Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения теории познания

Методология научных исследований

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Процесс познания как основа любого научного исследования представляет собой сложный диалектический процесс постепенного воспроизведения в сознании человека сущности процессов и явлений окружающей его действительности. В процессе познания человек осваивает мир, преобразует его для улучшения условий своей жизни.

Теория познания представляет собой учение о закономерностях процесса познания окружающего мира, методах и формах этого процесса, об истине, критериях и условиях ее достоверности. Теория познания является философско-методологической основой любого научного исследования, и поэтому основы этой теории должен знать каждый начинающий исследователь. Методология научного исследования представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Познание изучаемого предмета начинается с его непосредственного созерцания. Следующей ступенью процесса познания является анализ, заключающийся в мысленном расчленении исследуемого объекта (предмета, явления) на составные части. Анализ позволяет изучить строение этого объекта, его структуру, отделить существенное от второстепенного, познать часть как элемент сложного целого.

Далее познание переходит в синтез изучаемого объекта, целостное его воссоздание, но на основе предшествующего анализа.

Непосредственное созерцание является первым этапом процесса познания, его чувственной (живой) ступенью и направлено на установление фактов, опытных данных. С помощью ощущений, восприятий и представлений создается понятие о явлениях и объектах, которое проявляется как форма знания о нем. Восприятие позволяет создать на основе ощущений чувственно-конкретный, целостный образ вещей и непосредственно связывает сознание с внешним миром. Третьей, основной формой чувственного познания является представление – воспроизведение образа предметов, воздействовавших на органы чувств. Непосредственные наблюдения могут содержать экспериментальную часть с использованием средств наблюдения, на этом этапе могут применяться и отдельные логические приемы мышления и т. д.

Непосредственное наблюдение создает основу для перехода к абстрактно-теоретической ступени познания. Ощущения, восприятия, представления далее рассматриваются в их внутренней связи с использованием анализа и синтеза явлений. Происходит систематизация, обобщение и объяснение ранее полученных фактов благодаря проникновению человека в сущность исследуемых явлений. На втором этапе познание движется от явления к его сущности, от чувственных восприятий к общим законам.

На этапе абстрактного мышления широко используются математический аппарат, логические умозаключения. Этот этап позволяет науке заглядывать вперед, в область неизведанного, делать важные научные открытия, получать полезные практические результаты.

Практика, производственная деятельность человека является высшей функцией науки, критерием достоверности выводов, полученных на этапе абстрактно-теоретического мышления, важной ступенью процесса познания. Она позволяет установить область применения полученных результатов, скорректировать их. На ее основе создается более правильное представление об объекте исследования. Применительно к естественным наукам и технике третий этап процесса познания характеризуется чаще всего экспериментальной проверкой теоретических результатов на модельных или натурных объектах.

Рассмотренные этапы процесса научного познания характеризуют общие диалектические принципы подхода к изучению законов природы и общества. В конкретных случаях этот процесс осуществляется с помощью определенных методов научного исследования. Метод исследования – это совокупность приемов или операций, способствующих изучению окружающей действительности или практическому осуществлению какого-либо явления или процесса. Применяемый в научных исследованиях метод зависит от характера исследуемого объекта. Например, метод спектрального анализа используется для изучения излучающих тел, метод измерения твердости – для изучения твердых тел.

Метод исследования определяется имеющимися на данный период средствами исследования. Последние представляют собой материальную систему, замещающую объект исследования (моделирование процессов и явлений) или самого исследователя. Методы и средства исследования тесно связаны между собой, стимулируя развитие друг друга.

К общенаучным методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование.

Общенаучные методы научного исследования имеют ограниченную область применения. Например, наблюдение и эксперимент широко используются в технических науках на всех этапах процесса познания; идеализация и формализация применяются, как правило, на этапе теоретического исследования, но в различных областях знаний.

Конкретно-научные методы исследования характерны для какой-то конкретной области знаний (математики, химии, физики и т. д.). В последние годы в связи с интеграцией науки наметилась тенденция проникновения отдельных методов исследования из одной области знаний в другую; в отдельных случаях группа конкретно-научных методов применяется для исследования одного и того же объекта (например, в молекулярной биологии одновременно используются методы физики, химии, математики и кибернетики).

В каждом научном исследовании можно выделить два основных уровня: 1) эмпирический, на котором происходит процесс чувственного восприятия, установления и накопления фактов; 2) теоретический, на котором достигается синтез знания, проявляющийся чаще всего в виде создания научной теории. В связи с этим общенаучные методы можно разделить на три группы:

1. Методы эмпирического уровня исследования (экспериментальные методы).

2. Методы теоретического уровня исследования (теоретические методы).

3. Методы эмпирического и теоретического уровней исследования (экспериментально-теоретические методы).

Научные знания представляют собой систему понятий, отражающих процесс развития окружающей действительности. Понятие является высшей формой мысли, отражающей общие существенные признаки явлений и предметов материального мира. Примером научных понятий в области термодинамики могут быть температура и идеальный газ, а в области теплообмена – теплопроводность, конвекция и тепловой поток.

В любой науке все понятия связываются между собой с помощью суждений и умозаключений. Суждение – форма мышления, с помощью которой объединяют понятия, утверждая или отрицая наличие у явлений или предметов общего свойства. Умозаключение представляет собой форму мышления, когда у одного или нескольких суждений об объективном мире выводится новое суждение, содержащее новые знания о явлениях или предметах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статика – динамика | Экспериментальные исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.