Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Производительность и эффективность труда

Определение массы реагирующего вещества, находящегося в растворе с известной массовой долей растворенного вещества, по массе (объему) другого реагирующего вещества (или продукта реакции).

Алгоритм 21.

Алгоритм 20.

Нахождение массы одного из реагирующих веществ по массе раствора другого с известной массовой долей растворенного вещества.

Пример. Какая масса оксида меди(II) провзаимодействует с 150 г 5% раствора соляной кислоты.

 

 

Последовательность выполнения действий Оформление решения задачи  
С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдем молярные массы веществ, о которых идет речь в условии задачи   Дано: mр-ра(HCl)=150г. ω(HCl)=5% m(CuO)=? M(CuO)=80г/моль M(HCl)=36,5г/моль  
Найдем массу растворенного вещества, содержащуюся в растворе. mр.в.= ωр.в.·mр-ра m(HCl)=0,05·150г=7,5г
Найдем количество растворенного вещества. n(HCl)= = 0.205моль
Напишем уравнение реакции, расставим коэффициенты. CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
Над формулами веществ надпишем данные о количествах веществ, найденных из условия задачи, а под формулами - стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции x моль 0,205 моль CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O 1 моль 2 моль
Вычислим количество вещества другого реагента. Для этого составим и решим пропорцию. , откуда   х=0,1025моль
Найдем массу другого реагента. m(CuO)=0,1025моль·80г/моль=8,2г
Запишем ответ Ответ: m(CuO)=8,2г
       

 

Пример: какая масса 10% раствора серной кислоты потребуется для поглощения 11,2 л аммиака при нормальных условиях.

 

Последовательность выполнения действий Оформление решения задачи  
С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдем молярные массы веществ, о которых идет речь в условии задачи   Дано: V(NH3)=11,2г. ω(H2SO4)=10% mр-ра(H2SO4)=? M(H2SO4)=98г/моль Vm=22,4л/моль    
Найдем количество вещества известного вещества. n(NH3)= =0,5моль
Напишем уравнение реакции, расставим коэффициенты. 2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4
Над формулами веществ надпишем данные о количествах веществ, найденных из условия задачи, а под формулами - стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции 0,5моль х моль 2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 2 моль 1моль
Вычислим количество вещества другого реагента. Для этого составим и решим пропорцию. ,   откуда х = 0,25моль
Найдем массу другого реагента. m(H2SO4)=0,25моль·98г/моль=25,4г
Найдем массу раствора другого реагента mр-ра= mр-ра(H2SO4)= =245г
Запишем ответ Ответ: mр-ра(H2SO4) = 245г

 

Алгоритм 22.
Метод суммарного уравнения параллельных реакций

 

Алгоритм можно использовать, когда в условии задачи есть слова «такое же количество» («такая же масса»).

1. Написать, что дано и что необходимо найти.
2. Написать схемы параллельных реакций, расставить коэффициенты.
3. Написать суммарное уравнение:
– только химические формулы задействованных веществ с соответствующими коэффициентами;
– коэффициенты перед одинаковыми химическими формулами суммируются.
Пример. Некоторое количество углеводорода состава C n H 2n–2 дает с избытком хлора 21,0 г тетрахлорида. То же количество углеводорода с избытком брома дает 38,8 г тетрабромида. Напишите молекулярную формулу всех его возможных изомеров.

а) п. 1.

Дано:
C n H 2n–2,
M (C n H 2n–2 Cl4) = 21,0 г,
M (C n H 2n –2Br4) = 38,8 г.

Найти: химическая формула –?

б) п. 2.

C n H 2n–2 + 2Сl2 = C n H 2n –2Сl4,
C n H 2n–2 + 2Br2 = C n H 2n–2 Br4.

в) п. 3.

 

Обозначим M (C n H 2n–2) = Z.
Решаем полученную пропорцию:

21:(Z + 142) = 38,8:(Z + 320),

Z = 68.

Найдем индекс n:

M (C n H 2n–2) = 12 n + 2 n – 2,
12 n + 2 n – 2 = 68, n = 5.

Ответ. С5Н8.

Алгоритм 23.
Расстановка коэффициентов методом полуреакций
(электронно-ионный баланс)

1. В уравнении окислительно-восстановительной реакции определить элементы, которые меняют степень окисления.
2. Составить электронно-ионный баланс с учетом среды:

– малодиссоциирующие вещества, недиссоциирующие вещества на ионы не расписывают;
– в кислой среде в реакции могут участвовать Н+ и Н2О;
– в щелочной среде – ОН и Н2О;
– в нейтральной среде – Н2О, Н+ и ОН.

3. Записать сокращенное ионное уравнение согласно электронно-ионному балансу:

– суммировать процессы окисления и восстановления с учетом равенства электронов в этих процессах;
– сократить справа и слева в химическом уравнении одинаковые ионы, молекулы.

4. Записать уравнение в молекулярной форме по ионному уравнению, дописать формулы веществ, которые в электронно-ионном балансе не были задействованы.
5. Проверить коэффициенты в молекулярном уравнении.

Пример:

а) п. 1.

 

б) п. 2.

 

в) п. 3.

 

г) п. 4, п. 5.

3H2S + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3S + Cr2(SO4)3 + 7H2O + K2SO4.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Долю примесей по известной массе продукта реакции | Лекция 6 Правовое регулирование приватизации государственной собственности. Гельман В.Я. Медицинская информатика.— СПб.: Питер, 2002
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.