КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструменты правового регулирования экономики
Во всех странах традиционными инструментами правового регулирования экономической и других сфер жизни общества являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативные правовые акты, в различные правовые формы. Указанными средствами государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из одной, менее приоритетной сферы экономики в другую, более приоритетную сферу, а также вопросы привлечения (ограничения) притока в экономику страны иностранного капитала. Например, в России законодательные и исполнительные органы приняли ряд нормативных правовых актов, направленных на широкое привлечение в страну различных товаров из-за рубежа и иностранных инвестиций: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016 "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", постановление Правительства Самарской области от 11.04.2007 N 42 "О Совете по содействию иностранным инвестициям при Правительстве Самарской области" С помощью этих и иных, им подобных актов, направленных на создание благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов в России, в законодательном порядке закрепляется их правовой режим, который, согласно действующему законодательству, не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных и инвестиционных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России, за изъятиями, предусмотренными настоящим законом; определяются объекты иностранных инвестиций и пути их осуществления; провозглашаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. В числе последних особо выделяются гарантии: от принудительных изъятий (национализация, конфискация и реквизиция) иностранных инвестиций; от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц; от изменения законодательства, ухудшающего условия инвестирования; беспрепятственного перевода за границу платежей иностранных инвесторов после уплаты ими соответствующих налогов и сборов; использования платежей в российской валюте иностранными инвесторами на территории России и др[10]. §4. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации. Уровни регулирования.
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д. Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы. Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования. Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности. Особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место. В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.[11] В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика. Таким образом, административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности. Уровни регулирования. Говоря о механизме правового регулирования экономики, нельзя не обратить внимание на различные уровни регулирования. В условиях федеративного государства, каковым является Россия, это прежде всего регулирование на уровне Федерации и ее субъектов. Весьма важными в этом отношении являются статьи 71 и 73 Конституции РФ, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вместе с тем, противоречивой по своим последствиям и неопределенной по характеру выглядит статья 72 Конституции о совместном ведении Федерации и ее субъектов. В частности такие положения, касающиеся государственного регулирования экономики, как "разграничение государственной собственности" (п."г"), "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами" (п."в"), "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (п."о") и др., вносят путаницу во взаимоотношения между центром и субъектом Федерации, порождают неопределенность. Складывающаяся же практика заключения на основе ст.72 Конституции РФ договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами не в полной мере отвечает требованиям современного федерализма. К тому же сугубо в юридическом плане такая практика порождает двусмысленность, имея в виду, что договоры на уровне глав государств или правительств обычно заключаются между суверенными, независимыми государствами, в рамках конфедерации.[12]
[1] Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008. С. 554. [2] Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.С. 532
[3] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008. С. 432. [4] Курс экономической теории: учебник. М., 2008. С.522. [5] См.: Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. С.26-27. [6] Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. — М, 2008. С.489. [7] Современная экономика/ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006. С. 235. [8] См. Конспект лекций Теория государства и права в схемах. М.,2003.С.113,115. [9] Роль государства в регулировании рыночной экономики / под ред. Л.И.Абалкина и Б.З. Мильнера. М., 2007. С.342. [10] См.: Нешатаева Т.Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М.: Дело, 1998. С.9-22. [11] Экономическая теория / под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. СПб, 2008. С.478. [12] См.: Тагиев А.С. Законность как принцип механизма государственно-правового регулирования экономики // Гражданин и право. № 9, 10, сентябрь, октябрь 2001 г.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |