Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливость как основополагающая ценность социальной работы




Идеал как выражение должного в профессии.

Этика социальной работы как прикладная наука анализирует проявление профессиональной морали в тех условиях, в которых осуществляется деятельность социальных работников.

Однако реальная действительность никогда не бывает идеальной.

Содержание и формы социальной работы осуществляются в определенном социокультурном контексте и зависят не только от исторической ситуации, но и от социальной политики государства, региона.

Однако если этика социальной работы будет ориентирована только на выработку «технологически разнообразных» для данных условий профессиональных норм, то она может быть сведена к профессиональному кодексу. И это лишит ее собственно нравственного содержания.

Анализ реального нравственного опыта профессии очень важен, но он отвечает на вопросы о том, что представляют собой проблемы и реалии социальной работы. Однако этот анализ не дает ответа на вопрос, как должно быть. Поэтому этика социальной работы призвана выявить моральные ценности, которые являются своего рода идеалом. Идеал – это выражение требования, должного, вне зависимости от того, в какой мере оно реализуется в настоящее время в социальной работе. В этом смысле идеал может пониматься как основополагающая ценность, которая раскрывает перед человеком более широкие горизонты, определяет веру в достижение добра. Моральный идеал в социальной работе позволяет более адекватно оценивать результаты текущей работы, участвовать в выработке социальной политики, иметь ориентир в своей профессии.

 

деал – это понятие высокой степени обособления, выражающее фундаментальную установку этики социальной работы. Поэтому, приступая к раскрытию его содержания, необходимо определить те моральные ценности, в которых реализуется идеал в социальной работе. К таким ценностям относится, прежде всего, справедливость.

О.Г. Дробницкий, сравнивая между собой понятия «идеал» и «справедливость», отмечал, что справедливость является основанием философского порядка для общественного идеала, т.к. содержит мысль о том, как устроен мир.

Дж. Ролз, один из наиболее интересных современных авторов по проблеме справедливости, отмечает, что справедливость является «первой добродетелью» общественных институтов. Из всех общественных институтов ведущее место в акцентировании этой добродетели занимает институт социальной помощи населению.

Западные мыслители 20 века придают важное значение феномену справедливости, а для российских мыслителей во все времена идея справедливости была центральной.

П. Флоренский отмечал, характеризуя романтические притязания русских мыслителей (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, В.С. Соловьева), что они проистекали из языческой устремленности народного сознания, выражавшегося в выборе и отстаивании нравственно-религиозного идеала, которому были чужды зло и социальная несправедливость.

Постоянные обращения русских мыслителей к романтическим идеалам справедливости, поиска праведного царя или праведного общества возникали из глубин национального самосознания.

В.С. Соловьев одним из первых русских мыслителей обосновал неразрывную связь идеала государственного и нравственного. С его точки зрения, мораль и государственная власть не должны противоречить друг другу в том случае, когда добрые чувства отдельного человека не ограничиваются субъективной сферой его личной жизни. Когда они выходят за ее пределы, сливаются с жизнью собирательного человека, создавая общественную нравственность, которая объективно осуществляется, в той или иной мере, через учреждения, законы и публичную деятельность лиц и групп.

В.С. Соловьев считал возможным установление такого государственного устройства, при котором законы общества предписывали бы человеку делать только добро, что обеспечило бы прогресс этого общества.

Таким образом, в русском самосознании справедливость рассматривалась как общезначимая ценность, претендующая на абсолют.

В этике социальной работы понятие «справедливость» является центральным. Людям необходимо иметь доступ к различным жизненным ресурсам (материальным благам, наличию работы, возможности получить образование и т.п.), так как это позволяет реализовать свой человеческий потенциал. Социальная защита осуществляет механизм помощи тем, кто испытывает трудности вследствие недостатков в организации экономической сферы государства. Однако из-за ограниченности ресурсов в обществе стремление к справедливости и переживание несправедливости оказываются сильными и значимыми. В отечественном этическом кодексе записано: социальный работник «должен настаивать на изменениях в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости», «должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развитии активной деятельности всех социальных институтов».

При определении содержания понятия «справедливость» А. Бербешкина выделяет три элемента: меру воздаяния, меру требования, правомерность оценки. Иными словами, справедливость может трактоваться в 3-ех смыслах. Все эти смыслы значимы для профессионально-этической деятельности социального работника.

Справедливость (как мера воздаяния) – это такой порядок человеческой жизни, когда существует соответствие между деянием и воздаянием. Опыт организации социальной работы изобилует примерами, в которых эквивалентное воздаяние является непременным условием стабильности общества. Воздаяние как элемент справедливости затрагивает реальное положение личности в обществе. Поэтому оно значимо в социальной работе. Эта сторона справедливости основывается на том, что социальный работник от имени государства осуществляет справедливое воздаяние тем, кто этого заслуживает. Однако социальному работнику в своей деятельности приходится иметь дело с категориями людей, которые по своим действиям не должны были бы рассчитывать на милосердное отношение к себе. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что справедливость – не единственное ценностное основание этики социальной работы.

С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру моральной требовательности к людям со стороны других людей, общества. Только с учетом этого обстоятельства, справедливость может быть фактором моральной регуляции взаимоотношений между клиентами и службами социальной защиты.

Итак, справедливость, будучи выражением отношения социального работника к клиенту, выступает и мерой моральной требовательности. При этом не исключается тот факт, что социальным работником должны защищаться естественные права граждан: защита детства, старости, инвалидности, человеческого достоинства. Если несправедливость состоит в нарушении естественных прав человека, то справедливость – в охране этих прав. Социальный работник в силу своей профессии охраняет социальные и иные права граждан. В роли контролера со стороны государства и общества социальный работник не должен действовать вразрез с общими этическими и профессиональными нормами.

В своей профессиональной деятельности социальному работнику приходится определять, чей интерес является приоритетным в какой-либо ситуации. Однако возможности системы социальной защиты, особенно в условиях кризисного развития общества, всегда ограничены.

Социальным работникам приходится решать вопрос о предпочтении интересов того или иного клиента или интересов общества. Позиция социального работника должна быть позицией справедливого человека. Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается еще одной своей гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требовательности, выражает правильность этой меры. Справедливость в этом смысле – это предъявление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая моральная оценка.

Попирание социальными службами прав клиентов приводит к критической оценке существующего общественного устройства, к поиску идеала, к конфликтам. В этом смысле работа социальных служб выступает гарантом социальной стабильности общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.