Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос 2. Организация взаимодействия в специальной операции

Процесс управления органами внутренних дел при ЧО представляет собой процесс получения определенной информации (боевой задачи, данных об условиях обстановки), анализа информации, принятия или уточнения решения, доведения его до исполнителей и контроля за подготовкой к выполнению и выполнением поставленных задач. Этот процесс в разных формах и различном объеме многократно повторяется при подготовке и в ходе выполнения задач, начиная с момента получения боевой задачи и заканчивая достижением намеченной цели.

Чрезвычайных обстоятельствах

Процесс управления органами внутренних дел при

Прежде чем поставить перед подразделениями ОВД задачу, начальник или оперативный штаб (управляющие органы) собирают сведения о состоянии оперативной обстановки, метеоусловиях и т.д. Затем обобщают, оценивают и анализируют полученные сведения с точки зрения выбора наиболее эффективного способа выполнения задачи, поставленной вышестоящим начальником (руководителем, командиром). На этом этапе руководитель вырабатывает решение в соответствии с конкретной обстановкой.

На основании принятого решения отдается приказ или распоряжение подчиненным руководителям (начальникам), т.е. ставятся задачи, осуществляется подготовка сил и средств к конкретным действиям при ЧО. В ходе этой подготовки органы управления постоянно контролируют действия подчиненных подразделений, групп, нарядов. С началом специальных действий на основе новой информации и уточнения задач этапы (фазы) работы по управлению повторяются до того момента, пока не будет решена поставленная задача. Следовательно, управление органами внутренних дел при ЧО носит циклический характер, причем все фазы в этом цикле повторяются непрерывно. Именно поэтому необходима непрерывность управления.

Организация и методы работы органов управления при ЧО определяются уровнем управления, количеством сил и средств, объемом выполняемых задач. Начальник ОВД должен эффективно использовать организационно-аналитическую группу оперативного штаба. Начальник базового РОВД, которому поручено самостоятельно проводить специальные операции, осуществляет управление через своих заместителей, группу управления и соответствующих руководителей групп, подразделений и нарядов. Таким же образом должны осуществлять управление равные ему и вышестоящие руководители.

Управление силами и средствами ОВД при ЧО представляет собой комплекс мер и мероприятий, которые не могут быть выполнены одним человеком. Однако основная роль все же принадлежит руководителю как единоначальнику, который в конечном итоге принимает решение. В некоторых случаях решение может вырабатываться коллегиально, но окончательно оно принимается руководителем. Этим определяется ответственность в управлении.

Управленческая деятельность руководителя ОВД любого уровня складывается из отдельных общепринятых элементов. К ним относятся:

Получив приказ на выполнение задачи, руководитель ОШ (специальной операции, (командир подразделения):

1) уясняет задачу;

2) отдает предварительные распоряжения

3) определяет мероприятия по подготовке сил и средств;

4) производит расчет времени;

5) оценивает обстановку;

6) проводит рекогносцировку;

7) принимает решение;

8) докладывает принятое решение старшему оперативному начальнику;

9) отдает приказ (ставит задачу);

10) уточняет вопросы взаимодействия;

11) организует всестороннее обеспечение;

12) осуществляет контроль за выполнением решения, при необходимости своевременно вносит в принятое решение коррективы;

13) организует деятельность после завершения специальной операции.

Рассмотрим более подробно содержание этих элементов. Руководитель любого уровня, прежде чем приступить к процессу выработки решения по действиям при ЧО, обязан уяснить задачу. Уяснение задачи происходит при получении ее от старшего оперативного начальника. Она может поставлена устно, а начиная с начальника РОВД и выше – письменно, в виде приказа или выписки из него. Так, начальник УВД субъекта Российской Федерации уясняет свою задачу по планированию действий при ЧО как алгоритм, а при возникновении конкретного чрезвычайного обстоятельства – от предполагаемого развития обстановки. Начальник РОВД уясняет свою задачу, исходя из приказа (или выписки из него в части, его касающейся) начальника УВД субъекта Российской Федерации.

Особого анализа требует динамика развития чрезвычайного обстоятельства и оперативной обстановки (зарождение кризисной ситуации, ее обострение, возможный масштаб, способы, формы и интенсивность действий противника), ее социально-политический аспект (силы в районе, приведшие к чрезвычайной обстановке), этнические группы в регионе, религиозные концессии и их роль в регионе, экономический фактор в кризисной ситуации, территориальные вопросы, направленность морально-политической и идеологической подготовки незаконных вооруженных формирований (НВФ), силовой аспект ЧО (численный состав НВФ, организованных преступных групп (ОПГ), наличие у них вооружения и боевой техники, основные силы, дестабилизирующие обстановку, формы, способы и тактика их действий), особенности природных, климатических и других условий в районе ЧО.

При уяснении полученной задачи командир (начальник, старший) должен понять:

1) требования (замысел) старшего начальника;

2) характер и объем задач;

3) сроки выполнения задач;

4) каких результатов достигнуть.

Правильное понимание задачи и замысла старшего начальника, а также своей задачи позволяет командиру (начальнику) четко представить цель предстоящих действий и намеченные старшим начальником средства, сроки и способы ее достижения, уяснить требования к своему собственному решению и к действиям подчиненных.

Получив приказ, начальник обязан уяснить конечную цель предстоящих действий, замысел вышестоящего руководителя, возможные способы действий подчиненных ему сил и средств, роль и место своего подразделения или группы при проведении специальной деятельности, конкретную задачу для подчиненных ему сил, порядок представления донесений и информации, всестороннего обеспечения, сигналы оповещения, управления и способ организации связи.

Конечной целью предстоящих действий является восстановление общественного порядка и общественной безопасности. Исходя из наличия сил и средств, возможностей развития обстановки, конечная цель действий того или иного органа внутренних дел при ЧО, подразделения, может быть иной, например предотвратить массовые беспорядки. Однако, практика показывает, что ставить такую цель для каждого ОВД в отдельности невозможно, указанные действия проводят только общими, совместными усилиями под руководством старшего оперативного начальника. Для базового ОВД цель должна излагаться четко: предотвратить беспорядки, а в случае их возникновения – пресечь путем проведения специальной операции. С этой задачей базовый ОВД обязан справиться.

В каждом конкретном случае старший оперативный начальник определяет четкую конечную цель деятельности подчиненных – от отдельного органа внутренних дел до подразделений, групп, нарядов. Замысел предстоящих действий обусловливается возможностями сил и средств ОВД.

При планировании своей деятельности руководитель уточняет, какие мероприятия и действия необходимо провести для обеспечения или восстановления правопорядка. Сюда относятся оперативные, режимные, следственные, организационные, политические, профилактические, а также отдельные силовые действия либо действия скоординированных по целям, задачам, времени и месту и объединенных под единым руководством сил и средств сводного отряда.

При планировании необходимо, чтобы каждый руководитель знал задачу подразделения на ступень выше с тем, чтобы он мог наряду с выполнении своей задачи при необходимости проявлять инициативу. Так, командир подразделения должен знать в целом роль и задачи горрайоргана в планируемой операции. Руководителю подразделения, выделяемого от РОВД в оцепление, требуется информация обо всех силах и средствах, выполняемых горрайорганом для этой деятельности.

Для уяснения задачи при планировании действий при ЧО важно четко понять порядок взаимодействия с другими подразделениями, группами и нарядами, который определяется в соответствии с задачами, временем и местом действий. Его организуют на всех уровнях. Заранее при планировании требуется уточнить время начала всех мероприятий и действий.

При планировании действий при ЧО учитывают время, необходимое для сбора личного состава, его экипировки, совершения марша и т.д.

При уяснении задачи уточняют сигналы оповещения и управления подразделениями в ходе подготовки и проведения специальной операции. Проверяют схему связи со старшими оперативными начальниками, приданными и подчиненными подразделениями на всех этапах действий.

Предварительное распоряжение по планированию действий при ЧО отдают после уяснения задачи. При этом исходят из следующих условий: заблаговременная подготовка и наличие времени на ее проведение (планирование и подготовка сил и средств к рассматриваемым действиям); необходимость немедленного осуществления действий при возникших ЧО (например, при проведении специальной операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков); отсутствие достаточного времени на организацию специальной операции и т.д.

Такими распоряжениями могут быть: порядок работы с документами организационно-аналитической групп оперативного штаба; подготовка данных для выработки предварительного решения (наличие сил и средств, состояние боевого, материально-технического и тылового обеспечения). Варианты предварительного решения: объявление сбора личного состава сводного отряда; выдача необходимой экипировки и спецсредств, обеспечение транспортом и спецтехникой; уточнение общей обстановки и маршрутов выдвижения сил и средств и др.

В зависимости от занимаемой должности руководителя, места и его роли в действиях при ЧО, количество отдаваемых им распоряжений может быть различным. При тщательной предварительной подготовке их число может быть незначительно, эффективность действий высока. Всю основную работу по выработке конкретного решения целесообразно выполнять заблаговременно, проекты решений готовить на стадии планирования.

Руководитель производит следующие расчеты:

- сил и средств;

- объема управленческой работы;

- времени на совершение марша (расчет марша) в предполагаемое место проведения специальной операции;

- транспортных средств, вооружения, другого всестороннего обеспечения.

Расчет необходимо производить заблаговременно при планировании действий при ЧО. При необходимости данные расчета уточняются.

Расчет времени это распределение времени от момента получения задачи до срока доклада о готовности к ее выполнению, установление регламента работы командира (начальника) по выполнению основных этапов работы по времени (оценка обстановки, принятие решения, рекогносцировка и т.д.).

Оценка обстановки включает в себя оценку:

- противодействующих сил (преступников);

- общей оперативной обстановки;

- местности и местных условий;

- своих сил и средств;

- времени года и суток, погодных условий.

В ходе оценки преступников необходимо оценить: характер преступления; количество преступников, их вооружение, наличие транспортных средств; установочные данные на преступников; черты характера; психологический портрет преступников; возможный характер действий при задержании; наличие пособников, родственных и иных связей; возможные действия после совершения преступления.

При оценке своих сил и средств оценить количество личного состава; наличие оружия и спецсредств; транспортные средства, возможности по транспортировке и несению службы; наличие средств связи и их возможности; обученность, слаженность и наличие опыта у сотрудников; время готовности к действиям; способность выполнить поставленную задачу.

Оценивая местность, необходимо оценить: рельеф-характер, степень пересеченности; лесной покров – тип лесных массивов, густота, порода, благоустройство; дорожная сеть-тип дорог, направления, развитие, возможность движения вне дорог; объекты гидрографии и их характеристики, наличие мостов и переправ; населенные пункты – значение, местоположение, планировка, подступы; возможные направления движения и места укрытия преступников; отношение населения к сотрудникам правоохранительных органов. Необходимо также учитывать и сезонные изменения местности.

Рекогносцировку (если это возможно) организуют при выработке решения заранее, а также в случае возникновения необходимости проведения специальной операции.

Принятие решения составляет основу всей работы руководителя (командира) по подготовке сил и средств к действиям. При принятии решения учитывают:

- предполагаемые или реальные данные о противнике и обстановке;

- общую задачу сил, приданных старшему оперативному начальнику;

- замысел организации и проведения специальной операции и последовательность предстоящих действий;

- задачи подчиненных подразделений и нарядов;

- построение боевых порядков (подразделений и нарядов) и тактику их действий;

- вопросы взаимодействия, связи, управления.

В зависимости от уровня руководителя (управления) решение оформляют в письменном виде или излагают устно. Письменные решения готовят, начиная с начальников горрайоргана и выше, вне зависимости, проводят ли они специальную операцию самостоятельно или только выделяют необходимые силы и средства в состав сводного отряда. Письменное решение оформляют в виде отдельного документа акта управления.

Работу руководителя по подготовке к принятию решения удобно представить в виде рабочей карты руководителя ОШ, графических схем, которые наглядно демонстрируют последовательность и содержание деятельности. При проведении специальной операции решение уточняют, исходя из обстановки.

Принятое решение докладывают старшему оперативному начальнику непосредственно либо с использованием технических средств связи. Старший оперативный начальник уточняет, а затем утверждает решение своих подчиненных.

Утвержденное решение обязательно для исполнения нижестоящими руководителями (начальниками). Его оформляют в виде приказа. Приказ руководителя (начальника) является основным элементом управленческой деятельности при подготовке и в ходе действий при ЧО или специальной операции. В этот период отдают распоряжения, которые конкретизируют общий приказ, направляют деятельность сил и средств. Необходимо отметить, что приказ повторяет содержание принимаемого решения. В нем не должно быть двоякого смысла. Его доводят до исполнителей полностью или в части, их касающейся. В ходе подготовки и проведения специальной операции приказы отдают при помощи технических средств связи в виде телефонограммы. Приказы, касающиеся решения конкретных задач, отдают устно. До непосредственных исполнителей приказы доводят полностью. В момент получения приказа командир уясняет свою задачу.

В приказе отражают краткие выводы из оценки обстановки, общую задачу сил и средств, в состав которых входит конкретное подразделение (наряд, группа), замысел специальной операции и последовательность ее проведения. Руководитель ставит задачу подчиненным и приданным силам, указывая при этом рубежи развертывания и районы расположения сил и средств, порядок всестороннего обеспечения, сигналы управления, взаимодействия и оповещения, порядок применения специальных средств и оружия, представления донесений; время готовности к выполнению задачи, место расположения пункта управления, своего заместителя на период действий.

 

Исследования, проведенные в ходе тактико-специальных учений и КШУ, опыт проведенных специальных операций показывают, что достижение успеха зависит от тщательности и полноты организации взаимодействия между подразделениями (нарядами), элементами оперативного построения путем согласования их усилий и действий по целям, задачам, месту, времени, способам выполнения поставленных задач.

Многие происшествия, при возникновении которых организуются и проводятся специальные операции и комплексные мероприятия могут выходить за границы территорий, контролируемые одним ОВД, размах, или социальная значимость события может требовать привлечения дополнительных сил и средств, для своевременного и полного решения возникающих задач.

В случаях, когда силами и средствами одного горрайоргана разрешить возникшую ситуацию невозможно или затруднительно - организуется взаимодействие.

Взаимодействие - согласованные по месту, цели и времени действия, огонь и маневр силами и средствами, принимающими участие в проведении специальной операции, в интересах общего замысла.

Взаимодействие может быть:

Внутриведомственным - ситуации, при которых привлекаются дополнительные силы и средства соседних или вышестоящих ОВД. При организации внутриведомственного взаимодействия выделяемые силы и средства могут придаваться горрайоргану. В этом случае руководство силами и средствами других ОВД руководит оперативный штаб ОВД, который проводит операцию. В интересах боевого порядка, и взаимодействия управление выделенными силами осуществляет объединенный оперативный штаб, в который входят руководители ОВД, выделивших данные силы и средства.

Междуведомственным - когда решение возникающих задач выходит за рамки компетенции ОВД (действия компетенции ФСБ, МЧС), и этих случаях выделяемые силы и средства используются объединенными оперативными штабами на правах взаимодействующих в интересах единого боевого порядка.

Комплексным - ситуации, при которых проводятся широкомасштабные специальные операции или мероприятия, руководимые объединенными оперативными штабами.

Во всех случаях взаимодействие организуется заранее для всех основных предполагаемых действий. В организацию взаимодействия входит:

– отработка вопросов связи с руководителями или службами взаимодействующих министерств, ведомств и подразделений, непосредственно принимающими решение о выделении требуемых сил и средств;

– определение совместных расчетов потребностей и возможностей по выделению требуемых сил и средств, определение времени их прибытия;

– отработка совместных тактических действий в ожидаемых условиях. Отрабатывается в ходе совместных занятий и тренировок.

Не проведя в полном объеме предложенную работу нельзя говорить об организованном взаимодействии.

Для обеспечения междуведомственного взаимодействия между соседними горрайорганами в планах действий при ЧО должны быть предусмотрены расчеты по выделению дополнительных сил и средств в различных условиях. При возникновении ЧО дежурной частью оповещаются соседние ОВД, где немедленно приводятся в готовность резервы, выделяемые на этот случай. Исходя из оперативной ситуации руководитель оперативного штаба, зная расчеты сил и средств, выделяемый соседями их состав и время прибытия может рационально и целесообразно использовать, при необходимости, данные силы и средства в интересах боевого порядка.

По мере развития и усложнения оперативной обстановки, расширения района проведения действий, увеличения количества привлекаемых сил и средств руководство специальной операцией может переходить к объединенным оперативным штабам вышестоящего ОВД. В этом случае руководитель оперативного штаба первого этапа, как руководитель сил и средств, входит в состав создаваемого объединенного оперативного штаба, как правило, на правах заместителя начальника оперативного штаба.

Основные вопросы взаимодействия определяются в решении руководителя.

Взаимодействие между штатными и приданными подразделениями при подготовке операции обычно организуется руководителем на местности, макете местности или по схеме (карте) с участием его заместителей, основных должностных лиц штаба, начальников служб (отделов), а также руководителей штатных и приданных подразделений ОВД.

Организация взаимодействия может осуществляться:методом указанийруководителя или методом докладов руководителей штатных и приданных подразделений с последовательной отработкой действий своих сил и средств по задачам, времени и месту, начиная с подразделений (групп оперативного построения), в интересах которых организуется взаимодействие, и с розыгрышем основных эпизодов по возможным вариантам действий. Организация взаимодействия проводится после принятия решений подчиненными

При ограниченных сроках, отведенных на подготовку действий, важнейшие вопросы взаимодействия могут доводиться руководителями при постановке задач или при выезде руководящего состава в подчиненные подразделения и штабы.

В результате проведения практической работы на местности (макете местности, карте) по организации взаимодействия должно быть достигнуто: единое понимание задач и способов их выполнения взаимодействующими подразделениями; тщательное согласование вопросов задержания (подавления) преступников, порядка применения оружия и специальных средств; согласование действий подразделений различной подчиненности по целям, задачам, объектам, направлениям, рубежам и времени в интересах наиболее успешного выполнения поставленных им задач; согласование вопросов безопасности сотрудников; уточнение мероприятий по всестороннему обеспечению действий; обеспечение бесперебойной работы связи с руководителями взаимодействующих подразделений (нарядов), штабами и осуществление контроля за строгим соблюдением установленного порядка взаимодействия.

Взаимодействиеорганизуется как заблаговременно, так и в ходе выполнения задач при ЧО с:

начальниками ОВД, командующими войсками объединений, командирами соединений, воинских частей (подразделений) внутренних войск, Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов – по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы оперативного построения и другим вопросам;

федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки личного состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.;

органами прокуратуры – о порядке формирования следственных групп и по другим вопросам, определенным действующим законодательством;

администрацией железных дорог, аэропортов (аэродромов), морских (речных) пароходств – о назначении основных (запасных) станций (аэродромов, пристаней) погрузки личного состава и техники, порядка их перевозки, усиления охраны специальных грузов, важных объектов и выполнения задач при ЧО на объектах транспорта.

Вопросы взаимодействия отражаются в плане действий при ЧО (плане специальной операции) в виде раздела и в таблицах взаимодействия по следующим этапам:

- при планировании специальных операций (действий);

- в период передислокации (перегруппировки) сил и средств, занятии назначенных районов;

- в ходе выполнения задач;

- по окончании специальной операции (действий).

Предстоящие действия должны быть согласованы по целям, времени и месту. В случае нарушения взаимодействия оно должно быть восстановлено. Согласовывают взаимодействие по применению сил, спецсредств, техники, а также вооружения.

Для решения задач, возникающих в чрезвычайных обстоятельствах, и выполнения требуемых функций руководитель оперативного штаба наделен властными полномочиями. Он может в установленном порядке привлекать необходимые силы и средства, ставить им задачи и контролировать их выполнение.

Руководитель оперативного штаба несет ответственность за организацию действий привлекаемых сил и за конечные результаты выполнения поставленных задач.

Руководитель оперативного штаба горрайоргана при организации специальной операции компетенции ОВД в зависимости от оперативной обстановки имеет право привлекать к организации выполнения задач и управлению силами и средствами, в соответствии с заранее подготовленными планами взаимодействия:

- оперативные штабы, силы и средства одного или нескольких районных управлений (отделов) внутренних дел;

- силы и средства органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России;

Взаимодействие при проведении специальных операций для обеспечения полного несвоевременного решения возникающих задач организуется путем привлечения:

- приданных сил и средств - личный состав которых включается в единый боевой порядок и штатные руководители (начальники, командиры) приданных подразделений являются заместителями руководителя оперативного штаба (соседние ОВД, ОМОН, внутренних войск и т.д.);

- взаимодействующих сил и средств - подразделения действующие в своих боевых порядках по своим планам в интересах общего замысла и задачи (части МЧС, подразделения МО, ФСБ и т.д.).

Взаимодействие в специальной операции организуется путем определения единого замысла, согласования действий по времени и рубежам, установления единых сигналов управления и взаимодействия, организацией связи и обмена информацией.

При проведении совместных специальных операций компетентности органов внутренних дел руководителем операции является начальник ОВД, а командиры, начальники взаимодействующих подразделений (внутренние войска, подразделения Минобороны и т.д.) - заместителями руководителя по своим направлениям. При участии сил и средств горрайорганов в специальных операциях и действиях компетенции других ведомств (ФСБ, МЧС и т.д.) - начальник ОВД является заместителем руководителя оперативного штаба.

Заключение

 

Рассмотрев вопросы лекции, можно сделать следующие выводы:

1. Проведение тщательной работы по всесторонней оценке ожидаемой обстановки, предвидение возможных условий, которые могут сложиться в результате возникших ЧО на обслуживаемой территории, реальность расчетов в ходе планирования действий ОВД при ЧО – залог наиболее полного и эффективного применения сил и средств, участвующих в специальных операциях.

2. Управление ОВД, как видно из его сущности и содержания, не одноактный, а непрерывный процесс. В каких бы условиях не находились подразделения и наряды ОВД, какие бы они задачи не выполняли в специальной операции, их действия постоянно направляются и уточняются соответствующими должностными лицами.

Современные требования ко всем сторонам управления показывают, что управление ОВД должно быть приведено в соответствие с характером стоящих задач, новыми достижениями в развитии науки и техники, направленных на качественные параметры сил и средств МВД России. Решение этой задачи связано с преодолением целого ряда трудностей теоретического и практического, в первую очередь экономического характера, необходимостью комплексного решения многих проблем, применение современного научного аппарата.

При этом основные усилия в исследованиях и проведении практических мероприятий по совершенствованию управления целесообразно сосредоточить на разработке фундаментальных основ теории управления, улучшении организационной структуры системы управления, совершенствовании технических средств управления, организационных форм и методов управления, совершенствовании методов подготовки руководящего состава.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система управления силами и средствами ОВД при чрезвычайных обстоятельствах | Законность – это строгое и неуклонное соблюдение, исполнение правовых предпи­саний участниками общественных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 17820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.