Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.2. Функции властных структур в предпринимательской деятельности

План

Государственные и муниципальные организации.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 29

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В.1. Государственные организации как институт проведения политики государства.

В.2. Функции властных структур в предпринимательской деятельности.

В.3. Механизм экономического государственного регулирования, поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности.

 

В.1. Государственные организации как институт проведения политики государства.

Развитая рыночная экономика базируется на достаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность.

Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой – как регулятор социальноэкономических процессов. Выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100 % ным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно‑частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм.

Процесс формирования государственной с обственности осуществляется следующими путями:

1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности;

2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета;

3) выкупа государством объектов у частного капитала.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социальноэкономическими, историческими, культурными и другими особенностями.

Государственные предприятия являются инструментом проведения политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры, содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс. Как правило, приватизация государственной собственности включает несколько этапов:

1) определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия;

2) подготовка программы приватизации;

3) выбор механизма приватизации;

4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей акций, продажа акций.

Часто государство предпочитает реализовывать на рынке небольшой пакет акций приватизируемого предприятия.

 

Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:

1. Властные системы:

 

· органы законодательной власти;

· органы исполнительной власти;

· органы судебной власти.

2. Надзорно-контрольные органы:

· прокуратура;

· полиция, милиция;

· таможня служба, таможенные органы;

· налоговая инспекция и налоговая полиция;

· счетная палата;

· органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).

3. Органы защиты:

 

· вооруженные силы;

· национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;

· органы безопасности;

· пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.

 

Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

 

Внутренние функции государства.

1. Политическая, которая включает:

· обеспечение политической стабильности;

· осуществление властных полномочий;

· выработка политического курса.

 

2. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов.

 

3. Правовая, которая включает:

 

· создание и установление правовых норм;

· обеспечение правопорядка;

· регулирование общественных отношений и поведения граждан;

· охрана общественного строя от экстремизма.

 

4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:

 

· исполнение решений;

· формирование государственного управленческого аппарата и его использование;

· контроль за исполнением законов;

· координация деятельности различных субъектов политической системы.

 

5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).

 

6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.

 

Внешние функции государства.

 

1. Внешнеполитическая, которая включает:

 

сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;

обеспечение участия государства в международных организациях.

2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.

Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся.

 

Типология государства

 

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств.

 

Типология государств может осуществляться по различным основаниям.

 

В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств:

 

· рабовладельческие;

· феодальные;

· буржуазные (капиталистические);

· социалистические;

· социалистической ориентации;

· капиталистической ориентации.

 

В средствах массовой информации, в коммунистической научной литературе бывшие социалистические страны Восточной Европы называли странами народной демократии.

 

Социальная природа государства выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается, и которые обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных и гражданскую бюрократию, что дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве.

 

Устоявшейся классификацией государств является их типологизации по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.

 

Монархии бывают:

 

Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

 

В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

 

Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

 

Характерные признаки президентской республики.

 

· президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;

· законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;

· президент и правительство избираются внепарламентским методом;

· у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

· парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

 

Для парламентской республики характерно:

 

единая система выборов;

победившие партии формируют высший законодательный орган;

парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;

правительство несет ответственность перед парламентом;

парламент может избирать президента.

 

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

 

По национально-территориальной организации государства делятся на унитарные и федеративные.

 

В унитарном государстве:

 

единая конституция и гражданство;

единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

 

Федеративное государство характеризуется:

 

наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, контон, республика и др.);

эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

 

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

 

исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

отсутствие права сецессии (от лат. "сецессио" - отделение, уход);

федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств - членов федерации;

отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;

союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;

наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;

разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

 

Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

 

Кроме того, по типу политического режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными. Об этом мы говорили ранее.

 

Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.

 

Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.

 

Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.

 

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.

 

Правовому государству присущи следующие признаки:

 

верховенство закона во всех сферах жизни;

разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;

разделение государственных и негосударственных политических институтов;

взаимная ответственность государства и личности.

 

Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

 

Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.

 

Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.

 

Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии.

 

Видимо, можно сказать, что России еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.

 

Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами.

Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управления. Бесхозность предприятий, находящихся в государственной собственности. Тенденция к разделению на отдельные части крупных и средних предприятий. Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа. Права и ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не упорядочены. Отсутствие нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными предприятиями. Общегосударственный уровень. Самоустранение государственных структур от целенаправленного использования системы экономических и административных рычагов. Отсутствие четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами.

Необеспеченность правовой защитой договорных отношений. Дезорганизация системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Неналаженность системы государственных контрактов. Отсутствие системы подготовки руководителей по управлению государственными пакетами акций. Отсутствие исполнительской дисциплины, координирующих и контрольных функций. Наряду с общим регулированием экономических отношений одной из важных задач государства является проведение селективно политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основ е конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приоритетных направлений экономики можно выделить три формы государственного регулирования экономической жизни:

1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования;

2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов);

3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения. Действительно, чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако не существует раз и навсегда установленных рациональных пределов вмешательства государства в экономическую жизнь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В.4. Программы государственной поддержки малого бизнеса | В.3. Механизм экономического государственного регулирования, поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.