КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы метода бухгалтерского учета и их взаимосвязь
Классификация имущества организации по источникам образования Классификация имущества организации по составу и функциональной роли в процессе воспроизводства По составу имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). Рисунок 1 иллюстрирует классификацию имущества организации по составу. Внеоборотные активы (основной капитал) – это активы, полезные свойства которых предполагается использовать в финансово-хозяйственной деятельности организации в течение длительного периода времени (более одного года). К внеоборотным активам относят: основные средства; нематериальные активы; вложения во внеоборотные активы; долгосрочные финансовые вложения.
Рис. 1. Классификация имущества организации по составу Основные средства – это часть средств труда, предназначенных для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, а также для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного никла, если он превышает 12 месяцев. В качестве объектов основных средств могут выступать здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие объекты. Кроме того, в составе основных средств учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). В отдельную группу выделяются объекты основных средств, предназначенные исключительно для предоставления третьим лицам за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода. Такие объекты получили название доходных вложений в материальные ценности. К ним относятся объекты основных средств, приобретенные организацией с целью сдачи в аренду, лизинг или прокат. Отличительной чертой объектов основных средств является то, что они длительное время используются в хозяйственной деятельности организации, не изменяя своей первоначальной формы, и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений. Нематериальные активы – это вид внеоборотных активов, не имеющий материально-вещественной (физической) структуры, оформленный в установленном действующим законодательством порядке и используемый в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычною операционного цикла, если он превышает 12. месяцев. К нематериальным активам относятся: – исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; – деловая репутация организации (разница между продажной стоимостью организации и стоимостью всех активов и обязательств организации по данным бухгалтерского учета на дату ее приобретения); Отличительной чертой объектов нематериальных активов является то, что они длительное время используются в хозяйственной деятельности организации и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений, а также отсутствие у них материально-вещественной структуры. Вложения во внеоборотные активы – это затраты организации на создание и приобретение активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи. Эти вложения связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих организаций и объектов непроизводственной сферы; с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других объектов основных средств или их частей; с приобретением и созданием активов нематериального характера. Отличительной особенностью данного вида активов является то, что объекты учитываются в составе вложений во внеоборотные активы только до момента ввода в эксплуатацию, после чего в зависимости от их назначения включаются в состав основных средств или нематериальных активов. Долгосрочные финансовые вложения – это инвестиции организации в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные займы с целью получения дохода или контроля над деятельностью других хозяйствующих субъектов на срок более года. К долгосрочным финансовым вложениям относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и др.
Оборотные активы (оборотный капитал)
Оборотные активы (оборотный капитал) – это активы, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого периода времени, как правило, не более одного года. Оборотные активы включают в себя материально-производственные запасы; незавершенное производство; расходы будущих периодов; средства в расчетах; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства. Материально-производственные запасы – это активы организации, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (при выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд организации или приобретенные для продажи. В состав материально-производственных запасов включаются: основные сырье и материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, готовая продукция, товары, товары отгруженные и др. Основные сырье и материалы – это часть материально-производственных запасов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образующих ее основу или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении (древесина в деревообрабатывающем производстве, металлопрокат в автомобилестроении и т. д.). При этом под сырьем понимают продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности, а под материалами – продукцию обрабатывающих отраслей. Вспомогательные материалы – это часть материально-производственных запасов, участвующих в производстве продукции или потребляемых для хозяйственных нужд, технических целей, для содействия производственному процессу (красители в текстильной промышленности, смазочные материалы для поддержания в рабочем состоянии оборудования и т. д.). Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали – это часть материально-производственных запасов, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции или строительства, которые требуют затрат по их обработке или сборке (приобретаемые на стороне шины в автомобилестроении, компрессоры для холодильного оборудования и т. д.). Топливо – это часть материально-производственных запасов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердое (уголь, торф, дрова и др.) и другое топливо (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и т. д.)- Топливо относится к вспомогательным материалам, однако ввиду высокого удельного веса в себестоимости продукции этот элемент, как правило, выделяют в отдельный объект бухгалтерского наблюдения. Тара и тарные материалы – это часть материально-производственных запасов, используемых для хранения, упаковки, транспортировки продукции и других видов активов (ящики, коробки, бочки и т. д.), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта. Запасные части – это часть материально-производственных запасов, предназначенных для проведения ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также автомобильные шины в запасе и обороте. Строительные материалы – это часть материально-производственных запасов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т. д.). Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально-производственных запасов, используемых в качестве средств труда в течение непродолжительного периода времени, т.е. срока продолжительностью менее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Готовая продукция — это часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи и представляющих собой конечный результат производственного цикла, т. е. активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Товары – это часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. Товары отгруженные – это готовая продукция и товары, отгруженные покупателям, выручка от продажи которых не может быть признана в бухгалтерском учете на момент отгрузки. Как правило, это происходит при возникновении двух ситуаций: – если в договоре купли-продажи установлено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю после выполнения какого-либо условия (например, после оплаты) и это условие на момент отгрузки не выполнено; – если товары переданы на реализацию по посредническому договору (договору комиссии, агентскому договору) и товары посредником не проданы. Незавершенное производство – это предметы труда, вступившие в производственный процесс и находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не прошедшие всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом (например, в швейной промышленности на фабрике пошива женской одежды в качестве незавершенного производства могут выступать раскроенные элементы костюма). По своей сути незавершенное производство близко к материально-производственным запасам, однако его обычно выделяют в отдельную группу. Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные организацией в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам и подлежащие равномерному включению в текущие затраты в течение периода, к которому они относятся. Например, расходы по договору страхования имущества организации, заключенному на длительный период времени. Страховая премия (сумма, уплачиваемая по договору страхования страховой организации) обычно перечисляется в форме разового платежа и подлежит учету в составе расходов будущих периодов с дальнейшим распределением и равномерным включением в состав текущих расходов организации в течение срока действия договора страхования. Кроме того, к расходам будущих периодов относят: расходы на ремонт основных средств; подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности; затраты на приобретение лицензий и разрешений на осуществление определенных видов деятельности, а также сертификацию продукции; плату за неисключительное право пользования чужими объектами интеллектуальной собственности, (компьютерными программами, информационными базами и т. п.), которая производится в виде фиксированного разового платежа или единовременно выплачиваемого авторского (лицензионного) вознаграждения, и др. Средства в расчетах – это задолженность юридических и физических лиц перед организацией. При этом лица, имеющие денежную или имущественную задолженность перед организацией, называются дебиторами, а возникающая в этом случае задолженность – дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность может возникать в случаях задолженности покупателей за отгруженную продукцию, перечисления поставщикам организации авансовых платежей под будущие поставки, выдачи подотчетным лицам денежных средств в качестве аванса на хозяйственные и иные нужды, невнесения учредителями организации вкладов в уставный (складочный) капитал, переплаты по налоговым и неналоговым платежам в бюджет и т. д. Краткосрочные финансовые вложения – это инвестиции организации в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные займы с целью получения дохода или контроля за деятельностью других хозяйствующих субъектов на срок менее года. Это преимущественно высоколиквидные (быстрореализуемые) пенные бумаги и краткосрочные займы. Денежные средства – это финансовые средства организации, находящиеся в банке на расчетных, валютных и специальных счетах, наличные деньги в кассе и в пути, денежные документы. Организация имеет право открывать неограниченное число счетов для проведения расчетных операций, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Главная часть расчетов с поставщиками, покупателями и другими дебиторами и кредиторами производится организацией в безналичной форме через расчетные, валютные и специальные счета. Ограничения устанавливаются в основном для осуществления расчетов в иностранной валюте в соответствии с требованиями валютного законодательства и для проведения операций с наличными денежными средствами. При расчетах наличными денежными средствами между юридическими и физическими лицами, выступающими в роли индивидуальных предпринимателей, вводятся определенные ограничения на размер платежа и порядок осуществления расчетов. В настоящее время такие расчеты осуществляются, как правило, с применением контрольно-кассовых машин, а размер платежа не может превышать 100 тыс. руб. в рамках одного договора. Кроме того, для более эффективного использования наличных денежных средств в организации по согласованию с уполномоченным банком устанавливается лимит остатка денежных средств, в пределах которого организациям разрешается хранить наличные денежные средства в кассе. Всю сверхлимитную кассовую наличность необходимо сдавать в банк для зачисления на счет организации. Денежные средства в пути – это денежные средства, принадлежащие организации, но еще не зачисленные на ее расчетный счет или еще не поступившие в кассу организации. Такая ситуация возможна, например, при сдаче наличной торговой выручки инкассаторам. Денежные средства будут считаться находящимися в пути с момента их передачи инкассаторам до момента зачисления на расчетный счет организации. В отдаленных районах, где расстояния между организациями и банками значительны, время нахождения денежных средств в пути может занимать несколько дней. Денежные документы – это документы с зафиксированной на них номинальной стоимостью, дающие право их владельцу получить указанную на них сумму. К денежным документам относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиа - и железнодорожные билеты, путевки на лечение и отдых, талоны на нефтепродукты (бензин), единые и проездные билеты и др. Как правило, денежные документы используются не сразу, а через некоторое время; они могут быть проданы другому лицу или возвращены обратно продавцу; на денежном Документе услуга или товарно-материальные ценности указываются в количественном выражении; денежные документы хранятся в кассе организации. По функциональной роли в процессе воспроизводства имущество организации подразделяют на три группы: средства в сфере производства; средства в сфере обращения; средства во внепроизводственной сфере (рис. 2). Средства в сфере производства включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда – это совокупность средств производства, при помощи которых люди воздействуют на предметы труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями, при этом не меняющих своей первоначальной формы и свойств. Средства труда неоднократно обслуживают производственный цикл, перенося свою стоимость на произведенную продукцию (работы, услуги) частями в зависимости от сроков полезного использования посредством амортизационных отчислений. К средствам труда относят объекты основных средств и нематериальных активов, используемые непосредственно в процессе производства. Например, станки цехов основного производства, исключительное право организации на полезную модель и т. д.
Рис. 2. Классификация имущества организации по функциональной роли в процессе воспроизводства Предметы труда – это продукты труда или природного происхождения, подвергающиеся воздействию человека в процессе производства. Предметы труда участвуют в процессе производства один раз и полностью переносят свою стоимость на произведенную продукцию (работы, услуги). К предметам труда относятся основные сырье и материалы, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство и т. д. Средства в сфере обращения включают в себя основные средства, используемые в сфере обращения (например, оборудование склада готовой продукции и отдела продаж), предметы обращения, денежные средства, краткосрочные и быстрореализуемые финансовые вложения, а также средства в расчетах. Предметы обращения – это конечные продукты производственного процесса, предназначенные для продажи. К ним относят готовую продукцию и товары, в том числе отгруженные, выручка по которым по тем или иным причинам не может быть признана в бухгалтерском учете на момент отгрузки. Средства во внепроизводственной сфере предназначены для создания благоприятных условий, направленных на воспроизводство рабочей силы. Имущество во внепроизводственной сфере представлено основными и оборотными средствами жилищно-коммунального хозяйства, детских, оздоровительных, лечебных учреждений и т. д., например: здание детского сада, медикаменты, спортивный инвентарь, оборудование кабинета стоматолога.
Имущество организации может формироваться за счет различных источников. В зависимости от процедуры их образования источники имущества подразделяются на две группы: собственные источники имущества организации (собственный капитал); привлеченные Источники имущества организации (привлеченный капитал). Рисунок 3 иллюстрирует классификацию имущества организации по источникам образования.
Рис. 3. Классификация имущества организации по источникам образования Собственные источники образования имущества организации
Собственные источники образования имущества организации (собственный капитал) – это средства, принадлежащие организации на праве собственности и используемые для формирования отдельных видов активов. Отличительной чертой собственного капитала является то, что он не подлежит возврату учредителям в процессе осуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности и используется ею на постоянной основе. Распределение средств собственного капитала организации между учредителями осуществляется при ее ликвидации. В этом случае после удовлетворения требований всех кредиторов оставшееся имущество передается учредителям организации в соответствии с их долей в уставном капитале, количеством принадлежащих им акций и т. д. В составе собственного капитала организации выделяют: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенную прибыль; резервы предстоящих расходов; оценочные резервы; амортизационный фонд; целевое финансирование. Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов, вложенных учредителями (участниками, собственниками) в имущество организации на этапе ее создания для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности. За счет средств уставного капитала организация на начальном этапе своего развития создает материально-техническую базу, необходимую для нормального функционирования. В зависимости от организационно-правовой формы создаваемого хозяйствующего субъекта уставный капитал может выступать в виде: 1) уставного капитала, формируемого в акционерных обществах и обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью; 2) уставного фонда, образуемого в государственных и муниципальных унитарных предприятиях; 3) складочного капитала, характерного для хозяйственных товариществ, создаваемых в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества); 4) паевого фонда, складывающегося из паевых взносов членов производственного кооператива. Размер уставного капитала должен соответствовать величине, указанной в учредительных документах организации. При этом величина уставного капитала организации является относительно постоянной. В процессе финансово-хозяйственной деятельности организация может принять решение об увеличении или уменьшении уставного капитала и внести соответствующие изменения в учредительные документы. Однако на практике хозяйствующие субъекты стараются этого избежать, т. к. корректировка учредительных документов требует совершения определенных юридических действий, связанных с регистрацией таких изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, что является достаточно трудоемким процессом. Уменьшение уставного капитала может произойти и независимо от воли учредителей, например в результате неудовлетворительных результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, повлекших уменьшение величины чистых активов. В качестве учредителей организации, формирующих уставный капитал, могут выступать как юридические, так и физические лица. Вклады участников могут быть внесены в форме денежных средств, объектов основных средств, нематериальных активов и других материальных ценностей. Добавочный капитал представляет собой часть собственного капитала организации, формируемого за счет следующих источников: –дооценки объектов основных средств при проведении их переоценки; – эмиссионного дохода, полученного от превышения номинальной стоимости выпущенных акций над рыночной стоимостью размещенных акций за минусом издержек, связанных с продажей этих акций; – положительных курсовых разниц, образовавшихся при формировании уставного капитала. Средства добавочного капитала организацией, как правило, не используются, за редким исключением. Например, средства добавочного капитала могут быть направлены организацией на увеличение уставного капитала при условии принятия соответствующего решения участниками юридического лица. Резервный капитал (фонд ) – это часть собственного капитала, выделяемая по решению руководства организации из ее прибыли и используемая в строго определенных целях. В обязательном порядке резервный капитал образуют кредитные потребительские кооперативы граждан, сельскохозяйственные кооперативы и акционерные общества. Кредитный потребительский кооператив граждан формирует резервный фонд для покрытия непредвиденных расходов в размере, утвержденном общим собранием членов кооператива. Резервный фонд в сельскохозяйственном кооперативе является неделимым, а его размер должен составлять не менее 10 % от паевого фонда кооператива. Порядок формирования и использования резервного фонда устанавливается уставом кооператива. Средства резерва могут быть использованы на покрытие убытков. В акционерных обществах размер резервного фонда определяется уставом и не может быть менее 5 % от его уставного капитала. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений, составляющих не менее 5 % от чистой прибыли, до достижения им установленного размера. Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для других целей. По своему усмотрению резервный капитал могут создавать и другие организации. Нераспределенная прибыль является основным источником накопления имущества и представляет собой капитал, остающийся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет, предусмотренных действующим законодательством, а также после выплаты части прибыли собственникам и погашения убытков прошлых лет. Нераспределенная прибыль накапливается организацией с момента ее создания и складывается из нераспределенной прибыли прошлых лет и нераспределенной прибыли отчетного года. Нераспределенная прибыль прошлых лет – это сумма нераспределенной прибыли, накопленная за весь период финансово-хозяйственной деятельности организации. Нераспределенная прибыль отчетного года – это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году и которая предназначена для капитализации, т. е. для реинвестирования в производство на его дальнейшее развитие, расширение или обновление, а также для финансирования отдельных видов расходов, состав которых утвержден собственниками организации (например, благотворительность, создание дополнительного премиального фонда, проведение корпоративных развлекательных мероприятий и т. д.). Чистая прибыль – это часть балансовой прибыли организации, остающаяся в ее распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Балансовая прибыль – это суммарная прибыль организации за определенный период времени, полученная от всех видов ее производственной и непроизводственной деятельности и зафиксированная в ее бухгалтерском балансе. Балансовая прибыль организации складывается из финансового результата от реализации готовой продукции (работ, услуг), от операций, связанных с выбытием основных средств, от реализации иных материальных ценностей и прочих активов (нематериальных активов, ценных бумаг и т. д.), а также включает прочие доходы, уменьшенные на сумму соответствующих расходов. В случае неэффективной работы организации, а также вследствие непредвиденных форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, наводнений, пожаров, краж и т. д.) возникает убыток, который образуется в результате превышения суммы расходов над суммой доходов. Резервы предстоящих расходов – это резервы, создаваемые организацией в целях равномерного включения определенных расходов в затраты отчетного периода. Резервы предстоящих расходов могут создаваться: – на предстоящую оплату отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации; – на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; – на подготовительные работы в связи с сезонным характером производства; – на ремонт основных средств; – на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; – на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Целью создания таких резервов является избежание резких колебаний себестоимости продукции (работ, услуг) всвязи с единовременным списанием крупных расходов. При этом формирование указанных резервов является правом, а не обязанностью организации. Оценочные резервы – это резервы, создаваемые организацией для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского наблюдения. Выделяют резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений и резервы по сомнительным долгам. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей – это резервы, создаваемые в случае отклонения стоимости сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и других средств в обороте, сформированной в бухгалтерском учете, от рыночной стоимости этих ценностей с целью уточнения их оценки и доведения ее до реальной величины. Резервы под обесценение финансовых вложений – это резервы, создаваемые в случае отклонения стоимости финансовых вложений, по которой они числятся в бухгалтерском учете, от их расчетной стоимости, определяемой исходя из величины экономической выгоды, которую организация надеется получить от данных финансовых вложений, с целью уточнения их оценки и доведения ее до реальной величины. Резервы под обесценение финансовых вложений создают организации, имеющие на балансе финансовые вложения, которые не котируются на фондовой бирже. Резервы по сомнительным долгам – это резервы, создаваемые организацией по дебиторской задолженности, которая не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством или банковской гарантией), с целью покрытия в будущем убытков от списания нереальной ко взысканию дебиторской задолженности. Амортизационный фонд – это фонд воспроизводства основного капитала организации (объектов основных средств и нематериальных активов). Он образуется за счет регулярных амортизационных отчислений, а на его размер влияют нормы амортизации, методы стоимостной оценки основного капитала, структура капитала и т. д. Амортизационный фонд применяется для финансирования простого и расширенного воспроизводства основного капитала и имеет двойную экономическую основу, т. е. одновременное обслуживание процессов возмещения износа основного капитала и его расширенное воспроизводство. В связи с тем, что замена средств труда предполагается после истечения их срока полезного использования, организация получает возможность за счет средств амортизационного фонда приобретать новые их виды, равные по стоимости, но более эффективные и современные. Отдельные организации способны за счет средств амортизационного фонда обеспечивать регулярное обновление основных производственных фондов и осуществлять накопление основного капитала. Целевое финансирование – средства, полученные на безвозвратной основе для осуществления мероприятий целевого назначения от юридических ифизических лиц, а также в виде государственной помощи в форме субвенций (бюджетные средства, предоставляемые на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе) и субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов). Целевое финансирование в форме бюджетного кредитования относится к привлеченным источникам имущества организации, поскольку осуществляется на возвратной и возмездной основах. Кроме того, в качестве привлеченного источника имущества организации выступают средства целевого финансирования, использованные не по назначению или не использованные вообще, так как в этом случае они подлежат возврату субъекту, осуществившему финансирование. При недостаточности собственных источников образования имущества организации привлекают капитал на стороне.
Привлеченные источники образования имущества организации
Привлеченные источники образования имущества организации (привлеченный капитал) – это средства, привлекаемые для финансирования организации на возвратной основе. В результате такого привлечения у организации возникают обязательства перед третьими лицами, в роли которых могут выступать как юридические, так и физические лица. При этом лица, имеющие поотношению к организации права требования по денежным и иным обязательствам, называются кредиторами, а возникающие вэтом случае обязательства – кредиторской задолженностью. Источники формирования привлеченного капитала в зависимости от срока погашения обязательств можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным относятся те привлеченные источники, срок погашения которых превышает 12 месяцев, к краткосрочным – обязанность погасить которые наступает в период до 12 месяцев. В составе привлеченного капитала организации выделяются: – предоставленные организации займы и кредиты; – кредиторская задолженность; – обязательства по распределению. Займы и кредиты. Заем представляет собой денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, полученные организацией от заимодавца (юридического или физического лица) на возмездной или безвозмездной (беспроцентной) основе и подлежащие возврату. Разновидностью займа является кредит, который представляет собой денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, получаемые в процессе кредитования на условиях срочности, возвратности и платности, в результате чего между сторонами возникают кредитные отношения. Основными разновидностями кредита являются банковский, бюджетный, товарный и коммерческий кредиты. Банковский кредит – это денежные средства, полученные в процессе кредитования от банка или иной кредитной организации на условиях срочности, возвратности и платности. От займа банковский кредит отличает субъектный состав (в роли кредитора может выступать только банк или иная кредитная организация), предмет договора (предметом кредитного договора могут быть только денежные средства), а кроме того, банковский кредит всегда является возмездным. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств на возвратной и возмездной основах. В отличие от обычного кредита он предоставляется не кредитными организациями, а публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями) за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетный кредит всегда носит не только возмездный, но и строго целевой характер. В качестве исключения государственным и муниципальным унитарным предприятиям бюджетные кредиты могут предоставляться на беспроцентной основе. Товарный кредит – это вещи, определенные родовыми признаками, полученные организацией в процессе кредитования на условиях возвратности. Товарный кредит может предоставляться как на возмездной, так и на безвозмездной (беспроцентной) основе. В отличие от банковского кредита он может предоставляться любыми юридическими и физическими лицами. Товарный кредит предназначен для удовлетворения потребностей организации в продуктах производства и потребления, которые на момент заключения договора у организации отсутствуют. Коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие возмездного договора (например, договора купли-продажи). Так, договор может содержать условие о полной предварительной оплате или авансе предоставляемого имущества, результатов работ или оказания услуг либо, напротив, предусмотренное в интересах другой стороны условие об отсрочке или рассрочке оплаты. Коммерческий кредит способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости оборота капитала и учитывается обособленно в составе кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность – это задолженность организации перед другими хозяйствующими субъектами, например, перед поставщиками за полученную, но не оплаченную продукцию (товары, работы, услуги); перед покупателями, внесшими аванс, в части неотгруженной продукции; перед подотчетными лицами в случае перерасхода подотчетных сумм. Обязательства по распределению – это задолженность организации по распределению созданного в ней общественного продукта. Такая кредиторская задолженность возникает, как правило, на основе произведенных расчетов в соответствии с требованиями нормативных и иных документов, регламентирующих взаимоотношения сторон при возникновении данных обязательств. К обязательствам по распределению относят: 1. Обязательства перед персоналом по оплате труда. Заработная плата, начисленная сотрудникам организации, включается в текущие расходы того периода, в котором затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов, фактически имели место. До момента погашения задолженности перед сотрудниками организация использует эти средства как временно привлеченные; 2. Обязательства перед бюджетом по налогам и сборам. 3. Обязательства перед государственными внебюджетными фондами (пенсионным фондом, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования). Возникновение обязательств перед государственными внебюджетными фондами напрямую связано с моментом начисления заработной платы сотрудникам организации, поскольку размер отчислений завис от величины заработной платы. Задолженность перед внебюджетными фондами как краткосрочный источник привлеченных средств образуется с момента возникновения обязательств до момента перечисления денежных средств. В этот период времени организация может использовать эти средства в хозяйственном обороте; 4. Обязательства перед собственниками (участниками, акционерами) организации по выплате доходов. По результатам работы за отчетный период (квартал или год) по решению собственников организации им может производиться выплата части заработанной прибыли. Задолженность перед собственниками организации возникает с момента принятия соответствующего решения до момента выплаты денежных средств. Таким образом, организация получает возможность в течение этого времен использовать распределенные, но не перечисленные собственника средства в своей финансово-хозяйственной деятельности. Отличительной чертой обязательств по распределению является то, что они образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состояние имущества и источников его образования. Процесс обработки и обобщения учетно-экономической информации в системе бухгалтерского учета представляет собой последовательность четко регламентированных этапов: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации. Каждому из этих этапов присущи свои специфические способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: – первичное наблюдение за объектами бухгалтерского учета – документирование и инвентаризация; – стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета – оценка и калькулирование; – текущая группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учета – система счетов и двойная запись; – итоговое обобщение информации об объектах бухгалтерского учета – бухгалтерский баланс и отчетность. Схематично элементы метода бухгалтерского учета представлены на рис. 4.
