КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3 Природа и общество. Единство и различие природы и общества и их законов
Фашизм; iii. Фрейдизм (основной инстинкт – размножения) c. Механистический подход – Ч и О – сложные динамические системы, функционирующие по законам механики (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Ламметри и др.). 3) Материализм – основополагающие – материальные факторы. Разновидности: a. вульгарно-экономический подход (экономизм), представители которого абсолютизируют экономические тенденции общества, а все другие сферы жизни они считают производными (Н. Бердяев, Булгаков, оппонент Ленина Суханов, историк Рожков и др., в наше время осуществлены радикал-реформаторами (Явлинский, лидер Яблока); b. техницистский (технотронный) – один из новый направлений 50-60 гг. XX в. в., представители которого абсолютизируют роль науки и техники, и игнорируют (недооценивают) роль человека (У. Ростоу) c. диалектико-материалистический К. Маркс, Ф. Энгельс, середина XIXв. Базируется на принципах: i. системности – общество рассматривается как целостная система с определённой внутренней структурой, в которой выделяются материальные и духовные факторы, обозначаемые в СФ как ОБ и ОС. Принцип выражался тезисом: общественное бытие определяется общественным сознанием, которое оказывает активное обратное воздействие ОС на ОБ; ii. роли, способы производства материальных благ; iii. решающей роли народных масс развития общества («народ – творец истории»); iv. закономерности общественного развития, согласно которому развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс, подчиняющийся объективным общественным законам (см. выше). Данный процесс - движение от низших ступеней к высшей. v. Единства объективных условий и субъективных факторов развития общества. К объективным относится географическая среда (среда обитания), демографический фактор, геополитический фактор (расположение страны относительно других стран на определённой территории) и социальная среда (способ производства, соц. структуру общества, политическую систему, определённую структуру семейно-бытовых отношений в обществе и духовную сферу деятелности. К субъективным признакам относятся 1. Цивилизационные особенности народа, общества в определённый исторический период; 2. Господствующая в обществе идеология; 3. Наличие в обществе особых слоёв; 4. Наличие и проявление в обществе выдающихся личностей. Данные категории весьма многозначны. Природа в самом широком смысле – весь материальный мир, вся вселенная, космос, универсум; Природа вузком значении – природно-географическая среда, т. е. часть материального мира, вовлечённая в жизнедеятельность людей, это среда обитания, естественные условия жизни. Вторая природа – искусственная среда обитания, т. е. созданная человекам рукотворная природа; Природа в философии – сущность чего-либо. Общество в самом широком значении – часть материального мира, обособившаяся в определённое время и живущая по своим социальным (общественным) законам, хотя и не утратившую связь с природой. В данном случае, речь идёт о человечестве, об обществе в целом; Общество в более узком значении – конкретная историческая ступень развития человечества; Общество – совокупность совместных форм жизнедеятельности наций, народов, общностей или их объединений. Общество – различные объединения людей для решения каких-либо специфических задач, для достижения каких-либо целей. Общество – обозначение качественных характеристик взаимоотношений между людьми (светское общество, религиозное общество и др.) Нас интересуют первые 2 трактовки. Единство природы и общества обуславливаются: 1) Общество, как и главное его действующее лицо – человек, дитя природы, поэтому связь общества с природой, прежде всего, генетическая, кровно-родственная, поскольку вне природной среды человек существовать не может (напр., люди – существа, прежде всего, биологические. 2) Поскольку общество – обособленная часть природы, то оно подчиняется законом целого (законом природы, напр. закон всемирного тяготения, закон борьбы за существование); 3) Изменения природной среды влияют на состояния и возможности развития общества, наоборот, общество способно само изменять природную структуру в лучшую либо худшую сторону. 4) Между обществом и природой существуют и иные связи, кроме кровно-родственной физической, телесной (напр., связь медицинская – люди используют для улучшения здоровья компоненты природы). 5) Моральная – постоянное общение с природой (братьями меньшими, с лесом, с морем делает людей добрыми, моральными, заботливыми); 6) Эстетическая – природа восполняет наши потребности; 7) И природа, и общество, как виды объективной реальности, имеют такие всеобщие свойства, как движение, пространственно-временные формы организации пространства, способность к самоорганизации, системность и др. 8) Законы природы и общества объединяет то, что они объективны; Различия природы и общества обуславливаются: Вместе с тем, общество коренным образом отличается от природы, поскольку переход от природы к обществу – качественный скачок в развитии материи, означающий: 1) Появление высшей формы движения - социального; 2) Появление высшей формы отражения – сознания, присущего только людям; 3) Между законами общества и природы существуют принципиальные отличия: a. Законы природы более долговечны, чем законы природы; b. Законы природы действуют слепо, их творцами являются стихийные силы природы (чистая объективность), тогда как законы общества – законы, реализующиеся через сознательную деятельность людей. Хотя люди не могут отменить законов общества, как и законов природы, они могут активно влиять на характер их проявления (напр., люди могут либо ускорять, либо замедлять их проявление; могут обострять либо смягчать эти проявления). Таким образом, объективность общественных законов проявляется в: i. Независимости от воли и сознания людей, но не от самих людей, которые являются необходимыми элементами данных законов. ii. Люди всегда действуют при определённых предпосылках, которые в конечном счёте являются определяющими для этой деятельности; iii. Воля и сознание людей не играют роли первопричины, т. к. сами они предопределяются объективными обстоятельствами реальной жизни; iv. Выражаемые в законах связи не зависят от того, познаны они людьми или нет, знают ли о низ люди или не знают. c. Законы общества, в отличие от законов природы, отличаются высокой степенью неопределённости, которая присуща проявлению сложных, открытых систем, поэтому они проявляют себя не как жёстко однозначные связи, а как законы-тенденции, пробивающие себе дорогу через множество случайностей и массовых явлений. Они задают лишь вектор движения, от которого возможны отклонения. Это законы-тенденции, имеющие статистический характер; Общественные законы по характеру масштаба: - общие (те, которые действуют на протяжении всей человеческой истории; - частные, единичные (те, которые охватывают определённые ступени развития общества); Дополнительные вопросы: Вопрос: роль народонаселения (демографического и географического фактора) в развитии общества.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |