КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология исследований
Законы и формы мышления (обобщение, аналогия, гипотеза) Обобщение – это операция мышления, заключающаяся в переходе от частного к общему, причем на более высокую ступень абстракции. Индукция является частным случаем обобщения. Обобщение позволяет формулировать общие принципы и законы на основе исследования частных явлений. По семантико-гносеологическому (смысловому, познавательному) содержанию обобщения подразделяются на два вида: 1.обобщения, порождающие новые понятия, формулирующие законы, принципы, теории, которые не определяются исходным смысловым содержанием изучаемых явлений. Это обобщения, позволяющие выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений. Например, обобщением понятий «радиоволны», «тепловые лучи», «свет», «гамма-излучение» является понятие «электромагнитные колебания, отличающиеся различной длиной волны»; 2. обобщения, позволяющие применить известные явления, принципы, закономерности, действующие в одной области знаний, в другой области. Например, использование данных о форме тела рыб, дельфинов, китов в судостроении с целью создания судов с минимальным гидравлическим сопротивлением. Аналогия является одним из способов логического перехода от известного к новому знанию, выдвижения предположений. Аналогия – это умозаключение о принадлежности объекту определенного признака (т.е. свойства или отношения) на основе сходства в существенных признаках с другим объектом. В зависимости от характера связи между признаками различают строгую аналогию, дающую достоверное заключение, и нестрогую аналогию, дающую вероятностное заключение. На принципах строгой аналогии построены доказательства в области математики. При нестрогой аналогии зависимость между сходными и переносимыми признаками определена как необходимая с определенной степенью вероятности. Поэтому, обнаружив у другого объекта признаки сходства, можно лишь в вероятностной форме утверждать о наличии у него переносимого признака. Условиями, повышающими степень вероятности выводов в нестрогой аналогии, является: 1. Сходство употребляемых объектов в значительном числе существенных признаков. 2. Отсутствие существенных различий между употребляемыми объектами. 3. Высокая вероятность знания о зависимости между сходными и переносимыми признаками. При решении научных и инженерно-практических задач обращаются не только к известным законам и научным обобщениям, но и к ранее приобретенным знаниям о сходных единичных явлениях. Аналогия используется не только для поиска конкретного инженерного решения, но и при выборе метода решения поставленной задачи. Гипотеза – это форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений. Достоверному познанию явлений объективного мира всегда предшествует длительная работа по осмыслению эмпирического материала. Эта работа всегда сопровождается построением различного рода догадок, предположений относительно действительных причин наблюдаемых явлений, преодолением различного рода противоречий. Результатом этой работы является гипотеза, без которой невозможен переход от незнания к знанию, т.е. гипотеза – это форма развития знания (получения знания). Новое знание первоначально всегда возникает в форме гипотезе, построение которой начинается с индуктивного обобщения эмпирического материала. При этом могут использоваться дедуктивные выводы, методы аналогий. На основе обобщения выдвигаются предположения. В отличие от предположений гипотеза должна быть состоятельной, т.е. удовлетворять определенным логико-методологическим требованиям. Она должна быть непротиворечивой (т.е. не противоречить всему исходному эмпирическому материалу), принципиально проверяемой, эмпирически и теоретически обоснованной (т.е. иметь достаточную предсказательную и объяснительную силу для отыскания новых фактов и их объяснения). В зависимости от объекта исследования различают гипотезы общие и частные: Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Они выдвигаются для объяснения всего класса описываемых явлений. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях функционирования группы объектов, выделенных из класса рассматриваемых. Гипотеза считается доказанной и переходит в разряд достоверных истин, во-первых, если предположение, составляющее содержание гипотезы, выводится, как следствие, из общего характера (т.е. доказывается методом дедукции), во-вторых, если путем наблюдения существующих объектов и процессов или проведением специального эксперимента могут быть практически обнаружены новые факты, подтверждающие содержание гипотезы. В последнем случае гипотеза дает направление поиска этих фактов и позволяет правильно организовать проведение эксперимента. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Методологией руководствуется движение мысли от незнания к знанию. У методологии две функции: Общая – обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира, Частная – определение подхода к явлениям действительности. Метод – способ достижения цели. Методы подразделяют на несколько уровней: - эмпирический уровень, на нем применяют наблюдение, сравнение, счет, измерение и др., при этом происходит накопление фактов и их описание; - экспериментальный (теория, гипотеза) – эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирование, логический метод. На этом уровне осуществляется также описание-накопление фактов и их проверка. Факты имеют ценность, только когда они систематизированы, проверены, обработаны; - теоретический – абстрагирование, идеализация, формализация, анализ-синтез, индукция-дедукция, аксиоматика, обобщение. На этом уровне проводится логическое исследование собранных фактов, выработка понятий, суждений, умозаключений. Соотносятся ранние научные представления с возникающими новыми, создаются теоретические обобщения. Новое теоретическое содержание знания надстраивается над эмпирическими знаниями; - метатеоретический – это диалектический метод и метод системного анализа. Этими методами используются сами теории, разрабатываются пути из построения, устанавливающие границы из применения. Т.е. на этом уровне происходит познание условий формализации научных теорий и выработка формализованных языков, именуемых метаязыками.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |