Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема движения в философии

Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. Сложилось идеалистическое и материалистическое, диалектическое и метафизическое (недиалектическое) понимания движения, его источника и его связи с материей.

Для идеализма в целом характерен отрыв источника движения от материи. С точки зрения объективного идеализма, движение сообщается инертной материи надприродной, нечеловеческой духовной силой. С точки зрения субъективного идеализма, движение является лишь свойством сознания субъекта.

Для метафизического воззрения на мир характерно в целом признание самостоятельного (независимого от материи) существования движения. Примером такого понимания служит направление энергетизм. Представители энергетизма сводят природные, общественные и психические явления к различным состояниям энергии, причем предполагается, что энергия может превращаться в материю, а материя в энергию. В энергетизме не учитывается, что энергия есть лишь количественная мера движения, а потому превращение энергии в материю должно означать превращение движения в материю.

В основе диалектико-материалистического понимания движения, которое разработал Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы», лежат следующие положения.

1. Движение – это всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут, способ существования материи.

2. Движение в применении к материи – это изменение вообще, т.е. всякое изменение.

3. Движение выступает как взаимодействие предметов и явлений.

4. Движение существует в качественно различных формах.

Во второй половине XIX в. Энгельс дал первую научную классификацию форм движения материи. Он выделил пять основных разнокачественных форм движения (в зависимости от материального носителя):

1) механическую (простое перемещение в пространстве),

2) физическую (носитель – атомы),

3) химическую (носитель – молекулы),

4) биологическую (носитель – живой белок),

5) социальную (носитель – общество, характерная черта – наличие сознания)

Все формы движения взаимосвязаны между собой: высшие, более сложные формы возникают и существуют на базе низших, более простых форм движения, но не сводятся к ним. Разнокачественные формы движения

материи, их сочетания и специфические материальные носители, а также соответствующие закономерности изучают различные науки.

Современные представления не выделяют в качестве самостоятельной механическую форму движения. В других формах выделяются различные уровни (например, атомный и субатомный для физической формы) и переходные формы (например, биохимическая).

Современная философия также выделяет квантово-механическую, кибернетическую, геологическую и иные формы движения материи.

Метафизическое сведение одних форм движения к другим, более простым (например, социальных и биологических закономерностей – к физическим) называется редукционизмом.

Интегративно-общенаучные концепции ХХ века, такие как общая теория систем Берталанфи, кибернетика Винера, синергетика Пригожина и Хакена, претендуют на выработку универсального научного знания, что неизбежно сопряжено с редукцией. Редукционизм подвергается критике со стороны диалектики. В свою очередь, представители кибернетики, системного движения и др., использующие методологию редукционизма, критикуют диалектику.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Картины мира | Основные концепции пространства и времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.