Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Принципы и методы юридической психологии




 

Как отмечается в научной и учебной литературе[13], юристам важно иметь представление о методологических принципах, методах и динамике исследований в психологии, так как эти знания помогают сделать выбор методики проведения исследования, понять особенности психологического исследования, осуществленного другими лицами (например, методику судебно-психологического исследования), обосновать и интерпретировать полученные эмпирическим путем данные.

Как подчеркивает В.Н. Волков[14], заинтересованность юристов и психологов в системной разработке методологических проблем объясняется сложностью и многоплановостью психики человека как предмета изучения. При этом психологические исследования, имея свои принципы и методы, активно участвуют не только в научных и практических разработках, но и при решении экспертных вопросов в уголовном и гражданском процессах.

Методология – учение о принципах построения, формах и способах познания [15].

При изучении методологических основ той или иной отрасли знания принято рассматривать научные принципы и методы исследования.

Начнем с рассмотрения научных принципов юридической психологии [16]:

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу, деятельность оказывает формирующее воздействие на сознание. По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; вообще, внешние причины действуют через внутренние условия. С.Л. Рубинштейн: «деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов, свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения»[17].

Принцип изучения психики в развитии - психика человека, его сознание на всем протяжении жизненного пути подвергаются постоянному воздействию окружающей среды и изменяются под влиянием окружающей среды. Они являются отражением тех внешних социальных воздействий, которым подвергается человек. Психические особенности должны рассматриваться и изучаться в непрерывном развитии. Данный принцип ориентирует на понимание психики человека как изменяющегося, развивающегося под влиянием различных факторов явления. Поэтому к каждому человеку нельзя подходить в соответствии с мерками, сложившимися однажды. Принцип развития – основа научного и практического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений.

Принцип системности – заключается в том, что психические явления рассматриваются как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Принцип детерминизма, причинной обусловленности отражает объективно существующие причинно-следственные связи и предписывает выявлять причины происходящих явлений. Данный принцип означает, что психика, с одной стороны, определяется образом жизни и изменяется под влиянием внешних условий; с другой - внешние воздействия преломляются через внутренний мир личности.

Существует также ряд принципов, которые выступают общими и для психологии, и для юриспруденции.

Принцип объективности обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что действительно существует. При этом важно исключить влияние пристрастий, личных взглядов, предубеждений и профессиональной некомпетентности.

Принцип гуманности и законности определяется сущностью психологии и права и предполагает гуманное отношение к человеку, уважение его прав.

Принцип конструктивности – предостерегает от констатации фактов и предписывает их обосновывать и экспериментально проверять.

Каждый из этих принципов активно применяется в юридической (следственной) деятельности.

Следует сказать, что, как справедливо отмечает В.Н. Волков[18], основная методологическая проблема психологи состоит в рассмотрении ее предмета и метода исследования в динамике, поэтапно, непрерывно и системно. Методологической основой изучения юристами психологии длительное время остаются диалектический материализм и теория отражения. При этом психика людей рассматривается как продукт развития живой материи, порождаемый ею и выполняющий важную функцию ориентирования в свойствах среды и управления в зависимости от этого своим поведением. Решающее значение имеет исторический подход к психике человека, то есть рассмотрение ее как продукта развития человека через его труд.

Диалектический материализм доказывает, что психика является продуктом длительного развития материи, и лишь на определенной стадии развития материи появилась психическая жизнь как особое свойство этой материи. В истории развития было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа и растительный мир психической жизнью не обладали не обладают. У их отсутствовала способность восприятия, мышления и чувствования. Психика же возникла на стадии появления живых существ, животного и человека. В ходе эволюции животных у них сформировался специальный орган психики – нервная система, а позднее ее высший отдел – головной мозг.

Теория отражения обосновывает особое свойство головного мозга, которое выражается в способности воспринимать внешне объективный мир как объективную реальность. Ее суть заключается в том, что предметы и явления окружающего нас мира, воздействуя на человека и его органы чувств, отражаются в коре головного мозга в виде образов этих предметов и явлений. Возникающие при этом в головном мозге психические процессы в виде сознания, восприятия, ощущения, запоминания, мышления, воображения и др. – различные формы отражения.

Отражение человеческим мозгом предметов и явлений объективной деятельности, и есть познание этой действительности. Так, человек узнает свойство предметов и явлений внешней среды по их маркировке: цвету, форме, величине и т.д. В результате процесса отражения реальной действительности возникают и формируются чувства человека, его стремления и действия, определенные качества личности, интересы, способности и характер, складывается его жизненный опыт.

Следователи обязаны запомнить, что все психические процессы, то есть все формы отражения, возникают только при активном взаимодействии человека с внешним миром и обществом. Например, восприятие – не пассивное отражение головным мозгом предметов и явлений окружающего мира, а сложная деятельность, связанная с активностью человека на практике (в учении, труде, профессиональной или общественной деятельности). На своем опыте человек проверяет правильность отражения внешнего мира и таким образом достигает полного и объективного познания окружающего его мира.

Следователи должны учитывать в своей практике, что отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него, возможно и скрытого для других) и сделать соответствующие выводы:

- отражение объективно, поскольку оно является результатом воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом внешнем мире;

- отражение субъективно, поскольку его отражает конкретный человек со всем присущим только ему своеобразием черт, которые он скрывает вольно или невольно.

То есть отражение зависит от особенностей личности человека, оно обусловлено целями и задачами, которые он ставит перед собой. Познавая окружающую действительность, человек субъективно выражает к реальным предметам и явлениям то или иное, но свое, индивидуальное отношение. Поэтому отражение нашим головным мозгом предметов объективного мира всегда субъективно.

Будущие следователи, изучая психические процессы в норме и патологии, индивидуальные особенности конкретной личности, должны помнить, что психологи применяют для этого определенные методы исследования.

Методы психологии должны отвечать следующим требованиям:

- объективность;

- учет психофизиологических законов высшей нервной деятельности;

- связь с практикой и пригодность для решения реальных задач;

- способность ответить на поставленные вопросы (почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы и свойства личности; судить о мыслях и чувствах человека только на основании его действий и поступков).

