Поскольку деятельность является способом бытия и человека, и общества, то именно с ней нужно связывать содержательную интерпретацию человеческой природы. Сущностные черты человеческой деятельности являются актуальными формами бытия человеческой природы ("человека вообще"), абстрактно-возможными до и вне этого процесса. Вообще же человеческая деятельноть и человеческая природа представляют собой одно неразрывное целое. Истина в их взаимоопределяемости. Природа (человека) деятельностна, а деятельность "природна" (человечна). Обрисовав деятельностную перспективу анализа природы человека, мы можем перейти теперь к ее подробной содержательной интерпретации. Подходов здесь может быть много. Мы остановимся на одном, на наш взгляд, наиболее плодотворном - на трактовке природы человека как совокупности его базовых потребностей. Определение природы человека как совокупности, или комплекса, его базовых потребностей позволяет предельно углубить ее проблемный анализ. В его основу мы положим классификацию базовых потребностей человека известного американского ученого, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу
Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т. е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа. Защищенность и безопасность (safety and security) - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Проявлений у нее очень много. Тут и забота о гарантированной занятости, заинтересованность в стабильности существующих институтов, норм и идеалов общества, тут и желание иметь счет в банке, страховой полис, тут и отсутствие тревоги за личную безопасность, и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем. Потребность в принадлежности (к той или иной общности), причастности и привязанности (belongingness and affection) - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы собственно человеческого общения, личностной близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в привязанности и принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство отверженности, одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общении-общности (принадлежности, причастности, привязанности) очень важно для полноценной человеческой жизни. Потребность в уважении и самоуважении (for respect and self-respect) - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, независимость, ответственность, чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Тут на первый план выходят соображения престижа, репутации, статуса. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность, незаменимость, чувствовать, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Чувства слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека. Самовыражение, самоутверждение, самореализация (self-actualization) - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же, как полагает американский психолог, с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Человек на этом уровне утверждает себя через творчество, через реализацию всех своих способностей и талантов. Он стремится стать всем тем, чем он может и (по своей внутренней, свободной, но ответственной мотивации) должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности. Рассмотренная пятичленка (базовых потребностей человека) привлекательна прежде всего своей системностью, а значит ясностью и четкостью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделил и другие базовые потребности, как-то: в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении, - выделил, но так и не сумел по-настоящему вписать в свою систему. Видимо, количество базовых потребностей может быть и другим, скорее всего гораздо большим. Но для нас важен сам этот базисно - "потребностный" подход.
Потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. По мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более возвышенными и благородными.
Человеку не до театра, если он голоден или не имеет крыши над головой.
Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности, а также то, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие –в неодинаковой.
Таким образом, говоря о человеке, мы видим не только разумное существо, способное к сложной трудовой деятельности, но и личностные, индивидуальные начала, которые формируются частью как наследственная программа, частью как результат воздействия социальной среды.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление