КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Композиция кадра
Линейное построение кадра Линейная схема кадра - это некий воображаемый скелет, в соответствии с которым расположены элементы кадра. В кадре, из множества разнонаправленных линий могут наглядно выделяться горизонтальные, вертикальные, диагональные или круговые линии. Если в качества фона кадра используется высотная застройка, тогда главными линиями будут вертикальные. Следует отметить, что несколько поперечных линий в виде улиц - не нарушают общую композицию, а иногда даже подчеркивают её. Горизонтальное строение кадра осуществляется с помощью объектов, которые простираются по горизонтали. Это может быть река, дорога, мост, движение пешеходов и транспорта. Довольно часто создатели фильмов прибегают к диагональному построению кадра, так как такой прием позволяет передать стремительность движения, преодоление препятствий, процесс подъема и спуска объекта спуска. Примером такого построения кадра может быть процесс подъема автомобиля на горку, прыжок горнолыжника с трамплина и т.п. Однако, не стоит злоупотреблять таким построением кадра, так как, производя съемку, просто повернув камеру на некоторый угол вдоль оптической оси её объектива - будет получен всего лишь перекос камеры относительно линии горизонта, который приведет к тому, что, снятые таким образом объекты, на экране будут двигаться, находясь под неестественным углом по отношению к горизонтали. В то же время, следует отметить, что даже такие кадры, иногда приходятся снимать специально. А в случае, если происходит съемка, например, людей идущих в хороводе или автомобилей, движущихся по кольцу, - тогда главными линиями будут круговые или овальные. Вышеуказанные композиционные схемы - это всего лишь условные характеристики наиболее часто встречающихся композиционных решений. Построение кадра, в первую очередь, должно определятся его содержанием и смыслом, так как тупая подгонка строения кадра под стандартные композиционные схемы - приводит к созданию эффекта его видимой искусственности.
Слово «композиция» происходит от латинского composition, обозначающего «сочинение, сопоставление, соединение, связь». В искусстве это слово означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое целое. Ключевое слово здесь – «единое». Разваливающаяся композиция как раз и приводит к нарушению целостности, «лоскутности» всей вещи. Экранные искусства синтетически по своей природе, т.е. соединяют в себе массу элементов других искусств. Мы используем кадр, и он должен подчиняться законам композиции изображения. Используем звук – значит должны знать законы искусства, которое им занимается – музыкальной композиции. В основе наших вещей лежит драматургия, законы композиции которой разработаны в литературе. Действенная природа, сочетание мизансцен и их развитие в пространстве и времени относит нас к театру – и т.д. Познать все это было бы невозможно, если бы не простая истина: все законы композиции – не выдумка неких маньяков формализма, а законы восприятия пространства и времени человеческой психикой. Они не выдуманы, а открыты. Не признавая этих законов, не соблюдая, их Вы будете воевать не с правилами, а с самой человеческой природой – своей и зрительской. Эти открытые законы едины для всех искусств. В общем виде мы можем сформулировать композицию, как законы соединения и сочетания элементов произведения в пространстве и времени в единое целое. В верно выстроенном произведении невозможно без нарушения восприятия, а то и без его разрушения поменять местами или изъять какие бы то ни было его части. Большинство занимающихся фотографией знают, что такое фотокомпозиция. Есть общее в композиционном построении фотоснимка и кинокадра. Ведь фотосъемка и видеосъемка во многом сходны. Однако в отличие от фотоснимка, видеокадр редко бывает неподвижен, статичен. Он, как правило, всегда в движении, всегда в динамике. Фотоснимок может быть очень сложным, с множеством лиц, мелких деталей, предметов. И композиционно это вполне допустимо: ведь фотографию можно долго, детально рассматривать, даже изучать во всех подробностях. С видеокадром все гораздо сложнее. Его не задержишь на экране для детального рассматривания, для изучения мелких подробностей, в глаза сразу должно бросаться главное - то, что является основой творческого замысла. Именно на главном надо сосредоточить взгляд зрителя, не отвлекая, не рассеивая его внимания. Видеокадр раскрывается полностью только в сопоставлении с предыдущими и последующими сценами. Поэтому композиционное построение кадра рассматривается не только индивидуально, но и комплексно, в соответствии с общей задачей композиционного построения сцены или эпизода, а иногда и фильма в целом. Итак, композиция видеокадра более сложна и строится по особым законам, которые подчинены движению и динамике. В обычном литературном сценарии невозможно предусмотреть заранее композицию кадра той или иной сцены. Это можно сделать только в процессе съемки. Композиция кадра обычно начинается с определения плана съемки. Каким планом снимать данный объект: общим, средним, крупным? Каково должно быть масштабное соотношение объекта и фона? Этот вопрос решается по-разному в зависимости от творческой задачи, которую ставит перед собой автор. От масштаба плана съемки зависит решение другой, не менее важной задачи: с какой точки снимать? Лучшей съемочной точкой будет та, с которой объект съемки лучше всего виден. Она, как наиболее выразительная, и является главной точкой, определяющей генеральное направление съемки данной сцены, которое также зависит от стоящей перед автором задачи. Все последующие укрупнения съемочных планов в сцене, продиктованные соображениями композиции, должны вестись по линии генерального направления съемки. Иначе при монтаже невозможно будет правильно соединить монтажные планы в монтажные фразы. Последние представляют собой несколько соединенных вместе монтажных планов - кадров, объединенных общим сюжетом и представляющих законченное действие. Монтажная фраза—составной элемент эпизода. Во время съемок может возникнуть другой, параллельный вопрос: с какой точки зрения снимать действующее лицо? С точки зрения зрителя? Это одно решение. А может быть, с точки зрения самого действующего лица, чтобы показать объект, на который он смотрел в предыдущем кадре? Это уже другое решение. Ну, а в каком ракурсе снимать? Сверху или снизу, сбоку или с уровня своего роста? Все зависит от той цели, которую преследует режиссер видеопроизведения. Снимая, например, человека снизу вверх, добиваются, если это нужно, величественности фигуры. Человек кажется выше, чем в действительности. Зачастую этот прием используют и для карикатурного изображения. Ракурс зависит от величины вертикального угла между оптической осью камеры и плоскостью снимаемого объекта. Чем больше угол наклона камеры, тем ракурс больше. Человек, снятый сверху, кажется на экране меньше ростом — подчеркивается некоторая придавленность его. Однако надо иметь в виду, что при ракурсной съемке возникают перспективные искажения. Если снимать человека снизу, неизбежно будут выглядеть увеличенными ноги и уменьшенной голова. При съемке сверху, наоборот, возникает масштабное увеличение головы и уменьшение ног. Мы привыкли видеть людей, животных, архитектурные сооружения, окружающую нас природу с уровня глаза, в их естественном виде, без каких-либо искажений и деформации, поэтому ракурсными съемками нельзя злоупотреблять. Но когда по сценарию необходимо снять какой-либо вид из подвала или из котлована, с горы или с самолета, применение ракурса вполне оправданно. Это внесет своеобразную композиционную выразительность в построение кадра. После определения плана съемки, точки съемки и ракурса можно перейти к определению главного в снимаемом кадре, к решению того, как обратить внимание зрителя на это главное. Необходимо, чтобы главный объект съемки, будь то человек, животное, машина или просто предмет, нашел свое место относительно всех четырех сторон прямоугольника визира. Не забудьте о горизонте. Ему тоже надо найти место в кадре. Во-первых, линия горизонта должна быть горизонтальной, а не скошенной. Во-вторых, она не должна делить кадр пополам. Обычно линия горизонта отделяет верхнюю или нижнюю треть кадра, но это не обязательно. Положение ее в кадре зависит от высоты камеры относительно снимаемого объекта. Чем, выше камера, тем выше линия горизонта, и, наоборот, чем ниже точка съемки, тем ниже и горизонт. При построении кадра нужно соблюдать равновесие - один из основных законов композиционного построения кадра. В кадре не должно быть неоправданной пустоты. Но в то же время не должно быть и сумбура, хаоса, когда одно заслоняет другое, переплетаясь между собой и мешая друг другу. Нельзя также заполнять кадр неравномерно, когда правая часть перегружена, а левая, наоборот, пуста. Расположение в кадре действующих лиц, предметов, деталей нужно уравновешивать. Однако не подходите к равновесию формально, взвешивая, как на весах, нагрузку кадра. Например, снимая крупным планом человека в профиль или в три четверти, нельзя делать так, чтобы его лицо оказалось вплотную к краю кадра. Необходимо перед «мысленным взором» человека оставлять пространство, как бы заполненное взглядом. Так иногда и невесомый взгляд создает в кадре равновесие. Надо уметь находить наиболее удачное построение кадра. Это достигается многократным перемещением камеры вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Надо упорно добиваться выразительности кадра, чтобы он отвечал той творческой задаче, которую требуется решить. Несколько слов о глубине, объемности и перспективе в кадре. Зачастую мы видим на экране плоскостное изображение. Оно не имеет ни глубины, ни объемности, ни перспективы, и зритель воспринимает его трехмерным только на основе своих привычных жизненных впечатлений (по соотношению размеров людей, животных, деталей, предметов, находящихся на первом плане и на более отдаленных планах, по контрасту изображения, по характеру падающих теней и по многим другим признакам). Как же получается, что трехмерная натура выглядит на экране двухмерной? Человеческое зрение бинокулярно (в переводе - двуглазое); оно имеет две точки зрения, отдельно для правого и отдельно для левого глаза. «Зрение» кинокамеры монокулярно (то-есть одноглазое). Оно обладает только одной точкой зрения - точкой зрения объектива. Поэтому зрение у человека стереоскопично, а видеокамера обычно передает изображение в плоскости. Чтобы изображение на экране приблизить к окружающей нас действительности, необходимо при композиционном построении кадра создать иллюзию глубины, стереоскопичности и пространственности. Для этого кадр надо строить многоплановым. Чем больше в нем планов, тем сильнее ощущается глубина. Правильное нахождение первого плана, сопоставление его со вторым и более отдаленными планами сразу создает эффект глубины и пространственности. Люди, детали, предметы по мере их удаления от видеокамеры становятся на изображении меньше и не такими четкими по очертанию. Перспективное сопоставление обычно создает глубинное построение кадра. Эффектно выглядят уходящие вдаль линии железнодорожных путей, дорог, каналов и рек. Они хорошо подчеркивают в кадре пространственность и перспективу. Итак, используя многоплановость, создавая перспективные сопоставления, можно добиться ощущения глубины изображения. Очень важно для композиции кадра светотональное решение. Правильные переходы освещения от кадра в кадр играют большую роль в композиции. Например, нельзя сначала снимать против солнца вечерний закат над рекой, а затем, перейдя на более крупный план, снимать группу людей на берегу этой же реки, но повернувшись спиной к заходящему солнцу. Получится явное нарушение световой композиции. Перемещая действующих лиц, детали и предметы в кадре, правильно используя освещение, добиваются создания разницы в контрасте и идентичности общего тона изображения. Кроме того, при композиционном решении кадра учитывают темп и ритм движения. Но, конечно, самое главное при работе над композицией кадра — стремиться к наибольшей выразительности в передаче изображения. Композиционное построение кадра всегда должно отличаться ясностью идеи, простотой, доходчивостью. Любое решение должно исходить из замысла фильма, подчиняться верной общей идее целого, опираться на хороший вкус. Планы съемок Мы уже говорили о различных планах съемки. Теперь расскажем о них более подробно и отметим их роль как важнейших средств изображения. Они применяются отнюдь не произвольно, а подчиняются законам по- строения фильма, которые обязательны, как и правила грамматики и синтаксиса в языке. Основными планами, как уже говорилось, являются общий, средний и крупный. Иногда устанавливается и более детализированное деление планов, которое мы и приводим. Дальний план снимается с отдаленной точки, в мелком масштабе. Это многопредметный план. Он позволяет показывать в кадре большую группу людей и окружающее пространство: поля, горы, улицы и так далее, дает возможность открывать зрителю на экране перспективу изображения. При этом отдельные объекты - поезд, дерево, здание, человек - занимают незначительную часть кадра. Общий план охватывает обстановку и знакомит зрителя с местом, в котором будут разыгрываться последующие события. План этот носит обзорный, информационный характер. Поэтому общим планом снимают обычно кадры в начале фильма или отдельных эпизодов, Это как бы преддверие к дальнейшему действию. Общий план передает местный колорит, за исключением тех случаев, когда им пользуются для показа движений, захватывающих большое пространство: скачек, велосипедных гонок, футбольного состязания. Средний - дальний план показывает людей во весь рост, на всю высоту кадра, от нижней до верхней рамки. Он укрупняет ранее показанное общим планом, приближает объект съемки к зрителю, уточняет информацию и акцентирует внимание на чем-то определенном, заслуживающем внимания. Средний план изображает людей еще крупнее, приближенно, не во весь рост, а до колен. Он дает как бы часть общего плана, значительно сильнее подчеркивая развитие действия. Его применяют, прежде всего, в сценах, требующих пространственного перемещения действующих лиц. На этом плане хорошо передается движение, отчетливо видны жесты действующих лиц. Надо учитывать, что для общей характеристики обстановки на кадрах, снятых средним планом, изображение чересчур велико, а для передачи мимики действующих лиц мало, так как черты лица выглядят слишком мелкими. Но зато средним планом можно укрупненно показать характерные частности общего плана, привлечь внимание зрителя к главному в кадре. В первом плане человек входит в кадр до пояса. Это преддверие крупного плана. На первом плане можно показать все, чего не дали общий и средний. Здесь уже видны и мимическая игра действующих лиц и подробности в их костюмах. Первый план настораживает зрителя, останавливая его внимание на особенно значимом в кадре. Крупный план показывает голову человека до плеч, лицо человека, его мимику и характерные черты. Он дает возможность раскрыть тончайшие душевные переживания действующего лица, его внутренний мир, усилить впечатление зрителя от увиденного, приблизить его к событиям. Короче говоря, используя этот план, можно лучше всего передать эмоциональное и психологическое состояние человека. Заметим, что при съемке на 8-миллиметровую пленку часто пользуются крупным планом вместо общего или среднего. К этому приходится прибегать, так как иначе качество изображения из-за малого формата кадра получается неудовлетворительным. Кадры крупного плана необходимы любому фильм. Они сильнее и глубже, чем другие, вовлекают зрителя в события, развертывающиеся на экране. П л а н - д е т а л ь представляет собой сверхкрупный план. Он акцентирует внимание на какой-либо детали, которая в монтажном сопоставлении с другими планами особо значима не только в данном конкретном случае, но и в дальнейшем развертывании сюжета фильма. Этот план используется, чтобы подчеркнуть кульминационный пункт сцены, а иногда и фильма в целом. Такие кадры — своего рода «восклицательные знаки» в фильме. План-деталь показывает увеличенную часть снимаемого объекта: руку, ногу, глаз, циферблат ручных часов, заполняющий весь экран, орден на груди человека, шрам на лице. План-деталь помогает передать, например, дату показом листка календаря; время года — замерзшим окном, веткой сирени или желтым падающим листом; время суток -циферблатом часов или зажженным уличным фонарем, настольной лампой; дождь - водостоком, зонтиком и т. п. В технических и научных фильмах съемка отдельных деталей сверхкрупным планом применяется для показа работы частей машин, механизмов, шкал приборов, деталей планов, чертежей и рисунков. Выбор плана имеет решающее значение в композиционном построении кадра. При определении масштабного соотношения плана необходимо ясно себе представить содержание кадра, чтобы выбор того или иного плана был оправдан последующим развертыванием творческого замысла. Мы уже отмечали, что видео сегодня еще остается двухмерным, поскольку объемные, стереоскопические фильмы пока что широко не применяются из-за сложности их производства и демонстрации. В создании иллюзии объемности большую роль играют правильно решенный светотональный рисунок кадра, многоплановость кадра и другие приемы композиции. Этому способствует также прием, который называется съемкой с обратной точки. Он заключается в том, что после съемки какого-нибудь кадра камера переносится на противоположную сторону и оттуда снимается новый кадр (средним или крупным планом, в общих планах такой прием применяется редко). С обратной точки неизбежно придется снимать, когда надо показать группу людей, сидящих за круглым столом. Если ограничиться здесь съемкой с одной точки, то половина людей будет показана в анфас, а половина спиной. Не будет видно выражения их лиц во время беседы. Но этот прием съемки следует применять либо при искусственном освещении, либо в пасмурную погоду во избежание резкого изменения светотонального рисунка в кадре. Съемка с обратной точки передает пространственную глубину в плоскости именно тем, что показывает предметы и действующих лиц с противоположной стороны. Такой прием часто применяется для передачи на экране спортивных выступлений и цирковых номеров.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |