Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории и методики физической культуры




Возрастание роли физической культуры в современном обществе.

Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Ёе роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет

2-3%.

В быту и на производстве на смену ручного труда пришли механизмы и автоматы. Современная цивилизация с её многочисленными благами в основном исключила физический труд и двигательную активность – главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории.

Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают это прежде всего с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни.

Вышеперечисленное позволяет считать, что роль систематических занятий физическими упражнениями в современном обществе возрастает как компенсатора негативных явлений современной цивилизации.

Изучение любой дисциплины, как правило, начинается с освоения ее азбуки – понятийного аппарата. Понятийный аппарат дисциплины «Физическая культура» достаточно многообразен и специфичен, он насчитывает многие десятки специальных терминов.

В данной теме дана краткая характеристика следующих основных понятий физической культуры: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенство, спорт.

Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств – физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов.

Характерной особенностью физической культуры является двигательная деятельность. Причем не любая, а оптимальная, целенаправленная двигательная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений.

Упражняясь, систематически выполняя физические упражнения, человек не только приобретает двигательные умения и навыки, развивает физические качества, но и улучшает свое физическое развитие, так как одновременно совершенствуются телосложение и все функциональные системы организма. Однако это происходит только тогда, когда физические упражнения выполняются по законам физического воспитания, то есть по законам развития физических качеств, по законам формирования двигательных умений и навыков.

Физическое воспитание – вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными физкультурными знаниями, обучение движениям, воспитание физических качеств и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Физическое воспитание – это педагогический процесс овладения ценностями физической культуры. Противоречия между понятиями «физическое воспитание» и «физическая культура» нет, они зачастую употребляются в одном и том же смысле. Физическое воспитание является видом общего воспитания. Ему присущи все основные педагогические признаки, такие как ведущая роль педагога, организованный и плановый характер, учет методических принципов. Физическое воспитание выполняет и основные функции общего воспитания умственного, нравственного, трудового и эстетического.

Однако в определении понятия физического воспитания подчеркиваются его специфические особенности.

Таких особенностей выделено четыре:

1. Обучение движениям, то есть овладение рациональной техникой

различных двигательных действий (бега, ходьбы, плавания,

передвижения на лыжах, игры с мячом, прыжков и т.д.).

2. Воспитание физических качеств, таких как выносливость, сила,

быстрота, гибкость, ловкость.

При этом следует знать, что все эти двигательные способности являются врожденными, они даны человеку в виде природных задатков (в отличие от двигательных умений, которые приобретаются человеком в процессе жизни), но, как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать.

3. Передача учащимся специальных физкультурных знаний.

Если этот аспект не реализуется, то занятия приобретают форму элементарного тренинга, примитивной дрессировки.

4. Формирование у человека осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Это одна из самых насущных задач именно физического воспитания, так как в обществе нет другой равноценной силы, способной побудить человека приобщиться к реальным ценностям физической культуры.

Физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или трудовой деятельности.

Понятия «физическая подготовка» и «физическое воспитание» не идентичны. Физическая подготовка не обязательно сопровождается приобретением специальных знаний и формированием потребностей – это первое отличие от понятия «физическое воспитание». Второе отличие заключается в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая подготовка» может осуществляться и в различных формах самостоятельных занятий.

Наряду с понятием «физическая подготовка» существует понятие «физическая подготовленность». Их следует различать.

Если физическая подготовка – это процесс, то физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки и может выражаться в конкретной количественной форме (в метрах, секундах, килограммах, баллах и т.д.).

Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Для оценки физического развития используют три группы показателей:

1. Показатели телосложения – такие как рост, масса тела, осанка, размеры и

формы отдельных частей тела, степень развития мускулатуры, величина жироотложений и др. Они характеризуют морфологию человека.

2. Показатели развития физических качеств (выносливости, гибкости, силы и др.). Эти показатели характеризуют функции и свойства мышечной системы организма.

3. Показатели, характеризующие функционирование сердечно-сосудистой,

дыхательной, нервной систем, органов пищеварения, выделения,

механизмов терморегуляции, иммунитета и др.

Примерно до 25 лет, в норме, наблюдается рост большинства морфологических показателей и совершенствование функций организма. Затем до 45–50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем функциональная деятельность организма постепенно ослабевает. Могут уменьшаться формы и размеры, такие как длина тела, мышечная масса, ухудшается осанка.

Физическое развитие человека зависит от многих факторов, определяющими среди них являются: наследственность, окружающая среда и двигательная активность.

Наследственность оказывает влияние на формы и функции организма, а также на здоровье человека. Например, она обуславливает тип нервной системы, телосложение, осанку и другие показатели физического развития. Однако наследственная предрасположенность определяет лишь предпосылки

хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма (роста, силы, выносливости, здоровья и т.д.) будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной активности человека.

Среда. Среди факторов среды, наиболее значимыми для физического развития являются: питание (его калорийность, сбалансированность, режим), условия проживания (благоприятные или неблагоприятные), медицинское обслуживание, отсутствие или наличие вредных привычек, климат и экология.

Двигательная активность. Образ жизни человека, величина и характер его двигательной деятельности (вид физических упражнений, которыми он занимается) влияют на многие морфологические и функциональные показатели физического развития. Под влиянием тренировочных занятий могут улучшиться все двигательные способности. Средствами физической культуры успешно устраняется также ряд недостатков телосложения – сутулость, плоскостопие и др.

Физическое совершенство – оптимальный результат воздействия средств физической культуры, определяющий гармоничное развитие человека и его всестороннюю физическую подготовленность.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности.

Спорт является соревновательной деятельностью, потому что он зародился в обществе исключительно для развития человеческих способностей, а также их объективного сравнения и оценки.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки.

Спортивная тренировка – это планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена технике и тактике избранного вида спорта и развитие его физических и психических способностей, от которых существенно зависит достижение результатов в избранном виде спорта. В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, тактическая, техническая, физическая, морально-волевая, психическая. Спортивная тренировка строится на таких принципах, как углубленная специализация и индивидуализация; направленность на максимально возможные достижения; единство общей и специальной подготовки; непрерывность тренировочного процесса; возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности; единство постепенности и предельности в наращивании нагрузок и др. Использование всех принципов спортивной тренировки способствует достижению спортсменом высшей степени подготовленности к соревнованиям – спортивной формы.

 

Межличностные отношения и нормы в спортивной деятельности. Спорт живет по определенным правилам и нормам. В частности, тщательно разрабатываются положениях о соревнованиях, сами соревнования осуществляются по установленным и единым для всех участников правилам. Их нарушение немедленно ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, длина дистанции, размеры площадок и полей и т.п.). Условия соревнований обязательны для всех (принцип равенства шансов строго соблюдается).

Основной целью занятий спортом является стремление к достижению максимально возможных результатов в избранном виде спорта. Цель занятий физической культурой – укрепление здоровья, физическое совершенствование и приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности.

 

Классификация видов спорта:

Первая группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным напряжением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных способностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, борьба, плавание и др.).

Вторая группа – виды спорта, основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и т.п.). Спортивный результат в этих видах спорта во многом зависит от умения эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.

Третья группа – виды спорта, двигательная активность которых жестко лимитирована условиями поражения целей из специального оружия (стрельба, дартс).

Четвертая группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамоделирование, автомоделирование);

Пятая группа – виды спорта, в которых отсутствует двигательная деятельность, но результат зависит от абстрактнологического мышления (шашки, шахматы).

 

Основные черты и цель системы физического воспитания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.