2) методы психологического исследования:

Метод (метод исследования) – обоснованный нормативный способ осуществления исследования. При этом методы могут применяться как с целью научного исследования, так и для решения практических вопросов (в частности при расследовании преступлений используются такие методы, как анализ материалов уголовного дела, следственный эксперимент и пр.).

Методы психологических исследований - это те приемы и средства, с помощью которых добываются психологические факты, ис­пользуемые для доказательства отдельных положений научной теории[19].

Методы научного исследования в юридической психологии предназначены для выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения и отношений людей, регулируемых нормами права.

Выделяют основные и дополнительные методы исследования. К основным методам относятся эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование и моделирование; к дополнительным – анализ результатов деятельности, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик и методы обработки данных (методы математической статистики), а также некоторые нетрадиционные методы исследования (составление психолого-криминалистического портрета предполагаемого преступника, опрос при помощи полиграфа и другие).

Также следует сказать, что, как отмечают В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава[20], выделяют также методы психологического (психотехнического) воздействия, пред­ставляющие собой совокупность психотехнологий, техник и приемов оказания влияния на отдельных людей и группы, которые включе­ны в правовое регулирование. Они направлены на предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы помимо их уголовно-­процессуальной регламентации основаны на знании психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно­-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

Методы судебно-психологической экспертизы (СПЭ) предназна­чены для проведения целевых объективных исследований экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных ор­ганов (метод психологического анализа материалов уголовного де­ла; анамнестический (биографический) метод; методы наблюдения и естественного эксперимента; инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (тесты, опросники, ассоциативный эксперимент и др.). Диапазон приме­няемых в СПЭ методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Одним из методоло­гических принципов организации и проведения СПЭ является наи­более полная реконструкция психических процессов, свойств и со­стояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

К специальным нетрадиционным методам, активно используе­мым сегодня при расследовании преступлений, относят: опрос с использованием полиграфа, гипнорепродукционный опрос, психо­лого-криминалистический анализ совершенного преступления и построение психолого-криминалистического портрета предполагае­мого преступника.

Таким образом, юридическая психология – отрасль науки, располагающая своим методологическим аппаратом, включающим научные принципы и методы познания. Использование методов прикладной психологии на современном этапе открывает новые возможности для получения ценной криминалистически значимой информации, профилактики и пресечения пре­ступных действий.

Охарактеризуем основные и дополнительные методы исследования, применяемые в юридической психологии[21].

Основные методы.

Наблюдение – метод, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, отслеживает их изменение; данный метод состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их специфических изменений.

Примером использования данного метода в юридической деятельности может являться наблюдения в ходе проведения осмотра места происшествия или обыска.

Осмотр места происшествия (ОМП) – обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, имеющих существенное значение для расследования.

Обыск (О) – поиск и принудительное изъятие скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления.

В процессе ОМП и О представители правоохранительных органов обследуют пространство, в котором произошло преступление или в котором были обнаружены его следы (ОМП), а также жилища, постройки, участки местности и одежду (а в случае необходимости – и тело человека) (О).

Важнейшим методом, применяемым во время ОМП и О, считается наблюдение. Точное и внимательное наблюдение позволяет не упустить важных деталей в обстановке, которая исследуется, обнаружить признаки инсценировки события, учитывать непроизвольные реакции обыскиваемых лиц и прогнозировать их поведение (возможно агрессивное).

Особо следует сказать об использовании наблюдения за внешними признаками поведения в ходе визуальной диагностики, часто осуществляемой следователем.

Так, в ходе экспериментов доказана возможность надежного выявления по внешне наблюдаемым проявлениям таких индивидуально-психологических особенностей, как тревожность (бегающий взгляд, ерзанье на стуле, суетливость, закрытая посадка, аритмичность речи и т.д.), высокий уровень интеллекта (логичность, правильность, точность речи, наличие оригинальных сравнений, адекватная реакция на юмор), смелости (твердый фиксированный взгляд, решительность речи, взгляд сверху вниз, раскрепощенность позы) и т.д.[22]

Виды наблюдения подробно рассматриваются В.Л. Цветковым, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава[23]. Так, наблюдение может быть житейским, бессистемным и целенаправленным, научным. Научное наблюдение может быть не включенным ­(дистантным) и включенным. Включенное предполагает наблюдение явлений «изнутри» и обладает большими достоинствами, так как дает возможность увидеть многие скрытые стороны человека. Однако включённое наблюдение не всегда возможно и осуществимо по различным объективным причинам. Наряду с ним активно используется дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны, главное в нем для сотрудника - это ос­таться незамеченным изучаемым лицом.

Среди дополнительных видов наблюдения выделяются: откры­тое и скрытое (инкогнито); стандартизированное и нестандартизи­рованное (дневниковое); случайное и систематическое; ограниченное и длительное; сплошное и выборочное; контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтроли­руемое.

Объективное наблюдение принципиально невозможно, по­скольку им занимается субъект. Единственный выход из этого ­организация процесса наблюдения.

Сущность наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фак­тов, что предполагает переход от описания наблюдаемого факта по­ведения, деятельности к объяснению его внутренней психологиче­ской сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возни­кающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение - дело дальнейших наблюдений. Важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана наблюдения, а также фиксирование полученных результатов.

Результаты наблюдения подлежат точной и исчерпывающей ре­гистрации в письменном виде, при помощи технических средств: сте­нографии, звукозаписи, фото и киносъемки. Зафиксированное, таким образом, явление может быть неоднократно воспроизведено и его анализ будет основан как бы на многочисленных наблюдениях.

В зависимости от целей наблюдения может изучаться любая сторона личности: черты характера, отношения, качества личности, общие и специальные способности, навыки и привычки поведения.

Предмет наблюдения - вербальные и невербальные акты по­ведения отдельного человека, группы или нескольких групп в оп­ределенных социальной или профессиональной среде и ситуациях: речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, осо­бенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхрониза­ция; выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков; движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистан­ция между ними, скорость и направление движения, соприкосно­вения; физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; сочетание пере­численных признаков.

Результаты могут быть обработаны путем сопоставления с другими наблюде­ниями, основанными на анализе речи, мимики, жестикуляции, характера, одежды и пр.; преступного опыта у наблюдаемого (на­личие жаргона, татуировок, асоциальных привычек и пр.); психиче­ского состояния и реакций лица в ходе реализации следственных действий.

Непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен мето­дом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют другие дополнительные методы, по­этому он входит составной частью и в беседу, и эксперимент.

В процессе наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, восприятие его речи (а отсюда и мысли­тельных процессов), поступков, действий. Поэтому в целом считается, что объективнее оценивает человек, обладающий более высоким уровнем эмпатии.

Метод наблюдения наиболее часто используется в следственной деятельности, так как разные наблюдаемые психологические явления должны учитываться при проведении следственных действий, например, при принятии решения об использовании соответствующих так­тико-технических и психологических приемов воздействия.

Психологическая наука выработала ряд правил использования метода наблюдения. Наблюдение должно проводиться неоднократно, систематически в отношении одного и того же человека и явления, в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления. Как правило, наблюдение осуществляется незаметно для того лица, которое является его объектом, оно должно вестись строго объектив­но, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении, и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Невмешательство – важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Основное достоинство в том, что объект наблюдения не знает о том, что за ним наблюдают и ведет себя естественно.

Недостатки состоят в следующем:

– ситуацию наблюдения могут значительно изменить неконтролируемые факторы, о возможности возникновения которых наблюдающий не знал и не мог спрогнозировать их появление;

– трудоемкость, большие временные и материальные затраты (наблюдающего могут интересовать не всякие проявления поведения, поэтому он вынужден бывает ожидать интересующие его проявления поведения);

– влияние субъективности наблюдателя (например, так называемый гала-эффект или эффект ореола, когда наблюдатель основывается на одиночных впечатлениях, исходя из того, нравится ему наблюдаемый или нет;

– логические ошибки проявляются, когда, например, любезный человек характеризуется как добродушный, данная ошибка построена на предположении о тесной связи личностных качеств человека и его поведения, однако в поведении не всегда проявляются истинные намерения человека), встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, социальными стереотипами и так далее.

Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания и психологического исследования. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство в ситуацию исследователя.

Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента.

Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания и психологического исследования (Приложение 1.2).

Экспериментальный метод - это иссле­дование, при котором преднамеренно и планомерно вызывается изменение в изучаемых процессах (явлениях) и ведется контроль всех условий, чтобы точно устано­вить характер имеющих место закономерностей и механизмов меж­ду независимой и зависимой переменными[24].

Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство в ситуацию исследователя[25] (Таблица 1).

Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента.

Таблица 1. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

 

Наблюдение Эксперимент
Вопрос остается открытым. Наблюдатель (сотрудник ОВД) не знает ответа или имеет о нем смутное представление   Вопрос становится гипотезой, то есть эксперимент ставит своей целью проверить гипотезу
Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте   Ситуация эксперимента четко определена
Менее строгая, чем в эксперименте точность регистрации действий объекта наблюдения Точная процедура регистрации действий объекта наблюдения

 

Историческая справка:

В XIX веке при установлении виновности подозреваемого и обвиняемого использовался так называемый ассоциативный эксперимент.

Ассоциативный эксперимент – метод и тест, который базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово.

Метод этот состоит в том, что испытуемому предлагается какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. В обычных условиях испытуемый легко отвечает первым словом на предложенное ему. Ситуация меняется, когда он должен отреагировать на слово, вызывающее у него эмоциональное, аффективное воспоминание.

Преступление, особенно тяжкое, у лиц, впервые совершивших его, всегда связано с сильным эмоциональным переживанием. Поэтому если испытуемому, подозреваемому в совершении преступления, называют слово, имеющее отношение к преступлению, то оно вызовет у него заметную эмоциональную реакцию. Она выражается в том, что значительно удлиняется время реакции или испытуемый реагирует необычным словом, ничем не связанным со словом-стимулом (иногда просто повторяет слово-стимул).

Психологи совместно с юристами разработали новый вид допроса, при котором для обвиняемого, отрицающего вину, составляется определенный список слов, ряд которых должен ассоциироваться с обстоятельствами совершения преступления. Психолог с секундомером в руках через равные промежутком времени зачитывает слова.

Метод ассоциативного эксперимента, распространенный в начале XX века, явился в определенной степени прообразом современного лай-детектора (определителя лжи), или полиграфа, прибора, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике в современных западных странах и особенно в США.

Причем усовершенствованию данного метода во многом способствовали достижения отечественного психолога А.Р. Лурии, который в созданной в 1927г. лаборатории экспериментальной психологии проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А.Р. Лурия модифицировал его: кроме регистрации времени реакции – ответа на слово-стимул – специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия – тремор руки испытуемого. Разработки А.Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию лай-детектора (полиграфа).

Как отмечают В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава[26], в процессе изучения личности применяются три вида экспери­ментов: естественный, психологический и лабораторный.

Сущность метода естественного эксперимента заключается в том, что личность без ее ведома ставится в заранее изученные или со­зданные ситуации, где она должна действовать, проявляя свои опре­деленные свойства. Методом естественного эксперимента проверя­ются умение владеть приборами, предметами, профессиональные навыки, волевые качества, отношение к определенным лицам и т.д.

В любом естественном эксперименте обязательно содержатся следующие элементы: 1) вид деятельности; 2) наблюдение за лицом, осуществляющим эту деятельность; 3) анализ результатов проведен­ной деятельности.

Наиболее широко метод естественного эксперимента применя­ется в тех случаях, когда человек, личность которого изучается, не находится в непосредственном общении с лицами, осуществляю­щими дознание, т.е. не знает, что за его действиями наблюдают. В таком виде метод естественного эксперимента чаще применяется в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Метод психологического эксперимента характеризуется тем, что он обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания; реализуется в деятельности коллектива.

Метод лабораторного эксперимента в общей психологии при изучении личности, прежде всего, применяется для выявления ее типологических особенностей и способностей. Однако с помощью этого эксперимента можно выявить особенности направленности личности (потребности, интересы), свойства характера (настойчи­вость, уверенность). При реализации метода лабораторного экспе­римента изучаемая личность заранее знает, что она является участ­ником опыта. Это, безусловно, накладывает отпечаток на ход и ре­зультаты эксперимента. Примером этого вида эксперимента является следственный эксперимент.

Следственный эксперимент, который наиболее часто проводится с целью проверки доказательств, собранных по делу.

Следственный эксперимент должен отвечать определенным требованиям:

- он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых произошло расследуемое событие;

- он должен проводиться в том же месте, где произошло событие и при тех же погодных условиях и т.д.

Достоинства эксперимента:

- в нем целенаправленно и продуманно создается ситуация, в которой изучаемое свойство (деятельность, преступление) выделяется, проявляется и оценивается лучше всего;

- позволяет более надежно, чем остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Недостатки эксперимента:

- сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал, что он испытуемый; если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вероятно, что они ненамеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора;

- эффект Пигмалиона – связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден в том, что реакции испытуемых изменятся, то даже при его стремлении сохранить объективность, велика вероятность, что он невольно передаст свои ожидания испытуемым и это может повлиять на их поведение.

Опрос – метод, при котором опрашиваемый отвечает на ряд поставленных ему вопросов. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет более глубоко, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует от сотрудника ОВД специальной подготовки (например, умения интерпретировать признаки невербального поведения).

Письменный опрос (анкетирование) позволяет охватить большое количество людей одновременно. Недостатком анкеты является то, что невозможно учесть реакции отвечающих на содержание вопросов и исходя из этого изменить их.

Достоинства:

- возможность фиксировать и интерпретировать реакции и оговорки человека;

- экономия времени (письменный опрос);

- гибкость вопросов (устный, свободный опрос).

Метод опроса, в частности, активно используется следователем при проведении такого следственного действия, как допрос. С точки зрения права – допрос это следственное действие, которое производится в целях собирания и проверки доказательств. В то же время допрос является одним из видов информационного взаимодействия, межличностного общения двух основных действующих лиц – допрашивающего и допрашиваемого.

При переводе устной речи в письменную нужно учитывать особенности лиц с неразвитой речью – стремление автоматически повторять услышанное, включать в ответ фразы из вопроса. Поэтому при письменной фиксации показаний необходимы точные формулировки, соответствующие данным устным показаниям.

С помощью метода опроса (беседы) выявляются[27]:

1) отношение человека к определенным фактам, явлениям, кон­кретным личностям;

2) уровень развития: общеобразовательный, культурный, про­фессиональный (знания, интересы и др.);

3) мировоззрение, понимание моральных и правовых норм, пра­вил поведения, отношение к ним;

4) волевые качества личности, характер;

5) способы реагирования на отдельные, специально даваемые в ходе беседы раздражители, тип высшей нервной деятельности (тем­перамент);

6) лексико-семантические особенности речи, ее строй, способы передачи информации, эмоциональная окраска и т.д.

Также важно сказать о том, что применение опроса юристом (следователем) может быть проблематичным. Главной причиной этого является то, что население все менее охотно идет на контакт с органами дознания и предварительного следствия, а также недостаточные оснащенность и правовые основания применения методов выявления лжи. Один из путей решения этой проблемы – внедрение в оперативно-розыскную и следственную практику достижений психологии.

Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (что значит стандартизированные – соотносящиеся с определенной, специально разработанной и обоснованной шкалой оценок).

Тест - система заданий (вопросов), позволяющих измерить уровень развития или состояния определенного психологического качества или свойства. Тесты отличаются от всех других методов четкостью сбора и обработки материала.

Различают тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты (или, точнее, проективные методики).

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно подобранных и проверенных по определенным психометрическим показателям вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает возможность интерпретации психологических особенностей человека по результатам выполнения совокупности заданий.

Также существуют проективные тесты, которые не ориентированы на оценку и не являются стандартизированными. Показатели этих тестов не оцениваются по количественным критериям, а выявляют только качественные особенности личности. Интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста, хотя обычно существуют указания на основные принципы интерпретации. Недостаток – трудно избежать субъективности интерпретации. Проективные методики – невозможно, как правило, получение количественных показателей, возможна только качественная интерпретация.

Достоинства:

- четкость процедуры обследования;

- оперативность и экономичность (за короткий временной интервал можно получить большой объем информации);

- справедливость (защищенность от предвзятости исследователя), что обеспечивается стандартной процедурой оценки результатов.

Основной недостаток - испытуемый (хотя не всегда) может повлиять на результаты тестирования, если тест недостаточно защищен (особенно это неблагоприятно, когда тест не имеет шкал достоверности), если испытуемый знает, как устроен тест. Кроме того, существует «обучаемость тестам», когда слишком частое использование одного и того же теста ведет к тому, что снижается достоверность получаемых показателей.

Тесты активно применяют при проведении профессионального психологического отбора, с целью оказания психологической помощи сотрудникам ОВД, при проведении судебно-психологической экспертизы и т.д.

При оказании психологической помощи, например, тесты используют для проведения последующего индивидуального консультирования.

Моделирование – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей.

Под моделью при этом понимается система знаков или объектов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Например, некоторые компьютерные программы являются моделями функционирования некоторых психических процессов (распознавание образов, мышление, принятие решения) (реальная модель).

В ситуациях, когда личность преступника не установлена и нет достаточных данных о его личностных особенностях может вырабатываться модель психологических особенностей преступления и личности преступника (вероятностная модель). Такие модели позволяют выдвигать версии, ограничивать зону поисков преступника, определять направления сбора доказательств[28].

Достоинства:

- наглядность;

- возможность проверки теоретических знаний в действии.

Недостатки:

- некоторая упрощенность, ограниченность моделей, невозможность воспроизвести изучаемый процесс в полной мере.

Таким образом, во втором вопросе лекции дана характеристика основным методам юридической психологии, особенности и результаты применения которых важно учитывать следователям в своей деятельности.

Рассмотрим дополнительные методы исследования в юридической психологии:

Анализ результатов деятельности, элементами которого является исследование каких-либо объектов - результатов преступной деятельности, документов, публикаций, записей и т.п.

В последние годы в качестве разновидности данного метода применяется метод составления психологического портрета преступника. При этом описываются особенности внешности, характера и специфические детали действий преступника. Также на основании данных о месте, времени и способе совершения преступления можно сделать предположения об образе жизни, криминальных особенностях и месте постоянного проживания преступника.

Так, для составления обоснованного психологического портрета необходимо собрать информацию о:

1) дате совершения преступления, времени и дне недели;

2) дате обнаружения трупа жертвы;

3) месте обнаружения трупа с подробным его описанием, а также подробным описанием и фотографированием всей обстановки места происшествия;

4) погодных условиях на момент совершения преступления;

5) потерпевших (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст, адрес местожительства, адрес места работы или учебы, род занятий, чем занимались непосредственно перед нападением, рост, вес, телосложение, выраженность вторичных половых признаков, семейное положение, наличие судимости, особенности одежды и т.п.);

6) содержании судебно-медицинской экспертизы (причина и время смерти, число и характер нанесенных повреждений, прижизненность или посмертность нанесения повреждений, использованное орудие для нанесения повреждений и др.);

7) характере действий предполагаемого серийного преступника в отношении жертвы (использование автотранспорта; использование связывания жертвы; наличие орудия преступления на месте происшествия; придание телу жертвы определенного положения; изъятие преступником каких-либо предметов или одежды жертвы и др.);

8) расстоянии от места обнаружения трупа до места жительства и работы жертвы; расстоянии до ближайшего населенного пункта и транспортной магистрали; характерных предметах, метках, надписях, оставленных преступником на месте преступления и теле жертвы.

Исследование нескольких десятков убийств позволило установить следующие зависимости:

- чем старше преступник, тем реже, но длительнее серия преступлений и, наоборот, чем он моложе, тем выше частота криминальных эпизодов (эта зависимость позволяет ориентировочно судить о возрасте преступника);

- имеет место тенденция к прямой связи между возрастом виновного и возрастом выбираемых жертв.

В деятельности сотрудников ОВД применяется и метод анализа материалов конкретного уголовного или административного дела. Информация, подлежащая анализу, содержится в показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемого или подсудимого, в разнообразных справках, выписках, медицинских документах, протоколах процессуальных действий и заключениях проведенных экспертиз[29].

Биографический метод заключается в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих психологическое значение в жизни человека с момента его рождения до старости.

То есть, биографический метод состоит в изучении и интерпретации биографических данных. Он позволяет формировать представления о личности конкретного человека, факторах, влияющих на развитие его интересов, способностей, привычек, симпатий и антипатий и т.д. Сведения для психологического анализа можно получить из письменных характеристик, автобиографий, материалов личных и уголовных дел, дел оперативного учета, личной беседы, беседы с другими людьми, знавшими или знающими данное лицо. Биографический метод информативен и, как правило, предваряет комплексное изучение личности участника ОРД[30].

Основан биографический метод на представлениях о том, что, как подчеркивают В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава[31], жизненный путь - это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой - социальная форма его индивидуально­го развития. Как правило, из комплекса взаимодействующих в мик­росреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения (группы), который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. Этот опыт в единстве с объективными условия­ми становится определяющим в поведении индивидов. Воздействие комплекса обстоятельств на личность и ее ответная реакция состав­ляют социальную ситуацию развития. Изучая конкретного человека, следователь должен сосредоточить свое внимание на содержательной стороне этой ситуации.

Сотруднику правоохранительных органов (следователю) необходимо стремить­ся прослеживать поведение изучаемого лица в системе профессио­нальных, познавательных действий и поступков. В этой системе хорошо отражаются коммуникативные действия и операции изу­чаемого человека. В общении узнаются также события жизненных планов личности (идеи, мечты), реализация или крушение которых отражаются на внутреннем и внешнем облике.

Метод анализа независимых характеристик заключается в сборе и оценке мнений различных людей (соседей, сослуживцев, родственников, учителей и т.д.) об интересующих лицах. С их помощью можно получить большой объем информации, повысить степень ее достоверности, сопоставляя и оценивая разные мнения о них[32].

Метод обобщения независимых - это метод сбора и последующего обобщения всех устных и письменных показаний различных лиц об изучаемой личности. При применении этого ме­тода важно учитывать полноту отдельных характеристик, охват дан­ными характеристиками различных сторон жизни изучаемой личности (в домашней обстановке, на учебе, на работе) и т.д.[33]

В качестве материала для обобщения могут быть использованы показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых, заключения экс­пертов, различного рода справки, отражающие разные периоды времени, факты и события из жизни изучаемой личности, характе­ристики различных учреждений и предприятий, личные дела отдела кадров и т.д. Конечно, надо иметь в виду одно важное обстоятель­ство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны. Все это обя­зывает с исключительной осторожностью использовать каждую ха­рактеристику, подвергая ее предварительному тщательному анализу.

Психофизиологический способ (метод) получения информации с помощью полиграфа в результате оценки отношения человека к сообщаемым ему фактам. Данный метод базируется на объективно существующей связи между открыто протекающими процессами в психике и аппаратурно наблюдаемыми извне физиологическими проявлениями жизнедеятельности организма человека.

Полиграф в переводе с греческого языка означает «множество записей». Полиграфное устройство предназначено для одновременной регистрации нескольких (от 4 до 16) физиологических процессов, связанных с возникновением эмоций: дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т.п.). Полиграф также называют «детектором лжи», но это не верно. Кроме психофизиологических реакций испытуемого, полиграф ничего не регистрирует и никакую ложь сам по себе выявить не может.

Под термином «детектор лжи» большинство людей понимают прибор, способный на основании регистрации показателей физиологических функций определить, когда человек лжет, а когда говорит неправду. На самом деле все обстоит значительно сложнее. Во-первых, большинство специалистов избегают названия «детектор лжи», предпочитая более нейтральный термин «полиграф» (от слов «поли» - много и «граф» - пишу, указывающих, что хорошо записывающий прибор должен одновременно регистрировать множество физиологических показателей), а во-вторых, так называемый детектор лжи определяет вовсе не уровень правды в ответе, а степень волнения проверяемого человека, что лишь косвенно связано с его искренностью.

Историческая справка:

Вообще разработку и широкое применение полиграфов в следственной практике впервые начал офицер полиции Дж.Ларсон, но вся слава досталась его ученику Л.Килеру, который не только усовершенствовал прибор, но и разработал первую методику испытаний на детекторе лжи, а затем основал первую фирму для серийного выпуска полиграфов и школу для обучения операторов.

На первом этапе беседы полиграфер вместе с подозреваемым формулировал ряд около вопросов. Некоторые из них лишены эмоциональной окраски (Например, «Ваше имя ….»), другие эмоционально окрашены, но не имеют отношения к данному преступлению (например, у человека, подозреваемого убийстве, могут спросить, употреблял ли он когда-нибудь наркотики), а третьи непосредственно связаны с преступлением, о котором идет речь.

При этом предполагалось, что невиновный будет реагировать одинаково на все вопросы, обвиняющие его в чем-либо незаконном, виновный же будет сильнее реагировать на вопросы, касающиеся его преступления.

Эта предварительная беседа длится около часа, и полиграф еще не подключается. После этого начинается сам тест.

Однако используя детектор лжи, нужно постоянно помнить, что эмоциональные реакции подозреваемого могут иметь глубинные причины, скрытые от следователя и не имеющие ничего общего с предполагаемым преступлением. Об этом свидетельствует один случай, произошедший в Ленинграде в 70-е годы. Тогда ленинградская милиция только что приобрела первый полиграф и пыталась внедрить его в практическую работу. По подозрению в изнасиловании и убийстве был задержан один человек, который находился вблизи места преступления. Он категорически отрицал свою причастность в преступлении, но ряд косвенных улик свидетельствовал против него. Так как убийство было осуществлено в подвале дома, оператор полиграфа начал перечислять подозреваемому различные места в городе: парк, подворотня, двор, сквер и так далее, а когда он дошел до подвала, полиграф показал сильнейшую психоэмоциональную реакцию. Лучшего подтверждения проницательности детектора лжи трудно было придумать. Этого человека «дожали» на допросах, и он сознался в совершенном преступлении.

Однако через некоторое время настоящий насильник и убийца был найден, и тогда встал вопрос: что же так взволновало первого подозреваемого? Оказалось, что, будучи мальчиком, в блокадном Ленинграде он попал под бомбежку и оказался заваленным в одном из подвалов. Там он просидел двое суток, пока не был вызволен спасателями. Страх темноты и боязнь подвалов остались у него на всю жизнь. А не знавший этого специалист, обслуживающий детектор лжи, сделал неправильный вывод.

И тем не менее полиграфы широко применяются на практике. В 1972 году около 25% всех фирм в США предложили части своих старых или вновь поступающим сотрудникам пройти тестирование на детекторе лжи.

Однако существуют определенные способы, позволяющие в той или иной мере обмануть детектор лжи. Джеймс Хэссет выделяет две возможные стратегии. Первая – это подавление всех реакций. Основной принцип состоит в том, что человек старается отвечать на все вопросы автоматически, не обращая внимания. При этом он может сосредоточиться на рисунке обоев, которые находятся перед ним, или на другом нейтральном предмете.

Некоторые преступники перед допросом на полиграфе догадались опрыскивать ладони средством от пота, что подавляет кожно-гальваническую реакцию, но, конечно, не может устранить колебаний кровяного давления или перепадов дыхания.

Значительно эффективнее оказываются притворные эмоции на незначащие раздражители. Некоторые испытуемые, знавшие заранее о детекторе лжи, подкладывали кнопку в носок своих ботинок и в нужные моменты получали выраженную болевую реакцию, имитирующую сильное волнение.

Можно обойтись и без кнопки, вызывая незаметное для экспериментатора напряжение каких-либо мышц. Обычно люди прижимают пальцы ног к полу, сводят глаза к носу или прижимают язык к твердому небу. Главное – скрыть эти микродвижения от допрашивающего.

Гораздо труднее разоблачить внутренние, мысленные приемы. Для этого достаточно подумать о чем-либо, вызывающем ярость или сексуальную эмоцию. На худой конец можно перемножить в уме два многозначных числа.

Рассказывая о детекторе лжи, важно отметить, что большой вклад в теорию и практику выявления правды во время допросов внес сотрудник экспериментальной психологии при Московской губернской прокуратуре А.Р.Лурия. Он предложил вести запись скорости реакции испытуемого на слова-раздражители, подчеркивая, что у лиц, виновных в преступлении, реакция на значимые раздражители будет более замедленной, чем у людей, непричастных к преступлению. За несколько лет работы в 20-е годы нашего века А.Р. Лурии удалось получить богатый экспериментальный материал.

К сожалению, в 30-е годы все работы по созданию и применению в СССР детекторов лжи были свернуты. Лишь в конце 1989 года в МВД СССР создается рабочая группа специалистов, которой было поручено изучить состояние проблемы и подготовить предложения по внедрению полиграфов в деятельность ОВД. Тем не менее пока ситуация остается неопределенной, а идея применения детекторов лжи в российском судопроизводстве имеет противников[34].

Данные, полученные с помощью полиграфа, создают основу для последующего криминалистического анализа. При его осуществлении учитывается, что по действующему в России процессуальному законодательству полученная с помощью полиграфа информация доказательственного значения не имеет, но рассматривается как оперативно значимая. Полиграф является средством собирания ориентирующих данных (информации к размышлению), которые могут использоваться при построении версий (о возможном утаивании испытуемым известных ему сведений, о виновной или невиновной прикосновенности к исследуемому по уголовному делу событию и т.д.). Как и все прочие, эта версия требует объективной проверки, результаты которой могут иметь доказательственное значение, а могут не иметь.

Методы математической статистики – методы логического математического анализа для получения вторичной информации (фактов и выводов).

Вывод: Таким образом, юридическая психология располагает определенными методами научного познания, которые активно используются следователем в процессе профессиональной деятельности. Помимо методов познания выделяют и другие методы, которые также имеют значение для деятельности следователей. К таким методам относятся методы оказания психологического воздействия, методы принятия решений, методы судебно-психологической экспертизы, методы расследования преступлений и другие, которые мы будем рассматривать при изучении последующих тем.

 

Заключение

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы:

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; наука о душе.

Различают общую (фундаментальную) психологию и прикладные (специальные) отрасли психологии. Юридическая психология является одной из прикладных отраслей психологической науки, возникшей на стыке психологических и правовых знаний; отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности в сфере отношений, регулируемых правом.

Юридическая психология включает следующие разделы: методологический раздел; правовая психология; криминальная психология; следственно-оперативная психология; судебная психология; психология исправительной деятельности.

К научным принципам юридической психологии относятся принцип единства сознания и деятельности; принцип изучения психики в развитии; принцип системности; принцип детерминизма; принцип объективности и гуманизма.

Среди методов юридической психологии выделяют основные (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, моделирование) и дополнительные (анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, биографический метод и другие). Кроме того, существуют и специальные нетрадиционные методы познания, к которым, в частности, относят составление психолого-криминалистического портрета вероятного преступника, метод гипнорепродукции, опрос с помощью полиграфа и другие. Применение этих методов познания следователями весьма важно и в каждом конкретном случае имеет свои особенности.

На данный момент юридическая психология является самостоятельной научной отраслью, а изучение дисциплины «Юридическая психология» является обязательным на всех юридических факультетах вузов страны.

 

Приложение 1. Исторический очерк развития зарубежной юридической психологии

 

Правовая регуляция человеческого поведения исследовалась еще выдающимися древнегреческими философами (Сократ, Платон, Аристотель). Однако в период средневековья государственная регламентация охватывала всю гражданскую жизнедеятельность человека, была утверждена система жестких ограничений его жизненной активности. Задачи правосудия трактовались с обвинительным уклоном. Репрессивный аппарат монархии подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли.

Поворот в понимании сущности права произошел в Европе во второй половине XVIII в. – в период формирования новой прогрессивной идеологии. В условиях кризиса феодальной государственности обнаружилось, что запреты оказывают разрушительное воздействие на экономическую и социальную жизнь общества, снижают активность личности. Право должно содержать не только запреты, но дозволения, за личностью должны быть признаны ее неотъемлемые права.

В это время все острее стал ощущаться недостаток одних только правовых знаний при рассмотрении в судах наиболее сложных уголовных дел, установления вины подсудимых. В связи с этим появилась потребность в привлечении дополнительных знаний из естественных наук, в том числе из области психологии.

В XVIII-XIX в. зарождается и специализированная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, а затем более широко – судебная, а в последствии (в начале XX века) – юридическая психология (ЮП).

Развитие ЮП в странах Западной Европы первоначально осуществлялось как развитие судебной и криминальной психологии. Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в.

В 1792г. появились работы немецких ученых К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии», в которых была сделана попытка психологического рассмотрения некоторых уголовно-правовых понятий, а также личности преступника.

В 1808г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835г. – работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

В 1906 году Э. Клапаред ввел обобщающий термин «юридическая психология» и в Женевском университете стал читаться соответствующий учебный курс.

1) Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология.

Этому в немалой степени способствовали работы известного итальянского психиатра и криминолога, автора теории «прирожденного преступника» Чезаре Ломброзо (1836-1909), который утверждал о существовании прирожденных свойств, определяющих заранее, что данному человеку суждено быть преступником (данная теория является антропологической, в ней не учитывается влияние социального фактора). Ч.Ломброзо утверждал, что наследственно-преступный тип, самой природой предназначенный к совершению преступления, можно заранее выявить по определенным физиологическим признакам (например, остролицевому углу). Он требовал по отношению к лицам, обладающим этими признаками, применять меры социальной защиты – от высылки на необитаемые острова до сметной казни – заранее, не дожидаясь, пока они совершат преступление. При этом в своей теории Ч. Ломброзо исходил их того, что преступник в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, а преступное поведение является разновидностью психопатологии. Дискуссии по этому поводу и критика этих взглядов стимулировали интерес к личности преступника и способствовали проведению дальнейших исследований в этой области, что в дальнейшем привело к разработке нового направления – криминальной психологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией. (В качестве исторической справки: идеи ломброзианства осуществлялись на практике фашизмом в виде принудительной стерилизации якобы биологически неполноценных лиц и геноцида – истребления групп населения по расовым признакам).

На развитие криминальной психологии большое влияние оказала концепция «опасного состояния» Р. Гарофало (1880), считавшего, что преступление объясняется возникновением у человека психического состояния, вызванного конфликтом с нормами общества.

В начале XX в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в капитальном труде Ганса Гросса «Криминальная психология» (1905г.), а также в обширных исследованиях П.Кауфмана «Психология преступности» (1912г.) и Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926г.). Альфред Бине в книге «Внушаемость» в отдельной главе рассматривает влияние внушения на свидетельские показаний.

2) Вторым направлением развития судебной психологии явилась разработка таких вопросов судебной психологии, связанных со свидетельскими показаниями, которые в конце XIX в. подверглись экспериментально-психологическому исследованию. Такие исследования проводились в Германии (Штерн), Франции (Бине, Клапаред). Результаты этих исследований регулярно публиковались в издаваемом в Лейпциге журнале «Доклады по психологии показаний» (1903-1906 гг.).

Существенное значение для развития данного направления и судебой психологии в целом сыграл фундаментальный труд по судебной психологии английского юриста Р.Гарриса «Школа адвокатуры», опубликованный в Великобритании во второй половине XIX века и переведенный на русский язык в начале XX века (в 1911 г.).

В частности, в главе «Типы свидетелей и указания о приемах их допроса» Р.Гаррис дает психологичские характристики 21 вида свидетелей: 1) лжец, 2) зубастый, 3) неподатливый, 4) нерешительный, 5) нервный, 6) веселый, 7) хитрец, 8) лицемер и ханжа, 9) свидетель, который часто говорит неправду и частью лжет, 10) решительный, 11) «складная душа», 12) полупрофессиональное лицо, 13) представитель правительственной власти (полицейский надзиратель), 14) полицейский, 15) правдивый, 16) врач, 17) щетинистый, 18) каторжник, 19) сыщик по призванию, 20) оценщик недвижимого имущества, 21) графолог.

Р. Гаррис дает не только словесный физиогномический и психологический портрет этих персонажей судебного дела, но и предлагает схему общения с ними с целью объективного разрешения дела. Он предупреждает, что душевное состояние свидетеля при допросе – неотделимая часть существа его показания, а манера допроса имеет не меньше значения, чем его предмет. Каждый задаваемый вопрос должен иметь определенное назначение.

3) Третьим направлением работ по судебной психологии явилась разработка методов психологической диагностики, а именно психологических методов установления виновности подозреваемого и обвиняемого. В качестве такого диагностического метода использовался ассоциативный эксперимент. (Ассоциативный эксперимент – метод и тест, который базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово[35]).

Метод этот состоит в том, что испытуемому предлагается какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. В обычных условиях испытуемый легко отвечает первым словом на предложенное ему. Ситуация меняется, когда он должен отреагировать на слово, вызывающее у него эмоциональное, аффективное воспоминание.

Преступление, особенно тяжкое, у лиц, впервые совершивших его, всегда связано с сильным эмоциональным переживанием. Поэтому если испытуемому, подозреваемому в совершении преступления, называют слово, имеющее отношение к преступлению, то оно вызовет у него заметную эмоциональную реакцию, в результате чего у испытуемого ассоциативный процесс сильно тормозится или в целом затрудняется. Это выражается в том, что значительно удлиняется время реакции или испытуемый реагирует необычным словом, ничем не связанным со словом-стимулом (иногда просто повторяет слово-стимул).

Психологи совместно с юристами разработали новый вид допроса, при котором для обвиняемого, отрицающего вину, составляется определенный список слов, ряд которых должен ассоциироваться с обстоятельствами совершения преступления. Психолог с секундомером в руках через равные промежутком времени зачитывает слова.

Как происходит такой допрос, рассказал Карел Чапек в своей новелле «Эксперимент профессора Роусса»[36].

Метод ассоциативного эксперимента, распространенный в начале XX века, явился в определенной степени прообразом современного лай-детектора (определителя лжи), или полиграфа, прибора, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике в современных западных странах и особенно в США.

В правоприменительной практике используется и другой инструментарий, например, проективные тесты («чернильные пятна» Г. Роршаха, 1921; методика «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, 1945; тест «цветового выбора» М. Люшера, 1948 и др.).

Чаще стали применяться эксперименты и моделирование. В частности, американским ученым Филиппом Зимбардо проводились эксперименты по моделированию «тюремных условий» с целью изучения феномена агрессивности.

В психологическом исследовании Ф.Зимбардо[37] студенты, не имеющие преступного опыта и психических отклонений, играли роли охранников и заключенных в искусственно созданной тюремной обстановке. При этом “охранникам” не давалось никаких подробных инструкций. Им сказали лишь, что они должны относиться к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться послушания “заключенных”. Однако, псевдоохранники, сначала ощущавшие себя просто начальниками, уже на второй день эксперимента стали грубо обращаться с “заключенными”. Некоторые из участников исследования даже не предполагали, что они способны на проявление агрессии и жестокости по отношению к другим людям.

В данном случае действия участников данного эксперимента во многом были подчинены их представлениям о способах поведения в изображаемой роли. Студенты-«охранники» контролировали происходящее, создавая или подчеркивая уже установленные правила - правила, ограничивающие обычно свободу действий. Заключенные отвечали на эту демонстрацию власти эмоциональной подавленностью и чувством беспомощности и, в конце концов, либо подчинялись всем установленным правилам, либо реагировали бунтом.

При этом студентам не давалось точных указаний, но из социального опыта и представлений, принятых в обществе, им было известно, что значит быть охранником или заключенным. То есть, представления, относительно изображаемых ролей, обусловили соответствующий стиль поведения участников эксперимента. Этот пример также наглядно демонстрирует влияние социальной роли на поведение индивида.

4) Данные экспериментальных исследований в области психологии свидетельских показаний послужили основой применения в судебном процессе психологической экспертизы, что явилось четвертым направлением развития зарубежной судебной психологии. В рамках этого направления появились такие работы, как «Психология юных свидетелей по делам о половых преступлениях» Л. Штерна (1926г.), «Психолог как эксперт в уголовных и гражданских делах» К. Марбе (1926г.). Именно к этому времени можно отнести первые опыты судебно-психологической экспертизы. Некоторые судебные психологи того времени сами выступали в суде в качестве экспертов.

5) Пятым направлением развития судебной психологии явилось выделение из прикладной психологии труда («психотехники») – раздела, посвященного психологическому изучению следственно-судебной деятельности, профессионально-психологических качеств юристов (следователей, судей) с целью разработки практических рекомендаций по их профессиональному отбору и обучению.

Наибольшую известность в этой области получила трехтомная работа Гуго Мюнстерберга «Основы психотехники» (1914г.), специальный раздел которой посвящен применению психологии в праве.

В 50-60 гг. XX в. вновь возрос интерес к проблемам ЮП. В это время появляются такие фундаментальные исследования, как «Психология и преступность» Р. Луважа (1956г.), «Правовая и криминальная психология» Г. Тоха (1961г.), «Криминальная психология» О. Абрахамсона (1961г.), «Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов» Г. Дудича (1955г.) и др.

В последнее время за рубежом активно разрабатываться следующие проблемы:

- вопросы судебной психологии, привлечения психологов к расследованию преступлений и в судебных процессах (например, при расследовании серийных преступлений);

- применение нетрадиционных методов расследования преступлений (использование гипноза для активизации памяти потерпевших и свидетелей, привлечение людей с экстраординарными способностями для раскрытия преступлений и др.);

- изучение влияния субкультуры на преступное поведен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.