КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл развития системы
Охарактеризуем жизненный цикл развития системы: Определяющая стадия позволяет предоставить возможность очертить информационные системы. Она включает в себя: 1) фазу предложения аргументов, т. е. первое описание проблемы; 2) фазу осуществления оценки, на этой фазе решаются две базовые задачи (1-я состоит в постановке, 2-я – в решении возможно ли построение такой системы). В конце этой фазы принимается решение о развитии информационных систем. В ходе системного анализа обосновуется, какую информацию пользователь хочет получить от системы. На стадии логического системного проекта определяется, какие данные необходимы, каким образом они будут собраны, что будет делаться с этими данными и какой отчет будет выдаваться. На стадии развития проектная группа разрабатывает программы и проверяет их. Процедурное развитие включает проектирование и написание процедур, согласно которому пользователи будут собирать и готовить данные для ввода в отчетную систему. Когда программы написаны и проверены, проводят системное тестирование. Стадия установки и ввода в действие. На этой стадии проект продвигается от развития к применению. Фаза конверсии и установки обычно является самым ответственным моментом. Процесс конверсии создает файлы необходимые для новой системы. Процесс установки перемещает компьютерные системы из компьютерных библиотек в реальные рабочие системы. На фазе действия и поддержки происходит исправление ошибок, корректировка программ. Менеджеры достаточно охотно применяют новые информационные системы в своей работе.
ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ИС) И ТЕХНОЛОГИЙ (ИТ). 1. Виды информационных технологий. 2. Тенденции развития информационных технологий. 3. Технологическое обеспечение как база информационных систем.
1. В системе управления применяются различные виды ИТ: 1. Сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства в форме единоличного документа и использование центральной ЭВМ для систематизации данных. 2. Обработка данных в режиме диалога для расчета показаний, для терминалов. 3. Получение свободного документа, использование дисковых дискет, как носителей информации, обработка данных на ПК. Технология информационной деятельности предполагает создание системы записей, цифровой и текстовой информации с применением компьютерной техники, формирование БД и знаний, создание пакета прикладных программ. Современные ИТ включают в себя: компьютеры, терминалы, компьютерное оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски, печатное оборудование, ксероксы. По мнению американского специалиста Грегори Поппеля «под ИТ следует понимать использование ВТ и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни». ИТ рассматриваются как часть информационного бизнеса.
2. Американские специалисты выделили 5 основных «информационных тенденций»: ¨ ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА Информационный продукт выступает в виде программных средств, БД и служб экспертного обеспечения. Деятельность интеллектуальных работников в значительной мере зависит от содержания, точности и своевременного получения информации. ИТ призваны донести информацию до места создания и использования значений. ¨ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ (СОВМЕСТИМОСТИ) Одним из важнейших факторов для обеспечения совместимости программ и аппаратных средств является стандартизация. В мире существует всего несколько ключевых компонентов, на которых держатся ИТ. Это микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специальные АРМы, датчики и т. д. Способность к взаимодействию достаточно сложна при реализации. Трудности связаны как с проблемами технологии, так и конкуренции. Технологические усилия сосредоточены на технических показателях, которые определяются на базе стандартов. Конкуренция приводит к тому, что новый информационный продукт создается в глубокой тайне и не всегда параллельно с ним идет создание новых стандартов. Тот факт, что иногда начинают выпускать информационный продукт, а лишь потом создавать стандарты, приводит к не реализации его преимуществ. ¨ ЛИКВИДАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ЗВЕНЬЕВ По мере того, как ИТ все глубже проникают в бизнес, они изменяют стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой фундаментальные структурные изменения в других областях экономики, выражается в ликвидации промежуточных звеньев. Это означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителем и производителем. Так, например, в банках меньшая роль мелких банков, т. к. на внедрение ИТ требуются значительные ресурсы. В настоящее время ИТ, в частности телемаркетинг, система заказов устраняют промежуточные торговые организации. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования (электронный киоск) заказывают имеющиеся в продаже товары и получают электронные купоны. В целом, оценивая ситуацию, американские специалисты утверждают, что электронная коммерция вытеснит среднее звено бизнеса (дистрибъютеров, которые сегодня играют важную роль в доведении продукции к пользователю). ¨ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Тенденция глобализации использует возможности информационного рынка, которыми теоретически может воспользоваться любой человек. В пределах информационного рынка существует достаточно жесткая конкуренция между основными производителями. Такими как США, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Австралия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др. Несмотря на различие рынков продукция, на которую спрос в США фактически аналогичен спросу в Японии на 5 основных факторов, обуславливают этот процесс: 1. Различный уровень знаний в области ИТ и определяющие темпы ее распределения. 2. Соотношение «стоимость-эффективность» ИТ. 3. Правительственная поддержка. 4. Стандартизация. 5. Сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий. ¨ КОНВЕРГЕНЦИЯ Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Раньше сферу производства и сферу услуг можно было легко определить и дифференцировать. Некоторые виды продуктов и услуг разграничить просто. Например, пишущие машинки и калькуляторы – это продукция, телекс и радиовещание – это услуги. Конв. Форм. Сегодня потенциальный рынок ИТ основными сегментами которого являются: 1. Потребительский сегмент, включая передачу информации и развлечений для частных лиц. 2. Потребление продукции и услуг ИТ в ходе деловой деятельности (закупки, производство и обслуживание, маркетинг, распространение продукции и т. п.) 3. Интеллектуальная работа – это сфера деятельности может отождествляться с ведением деловых операций. 3. Эволюция технологического обеспечения, которое включает в себя аппаратные средства, средства коммуникации, ПО проходит неравномерно. Развитие компьютерной техники свидетельствует, что каждые 4 года происходит удвоение производительности ПК. Кроме компьютерной техники широкое развитие получили компьютерные коммуникации: Интернет, Укрнет и др. В промышленности системы автоматизации проектирования созданные на базе ИТ ускоряют проектирование сложной продукции. В банковской системе возникают новые платежные системы, электронные карточные системы и кошельки, клиринговые системы для обслуживания мелких платежей – чип карты. При использовании ИТ возникают также сложности и опасности. Основная опасность для ИТ представляют хакеры.
ТЕМА 4. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕСА. (ИБ) 1. История развития ИБ. 2. Структура ИБ. 3. Информационные ресурсы бизнеса. 4. БД и экспертные системы. 5. Информационная поддержка управленческой деятельности.
1. ИБ представляют собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. ИБ в западных странах зародился в 60-е годы CC века, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. В начале ИБ использовался только в научных центрах и крупных научных комплексах. По мере усовершенствования и удешевления ИТ появились и сформировались новые потребности общества. Мировое потребление ИТ в 1990 году достигло 2 трл. $. Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США к началу 90-х годов было занято приблизительно 60% всех работающих. Сегодняшние тенденции развития ИБ таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.
2. Сфера ИБ весьма обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Различные специалисты с разных точек зрения трактуют современную информационную структуру. Ю.М. Каныгин выделяет следующие основные элементы структуры: ВЦ различного типа; абонпункты, дающие абонентский доступ к информационным ресурсам; совокупность организационных элементов, обеспечивающих управление электронно-вычислительным и информационным потенциалом; структурные программные элементы; фонды алгоритмов и программ; БД и знаний и т. п.; различные обеспечивающие элементы. В США существует другая структура, которую разработал Л. Джим, и которая считается наиболее удачная и удобная для рассмотрения. Эта схема рассматривает следующие 8 сегментов: 1. Содержательная информация (кинофильмы, газеты, журналы, книги, информационные бюллетени, доклады, публикации, видео, диски, пленки, CD-rom). 2.Вспомогательные услуги (рисковый капитал в банке, системы искусственного интеллекта, разделение времени работы систем, программирование, электронная передача документов, исследование рынка и услуг бизнеса, бюро услуг, биржевые маклеры). 3. Информационная технология (компьютеры терминалы, офисное оборудование, оптическая аппаратура, печатное оборудование, микрофильмирование, размножение документации). 4. Интегрирующая технология (терминалы, персональные коммутаторы, речевые системы, факсимиле, цифровые данные). 5. Средства связи (радио, телевидение, телефон, системы передач, видеодиски, волоконная оптика, средства почты, коммутаторы). 6. Каналы связи (почта, телеграф, телефон, индивидуальная поставка, международные средства связи, спутниковая связь, коммерческие средства связи, кабельное телевидение). 7. Каналы теле- и радиовещания (радиосеть и региональные сети, телесеть и телефакс, коротковолновая связь). 8. Смысловые услуги (служба новостей, исходящая информация для электронных и неэлектронных банков данных, информация о фондовой бирже, информационные маклеры, библиотеки, видеотеки, речевые системы).
3. Предпринимателю для достижения экономических целей нужна база в виде информации об особенностях избранной сферы бизнеса. Требуемая информация рассеяна по множеству источников и местам хранения. Целью формирования информационных ресурсов является сбор, тематическое объединение и обработка информации, для того чтобы ускорить доступ информации и представить ее в виде удобной для пользователя. Современные средства информатики позволяют интегрировать разнообразную информацию в одном месте и создать поле ИР. Это снижает неопределенность информации и повышает вероятность получения нужных знаний. Офис предпринимателя может рассматриваться как эффективный информационный центр. В нем сходятся все необходимые потоки информации. Предприниматель, согласно современным оценкам в своей деятельности, играет три информационные роли: роль приемника информации, роль распространителя информации и профессиональный представитель во внешней среде. От того как предприниматель сыграет свои информационные роли, организовав информационные потоки, зависит эффективность работы предприятия. Однако на деятельность предпринимателя влияет не только количество, но и качество информации. Основными показателями качества информации являются энтропия и тезаурус. Информация является важным ресурсом предприятия и позволяет: - устанавливать стратегические цели и задачи предприятия, использовать имеющиеся возможности. - принимать обоснованные и своевременные управленческие решения, координировать действия подразделений и направлений, их усилия на достижение поставленных целей. В предпринимательстве выделяют три основных потока: 1. Информация, которая существует в виде знаний и наукоемкой продукции. 2. Информация, отражающая профессиональные человеческие знания, которые частично фиксируются в виде изобретений, патентов, лицензий, производственных навыков и приемов. 3.Информация по искусству, методам и технологиям практического решения задач управления производством, сбыта. Все эти потоки создаются в результате интеллектуальной составляющей труда наиболее квалифицируемыми работающими. Приняты три подхода к оценке качества информации: по снижению состояния неопределенности; по достижению цели; по приращению тезауруса. Статистическая теория информации исходит из того, что информация принимается как мера пониженной определенности после получения сообщения. Для систем с ясно выраженной целью, ценность информации выражается через увеличение вероятности достижения цели. Сообщение является основной формой передачи знания, оно сопоставляется с тезаурусом системы, после чего может быть три варианта: 1. При полном несовпадении сообщение не понимается; 2. При полном совпадении оно рассматривается как информативное; 3. При частичном совпадении обогащается тезаурус, добавляются новые понятия и связи. Таким образом, выделяя из общего потока полезные ИР для предприятия, предприниматель способствует принятию качественных решений и достижению поставленной цели.
4. На предприятиях и учреждениях в ПК накапливается и сохраняется информация о проектах, поставщиках, персонале, т. е. создаются информационные массивы. Эти информационные массивы записаны на электронных носителях и являются БД. Наряду с БД существует база знаний, в которую заносится справочная информация, которая может оказаться советующей при решении определенных задач. Важным шагом в развитии ИС явилось создание экспертных систем. Экспертная система должна задавать вопросы пользователю, производить оценку ситуации, получать решение и представлять его в определенном виде пользователю. Экспертная система моделирует мыслительный процесс человека-эксперта и с его помощью решает задачи относящиеся к классу нестандартных. Первые экспертные системы появились в США в начале 60-х годов CC века. Основной разницей между поисковой и экспертной системами в том, что первая осуществляет поиск по заданной теме информации, а вторая делает логическую переработку информации с целью получения новой информации. Экспертная система может создаваться для какого-либо конкретного пользователя, и тогда, при ее создании учитываются требования заказчика. Структурно как экспертные, так и экспертно-советующие системы содержат подсистемы логических выводов, баз знаний и интеллектуальные интерфейсы. В Украине разработаны экспертные и экспертно-советующие системы для решения задач в чрезвычайных ситуациях.
5. Управленческие решения на предприятии охватывают все стороны его деятельности, особенно подготовку производства, сбыт, работу с персоналом, финансы и др. с информационной точки зрения основой является система подготовки и принятия решений (СППР). Цель разработки и внедрения СППР – это информационная поддержка оперативных возможностей и комфортных условий для высшего руководства и ведущих специалистов. Основой такой системы является: статистические данные и аналитическая информация как из внутренних так и из внешних источников сопоставления планов, разработка моделей, составление прогнозов. Данная система обеспечивает: 1. Доступ к БД по внутренним и внешним источникам. 2. Управление данными и информация в разных комплексах. 3. Хранение данных и информации в унифицированных формах. 4. Анализ и синтез финансовых и экономических информаций. 5. Представление информации в виде диаграмм, графиков, геокарт и др.
ТЕМА 5. КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ. 1. Основы сетевых технологий. 2. Мировые коммуникационные сети. 3. Телекоммуникационные услуги.
1. Компьютерной сетью называется совокупность взаимосвязанная через каналы передачи данных компьютеров обеспечивающих пользователей средствами обмена информацией и коллективного использования ресурсов сети: - аппаратный - программных - информационных Объединение компьютеров в сеть позволяет совместно использовать принтеры, основную память, общие программные средства и данные. Основным назначением сети является обеспечение простого, удобного и надежного доступа пользователя к общесетевым ресурсам и организации их коллективного использования при надежной защите от несанкционированного доступа. Выделяют следующие виды сетей: локальные, региональные и глобальные. Локальные сети связывают пользователей в одном или близлежащих помещениях. Эти сети получили очень широкое распространение, т. к. обычно около 80-90% информации циркулирует вблизи источников ее создания, и только 10-20% перерабатываемой информации связано с отдаленным взаимодействием. Локальные сети могут иметь любую структуру, но чаще всего компьютера в локальных сетях связаны единым высокоскоростным каналом передачи данных. Расстояние между ПК в локальных сетях небольшое до 10 км. Региональные сети объединяют пользователей города, области, небольших стран. В качестве канала связи чаще всего используются телефонные линии. Расстояние между узлами сети составляет 10-1000 км. Глобальные сети объединяют пользователей расположенных по всему миру и часто используют спутниковые каналы связи, позволяя соединить узлы сетей связи, находящиеся на любом расстоянии друг от друга.
2. Если локальные сети дают возможность организовать совместное использование ресурсов, а также общение сотен пользователей расположенных недалеко друг от друга, то на больших расстояниях компьютерные связи друг с другом происходят через телекоммуникационные или глобальные сети. Каналами передачи в глобальных сетях служат оптоволоконные, спутниковые, телефонные, радио и др. они связаны в единую систему компьютеров с различными операционными системами и прикладными программами. Это становится возможным благодаря существующим протоколам обмена информацией. Эти протоколы образуют основу любой телекоммуникационной сети и их придерживают все пользователи. В настоящее время в мире действует сотни различных компьютерных телекоммуникационных сетей. Они создаются для пользователей с определенной профессиональной ориентацией, административными обязанностями и т. п. Разнообразие компьютерных сетей связано с разнообразием структур их организации, используемых протоколов и линий связи. По этому принципу выделяют три группы сетей: 1. Сети, связывают малые ПК напрямую друг с другом с помощью обычных телефонных линий, и обеспечивает файловый обмен. Например, внутригосударственные сети коммерческой информации FEDWARE – коммуникационная сеть Федеральной резервируемой системы США, BANKWARE – коммуникационная сеть для обслуживания коммерческих предприятий, для обслуживания банков, BACS – клиринговая система, обслуживает коммерческий безналичный оборот предприятий Великобритании. 2. Сети, построенные по технологии ИИСР (UNIX-to UNIX Copy Program), т. е. сети связывают большие многопользовательские компьютеры, как с помощью телефонных линий и специальных высокоскоростных каналов. Эти сети служат для передачи больших потоков разнообразной информации. Виды сетей USENET, BITNET и др. 3. Сети, входящие в INTERNET и предоставленные пользователям не только возможность передачи любой информации, но и доступ к удаленным ресурсам и другим компьютерам. Например, сети SPRINTNET, GLASSNET, RELCOM. Во многих случаях названия сетей это названия компаний провайдеров, предоставляющие пользователям различные коммуникационные услуги. Среди мировых телекоммуникационных сетей особое место занимает INTERNET, который является крупнейшей и наиболее динамично развивающейся глобальной информационной системой. Отличительной особенностью которого является высокая надежность. При выходе из строя части компьютеров и линий связи сеть будет продолжать функционировать. Такая надежность обеспечивается тем, что при выходе из строя части, т. к. в Интернете нет единого центра управления, сообщения будут переданы по другим линиям связи. Интернет не имеет определенной организационной структуры и представляет собой конгломерат самостоятельных компьютерных сетей созданных усилиями различных правительственных, научных, коммерческих и некоммерческих организаций. В настоящее время используется 4 варианта подключения к Интернету: 1. Постоянное подключение, что позволяет работать с Интернетом 24 часа в сутки. 2. Работа исключительно с помощью электронной почты – E-mail, при этом пользователь может посылать и принимать электронные письма. 3. Коммутируемое соединение с помощью перенастройки терминала. Это происходит после установления связи модемов между компьютерами, пользователями, провайдерами и специальным программным обеспечением. 4. Коммутируемая IP-соединения – это основной способ подключения к Интернету, и с его помощью модель клиента через обычную телефонную линию связывается с модемом провайдера.
3. Основной телекоммуникационной услугой Интернета остается электронная почта. В качестве средства передачи сообщений она не отличается от обычной почты, но действует быстрее. В Интернете очень популярны группы новостей, которые называются телеконференции. Эта служба работает также как электронная почта, но письма доступны для всех. Можно вести дискуссии на различные темы и обмениваться мнениями с единомышленниками.
ТЕМА 6. ВНУТРИФИРМЕННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ (ВСИ) 1. Принципы, цели и функции ВСИ. 2. Технология информационной деятельности. 3. Аппарат управления ВСИ.
1. Управленческая ВСИ представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровнях в системе управления. Основными принципами являются: 1. Определение требований к содержанию информации. 2. Выработка системы хранения, использования, предоставления информации. 3. Определение потребностей в технических средствах. 4. Разработка ПО и создание БД. 5. Автоматизированная обработка и выдача текстовой информации. 6. Автоматизация управления труда на основе компьютерной техники. Целями системы являются: ¨ Координация деятельности по сбору и обработке данных, финансовых отчетов на всех уровнях управления. ¨ Определение основных функций системы сбора, обработки и хранения данных. ¨ Обоснование, направление и развитие технологии обработки информации. ВСИ выполняет следующие функции: · Определение потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании информации. · Централизованное планирование всех затрат на приобретение технических средств. · Разработка программных средств и прикладных программ.
2. Технология информационной деятельности тесно связана материально-технической базой. Развитие информационной технологии также как материально-технической базы можно разбить на несколько этапов: 1. Период 50-60-е годы CC века характеризуется созданием и использованием крупногабаритной ЭВМ специальных систем связи формирования целевых информационных банков. 2. 60-70-е годы CC века характеризуются созданием и использованием микропроцессоров. Это развитие послужило базой для создания мини-, микро- и ПЭВМ. 3. 80-90-е годы CC век – информационные технологии охватывают большинство производственных процессов и сами процессы управления. Создаются интегрированные компьютерные системы. Эффект применения ЭВМ и ПЭВМ зависит от следующих условий: создание новых вычислительных машин, создание для них ПО, подготовленности, среды применения.
