Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление экскурсоведения как науки

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсии (выбор темы, объектов, маршрут и т.д.) и технике ведения экскурсии (как ее проводить, методические приемы, расстановка группы и т.д.), а теоретическими, научными вопросами стали интересовать только в 20 веке.

Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей).

При Московском учебном округе была создана Центральная экскурсионная комиссия, которая объединила педагогов-энтузиастов, имеющих опыт в экскурсионной работы. Они анализировали и обобщали опыт экскурсионной работы с учащимися, давали методические советы и рекомендации.

В 1910г. появилась книга «Школьные экскурсии, из значение и организация», авторами явился коллектив преподавателей под редакцией Б.Е. Райкова и Г,Н. Боча, в которой впервые были сформулированы основные принципы школьной экскурсионной методики.

В 1915г. в журнале «Русский экскурсант» были представлена первая классификация экскурсий.

Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались в начале 20-х годов на экскурсионных конференциях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921г. в Петрограде. В работе конференции принимали участие 180 человек.

Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70-х годах. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение – Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной теории связано с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращение из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела – теория, методика, практика.

Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки – экскурсоведение.

Экскурсионная теория определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии.

Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких особенностей и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методически приемов подготовки и проведения экскурсии. Одна из задач экскурсионной методики – помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.

В начале постсоветского периода, после 1991г., экскурсионная сфера переживала кризис. Это было вызвано тем что:

1) Распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Если раньше существовали крупные специализиорованные экскурсионные учреждений – бюро путешествий и экскурсий, то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось, основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы.

2) С развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая основу предыдущих лет.

3) Была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии.

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение.

Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений. В настоящее время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технико-экономические показатели технологического процесса | Экскурсионная методика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.