Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг рабочей силы

Пути и цель социологии.

Социология ¾ наука, восприимчивая к социальному действию; восприимчивость подразумевает осмысленность, которую субъект придает своему поведению. Социология ¾ есть наука о социальном действии. Проблема СД конститутивная для нее как науки (ИЗБ, с.627).

(а) «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое принятие) может быть ориентирована на прошедшее, настоящее или ожидаемое поведение других». «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свое действие на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и «неопределенны» других в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)» (ИЗБ-90, с.625).

(б) «социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других» (ИЗБ, с.626).

Для МВ СД ¾ ключевое понятие в определении Социальных Отношений.

(в) «Социальным «отношением» мы будем называть поведение нескольких людей, соотнесенных по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Следовательно, социальное отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что социальное поведение будет носить доступный (осмысленному) определению характер. Тем самым признаком данного понятия служит ¾ пусть даже минимальная ¾ степень отношения одного индивида к другому» (ИЗБ, с.630).

 

Пример: «Государство, например, перестает «существовать» в социологическом смысле, как только исчезает возможность функционирования определенных типов осмысленно ориентированного социального действия» (ИЗБ, с631).

 

 

Мотивы СД:

Критерий классификации типов СД ¾ рациональность.

«СД, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную ¾ эстетическую, религиозную или любую другую ¾ самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, т.е. обусловленная аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, т.е. основанным на длительной привычке» (ИЗБ, с.628).

Конечно, любое действие особенно социальное, очень редко ориентирована на тот или иной тип рациональности. Данная классификация «являет собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или ¾ что встречается значительно чаще ¾ из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования» (ИЗБ, с.630).

«Понятийно чистые типы» ¾ идеальные тип. Утопия, или максима, конвенционально значимая правдоподобность в определенном кругу людей (ИЗБ, с.591). ИТ ¾ рациональные конструкции, значение которых состоит в том, чтобы служить средств для правильного каузального «свед е ния» (ИЗБ, с.594). Ее цель ¾ «служить сравнению с эмпирической действительностью, показать чем они отличаются друг от друга, установить степень отклонения действительности от идеального типа или относительное сближение с ним, для того, чтобы с помощью по возможности однозначно используемых понятий описать ее, понять ее путем каузального сведения и объяснить» (ИЗБ, с.595).

 

Классификация типов СД оказывает воздействие на его толкование современной эпохи. Т.е. характерная черта мира, в котором мы живем ¾ рациональность. Хозяйственное предприятие и государственный бюрократический аппарат действуют рационально.

Более того, эта классификация составляет понимание МВ сути социальной науки и возможностей познания социальных отношений.

Современная эпоха суть рационализация. Социальные отношения характеризуются рациональностью. В своей рациональности они познаваемы (они познаваемы потому, что рациональны или ориентированы на рациональность).

 

Наука ¾ пример целерационального поведения, конечная цель которого ¾ истина. Но сама эта цель определяется ценностными суждениями, т.е. суждением о ценности истины, доказанной фактами и аргументами общезначимого характерами.

По мнению МВ позитивная и рациональная наука ¾ составная часть всего исторического процесса рационализации. Она имеет два характерных признака, которые составляют ее смысл: незавершенность и объективность. Современная наука находиться в стадии становления; она не знает объяснения, касающихся смысла вещей, она стремиться к цели, находящейся в бесконечном пространств, и вновь и вновь задает вопросы природе. Наука сегодня ¾ основа науки завтра.

Однако, что касается наук о человеческой действительности, то здесь добавляется и другое. Познание тут зависит от вопросов, который ученый ставит и самой действительности. Изменение «окружающей среды» изменяет и содержание вопросов. Поэтому история и социология могут стать окончательными, если судьба человека достигнет своего конца. Человечеству нужно потерять способность к творчеству, чтобы наука о человеческом творчестве стала окончательной.

Универсальная значимость науки требует, чтобы оценочные сужения ученого, его политические и эстетические вкусы, не вторгались в процесс научного познания. При этом мы даем универсально значимые ответы на вопросы, закономерно ориентированные нашим интересом, или тем, что мы считаем нашими ценностями.

Эти науки характеризуются тремя чертами: понимание, историчность, связь с культурой.

Понимание. Люди наделены разумом ® их поведение проявляется как внешне осмысленное.

Связь исторической и социологической ориентаций. Единственность единства = единство единственного.

Культура = свои ценности, творения, им созданные.

Ценностные суждения (утверждение морального или жизненного порядка) ¾ Отнесение к ценности (процесс отбора и организации, имеющий к отношение к объективной науке).

 

В чем необходимость отбора? 1) Кантовская трансцендентальная критика или 2) научная методология исследования.

1) Неокантианство Риккерта: первоначально человеку дан бесформенный материал, а наука ¾ это завершенная разработка или конструкция из него. Для естественных наук характерна разработка всеобъемлющих понятий. Дедуктивность системы, самоорганизующаяся на базе фундаментальных законов и принципов.

2) Науки о культуре ¾ совокупность толкований, каждое из которых основывается на отборе фактов им неразрывно связано с системой ценностей. Но если каждое историческое построение произведено на основе отбора и обусловлено системой ценностей, то мы будем иметь столько интерпретаций сколько систем ценностей. нами получено при отборе. При отборе мы переходим с надэмпирической позиции на методологическую, на которой стоит историк или социолог. ® Гуманитарные науки ставят вопросы, которые интересны эпохе и разрешают их также в зависимости от интереса к ним. Чтобы понять = уловить смысловое значение, надо быть политиком, чтобы серьезно заниматься социологией политики; и надо быть религиозным, чтобы не видеть в религии только форму мракобесия. При этом необходимо отказаться от своих политических ориентаций и ценностей, а также веры, чтобы объяснять (вскрыть закономерности) процессы политические и религиозные ® Нужно проявить интерес к жизни людей, но отказаться от своего собственного чувства, чтобы найти общезначимый ответ на вопрос, поставленный под влиянием страстей человека, выбранного объектом исторического исследования.

 

Что может обеспечить при субъективном отборе общезначимость результатов науки?

Науки о культуре: понимающие и причинные; исторические и социологические.

= Антиномии человеческого действия: ответственность (цели-средства достижения) ¾ убеждение. Они взаимодополнительны и составляют подлинность человека.

Этика убеждения есть одна из возможных религиозных позиций.

 

 

Реформа управления трудом и занятостью не завершена. И новая система пока еще не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономико-социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от разнообразных экономических программ, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к формированию рынка труда. Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда. Генетические корни маркетинга уходят в теоретические концепции и опыт мировой практики. Использование данных достижений и учет особенностей развития нашей страны позволяет обосновать свой собственный подход к проблемам маркетинга на отечественном рынке труда. Главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает на основе сбора и анализа информации, изучения конъюнктуры будущего периода, путем составления многовариантных прогнозов получение информации о возможных объемах, структуре необходимых профессий и специальностей, а далее разработку, проведение рекламной деятельности и стимулирования трудоустройства. Целью учебника является формирование понимания студентами концепции маркетинга рабочей силы как системы знаний по управлению спросом и предложением на рынке труда.

Оглавление

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1.1. Российский рынок труда и тенденции его развития

1.2. Роль маркетинга на рынке труда

1.3. Сущность и понятия маркетинга рабочей силы

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

2.1. Основные характеристики и принципы изучения рынка рабочей силы

2.1.1. Рынок труда как регулятор спроса и предложения рабочей силы
2.1.2. Классификация рынков
2.1.3. Сегментирование рынка
2.1.4. Конъюнктура и емкость рынка
2.1.5. Позиционирование товара "рабочая сила" на рынке
2.1.6. Конкуренция на рынке

2.2. Товар "рабочая сила" в системе маркетинга

2.2.1. Характеристика товара "рабочая сила"
2.2.2. Конкурентоспособность товара "рабочая сила"
2.2.3. Жизненный цикл товара "рабочая сила"

2.3. Ценовая политика в маркетинге рабочей силы

2.4. Коммуникативная политика в маркетинге рабочей силы

2.4.1. Способы трудоустройства
2.4.2. Стимулирование занятости
2.4.3. Организация рекламы субъектами рынка рабочей силы

ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

3.1. Основные направления и методы маркетинговых исследований

3.2. Процедура маркетинговых исследований

3.3. Прогнозирование рынка труда

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

4.1. Процесс управления маркетингом рабочей силы

4.2. Управление маркетингом рабочей силы на предприятии

4.3. Государственное регулирование маркетингом рабочей силы

ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

5.1. Международный рынок труда и тенденции его развития

5.2. Конкурентоспособность российской рабочей силы на международном рынке

ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

6.1. Методологические подходы к оценке эффективности маркетинга рабочей силы

6.2. Оценка эффективности маркетинга рабочей силы

Литература

  1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  2. Багиев Г.Л. Краткий словарь-справочник по маркетингу. - Л.: ВНТОЭ, 1991.
  3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебно-наглядное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  4. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  5. Богданова Е.Л. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  6. Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  7. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин; Общ.ред. Е.П.Голубкова. - М.: Экономика, 1993.
  8. Грачев М.В. Управление трудом: Теория и практика капиталистического хозяйствования. - М.: Наука, 1990.
  9. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело, 1993.
  10. Егорова А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. - М.: СП "Вся Москва", 1994.
  11. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  12. Иванцевич Д.Ж., Лобанов А.М. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.
  13. Качество трудового потенциала (социально-экономический аспект). - Киев: Наук.думка, 1996.
  14. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. - Центр информ. и соц. - эконом. исследования. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1995.
  15. Кошепов А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука, 1995.
  16. Корной Я. Дефицит. - М.: Наука, 1990.
  17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1993.
  18. Кузьмин С.Л. Рыночная экономика и труд. - М.: Наука, 1993.
  19. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991.
  20. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2-х Т. / Пер. с англ., 2-е изд. - М.: Республика, 1993.
  21. Маслова И.С. Российский рынок труда на современном этапе: тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования. /Препр.докл. // ин-т РАН. Сектор рынка труда и мотивации занятости. - М.: ИЭ, 1992.
  22. Маркетинг. Словарь-справочник. - СПб.: СПИТМО и НПФ "Надежда", 1992.
  23. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Комаргов, С.А. Красильников и др. // Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  24. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ. / Р.И. Цвелев, Н.Ф, Рыдванов, А.К. Жирицкий. - М.: Наука, 1994.
  25. Павленков В.А. Рынок труда. - М.: Страх.об-во "Анкел", 1992.
  26. Панкрихин А.П. Теория и практика маркетинга. - М.: Наука, 1993.
  27. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
  28. Саруханов Э.Э., Сотникова С.И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  29. Сосновская Л.Н. Основы теории рынка труда. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  30. Сендиж Ч., Фрайбургер В., Ротцтлл К. Реклама. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
  31. Токарский Б.Л. Формирование рынка рабочей силы в крупных промышленных центрах. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  32. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  33. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
  34. Ченцов В.И., Аренков И.А. Маркетинговые исследования. - Л.: ЛОП ВНТО, 1991.
  35. Чернина Н. Зарубежный опыт изучения рынка труда. - Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1991.
  36. Эванс Дж., Берман Б.М. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
  37. Kotler P. Marketing Managment. Analyss, Planning and Control. London, 1988.
  38. Peterson R. Marketing Rescarch. Dallas, 1982.
  39. Grookall D. Akai K. (Eds.). Global Interdependence. Simulation and Gaming Perspections. Tokio, 1992

ГЛАВА I. Сущность и содержание маркетинга рабочей силы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Макс Вебер | Российский рынок труда и тенденции его развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.