Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неосознаваемые психические процессы




Читайте также:
  1. F1 - Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  2. Атрибутивные процессы. Теории атрибуции, виды атрибуции, ошибки атрибуции (фундаментальные и мотивационные).
  3. В зависимости от назначения выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы.
  4. Волновые процессы.
  5. Вопрос 19. Марковские процессы. Основы для применения в СОВ. Вопрос 20. Применение в СОВ.
  6. Вопрос 1:Психические состояния человека.
  7. Вопрос 40. Круговое движение и переходные процессы.
  8. Второе начало термодинамики. Невозможность создания вечных двигателей. Обратимые и необратимые процессы. Круговые процессы. Тепловые машины. Цикл Карно.
  9. Групповые процессы.
  10. Деятельность и другие психические явления
  11. Зоопсихология изучает психические особенности животных.
  12. И биопсихические законы.

Бихевиоризм.

Исторические истоки психологии как самостоятельной науки.

Вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию.

1) Взаимосвязи психологии с другими науками: философией, педагогикой, биологией, математикой и другими.

2) Отрасли современной психологии (педагогическая, психология труда, инженерная психология, психология менеджмента, психология рекламы, психология продаж и т.д.).

3) Психология и профессиональная деятельность инженера.

4) Современные проблемы общества и человека как задачи для психологической науки.

 

 

Тема 2. Классические и современные школы психологии.

 

 

1. Выделение психологии в самостоятельную науку принято связывать с появлением в 1879 году в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельма Вундта. Предметом изучения Вундта стали явления внутреннего субъективного опыта человека – то, что имеет отношение к сознанию. Его испытуемые давали отчет о своих ощущениях, мыслях, впечатлениях. Метод В.Вундта - интроспекция или «смотрение внутрь себя», самонаблюдение. По примеру естественных наук, разделявших изучаемую реальность на элементы, Вундт простейшим элементом сознания объявил ощущения. Также он определил характеристики сознания:

качество (зрительные, слуховые, обонятельные);

интенсивность, протяженность (длительность);

пространственная протяженность (слуховых ощущений нет).

Также им были выделены три пары субъективных элементов или элементарных чувств: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение – разрядка.

К концу 19 века психология сознания Вундта перестала существовать, главным образом, по трем причинам:

1) круг психологических явлений не ограничен содержанием и состояниями сознания;

2) психика неразложима на простейшие элементы;

3) метод интроспекции очень ограничен по возможностям.

 

2. Исследования души и психики человека привлекли внимание большого количества ученых. Прежде всего, в сферу интересов психологов попали факты поведения. Это внешние проявления психической деятельности человека. С позиции многих исследователей бессмысленно изучать процессы сознания, которые обнаруживаются лишь путем самонаблюдения.

Так в 1913 году американский ученый Дж. Уотсон заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Его публикация "Психология с точки зрения бихевиориста" получила широкое одобрение в рядах ученых. Он ввел требование сделать метод психологии объективным, то есть изучать то, что можно видеть, регистрировать и измерять. Второе требование было связано с интересами практики. Бихевиористы отстаивали мнение, что изучать нужно то, что полезно и может способствовать развитию общества, культуры, производства и материального благосостояния. Таким образом, следует рассматривать следующие объективируемые факты:



- внешние проявления физиологических процессов – пульсация, сердечные сокращения, измеряемые изменения сопротивления кожи и т.д.

- отдельные движения и жесты;

- действия;

- поступки.

Теоретическая база бихевиористов заключалась в постановке и попытках разрешить следующие вопросы. Поведение – это система реакций. Формула "стимул – реакция" определяет единицу поведения. Если можно по ситуации (стимулу) предсказывать поведение, то по реакции можно заключать о вызвавшем ее стимуле. Можно вычислить и сложные комбинации поведения, если систематизировать и обобщать огромное количество данных о поведении. Но эксперименты в основном проводились на животных, так как они свободны от влияния сознания, затем результаты переносились на человека.

Таким образом, явными заслугами бихевиоризма стало:

1) бихевиористы внесли сильный материалистический дух в психологию, продвинув ее по естественно-научному пути;

2) был введен объективный метод – эксперимент;

3) расширен класс исследуемых объектов;

4) получили развитие отдельные разделы психологии – в связи с проблемами научения, образования навыков, воспитания;

Недостатками подхода можно считать следующие: чрезмерное сближение психики человека и животных; игнорирование процессов сознания и высших форм деятельности – творчества, самоопределения. Упрощение психической жизни до реакций на стимулы.

В настоящее время в деловой и организационной психологии широко используется научение по типу «стимул - реакция». Внутренним процессам, таким как осознание, принятие, мотивация особое внимание не уделяется. Персонал обучают применять четко отлаженные образцы поведения, например, доброжелательное и бесконфликтное поведение. При всей полезности и безотказности такого поведения процессы, протекающие в психике при этом намного сложнее.

Далее в науке были обоснованы другие подходы и взгляды на психику человека, так появились гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая. В споре ученых различных направлений появлялись новые данные о том, что обуславливает деятельность животных и человека, то есть происходит накопление не только теоретических данных, но и практических рекомендаций, касающихся воздействия на психику. В настоящее время существует значительное количество психотехник и психотехнологий, которые изменяют направление сознания, деятельности и развития человека.

 

3. Неосознаваемые психические явления особенно интенсивно изучались в начале 20 века. Самые разные ученые обращались изучению неосознаваемого. Традиционно начало изучения бессознательных явлений связывается с именем австрийского психиатра З.Фрейда. Его врачебная деятельность дала основания полагать, что человеком управляют некие бессознательные силы. То, что человек осознает, составляет лишь вершину айсберга или десятую долю всего, что происходит в его психике.

Советские ученые также занимались исследованиями неосознаваемых психических явлений, которые можно разбить на три класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий – неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки (готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении), неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Например, мы входим в свою комнату в темноте и точно попадаем рукой на кнопку выключателя.

В общем, автоматизмы являются предметом изучения для физиологов, но психологам это интересно в плане выявления внешних индикаторов психологических процессов и состояний;

2) неосознаваемые побудители сознательных действий, мотивы, которые человек не осознает. Примером может служить стремление избежать неудачи, снизить тревогу, завоевать славу и почести. Эти вопросы подробно рассматриваются в психологии личности, психологии общения, социальной психологии.

3) «надсознательные» процессы. Часто решение приходит к человеку внезапно, как будто решение «озаряет» человека. Не всегда возможно проследить ход рассуждений, которые привели к такому результату, но мозг выполняет обширную работу по отбору и оценке множества условий и обстоятельств. Так возникает новый взгляд на проблему или неожиданное для человека решение. Это может быть и материальный продукт, например, литературное произведение или картина.

Можно заключить, что развитие науки является постоянным и бесконечным процессом. Технические и общественные достижения ставят перед наукой новые вопросы, которые способствуют новому пониманию психических явлений и фактов. Исследователи создают новые средства изучения и влияния на психику человека и животных, обосновывают новые подходы к пониманию психических феноменов.





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.