Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ

ПРИРОДНЫЕ

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Лекция №1 (28.12.12)

Чрезвычайная ситуация -обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

ВИДЫ И ФОРМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:

Стихийные бедствия

ü Землетрясения

ü Наводнения

ü Ураганы

ü Сели

ü Оползни

ü Снежные заносы

ü Лесные пожары

ü Цунами

ü Тайфуны

ü Засухи

ü Извержения вулканов

Эпизотии (инфекционные заболевания животных)

Эпифитогии (инфекционные заболевания растений)

Аварии и катастрофы

Транспортные

ü Железнодорожные

ü Авиационные

ü Автодорожные

ü Морские речные

ü На магистральных дорогах

ü Трубопроводах

Технологические

ü В отраслях промышленности

ü Коммунально-бытовые

ü Гидродинамические (прорывы плотин, дамб, шлюзов)

ü Изменения состояния суши (почвы, недр, ландшафта)

ü Изменения состава и свойств атмосферы (воздушной среды)

ü Изменения состояния гидросферы (водной среды)

ü Изменения состояния биосферы

ü Война

ü Социальные взрывы

ü Национальные и религиозные конфликты

ü Терроризм

ü Эпидемии: чума, сибирская язва, холера, лихорадка, дизентерия, другие

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

Цель создания РСЧС:

Объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы построения и функционирования РСЧС:

• Необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т.е. учета всех возможных видов ЧС техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.

• Признание "ненулевого риска", т.е. факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз.

• Базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения ЧС, отдание предпочтения профилактической работе.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

• Разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС

• Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС

• Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС

• Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС

• Подготовка населения к действиям при ЧС

• Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС

• Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

• Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС

• Ликвидация чрезвычайных ситуаций

• Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций

• Реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС

• Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Подсистемы РСЧС:

1. Функциональные – создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территории работы ЧС в сфере их деятельности.

2. Территориальные – создаются в субъектах РФ в пределах их территорий из звеньев административно-территориального деления этих территорий.

УРОВНИ РСЧС:

1. Федеральный -органы управления; силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

2. Региональный – органы управления, силы и средства органов исполнительной власти нескольких субъектов РФ, имеются 6 региональных центров.

3. Территориальный – органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъекта РФ.

4. Местный – органы местного самоуправления, силы и средства органов местного самоуправления, городов, районов, населенных пунктов.

5. Объектовый – органы управления, силы и средства предприятия, организации промышленного объекта.

Каждый уровень РСЧС имеет:

1. Координирующие органы;

2. Постоянно действующие органы управления;

3. Органы повседневного управления;

4. Силы и средства;

5. Финансовые и материальные резервы;

6. Системы связи, оповещения, информационного обеспечения

Координирующие органы РСЧС
Комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС):

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ:

а) Межведомственная комиссия по ЧС;

б) Ведомственная комиссия по ЧС в федеральных органах исполнительной власти

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

а) Региональные центры, объединяющие территории нескольких субъектов

РФ

НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ

а) Комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъекта РФ

НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

а) Комиссии по ЧС органов местного административного управления(города,

района, населенного пункта)

НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ

а) Комиссии по ЧС организации, предприятия, учебного заведения,

промышленного объекта

Органы управленияпо делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС):

• На федеральном уровне – МЧС России

• На региональном уровне - региональные центры МЧС России

• На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления

• На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Режимы функционирования РСЧС:

• Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;

• Режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

• Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основные мероприятия, проводимые при функционировании РСЧС:

а) в режиме повседневной деятельности:

• Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях

• Планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

• Совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях

• Создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

• Осуществление целевых видов страхования

б) в режиме повышенной готовности:

• Принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

• Усиление дежурно-диспетчерской службы;

• Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

• Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

• Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

• Организация защиты населения;

• Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

• Определение границ зоны ЧС;

• Организация ликвидации ЧС;

• Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

• Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территории.

Задачи, состав сил и средств РСЧС:

Основные задачи сил и средств РСЧС:

• Осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС

• Ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС

• Проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы

• Проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС

• Восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС

• Поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации

• Разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС

Силы и средства РСЧС:

1. Силы и средства наблюдения и контроля.

2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства МЧС России:

• Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;

• Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

• Поисково-спасательная служба МЧС России;

• Центр по проведению спасательных операций особого риска;

• Авиация МЧС России.

Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

«Защита населения»:

Комплекс мероприятий РСЧС, взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Комплекс мероприятий по защите населения:

• Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

• Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

• Оповещение (предупрежд-е) населения об угрозе возникновения и факте ЧС

• Эвакуацию людей из опасных зон и районов

• Инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту

• Применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории

• Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его зашиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий

• Подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС

• Проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения

• Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды

• Создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций

Деятельность государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера регламентирована Конституцией РФ, рядом ее федеральных законов, указов Президента постановлений Правительства России, нормативных актов соответствующих министерств и ведомств.

Объединение людей - сначала в общины, потом в государства, а теперь и в мировое сообщество - предпринималось главным образом для сохранения своего рода, для защиты от катастроф и различных бедствий. В настоящее время возникающие глобальные экологические проблемы и изменения окружающей среды требуют объединения человечества всей Земли, ибо только так можно противостоять рискам, только совместными усилиями можно решить указанные проблемы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исходные положения, используемые при производстве изделий | Понятие организации. Организация - это одно из самых древних общественных образований на Земле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.