст. 128). Девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло потерю им и задатка и выкупной платы, отказ от договора со стороны тестя – уплату двойного размера этой суммы. Невеста получала от отца приданое, которое после заключения брака оставалось её собственностью, но переходило во владение мужа. Приданое возвращалось жене в случае смерти мужа или при разводе по вине мужа, если виновата женщина, то приданое оставалось у мужа. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, лишающей мужа права продавать её за свои долги (ст. 151).

При бездетности женщины муж мог взять наложницу (даже при безупречном поведении жены),а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть её», но при непременном условии возврата ей приданого. Супружеская неверность со стороны жены жестоко наказывалась (виновную бросали в воду). (ст. 129). Муж же мог не только взять себе вторую жену, если первую постигла болезнь, но и открыто сожительствовать с рабыней, которую ему предоставляла бездетная жена. Наконец, он имел право узаконить детей, рожденных от этого сожительства; такая рабыня не могла быть продана женой в другой дом, а после смерти хозяина получала свободу вместе с прижитыми детьми (ст. 171). Если муж, отправившийся в военный поход, попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у неё не оставалось средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена, жена должна была вернуться к нему. Вдова, оставшаяся с малолетними детьми, могла выйти замуж вторично только с разрешения суда; при этом ни она сама, ни её второй муж не могли распоряжаться имуществом, оставшимся от первого мужа, -все оно шло в наследство детям от первого брака.

Развод для мужа был достаточно легким, хотя и требовал обоснования (бесплодие, расточительство, дурное поведение жены); жена имела право на развод лишь при наличии серьезных причин (длящаяся измена мужа, смена им места жительства, необоснованное обвинение жены в супружеской неверности).

Закон детально определял положение супругов, их права на наследство и т.д. Меры наказания жены были более суровыми, чем мужа. Жену за убийство мужа сажали на кол (ст.153).Её могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично. Если дочь не вышла замуж, отец мог отдать её храму на положение проститутки. Судебник Хаммурапи предусматривал большую власть отца над детьми (ст.195).

Широкое распространение (ст.1) в вавилонской семье имели сделки усыновления.

Наследственное право.

Главной формой наследования в законнике Хаммурапи являлось наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили её поровну. Усыновленные приемные наследники участвовали в наследовании на равных основаниях с законными детьми (это касалось и детей, прижитых от наложницы – рабыни), если они признаны отцом. Однако, установленные участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на недвижимость. Первоначально дочерей призывали к наследованию лишь при отсутствии сыновей; впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. Доля наследства, получаемая дочерями, предназначалась в качестве будущего приданого. При отсутствии нисходящих наследников – детей и внуков, имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего. Пережившая жена получала приданое и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела права продать, т.к. после её смерти оно было предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, то он не имел права распоряжаться её приданым, как своей собственностью, оно шло также в раздел детям умершей, а при их отсутствии возвращалось в дом отца умершей.

Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж её не продал (в случае её прощения царь мог помиловать и любовника). Только длящаяся измена мужа, который уходит из дома и «очень позорит жену», давали последнее право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым.

Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми, но он мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства. Женщина в Вавилоне по Законам Хаммурапи имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями. Если муж избивал жену, унижал и изменял ей, то она могла забрать своё приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175-176).

Считается возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становятся свободными. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными. Только в случае смерти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она переходила по наследству её детям. Запрещались кровосмешанные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

В Законнике нашло определенное отражение наследование по завещанию. Так, отец мог только с согласия суда лишить какого-нибудь сына наследства за неоднократную тяжкую обиду; он мог также за счет дарения,сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть своего земельного имущества (поле,сад) жене в обход прямых наследников – сыновей. Этот дар жена, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел.

Уголовное право.

В Законнике Хаммурапи не приводилось различий между уголовными преступлениями и гражданским правонарушением. В основе уголовно-правовых санкций находилась идея Шлир на (око за око, зуб за зуб). Применение принципа Талиона исключает установление субъективной стороны преступления (умысел, неосторожность, случайность), объясняет не разработанность института соучастия, отсутствие анализа стадий преступного действия (голый умысел, покушение, совершение преступления). В этом плане особенно характерны следующие статьи Законника; если строитель построил дом, который в последствии рухнул, так что под его обломками погиб хозяин дома, то такой строитель подлежал смертной казни; если под обломками погиб сын хозяина, смертной казни подлежал сын строителя. Однако принцип Талиона применялся по отношению к лицам равного общественного положения, например в отношении полноправных жителей Вавилона – авилум. А если одним из участников был авилум, а другим мушкенум или раб, то положение менялось. Так, авилум, выбивший глаз или сломавший кость мушкенуму не наказывался тем же самым наказанием, но отделался штрафом, хотя и значительным. Если же пострадавшим оказывался раб, виновный авилум выплачивал его хозяину половину стоимости раба.

Преступления и наказания.

Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. Законодатель подходит по разному к убийствам умышленным (убийства женой мужа по сговору) и неумышленным (неудачная врачебная операция). Так сообщничество женщины в убийстве своего мужа грозило ей сожжением, тогда как лекарю, по вине которого больной лишался глаза, жизнь сохранялась, но обрубалась кисть руки. К преступлениям против личности также относились: нанесение телесных повреждений (при этом неумышленное нанесение раны в драке освобождало свободного человека от ответственности, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета).

Другую группу преступлений (ст.1) составляли преступления против собственности: кража и грабежи, повреждение чужого имущества, мошенничество и др. Особой защитой закона пользовалась крупная дворцовая и храмовая собственность (за преступное посягательство на нее полагались либо смертная казнь, либо штраф в 30 кратном размере). За кражу с проломом стены преступник наказывался закапыванием в землю возле этой стены (ст. 21), за кражу во время пожара преступника бросали в огонь (ст.25). Тягчайшим преступлением являлась кража раба, а также его укрывательство в случае его бегства. Жестоким членовредительством (отсечение пальцев) наказывался цирюльник, сбривший с раба знаки его рабского состояния; лицо же, подговорившее цирюльника на такие действия наказывалось смертью. Убийство раба компенсировалось выплатой хозяину его стоимости.

К 3й группе относились преступления против семьи и нравственности: кровосмешение (связь матери с сыном, отца с дочерью), супружеская неверность (только со стороны жены), изнасилование, кража ребенка, увоз замужней женщины и др. Есть также упоминания о преступлениях, которые можно отнести к воинским (мародерство) и должностным (взяточничество судьи).

В системе наказаний преобладала смертная казнь (она упоминается более чем в 30 случаях), применяемая в самых различных формах: утопление, сожжение, закапывание в землю, сажание на кол. Были широко распространены членовредительские наказания (отсечение руки, пальцев, обрезание уха, языка), осуществляемое, как правило, по принципу «символического талиона» (сын, ударивший отца, лишался руки, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась груди; приемный сын, отрекшийся от отца, лишался языка и т.д.). Практиковались телесные наказания (избиение плетью), наложение знаков бесчестия, обращение преступника в рабство, изгнание из общины. Были широко распространены штрафы, которые вытесняли кровную месть. Штрафы за имущественные преступления, как правило, были очень большими: они в 10-30 раз превышали стоимость похищенного, особенно если речь шла о краже царского или храмового имущества. Невыплата штрафа каралась смертью. Практиковалась коллективная штрафная ответственность общины за преступления, совершенные на её территории. Если виновный не был найден – община полностью возмещала ущерб человеку,ограбленному на её территории, а если ограбленный был убит, община выплачивала 60 сиклей серебра его родственникам (ст. 24).

Выбор меры наказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социального положения, как преступника, так и потерпевшего. Например, если у беременной женщины в результате побоев случился выкидыш, то если это была дочь авилума, и если дочь мушкенума – вдвое меньше – 15 сиклей,если пострадавшая была рабыня – в 5 меньше – 2 сикля. Когда же в результате этих побоев беременная женщина погибала, то если она была дочерью авилума – предавалась смерти дочь виновного, если дочерью мушкенума – виновный выплачивал штраф 30 сиклей серебра, если рабыней – 20 сиклей. Аналогичным образом решалась и проблема имущественных санкций: состоятельный преступник отделывался штрафом, несостоятельный расплачивался собственной жизнью.

Судебный процесс.

Он был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Судьи были нескольких уровней разных юрисдикций: общественные, храмовые и царские судьи. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма. Здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские судьи разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Отличительной особенностью документа являлись его формализм, сочетавшийся с деловой краткостью. В нем указывался объект и характер сделки, имена контрагентов, перечислялись свидетели и т.д.

Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить. Решение суда о смертной казни и членовредительных наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Промежуточный мозг (diencephalon) | Общая характеристика метода игротерапии. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 18162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.