Рис. 4. Элементы метода бухгалтерского учета Документирование – это процесс первичной регистрации финансово-хозяйственных операций в специальных учетных документах, служащих основой для формирования данных бухгалтерского учета. Результатом документирования является оформление бухгалтерской документации, которая позволяет обеспечить непрерывный учет всех фактов финансово-хозяйственной деятельности организации. Инвентаризация – это периодическая проверка соответствия данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации фактическому наличию, состоянию и оценке имущества и обязательств за определенный период времени. Инвентаризация может рассматриваться не только как средство контроля, но и как способ регистрации фактов, которые в силу определенных причин не были учтены в системе счетов бухгалтерского учета, например, естественная убыль, пересортица, хищения. Оценка – это способ измерения в денежном выражении имущества и обязательств организации при соблюдении определенных положений и правил. Нормативными документами установлен единый порядок оценки хозяйственных средств организации, подразумевающий единообразное отражение стоимости средств в учете на этапе оприходования и в течение срока их службы. При этом действующим законодательством могут быть предусмотрены различные варианты оценки тех или иных объектов. В этом случае организация должна выбрать один из них, который в наибольшей степени соответствует специфике ее финансово-хозяйственной деятельности. Калькулирование – это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Конечным результатом калькулирования является калькуляция, которая содержит свод затрат на производство и реализацию продукта труда в денежной оценке. Правильно составленная калькуляция позволяет с высокой степенью достоверности оценить затраты организации на изготовление продукции (работ, услуг), что необходимо для проведения анализа результатов ее финансово-хозяйственной деятельности и повышения эффективности ее работы посредством оптимизации состава затрат. Система счетов – это способ экономической группировки и отражения изменений, происходящих с объектами бухгалтерского наблюдения, с целью текущего контроля. На счетах бухгалтерского учета фиксируется каждый факт финансово-хозяйственной деятельности организации и результаты его воздействия на объекты бухгалтерского наблюдения. Двойная запись – это способ взаимосвязанного отражения каждой хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого в одной и той же сумме. Метод двойной записи играет важную роль в бухгалтерском учете, поскольку позволяет объединить все бухгалтерские счета в единую информационную систему и получить комплексную информацию о состоянии и движении имущества организации и источниках его образования. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества хозяйствующего субъекта по составу и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату (на первое число месяца, квартала или года). Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета завершает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в форме отчетных показателей, характеризующих финансовое состояние экономического субъекта. Отчетность – это единая комплексная система показателей имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта характеризующая результаты его хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и предназначенная для детализации учетно-экономической информации. Все названные способы и приемы выступают в строгом единстве и только в совокупности обеспечивают получение учетно-аналитической информации, необходимой для осуществления управления хозяйствующим субъектом. При этом каждая предыдущая пара способов и приемов обеспечивает применение последующей. Тем самым достигается непрерывное, сплошное и документально подтвержденное отражение в системе бухгалтерского учета объектов бухгалтерского наблюдения в денежном измерителе, однородная группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета с использованием метода двойной записи, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными, а также получение достоверных обобщающих показателей в бухгалтерском балансе и в бухгалтерской отчетности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |