Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФЕРДИНАНД Тённис

 

1855 – 1936 гг. Один из основоположников немецкой классической социологии. Содействовал оформлению социологии как научной дисциплины и ее институализации в Германии. Основатель и первый президент Немецкого социологического общества – 109 – 1933 гг. Проводил эмпирические исследования и занимался историей философии и социальной мысли. В историю социологии вошел как автор книги «Общность и общество» (Gemeinschaft und Gesellschaft) – 1887 г. В 1931 г. вышла его книга «Введение в социологию».

 

Социология по ФТ может быть общей, т.е. исследующей все виды социальности (в том числе и животных) и специальной – социальность людей. Специальная социология подразделяется на чистую, прикладную и эмпирическую. Любые социальные образования создаются взаимодействием людей. Во взаимодействии люди движимы волей. Воля может быть направлена к сохранению и утверждению чужой воли и чужого тела, а может быть разрушительна и негативна. Предмет чистой социологии есть то, что образуется за счет взаимоутверждения. Конфликт, взаимное негативное действие есть то предмет общей социологии.

В результате взаимодействия возникает нечто такое, что обладает значимостью для участвующих в нем. Люди действуют сообразно этой значимости. Социология, следовательно, изучает значимые вещи.

Значимость социальных гештальтов ощущается либо как несомненность органического единства, либо как идеальная конструкция мышления. Первый тип связи получает наименование Общность, второй – Общество.

Для воли людей характерно взаимопонимание и согласие. Согласие есть тот глубинный уровень единения, который не может быть предметом соглашения. Согласие есть. Зародышевые формы согласия ФТ усматривает в отношениях семейного родства. Гимен. Единство воли определяется в этих случаях инстинктом, привычкой памятью о взаимно доставленных радостях, т.е. так или иначе опосредовано ментальными, а не только телесными характеристиками В наибольшей степени инстинкт присутствует в отношениях матери и ребенка.

Точно также по убыванию органичности связи располагаются далее те изначальные сообщества, которые образуются в ходе развития и обособления «общности крови» в общность местоположения, а оно переходит в духовную общность, сообразно чему есть возможность выделить родство, соседство и дружбу.

Место общности по крови – дом. (1) Дом можно рассматривать как изолированный. В нем выделяются три слоя: хозяин и его жена / жены, их потомство, внешний круг – слуги, рабы. (2) Дом может быть также деревенским; соседство характерно для жизни в деревне. Пол аналогии с изолированным домов в доме деревенском выделяются господские дома и дома слуг. Дом главы клана и господский двор находится в центре селения или возвышается над ним. С т. зр. ФТ, возможность для главы клана распоряжаться незанятой общинной землей лежит в основании развития феодализма.

Дружба возникает между людьми сходного образа мыслей, т.е. занятых одним и тем же ремеслом и искусством. Такая связь между людьми легче всего возникает и сохраняется в городе.

В обществе речь идет о деятельности, выводимой из априорного и необходимого единства. Тут каждый сам по себе, в напряженном, негативном, почти враждебном отношении к другому. В общности сохраняется единство, несмотря на все разделения. В обществе, наоборот – разделенность, несмотря на взаимосоединенность. Человек делает для другого что-то только в расчете на выгоду. Есть только фиктивное единство. Эта фикция возникает в ситуации обмена: когда есть воля к передаче и воля к получению некоторого предмета. Таким образом, сам обмен оказывается единственным, единым и объединяющим содержанием фиктивной социальной воли. В момент обмена объекты обмена равны по своей объективной, т.е. общественно признанной ценности. Для общества, по словам ФТ, ценность вещей определяется не качеством благ, а определенным количеством для их производства труда. Не общностное разделение труда, но рациональный выбор наиболее выгодного им эффективного труда.

Отношения общности и общества рассматриваются как волевые. Поэтому он специально останавливается на различении человеческой воли. Он различает волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в ней содержится воля. Первый тип – сущностная воля (Wesenwille), второй – избирательная воля (Kurwille). Сущностная воля – это психический эквивалент тела. Поэтому в связи с данным типом рассматриваются все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения, реализующиеся в деятельности. Мышление же предполагает, что воля уже сформирована. Мышление выстраивает иерархию целей, намерений, средств. Субъект сущностной воли – «самость», т.е. органическое единство, определенное так таковое лишь самим собой, но способное включать и меньше единства, а соотносясь с равным себе, конструировать и репрезентировать целое.

Субъект избирательной воли – лицо. Лицо есть внешне механическое единство, определяемое внешним случайным образом. Это ¾ идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений. Отдельный человек ¾ естественный представитель индивидуального лица. Множество лиц могут конструировать фиктивное лицо, представленное собранием или отдельным индивидом. В противоположность общности, в котором моральные регулятивы возникают на основе религии и нравов, мораль общества ¾ это продукт общественного мнения.

Общность-общество, сущностная-избирательная воли дополняются различиями между отношениями, совокупностями и корпорациями, а также дихотомией товарищество-господство.

Отношения могут быть типа Общностных, но при этом либо господскими (отца к детям), либо товарищескими (братьев, друзей), либо смешанными. Отношения типа Общественных изначально предполагают равенство, и в этом смысле близки товариществу. Однако их отличает не эмоциональная близость, а рациональный расчет. Общественные отношения ¾ отношения договорного господства.

К совокупностям типа Общностных ФТ относит Естественные, душевные и социальные. В последним относятся, в частности, индийские касты. К совокупностям типа Общественных он относит классы и конкретное «общество». Совокупности представляют собой промежуточную ступень между отношениями и корпорациями.

Корпорация – это союзы, выступающие для своих членов воле- и дееспособным единством, а постольку и лицом. Подобно тому как рациональные отношения соотносятся с договором, все понятия о самостоятельно возникающих объединениях людей соотносятся с категорией «союз» как рациональным идеальным типом. Неважно, какой цели служит союз ¾ важно, что собравшиеся мыслят себя как единство ради этой цели. Корпорация Общности предполагается существующей прежде своих членов. Дальше всего от рационального союза отстоит корпорация-общность господского типа, когда она развивается из естественных совокупностей ¾ кланов, родов, и господин выступает в роли отца. При товарищеском типе участники союза могут предполагать, что у них есть общий предок и они, следовательно ¾ братья. Государство ¾ союз с коллективным искусственным лицом Государство может приближаться в общности и и тогда оно мыслиться как «этический организм». Или же оно ¾ «общественное государство, машина, механизм упорядочивания связей рациональных расчетливых индивидов. Но поскольку такое государство ¾ это состояние, отвечающее всемирному рынку, то и государство тут должно в пределе оказаться «мировым государством». Сообществу соответствует народность и культура, обществу ¾ государственность и цивилизация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Упрощенная форма бухгалтерского учета | Структурные уровни организации материи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.