Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Санкции




Нормы

Экспектации

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Институты социализации.

На всех стадиях социализации личности общество оказывает на нее воздействие. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили наз­­­вание институтов социализации. Термин "институт" используется здесь в более ши­­­роком социологическом смысле - как сложившиеся в ходе развития общества естест­­­венные формы отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дош­­­кольные детские учреждения.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, будем ли мы включать во вторую стадию социализации период обучения в вузе, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии соци­­­ализации, является вопрос о ее институтах.

 

Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек связан с об­­­ществом, в котором он проживает, бесчисленным множеством нормативных сис­­­тем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека.

Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, иде­­­алы и поведение человека. В широком социально-психологическом смысле соци­­­альный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

 

В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Экспектации - требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в фор­­­ме ожиданий. Иными словами, это не столько прямые, сколько косвенные требо­­­вания. Многие требования-ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, по­­­ложения в обществе и социальной роли. Вполне понятно, что в одной и той же ситуации экспектации по отношению к ребенку будут отличаться от экспектации по отношению к взрослому человеку. Иногда экспектации провоцируются типич­­­ным поведением данного человека в определенных ситуациях, хотя само это ти­­­пичное поведение формируется чаще всего под влиянием социальных норм.

 

Социальные нормы - это некие образцы, предписывающие то, что люди долж­­­ны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Можно ска­­­зать, что в некоторых случаях нормы выступают как определенные правила, ко­­­торые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Однако чаще все­­­го нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведе­­­ния с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп.

Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки. Вы­­­деляют различные признаки социальных норм, среди которых наиболее значимыми являются следующие.

Во-первых, этообщезначимость. Нормы не могут распрост­­­раняться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства. Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного общественного мнения.

Вторым признаком норм является возможность применения группой или об­­­ществом санкций - наград или наказаний, одобрения или порицания. Поскольку санкции являются не только признаком норм, но также входят в социальный контроль, о них более обстоятельно будет сказано позже.

Третий признак нор­­­мы-наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно; во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, со­­­ответствующего тем или иным нормам. Любая норма содержит в себе возможность отклонения, даже если это такая жесткая, зафиксированная форма социального контроля, как закон. Вариативность отклонений достаточно велика.

Четвертый признак социальных норм - взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирую­­­щие действия людей. Нормативные системы могут быть различными, и это разли­­­чие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного.

Пятым признаком или особенностью норм является масштабность. Нормы раз­­­личаются по масштабу на собственно социальные и групповые. Собственно соци­­­альные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и опреде­­­ляется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и инди­­­видуальные привычки). Есть нормы, которые являются универсальными по масш­­­табу, и их можно отнести к социальным и групповым (табу).

 

Традиционно выделяют следующие виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные.

Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.

Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции на­­­лагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальныесанкции предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д. Таким образом, можно выделить четыре типа санкций: формальные негативные, формальные позитивные, неформальные негативные и неформальные позитивные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.