Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины

Тема1. Введение Введение. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" для технических вузов. Основная задача обучения студентов по "Основам безопасности жизнедеятельности" - подготовка их к выполнению мероприятий ОБЖ на объектах хозяйствования в мирное и военное время в качестве командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и служб в соответствии с получаемой специальностью.

Материал лекций отражает последние достижения теории и практики обеспечения жизнедеятельности с учетом перспективы их развития и распределяется таким образом, что дает возможность студентам получить необходимые сведения по всем разделам программы. Основное внимание уделяется методическому построению дисциплины ОБЖ и широко используются ссылки на уже опубликованную учебную и справочную литературу, а также на государственную нормативную документацию.

При использовании конспекта для подготовки к лекциям целесообразно наполнить их содержание примерами реальных ситуаций, исходными данными, характерными для избранного направления подготовки специалистов.

 

Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы управления ОБЖ - центральные и местные исполнительные органы республики Казахстан, организации всех форм собственности, осуществляющие руководство и выполнение мероприятий обеспечения жизнедеятельности в мирное и военное время.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Отравление - результат воздействия химического вещества на человека, приводящий к заболеванию или летальному исходу.

Происшествие -событие, состоящее из воздействия опасного фактора с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное с изменением природной среды и приведшее к материальному ущербу, гибели или потери здоровья людей.

Эвакуационные органы - эвакуационные и эвакоприемные комиссии, создаваемые центральными местными исполнительными органами, организациями всех форм собственности для осуществления эвакуации населения, материальных ценностей в безопасную зону, организации их размещения, производственной деятельности и жизнеобеспечения.

Силы органов ОБЖ - воинские части, территориальные, объектовые формирования, формирования служб органов ОБЖ и чрезвычайных ситуаций, оперативно-спасательные отряды.

Формирования органов ОБЖ - территориальные и объектовые формирования, формирования служб ОБЖ и чрезвычайных ситуаций, создаваемые в областях, городах, районах, центральных и местных исполнительных органах, организациях.

Службы органов ОБЖ и чрезвычайных ситуаций - республиканские, областные, районные, городские службы органов ОБЖ и чрезвычайных ситуаций, создаваемые решением Правительства Республики Казахстан, Акимами, руководителями центральных и местных исполнительных органов, организаций.

Оперативно-спасательные отряды - республиканские, областные, городские, районные организации, предназначенные для ведения поисково-спасательных работ в труднодоступных районах и на объектах повышенной сложности.

Сигнал "Внимание всем" - единый сигнал гражданской обороны, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушивать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения.

Фонд защитных сооружений - совокупность всех имеющихся инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты производственного персонала и населения от современных средств поражения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества.

Авария - внезапная остановка работы или нарушение процесса производства на промышленном предприятии, транспорте, других объектах, приводящие к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Катастрофа - внезапное бедствие, событие, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий, различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.


1.2 Цель и содержание курса "Основы безопасности жизнедеятельности"

Курс ОБЖ является обязательным предметом обучения для студентов дневных и заочных отделений высших учебных заведений и включается в учебные планы в качестве специальной дисциплины.

 

Цель курса "обеспечение безопасности жизнедеятельности" в чрезвычайных ситуациях:

- вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасности и безвредных условий жизнедеятельности;

- проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации с учетом устойчивости функционирования объектов хозяйствования и технических систем;

- программирование и принятие правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения производственного персонала, объектов хозяйствования от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и при применении современных средств поражения, а также входе ликвидации этих последствий.

 

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это система общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для защиты населения и объектов хозяйствования от современных средств поражения и в чрезвычайных ситуациях.

 

Задачи обучения:

- научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;

- обучить студентов распознаванию признаков травматических повреждений, особо опасных инфекций, острых заболеваний и оказанию неотложной доврачебной помощи;

- изучить организацию исследования устойчивости функционирования производства по изучаемому профилю и научить студентов определять мероприятия по повышению устойчивости их работы;

- ознакомить студентов с системой обучения населения по основам безопасности жизнедеятельности.

 

В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности студенты должны знать:

- основные требования закона "О гражданской обороне" и закона "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- способы и средства защиты населения от современных средств поражения и в чрезвычайных ситуациях;

- порядок действия формирований и населения по сигналам оповещения ОБЖ;

- основы устойчивости работы объектов хозяйствования в военное время и в чрезвычайных ситуациях, пути и способы ее повышения;

- основы спасательных и других неотложных работ, обязанности и содержание работы командира формирования (команды, группы) по их организации и проведению.

Студенты должны уметь:

- практически осуществлять мероприятия по защите населения от современных средств поражения и в чрезвычайных ситуациях;

- в соответствии с получаемой специальностью оценивать устойчивость элементов объектов хозяйствования к воздействию современных средств поражения и в чрезвычайных ситуациях, определять мероприятия по повышению их устойчивости;

- оценивать радиационную и химическую обстановку на объектах хозяйствования;

- организовывать и проводить занятия по основам безопасности жизнедеятельности с личным составом формирований и населением.

Под чрезвычайными ситуациями в мирное время принято понимать (частными, объектовыми, местными, региональными или глобальными) обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, диверсий и факторов военного, социального и политического характеров, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений или процессов и оказывают значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность, функционирование, экономику, социальную или природную среду.

 

1.3 Роль и задачи ОБЖ в чрезвычайных ситуациях

мирного и военного времени

 

Закон "Об обороне и вооруженных силах" от 9 апреля 1993 года разделяет функции между силовыми органами РК.

Оборона Республики Казахстан - это система государственных мер политического, военного, экономического, экологического и социально -правового характера, осуществляемых в целях обеспечения защиты суверенитета, территориальной неприкосновенности границ и обеспечение жизнедеятельности граждан республики.

Оборона Республики включает в себя:

- оборону государственных границ, суверенитета и конституционного строя;

- оказание помощи населению в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий. при ликвидации их последствий;

- защиту особо важных объектов хозяйствования Республики от диверсионных посягательств.

Исходя из перечисленных функций, общий термин оборона Республики подразделяется на:

- оборону государственных границ и конституционного строя;

- гражданскую оборону (ОБЖ);

- территориальную оборону.

Обеспечение обороны РК законом возлагается на государственные органы:

- охрана государственной границы, территориальной целостности и конституционного строя Республики Казахстан на ВС;

- защита населения и объектов хозяйствования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время - на министерства, ведомства, учреждения и предприятия хозяйствования, т.е. на гражданскую оборону (ОБЖ);

- защита военных объектов и коммуникаций на территории Республики, а также поддержание режима военного времени (положение) - на внутренние войска МВД Республики Казахстан.

Следовательно, роль ОБЖ (ГО) вытекает непосредственно из требований закона "Об обороне и вооруженных силах РК", закона "О гражданской обороне" и закона "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". Кроме того, актуальность и необходимость ОБЖ (ГО) вытекает из опыта проведенных учений и теоретических расчетов в различных странах и континентах, в частности из опыта учений, проведенных американцами, известно, что если мероприятия ОБЖ (ГО) не приводить, то потери в ЧС достигают 96%, и, наоборот, если проводить в полном объеме, то потери составляют всего 8-10%.

 

Задачи органов ОБЖ (ГО):

- организация, развитие и поддержание в постоянной готовности системы управления, оповещения и связи;

- создание сил ГО, их подготовка и поддержание в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- подготовка персонала центральных и местных исполнительных органов, организация и обучение населения;

- наблюдение, лабораторный контроль за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;

- обеспечение мобилизационной готовности воинских подразделений гражданской обороны (ОБЖ);

- накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества для ОБЖ;

- оповещение населения, центральных и местных исполнительных органов об угрозе жизни и здоровью людей и порядка действий в сложившейся обстановке;

- проведение поисково-спасательных и других мероприятий. Организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и его эвакуация из опасных зон;

- защита продовольствия, водных источников, пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического и бактериологического заражения.

Обеспечение жизнедеятельности в республике Казахстан организуется по территориально - производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что все объекты хозяйствования, расположенные на территории данного административного деления (района, города, области), не зависимо от ведомственной принадлежности, входят в общую структуру органов безопасности жизнедеятельности этого территориального деления. Начальником гражданской обороны данного территориального деления является глава администрации.

Производственный принцип организации заключается в том, что обеспечение жизнедеятельности объектов хозяйствования организационно входят в структуру ОБЖ (ГО) министерства или ведомства по подчиненности, руководители которых несут полную ответственность за состояние ОБЖ этих объектов.

 

1.4 Руководство органами безопасности жизнедеятельности

в республике Казахстан

Общее руководство органами ОБЖ (ГО) в республике возложено на премьер-министра, который осуществляет законодательное регулирование вопросов ОБЖ, рассматривает основные направления ее организации и развития, осуществляет контроль за исполнением законодательных актов в области ОБЖ, принимает решения о создании необходимых запасов материальных средств для оказания помощи населению при стихийных бедствиях. Премьер-министр также является начальником ГО республики Казахстан.

Непосредственное руководство организацией ОБЖ возложено на Агентство по чрезвычайным ситуациям, образованное указом президента РК №3655 от 10.10.1997г. Коллегия Агентства по ЧС 13 чел., центральный аппарат 110 человек. В составе АЧС имеются следующие департаменты:

- предупреждения ЧС;

- оперативного реагирования;

- гражданской обороны и воинских частей;

- по государственному надзору за ЧС;

- по техническому и горному надзору;

- государственной противопожарной службы республики.

 

Основные функции Агентства по ЧС:

- координирует работу центральных и местных органов, научных учреждений в области ЧС, ОБЖ, пожарной безопасности и безопасности промышленных объектов;

- участвует в разработке государственных социально – экономических, научно-технических программ и индивидуальных планов;

- утверждает или согласовывает стандарты в области ЧС;

- осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- организует расследование аварий, катастроф и других стихийных бедствий;

- мобилизует ресурсы материально-технических средств предприятий и учреждений;

- разрабатывает план ОБЖ по мобилизационной системе экономики, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность воинских частей.

Права Агентства по ЧС:

- осуществляет контроль и наблюдение за нормативами запасов;

- выдают предписание по безопасности (государственная техническая инспекция);

- запрашивает статистику и информацию по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

- вносит предложение в министерство обороны, внутренних дел по использованию техники и ресурсов;

- использует государственные и ведомственные средства связи;

- вносит предложения к привлечению к ответственности должностных лиц;

- осуществляет государственный контроль и надзор по предупреждению и ликвидации ЧС;

- контролирует соблюдение норм и правил по безопасной эксплуатации подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, сосудов работающих под давлением.

Кроме вышеизложенного имеются органы АЧС на местах. Каждая область имеет областное управление по чрезвычайным ситуациям, в районах – районный отдел по чрезвычайным ситуациям. Акимы областей и районов являются начальниками гражданской обороны области или района.

В министерствах, ведомствах и на объектах хозяйствования органы обеспечения жизнедеятельности возглавляют первые руководители (в нашем институте ректор). На объектах имеются штабы по ГО и ЧС.

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в районах (городах) создаются инженерные команды, команды для отвода воды, мобильные медицинские отряды. При поражении в очагах СДЯВ создаются токсикологические подразделения.

 

1.5 Формирования органов обеспечения жизнедеятельности населения

Формирования создаются в мирное время по территориально - производственному принципу в республике, области, районе и на объекте хозяйствования (на предприятиях, в организациях, учреждениях, учебных заведениях и на фермерских хозяйствах).

В мирное время формирования могут использоваться для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Формирования комплектуются из рабочих, служащих, студентов, учащихся и другого трудоспособного населения (мужчин от 16 до 63 лет, женщин от 16 до 58 лет), за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов I и I I группы, беременных женщин и женщин имеющих детей до 8 летнего возраста, женщин-медиков со средним и высшим образованием, имеющих детей до двухлетнего возраста.

Силы органов ОБЖ – это воинские части и невоенизированные формирования. Основу сил ОБЖ составляют невоенизированные формирования.

Невоенизированные формирования ОБЖ – это группа людей, не входящая в состав вооруженных сил, сформированная согласно штату, оснащенная специальной техникой и имуществом и предназначенная для выполнения определенных задач органов ОБЖ (ГО).

Формирования по подчиненности подразделяются на территориальные и объектовые.

Территориальные формирования создаются для решения задач органов ОБЖ самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями на наиболее важных объектах. Они подчиняются начальнику ГО района и начальникам служб и используются по плану района.

Объектовые формирования создаются для решения задач непосредственно на своих объектах (сводные команды, спасательные отряды, команды, группы, посты радиационного и химического наблюдения, санитарные дружины (посты), команды охраны общественного порядка, аварийно-технические команды и другие формирования).

По назначению формирования бывают общего назначения и формирования служб (специальные).

К формированиям общего назначения относятся: сводные отряды (команды, группы), спасательные отряды (команды, группы). Они решают задачи в интересах всех структурных подразделений объекта хозяйствования.

К формированиям служб относятся: формирования специальной разведки, связи, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, противорадиационной и химической разведки, охраны общественного порядка и другие.

Они предназначены для выполнения специальных мероприятий при проведении спасательных работ, усиления формирования общего назначения и всестороннего обеспечения их действий в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

По срокам готовности формирования могут быть:

- в повседневной готовности;

- в повышенной готовности;

- в общей (полной) готовности.

В состоянии повышенной готовности, как правило, содержатся: разведывательные формирования, формирования управления (связи), спасательные, медицинские и другие.

Полная готовность, когда формирование поднято по тревоге, полностью сформировано, оснащено всей необходимой техникой и имуществом и может немедленно приступить к выполнению задачи.

Начальником ГО Алматинского института энергетики и связи является – ректор. Приказом ректора создан отдел по чрезвычайным ситуациям и спецработ, кроме того создана чрезвычайная комиссия и эвакуационная комиссия. Также созданы служба оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, материально-техническая, медицинская, противопожарная, транспортная и служба охраны общественного порядка.

Вся история существования ОБЖ (ГО), ее цели, способы действий, привлекаемые силы и средства подтверждают ее внутреннее защитное и оборонное предназначение.

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перевод целых чисел. Правила перевода числа в другую, не десятичную систему счисления различаются для целых и дробных чисел | Методология: определение, задачи, уровни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.