КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к аналитическому учету в бухгалтерских информационных системах
Классификация программ для автоматизации бухгалтерских работ
По функциональным возможностям бухгалтерские программы делятся на такие классы. 1. Мини-бухгалтерия включает программы, предназначенные для бухгалтерий с численностью от одного до трех человек без закрепления их обязанностей за конкретными разделами учета. Программы ориентированы на малый бизнес и осуществляют ведение аналитического учета, обработку бухгалтерских проводок, оформление небольшого количества первичных документов и формирование отчетности. Этот класс может быть представлен программами: «Финансы без проблем» («Хакерс-Дизайн», Мариуполь), «Мини-бухгалтерия» (фирма «1С», Москва), «Бухгалтерия малого предприятия» (фирма «Фор», Москва). 2. Интегрированная бухгалтерская система. Они ориентированны на малый и средний бизнес и предназначены для бухгалтерий численностью от двух до пяти человек. К этому классу принадлежат программы, которые объединяют и поддерживают ведение всех основных функций и разделов бухгалтерского учета. Они рассчитанные на работу на одном компьютере, но возможно их использование на нескольких компьютерах или в локальной сети. Примерами таких систем являются программы фирм «Инотек», «Модуль Пи» (Минск). 3. Бухгалтерский конструктор. Такая система представляет собой универсальную заготовку, из которой с помощью настроек можно сделать программу, учитывающую специфическую деятельность фирмы. Это программное обеспечение включает специальный встроенный язык (макроязык), средства наладки и имеет гибкую модульную архитектуру. Адаптация программы к конкретным условиям учета может осуществляться пользователем, дилером, разработчиком. К этому классу принадлежат «1С: Бухгалтерия», «Акцент-бухгалтерия», «Универсал» («ООО Софтпро»). 4. Бухгалтерский комплекс. Такие программные средства предназначены для автоматизации работы бухгалтерии с численностью персонала больше пяти человек, между которыми существует четкое распределение функций, ориентированы на средний и крупный бизнес, а также бюджетную сферу. Комплекс включает программы, которые автоматизируют как бухгалтерский учет в целом, так и отдельные его разделы, а также элементы управления, анализа, производственного учета и др. Программы этого класса являются АРМ соответствующих основных областей бухгалтерского учета. Они осуществляют сетевой обмен данными и объединение информации для сведения баланса, получение исходных форм и формирование отчетности. Существует возможность одновременной работы в АРМ нескольких пользователей. К бухгалтерским комплексам принадлежат программы фирм «Интеллект-Сервис» (Россия) (БЕМБІ, БЕСТ-4), «Аргос», «Инфософт» (Москва), «Комтех+» («Комплексная планово-экономическая и бухгалтерская система»). 5. Бухгалтерия – Офис. В этом информационном продукте бухгалтерская программа является только одной из подсистем в составе системы автоматизации управления предприятием. Компонентами системы являются: бухгалтерский учет, планирование, управление, делопроизводство, элементы анализа и принятия решений и т.п. В рамках этого класса программ бухгалтерская подсистема не является главной, а большое значение уделяется поддержке функций и задач управления. Как подсистема бухгалтерский учет входит в состав программных комплексов «Галактика», «Ит-предприятие», «Комплексная планово-экономическая и бухгалтерская система» (фирма «Комтех+», Москва), «Суперменеджер» (Москва) и др. 6. Системы на заказ включают программные продукты на базе существующих бухгалтерских комплексов, которые индивидуально дорабатывают, внедряются, настраиваются согласно требованиям клиента, включают обучение пользователей и обязательное дальнейшее сопровождение. Большей частью такие системы имеют высокую стоимость. Подобные разработки предлагают фирмы «Ост-Ин», «БИТ» (СПб), «Никос-Софт», «Экософт» (Минск). 7. Системы учета в международных стандартах обеспечивают применение отечественных и западных стандартов учета (GААР, ІАS), заполнение распространенных формы внутрифирменной отчетности, поддерживают несколько языков и валют. В последнее время поддержка международных стандартов реализована в таких бухгалтерских информационных системах: «Универсал» (ООО «Софтпро», Харьков), «Учет в международных стандартах» (фирма «Инотек»); «1С: Бухгалтерия». 8. Консультационные бухгалтерские системы предназначены для хранения и регулярного обновления баз нормативных документов и работы с ними. Представителями таких систем являются: - интегрированная система, которая объединяет «1С:Предприятие» и компьютерную правовую систему «Лига:Закон»; - системы фирмы «Консультант Плюс» (Москва): «Консультант Плюс: Налоги; Бухучет» включает нормативные документы по бухучету и налогообложению, «Консультант-Финансист» содержит консультации по налогообложению, банковской, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, валютному регулированию, акционерным обществам, рынку ценных бумаг; «Консультант-Бухгалтер» дает возможность получить консультации по налогам, взносам и платежам по ключевым словам. - программный продукт «Парус-консультант» (ООО «Парус») представляет собой информационно-аналитическую систему по законодательству Украины и содержит официальные документы по бухучету и аудиту, внешнеэкономической деятельности, разъяснительную информацию, ссылки на печатные издания. По способам организации программы делятся на следующие группы [2]. 1. Бухгалтерские системы с традиционной (классической) схемой построения. Они состоят из модулей (АРМ), отвечающих за определенные участки бухгалтерского учета (основные средства, складской учет, банковские операции). В каждом АРМ собраны все функции соответствующего участка (АРМ банковских операций - оформление платежных документов, регистрация выписок, формирование журналов-ордеров, оборотно- сальдовых ведомостей; АРМ учета основных средств - функции ведение картотеки, расчета износа, формирование инвентаризационных ведомостей). В программах этой группы существует АРМ главного бухгалтера, в котором собираются все операции с основных АРМ, формируются документы внутренней и внешней отчетности. Требования, выдвигаемые к информационным системам этого класса: o выполнение всех функций учета в одном модуле без потребности перехода к другому АРМ; o поддержка взаимосвязей между АРМ. К этой группе принадлежат программы БЕМБІ, БЕСТ, БЕСТ-4 («Интеллект-Сервис»), АБАКУС та др. 2. Системы с концентрацией в АРМ однородных действий (видовая схема). В этих программах в отдельном АРМ независимо от направлений учета выполняются все операции по оформлению первичных документов; в другом – осуществляются проводки; в третьем - формирование всех отчетов. Основными задачами бухгалтерии является регулярное оформление первичных документов и организация аналитического учета. В системе немаловажное значение играет механизм фильтрации, позволяющий получить необходимую выборку из всего списка первичных документов, журнала операций или отчетов. Примером такой бухгалтерской системы является программа «Парус». 3. Бухгалтерские программы с привязкой к журналу хозяйственных операций (журнальный способ). В таких системах пользователь работает с журналом хозяйственных операций, а остальные действия являются производными. Такой подход удобен для малых предприятий, но требует частой фильтрации данных при большом объеме и разноплановости отчетной информации. По такому принципу построены системы «1С», «Турбо-бухгалтер», «Интегратор». 4. Системы с гибким механизмом построения включают средства настройки программы. Они могут содержать возможности создания нескольких однотипных АРМ, независимых от остальных («Интегратор»); конструкторы первичных документов, мастера отчетов, шаблонов бухгалтерских проводок, баз данных («Акцент-бухгалтерия»).
Современные информационные бухгалтерские системы должны соответствовать следующим требованиям аналитического учета: 1. Многоуровневый бухгалтерский учет, т.е. разбивка аналитических признаков на подгруппы. Предприятия ведут учет по основным средствам, нематериальным активам, материалам, МБП, видам затрат, поставщикам и покупателям, товарам, подотчетным лицам. Многоуровневый бухгалтерский учет предусматривает объединение первичных аналитических признаков в подгруппы, затем в группы и т.д. Бухгалтерские программы должны вести учет по нескольким уровням, формировать развернутые отчеты с промежуточными итогами по любой подгруппе и др. Программа «1С» поддерживает до 10 уровней аналитики, SoNet (ООО «Баланс», Днепропетровск) - неограниченное, «Инфо-Бухгалтер» - до пяти уровней. 2. Многомерный бухгалтерский учет, анализ группы счетов по нескольким независимым признакам. Программа должна обеспечивать возможность анализировать счет или группу счетов по разным признакам (поставщики и товары, подотчетные лица и инструменты). Такие возможности аналитики реализованы в программе «1С: Бухгалтерия», которая поддерживает до пяти направлений анализа, в комплексе «Акцент-бухгалтерия», где используются такие аналитические признаки: дата, номер документа, корреспондент-получатель или отправитель, объекты учета, заказ или их группы. 3. Введение дополнительных реквизитов к аналитическим признакам. Это требование означает возможность внесения для любой группы поясняющих признаков. Например, в группе Сотрудники необходимо заполнить паспортные данные (для автоматического занесения в кассовые ордера), адрес, телефоны, дату рождения, оклады (для расчета зарплаты) и др.; для группы Корреспонденты указываются банковские реквизиты (для формирования платежных поручений), адреса, телефоны, ФИО директора и бухгалтера (для автоматического формирования договоров). Программный комплекс «Акцент-бухгалтерия» предусматривает возможность заполнения следующих дополнительных реквизитов: Корреспонденты (наименование, коды, реквизиты предприятий, паспортные данные работников), Объекты учета (наименование, коды, каталоговые номера. единицы измерения, балансовые счета); Заказ (ответственные лица, дать начала и окончание). 3. Семейство программ «1С: Предприятие»
Семейство «1С: Предприятие» включает три компонента: o «1С: Бухгалтерия», o «1С: Торговля и Склад», o «1С: Зарплата и Кадры» (табл. 1).
Рис. 1. Функции системы программ «1С: Предприятие»
«1С: Бухгалтерия» обеспечивает автоматизацию таких разделов бухгалтерского учета: - операции по банку и кассе; - основные средства и нематериальные активы; - материалы и МБП; - товары и услуги; - учет производства продукции; - учет валютных операций; - взаиморасчеты с организациями; - расчеты с подотчетными лицами; - расчет заработной платы; - расчеты с бюджетом; - возможность введения нескольких предприятий на одном компьютере и консолидированный учет «1С: Бухгалтерия» обеспечивает гибкость учета благодаря следующим возможностям: o ведение многоуровневых (до 10 уровней вложенности) планов счетов; o возможность работы с несколькими планами счетов в разных системах учета (украинской и GААР); o встроенный механизм ведения количественного и многовалютного учета; «1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, которые позволяют получить информацию за произвольный период, во всевозможных разрезах и с необходимой степенью детализации. Программа формирует отчеты по синтетическому учету: оборотно-сальдовую и шахматную ведомость, главную книгу, журнал-ордер, по аналитическому учету: оборотно - сальдовую ведомость по счету в разрезе объектов учета, других счетов. Средство настройки «Конфигуратор» дает возможность приспособить программу к особенностям учета на предприятии, изменять отдельные параметры (коды счетов, субсчетов, их названия, ставки налога). 4. Системы БЕСТ компании «Интеллект-Сервис»
Программные продукты компании «Интеллект-Сервис» предназначены как для малых и средних фирм (программы БЕМБИ+, БЕСТ), так и для больших компаний (БЕСТ-3, БЕСТ-4, БЕСТ-ПРО). Программа поставляется в двух конфигурациях: «файл-сервер» и «клиент-сервер» (для бухгалтерий численностью более 10 чел.). Система БЕСТ-4 предоставляет следующие стандартные возможности: - вести учет нескольких независимых предприятий в рамках одной программы; - обеспечивать защиту информации от несанкционированного просмотра и изменения; - поддерживать производственный, бюджетный и рабочий планы счетов; - формировать комплект журналов, мемориальных ордеров, отчеты и формы первичных документов в соответствии с потребностями пользователей; - вести многовалютный учет; автоматически осуществлять переоценку валютных остатков в соответствии с курсами валют. Кроме стандартных функций, система БЕСТ-4 обеспечивает: - обмен документами с системами «Клиент-Банк»; - автоматизированный расчет полной себестоимости товаров и материалов, которая задается пользователем и распределения затрат; - автоматическое выделение НДС в любых операциях; - одновременное ведение прайс-листов в разных валютах; - печатание этикеток (штрих-кодов) на термопринтере; - резервирование товара согласно оформленным заказам; - формирование графических отчетов. Базовая версия БЕСТ-4 включает такие модули (рис.1): o АРМ главного бухгалтера; o Сводный баланс; o Касса, o Подотчетные лица, o Депоненты; o Расчетные и валютные счета, o Система «Клиент-банк»; o Основные средства и нематериальные активы; o Склад материалов, o МБП в эксплуатации; o Зарплата. Рисунок 1- АРМ главного бухгалтера
Для торговых предприятий программа дополнительно включает такие модули: склад товаров и готовой продукции; управление продажами и закупками; торговый зал, кассовые аппараты и т.д.
5. Программный комплекс «Акцент-бухгалтерия»
«Акцент-бухгалтерия» (фирма «Импакт», г.Донецк) представляет собой универсальную систему для автоматизации бухгалтерского учета. К преимуществам системы относится: возможность масштабирования, поддержка территориально разрозненных структур, обмен данными с помощью средств связи. Типичная настройка системы «Акцент-бухгалтерия» включает учет: o товарно-материальных ценностей; o банковских и кассовых сделок; o операций с валютой; o дебиторской и кредиторской задолженности; o расчетов с подотчетными лицами; o основных средств; o заработной платы; o налоговый учет; o определение финансовых результатов. «Акцент-бухгалтерия» дает возможность вести многоуровневый аналитический учет и использует следующие аналитические признаки: дата, номер документа, корреспондент-получателель или отправитель, объект, заказ или их группы. «Акцент-бухгалтерия» включает стандартные реквизиты, используемые для описания свойств аналитического объекта: o корреспонденты - наименование, коды, реквизиты, паспортные данные работников; o объекты учета - наименование, коды, каталоговые номера, единицы измерения, балансовые счета; o заказ - ответственные лица, дата начала и окончания. Программа обеспечивает мультивалютный учет. В системе «Акцент-бухгалтерия» используется функция защиты информации от повреждения со стороны других программ; разрушения в случае сбоев в работе компьютера или отключение его от сети, ошибочных действий пользователя; несанкционированного доступа пользователей. 6. Автоматизированная система бухгалтерского учета «Парус»
Система «Парус-Предприятие» (корпорация ПАРУС) состоит из следующих базовых модулей «Парус-Бухгалтерия», «Парус-Реализация и Склад», «Парус-Администратор» и дополнительного «Парус-Персонал и Заработная Плата». Модуль «Парус-Бухгалтерия» автоматизирует налоговый и бухгалтерский учет на предприятиях малого и среднего бизнеса по следующим разделам: o банковские и кассовые сделки; o основные средства, нематериальных активов и МБП; o хозяйственные операции; o учет материальных ценностей и затрат на производство; o формирование главной книги. Система включает следующие четыре элемента: первичные документы, которые являются базой для ведения бухгалтерского учета. Все материалы регистрируются в системе, их можно копировать, редактировать, просматривать, осуществлять выборку и заполнять типовые формы; журнал хозяйственных операций предназначен для работы с бухгалтерскими проводками в любом периоде времени. В общем виде хозяйственная операция включает документ, на основании которого осуществляется операция (счет, договор, контракт, доверенность, акт, расходный кассовый ордер и т.д.) и саму операцию. В этом же разделе формируются отчеты о всех проведенных операциях в целом или выборочно; оборотные ведомости формируются на базе проводок, осуществляемых в журнале хозяйственных операций. К ним относятся движение средств по счетам, материальные ценности, расчеты с дебиторами и кредиторами; отчеты включают следующие типовые формы: баланс, главную и кассовую книгу, мемориальные ордера, ведомости аналитического учета и др. Кроме этого, в системе существует возможность формировать отчеты произвольной формы, используя средства МS Ехсеl и генератора отчетов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |