Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственные отношения

Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Мораль, ее структура и функции

Таким образом, этика – это философская наука, объектом изучения которой являются мораль и нравственность.

Познавательная функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь человека в плане ее соответствия моральным нормам.

Нормативная функция этики проявляется в разрешении моральных ситуаций. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку в понимании, что есть истинное благо и найти свой путь к его достижению.

Мораль является:

-одним из способов нормативного регулирования поведения человека;

- особой формой общественного сознания;

- видом общественных отношений.

Соответственно, существует ряд определений понятия «мораль», в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Поскольку нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны – поступки, практические действия, то соединение слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми. В морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношения.

Другими словами, в структуре морали выделяются:

-нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

-нравственная практика;

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, особенностью которой является восприятие всех явлений с точки зрения ценности. Главное – не объяснение явления, не раскрытие его причин, а его оценка. Ценностное отношение к действительности – важная характеристика нравственного сознания.

Нравственная практика является результатом морального сознания, а базовый элемент практики – поступок. Структура нравственной практики имеет следующие составляющие:

· замысел (намерение или постановка цели);

· мотивация (обоснование замысла);

· выбор цели, средств;

· принятие решений;

· действия, в которых реализуются нравственные установки личности, линия поведения человека.

Нравственные отношения – совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые проявляются в понимании своего долга, ответственности перед собой, другими людьми и обществом в целом.

Таким образом, выделенная нами структура «нравственное сознание – нравственное действие – нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимосвязаны и взаимно регулируются.

Для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Принято выделять пять функций морали: оценочную, познавательную, регулятивную, воспитательную и ценностно-ориентирующую.

Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Моральная оценка опирается на моральные убеждения человека и авторитет общественного мнения (взгляды, убеждения и представления, которые разделяются большинством населения).

Познавательная функция направлена на постижение культурного опыта, накопленного человечеством. В познавательной функции морали большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия связей и отношений между людьми.

Регулятивная функция – одна из ведущих функций морали, которая корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т.е. все формы общественного сознания. Но только мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь, например, о праве, эстетическом сознании или политике. Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

Регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

Воспитательная функция морали участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам других людей, их достоинству.

Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным, что позволяет корректировать свое поведение, определять направление своего духовного развития. Эту функцию еще называют мотивационной, так как нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать

Функции морали тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет этики | Основные категории этики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.