Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование опыта личности




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, ти­­­пов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом дея­­­тельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских кон­­­цепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязаннос­­­тей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демог­­­рафические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфичес­­­кие способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями, экс­­­пектациями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регу­­­лируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

 

 

Опыт личности - это динамическая система устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, возникающих в процессе жизни личности.

Будучи составной частью сознания личности, опыт есть итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Он формируется в ходе практических действий через познание действительности. Форми­­­рование опыта и его реализация - это социально-психологический процесс, состоя­­­щий из трех основных этапов: 1) превращение внешнего воздействия в факт созна­­­ния; 2) сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании; 3) превращение опыта личности в действие, т.е. экстериоризация опыта.

Восприятие человеком действительности зависит как от физиологических, так и от социально-исторических условий. Это приводит к тому, что люди с нормальными физиологическими характеристиками, но воспитанные и находящиеся в различной со­­­циальной среде могут по-разному воспринимать предметы внешнего мира. Сюда вхо­­­дит: особенности ощущения, особенности ассоциативной и условной значимости восп­­­ринимаемого материала, особенности избирательности восприятия субъектом предме­­­тов внешнего мира.

Социально обусловленной является и избирательность восприятия, т.е. способ­­­ность фиксировать внимание в момент восприятия на каких-то вещах и деталях, не замечая и в то же время каких-то других вещей и деталей. Это явление имеет раз­­­личные причины, но главными являются причины социальные. К ним относятся: соци­­­альная установка, уровень развития знаний, развитие способностей к ощущению, профессиональная принадлежность, характер потребностей, нравственная и идеологи­­­ческая ориентация, привычность часто повторяющихся явлений. В результате одни события и явления человек замечает, другие как бы остаются вне поля его зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.