3. Аппарат управления ВСИ включает: - центральную службу информации - ИС в производственных отделениях - обработку входящей и выходящей информации - управление вычислительной техникой В крупных фирмах кроме этого создаются центры хранения записей. В этих центрах информация хранится на микрофильмах или микрофишах. Функции центра хранения записей: отбор информации для хранения; кодирование; микрофильмирование; проверка новых записей и добавление к старым; хранение и выдача информации. ВЦ для обслуживания фирм в целом обычно создается на базе больших ЭВМ с широким использованием ПЭВМ. Эта служба получает информацию, обрабатывает ее и выдает потребителю. Центральная служба информации разрабатывает и внедряет внутрифирменную программу совершенной системы записей. Оказывает помощь всем группам ИО в производственных подразделениях, включая оперативные системы управления производством, а также контролирует выходные параметры системы управления. Группа ВТ обновляет, ремонтирует и закупает новую технику, а также обосновывает необходимое количество работников.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ. 1. Выявление потенциала сотрудников на основе тестирования. 2. Компьютерная оценка профессионального уровня сотрудников. 3. Повышение эффективности организации личной работы.
1. Предварительный отбор персонала может проводиться с применением информационных технологий. В первую очередь это касается процесса тестирования сотрудников и подведением его итогов. Достаточно часто отбор персонала проводится с помощью и других методов. Основной задачей такого теста является: 1. Определение объема знаний претендента на должность 2. Выявление склонности к обучению 3. Умение анализировать и синтезировать информацию для принятия решения Методически ИТ могут базироваться на имитационном моделировании. Чаще всего имитационное моделирование, которое используют при подборе и оценке персонала состоит из следующих блоков: n психология управления n иностранный язык n право n информатика n экономика n менеджмент n финансы n маркетинг n культурология n управление персоналом Согласно этим блокам определяется уровень знаний и практических навыков. Оценка уровня знаний выполняется с помощью рейтинговой оценки. Методически оценка с помощью информационной техники выполняется по следующим этапам: 1. Определяются возможности претендента на должность выполнять следующее: --Умение вести дискуссию --Способность к аргументации собеседника --Возможность расширения объема знаний. 2. Проводятся тесты, решаются ситуационные задачи, определяется степень участия претендента в командной работе. 3. Проводится деловая игра, в которой выявляется уровень практичности работы претендентов, степень логического мышления. 4. По результатам проведения обследования составляются индивидуальные рейтинги для каждого претендента и разрабатываются рекомендации для наиболее перспективных.
2. Одним из важных рычагов мотивации является оценка руководителем качества труда и профессионального уровня подчиненного. Компьютерные системы контроля профессиональных знаний чаще всего решают следующий комплекс задач: 1. Входящий тематический контроль знаний сотрудника для решения вопроса о возможности приема его на работу, связанную с определенной тематикой профессиональных знаний. 2. Периодический эксперт-контроль знаний для плановых аттестаций в течении срока службы сотрудника. 3. Самоподготовка и самоконтроль сотрудника при подготовке к плановой аттестации. 4. Синтетический контроль по различным областям профессиональных знаний для интегрального определения соответствия уровня сотрудника квалифицированным требованиям. Например, при повышении его должности. Обычно вышеперечисленные задачи решаются с помощью обычных систем тестирования. Различают тесты первого, второго и третьего уровней. В тестах первого уровня претендент выбирает из предложенных ему альтернатив (вариантов не менее трех) один, который он считает правильным. Претендент, выбрав свой вариант, который он считает правильным, отмечает его на экране монитора. По способам оценки ответа различают жесткий и мягкий рейтинг. При жестком рейтинге только один из предложенных вариантов ответов правильный и заслуживает высшей оценки. При мягком рейтинге различные ответы признаются правильными в той или иной степени. И в соответствии этой степени правильности оцениваются различными баллами. Сущность теста второго уровня состоит в синтезе, который должен сделать претендент на основе предлагаемых образцов. Это может быть образец какого-либо документа или решение конкретной ситуационной задачи, на основе которой претендент должен составить свой документ или решение. В тестах третьего уровня претендент должен произвести синтез правильного решения только на основе имеющихся у него знаний. Это повышает ранг тестирования, выявляются способности претендента к творческому получению знаний.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |