Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая экономическая теория - это наука, изучающая экономические законы и их действие на микро и макро- уровне




Чтобы ответить на вопрос о предмете общей экономической теории, необходимо затронуть проблему редкости ресурсов.

Процесс производства не что иное, как «отделение вещества от природы» (К.Маркс) или преобразование природных ресурсов в предметы потребления. Человеческие потребности со временем возрастают количественно и качественно. А ресурсы в каждый данный момент времени ограничены, а некоторые из них просто редки.

Человечество в течение всего своего существования боролось, с одной стороны, за преодоление ограниченности ресурсов (войны, «утечка мозгов»), а с другой стороны - за экономию этих ресурсов. На каждой ступени своего развития человек совершенствовал процесс производства и поднимал производительность труда, т.е. как мог экономил рабочее время или ресурсы. Любая новая технология есть новое с точки зрения экономии, прежде всего ресурсов, она более производительна или экономична, что одно и то же.

Все разделы общей экономической теории каждый на своем уровне исследуют пути повышения эффективности использования природных ресурсов - это связывает и объединяет.

Таким образом, предметом общей экономической теории является эффективное использование ограниченных природных ресурсов, изучение экономических законов с целью максимального удовлетворения потребностей человека и общества.

Существует множество подходов к решению этой проблемы, которые определяют характер экономических исследований:

а) нормативная экономика - направление экономических исследований, определяющих экономику такой, какая она должна быть;

б) позитивная экономика - направление экономических исследований, определяющих экономику такой, какая она есть.

Сбор и классификация экономических фактов для исследований осуществляются с помощью методов исследования:

а ) индукция - метод умозаключения, основанный на обобщении фактов, выведение теории из фактов (от частного к общему);

б) дедукция - метод рассуждений, опирающийся на уже готовую научную концепцию, которая находит или не находит подтверждения в реальной экономической действительности (от общего к частному).

Многообразие функций экономической теории определяет ее значимость для экономического развития:

1) познавательная функция - определяет направление развития экономической науки;

2) практическая функция - определяет направление развития экономической политики;

3) методологическая функция - определяет систему методов экономического исследования и способы их совершенствования;

4) культуротранслирующая - определяет преемственность экономического развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите предмет общей экономической теории. В чем заключается разница между политической экономией, микро- и макроэкономикой? Расшифруйте термин «политическая экономия».

2. Докажите друг другу, что вы поняли содержание производственных отношений. Какое место они занимают в общей экономической теории, в общественных отношениях?

3. Назовите круг проблем, которыми занимаются микро- и макроэкономика.

4. Охарактеризуйте метод исследования общей экономической теории. Правильно ли вы поняли принципиальную разницу между индукцией и дедукцией?

5. Каковы содержание и структура производительных сил и производственных отношений? Действием какого экономического закона определяется их взаимосвязь?

6. В чем заключается объективность действия экономических законов?

7. Чем определяется неограниченность человеческих потребностей и ограниченность природных ресурсов? В чем выражается диалектика их взаимосвязи?

Тема «Экономика и ее роль в жизни общества».

Вопросы:

1. Экономика в широком и узком смысле. Возрастные периоды человека в экономике.

2. Потребности и их классификация. Закон возрастающих потребностей.

3. Блага и их классификация. Понятие общественного богатства.

4. Производство и его структура. Варианты воспроизводства.

5. Эффективность и ее виды. Проблемы и пути экономического роста.

6. Факторы производства и их характеристика.

7. Системный характер экономики. Экономическое отношение - первичное звено экономической системы. Типы экономических систем.

 

1. Понятие «экономика» принято рассматривать на двух уровнях:

а) Экономика в широком смысле - это система хозяйственных связей, функционирующих на микро- и макро-уровне.

б) Экономика в узком смысле - научная дисциплина, изучающая систему хозяйственных связей, т.е. экономику в широком смысле.

Экономическая теория - часть экономики в узком смысле.

Человек в экономике проходит ряд возрастных периодов:

1) от 0 до 16 лет - непродуктивный период - человек ничего не производит и лишь потребляет то, что дает ему общество;

2) от 20 до 30 лет - частично продуктивный период - человек начинает трудиться, но еще продолжает учиться; растут его доходы, но еще больше растут его потребности;

3) от 30 до 45 лет - продуктивный период - человек достигает вершины профессионализма; его доходы растут быстрее, чем потребности;

Чтобы экономика общества развивалась поступательно, человек в продуктивном возрасте должен производить в три-четыре раза больше, чем потреблять, чтобы отдать долги детства и авансировать свою старость.

4) от 45 лет и выше - частично продуктивный, переходящий в непродуктивный - снижаются потребности и доходы человека, падает производительность труда, человек начинает нуждаться в опеке общества.

2. Основным мотивом экономической деятельности людей являются их потребности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.