Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели эффективности использования транспортных средств

Для характеристики использования транспорта применяются следующие наиболее важные технико-экономические показатели:

1. Коэффициент использования автомобилей в работе (Кр) равен числу автомобиле-дней в работе (Тр), деленных на число автомобилей –дней пребывания в хозяйстве (Тх):

 

;

2. Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр) равен фактически выполненному объему работ (Оф, т/км), деленному на технически возможный объем (Отв, т/км):

 

 

где Ср гр – средняя грузоподъемность автомобиля, тонн;

Дгр – пробег с грузом, т.км.

 

3. Коэффициент полезного использования пробега равен пробегу с грузом (Дгр/в т/км), деленному на общий пробег (Добщ. в т/км) (Кпр)

 

 

 

4. Годовой пробег на автомобиль (Дгод) равен общему пробегу (Добщ), деленному на число автомобилей (П)

Степень использования подвижного состава характеризуют и такие показатели:

коэффициент технической готовности подвижного состава автопарка); представляет собой отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве;

коэффициент выпуска подвижного состава на линию; характеризует использование автомашин за любой данный период и рас­считывается как отношение количества автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням в хозяйстве;

производительность подвижного состава — количество груза; перевезенного одним автомобилем за рабочий день; определяется произведением числа ездок на количество груза, перевозимого за одну поездку;

производительность транспортных средств — количество перевезенных грузов в тоннах или объем выполненных работ в тонно-километрах за единицу времени;

Производительность транспортных средств — важнейший обобщающий показатель, характеризующий уровень их использования.

Себестоимость 1 ткм рассчитывают путем деления всех эксплуатационных затрат на содержание грузового автотранспорта хозяйства (за вычетом, затрат на капитальный ремонт автомобилей) на объем выполненных работ в тонно-километрах. Этот показатель во многом определяется уровнем производительности транспортных средств, Значительное влияние на снижение себестоимость 1 ткм оказывает снижение эксплуатационных издержек (оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо смазочные материалы).

Аналогичные показатели применяются при анализе использо­вания тракторов на транспортных работах.

45. Показатели использования машинно-тракторного парка

Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется рядом показателей, натураль­ных и стоимостных.

1.Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах представляет собой отношение объема выполненных механизированных работ к количеству отработанных машино-смен или машино-дней.

2.Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор определяется как отношение объема механизированных работ к количеству физических или условных тракторов.

3.Коэффициент сменности работы тракторов характеризуется отношением количества машино-смен к количеству машино-дней или отношением дневной выработки (Вд) к сменной выработке (Вс):

4.

4.Количество отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором определяется как отношение общего количества отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.

5.Коэффициент использования тракторного парка (Кит) рассчитывается как отношение количества отработанных машино-дней одним трактором (МД) к годовому фонду рабочего времени (ФРВ):

6.Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар определяется путем деления эксплуатационных затрат на объем механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.

7.Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ определяется отношением производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ.

За единицу учета суммарных объемов тракторных работ прини­мается «условный эталонный гектар» (условно-натуральная единица), то есть объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих (принимаемых за эталонные) условиях:

удельное сопротивление 0,5 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч;

агрофон — стерня зерновых колосовых на почвах средней плот­ности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %;

глубина обработки 20—22 см (средняя 21 см); ровный рельеф (угол склона до Г); длина гона 800 м; высота над уровнем моря до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют. Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения количества выполненных сменных технически обоснованных норм выра­ботки трактором данной марки на его сменную эталонную выработку.

Использование комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т. д.) определяют следующие показатели:

сезонная выработка, га;

дневная (суточная) выработка, га;

число дней работы за сезон.

 

46. Роль транспорта в развитии сельскохозяйственного производства.

Транспорт является элементом инфраструктуры сельскохозяйственного производства, без его участия практически не осуществляется ни один вид хозяйственной деятельности.

Транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится треть всех затрат труда при возделывании сельхоз культур, в себестоимости сельскохозяйственной продукции транспортные расходы составляют от 15 до 40%.

Основной вид транспорта в сельском хозяйстве – автомобильный, на его долю приходится до 80% объема грузоперевозок, тракторные перевозки составляют до 16%.

Роль и значение автотранспорта в сельскохозяйственном производстве определяется двумя основными факторами: огромным объемом перевозимых грузов и непосредственным участием в сельскохозяйственном производстве.

Сельское хозяйство имеет значительную номенклатуру перевозимых грузов (до 300 наименований) и их структура во многом определяет требования к составу транспортного парка.

Участвуя в производственных процессах, автомобильный транспорт перестает выполнять чисто транспортную функцию, а становиться транспортно-технологическим средством. Вместе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами и агрегатами осуществляет процесс, состоящий из технологических, перевозочных и перегрузочных операций.

Другая особенность применения транспортных средств состоит в том, что он является связующим звеном любого производственного процесса и позволяет выполнять его по индустриальным схемам.

С ростом интенсификации сельскохозяйственного производства объем транспортных работ будет возрастать. Увеличатся перевозки готовой продукции, сырья, материалов при выполнении технологических процессов, а также минеральных и органических удобрений, кормов, строительных, топливно-смазочных и других материалов.

Многие сельскохозяйственные грузы требуют специализированного транспорта (рефрижераторы, молоковозы, скотовозы, изотермические фургоны и др.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доходы предприятия и их распределение | Хозяйстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.