Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ползучая, галопирующая и гиперинфляция




Индекс роста цен по некоторым странам мира

Измерение и показатели инфляции

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.

Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени.

Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в базовом 1998 г. составляла 1100 руб. за тонну, а в отчетном 1997 г. 1000 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составил:

(1100: 1000) х 100 = 110%.

Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%.

                   
Австралия 104% 104% 103% 102% 103% 103% 103% 104%  
Австрия 103% 102% 101% 102% 103% 101% 103% 103% 101%
Армения 103% 101% 105% 107% 101% 103% 104% 110% 103%
Беларусь 161% 143% 128% 118% 110% 107% 109% 115% 113%
Великобритания 101% 102% 101% 101% 102% 103% 103% 104% 102%
Германия 102% 101% 102% 101% 102% 102% 103% 102% 101%
Дания 102% 103% 102% 101% 102% 102% 102% 104% 102%
Италия 103% 102% 103% 103% 101% 103% 102% 103% 101%
Казахстан 108% 106% 106% 107% 108% 109% 111% 117% 107%
Канада 103% 102% 103% 102% 102% 102% 103% 103% 100%
Китай 101% 99% 101% 104% 102% 102% 105% 105% 100%
Норвегия 103% 101% 103% 100% 102% 103% 100% 104% 102%
Румыния 135% 122% 115% 112% 109% 106% 105% 108% 106%
США 103% 102% 102% 103% 103% 104% 103% 104% 100%
Украина 112% 101% 105% 108% 114% 109% 113% 125% 116%
Финляндия 103% 101% 101% 100% 101% 102% 103% 104% 100%
Франция 102% 102% 102% 102% 102% 102% 101% 104% 100%
Швеция 103% 102% 102% 100% 101% 101% 102% 104% 100%
Япония 99% 99% 100% 100% 100% 100% 100% 102% 98%

 

Индекс потребительских цен – измеряет стоимость «корзины» основных потребительских товаров и услуг: продуктов питания, одежды, коммунальных услуг, транспорт, медицинские услуги и т.д.

С 1996 г. в России введено ежеквартальное исчисление дефлятора — индекса цен, используемого для приведения цен текущего периода к базисному:

Дефлятор ВВП = ВВП ном / ВВП реал

 

В зависимости от темпов (степени) развития различают следующие виды инфляции: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.

Ползучая инфляция характеризуется повышением цен не более чем на 3—5% в год. Подобный темп инфляции наблюдается во многих странах Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий, «трехпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.

Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных условий; он неодинаков для различных стран. К примеру, для Швейцарии допустимый темп ползучей инфляции не должен зашкаливать за пределы 1%; для Греции стабильное развитие хозяйства достигается в пределах 8—10%-ного роста цен.

Галопирующая инфляция в отличие от ползучей трудно управляема. Среднегодовой рост цен — от 10 до 50% (или несколько выше). Подобный вид инфляции характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах от 20 до 70%; в Венгрии — от 19 до 35%; в Чехии и Словакии — от 10 до 55—60%.

В России резкий взлет цен имел место в 1992—1993 гг., затем он снижался и постепенно вышел из рамок галопирующей инфляции. В известной мере сходная картина наблюдалась в странах-членах СНГ. Наиболее высоким темпом росли цены в Таджикистане и Белоруссии. В целом по Содружеству индекс потребительских цен (1997 г.) составил 116,9%, а по отдельным странам он характеризовался следующими данными, %:

Азербайджан …103,7 Киргизия……….125,4
Армения...........114,0 Молдавия………111,8
Белоруссия.......163,8 Россия………….111,0
Грузия...............107,3 Таджикистан…..171,7
Казахстан......….117,4 Украина………..110,1

 

Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 1991-2011гг.

на конец периода, в %  
                       
к концу предыдущего месяца  
Январь 106,2 345,3 125,8 117,9 117,8 104,1 102,3 101,5 108,4 102,3  
Февраль 104,8   124,7 110,8   102,8 101,5 100,9 104,1    
Март 106,3 129,9 120,1 107,4 108,9 102,8 101,4 100,6 102,8 100,6  
Апрель 163,5 121,7 118,7 108,5 108,5 102,2   100,4   100,9  
Май   111,9 118,1 106,9 107,9 101,6 100,9 100,5 102,2 101,8  
Июнь 101,2 119,1 119,9   106,7 101,2 101,1 100,1 101,9 102,6  
Июль 100,6 110,6 122,4 105,3 105,4 100,7 100,9 100,2 102,8 101,8  
Август 100,5 108,6   104,6 104,6 99,8 99,9 103,7 101,2    
Сентябрь 101,1 111,5     104,5 100,3 99,7 138,4 101,5 101,3  
Октябрь 103,5 122,9 119,5   104,7 101,2 100,2 104,5 101,4 102,1  
Ноябрь 108,9 126,1 116,4 114,6 104,6 101,9 100,6 105,7 101,2 101,5  
Декабрь 112,1 125,2 112,5 116,4 103,2 101,4   111,6 101,3 101,6  
к декабрю предыдущего года  
Декабрь 260,4 2608,8 939,9 315,1 231,3 121,8   184,4 136,5 120,2  
на конец периода, в %
                       
к концу предыдущего месяца
Январь 102,8 103,1 102,4 101,8 102,6 102,4 101,7 102,3 102,4 101,6 102,4
Февраль 102,3 101,2 101,6   101,2 101,7 101,1 101,2 101,7 100,9 100,8
Март 101,9 101,1 101,1 100,8 101,3 100,8 100,6 101,2 101,3 100,6 100,6
Апрель 101,8 101,2     101,1 100,4 100,6 101,4 100,7 100,3 100,4
Май 101,8 101,7 100,8 100,7 100,8 100,5 100,6 101,4 100,6 100,5 100,5
Июнь 101,6 100,5 100,8 100,8 100,6 100,3     100,6 100,4 100,2
Июль 100,5 100,7 100,7 100,9 100,5 100,7 100,9 100,5 100,6 100,4  
Август   100,1 99,6 100,4 99,9 100,2 100,1 100,4   100,6 99,8
Сентябрь 100,6 100,4 100,3 100,4 100,3 100,1 100,8 100,8   100,8  
Октябрь 101,1 101,1   101,1 100,6 100,3 101,6 100,9   100,5 100,5
Ноябрь 101,4 101,6   101,1 100,7 100,6 101,2 100,8 100,3 100,8 100,4
Декабрь 101,6 101,5 101,1 101,1 100,8 100,8 101,1 100,7 100,4 101,1 100,4
к декабрю предыдущего года
Декабрь 118,6 115,1   111,7 110,9   111,9 113,3 108,8 108,8 106,1

Д/з: опираясь на данные таблицы, подумайте, в какие периоды какие виды инфляции наблюдались в России.

 

Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж — ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой темп порой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Не существует однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.

Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает «кормить» сама себя.

Классический пример гиперинфляции — обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923 г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло с 27 млрд в январе 1918 г. до 219 трлн 845 млрд руб. к декабрю 1921 г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн раз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.