КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и функции языка
Сущность определяется в словаре философских терминов как внутреннее содержание предмета, а функция – как соотношение двух или нескольких объектов, в котором изменение одного из них приводит к изменению другого. Вопрос о том, что же такое язык (сущность), а также с какими аспектами жизнедеятельности человека он связан (функции) решался и решается по-разному в зависимости от научной школы или направления. Рассмотрим основные подходы к рассмотрению интересующей нас темы.
Структурный подход. Основоположником структурного подхода в лингвистике является ученый Фердинанд де Соссюр. Он определял сущность языка следующим образом: «Язык является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка». «Язык есть система знаков, представляющих собой единство акустического образа и понятия». Фердинанд де Соссюр предложил концепцию языкового знака, которая надолго определила развитие семиотики (науки о знаках) и лингвистики. Исследователь определил языковой знак как двустороннюю сущность, один из составляющих которую элементов есть означающее (форма: акустический или графический образ), а другой – означаемое, представляющее собой понятие, которое конвенционально (т.е. по договоренности) связывается говорящим с тем или иным означающим.
При таком подходе основной функций языка является хранение и передача информации, знаний, т.е. кумулятивная функция языка. Коммуникативный подход. «Коммуникация есть непрекращающийся процесс, на каждом этапе которого обеспечивается согласованность действий участников, что в идеале должно приводить к жизненному процветанию общины» ( Панов). В рамках коммуникативного подхода в лингвистике в качестве сущности языка рассматривается его способность служить важнейшим средством общения. Отсюда важнейшая функция языка – коммуникативная. Кроме естественного языка средством общения могут служить и другие знаковые системы, например, язык математических символов, язык жестов, язык цветов и т.д. Но язык является важнейшим средством коммуникации, поскольку, в отличие от других средств коммуникации, позволяет осуществлять взаимодействие: 1) находясь на расстоянии (в языке жестов и мимики это невозможно); 2) при отсутствии в зоне непосредственной видимости объекта, по поводу которого достигается согласованность действий коммуникантов; 3) независимо от времени, т.е. осуществлять коммуникацию «отложенную во времени», что невозможно в языке цветов; 4) в любой жизненной ситуации (использование, например, математических символов в обыденном повседневном общении - нонсенс). Говоря о коммуникативной функции языка, мы можем упомянуть о двух видах (жанрах) речевого общения: информативном общении и неинформативном или фатическом общении. В первом случае в процессе общения изменение поведения партнера достигается при помощи обращения к рациональной стороне его «Я» - сообщается определенная информация. Например: «Уважаемые жильцы, сегодня в 18:00 состоится общее собрание жильцов нашего дома». Во втором – при помощи обращения к эмоциональной, чувственной стороне «Я». Например: «Машенька, не плачь, ты такая хорошая, красивая, у тебя все получится».
Когнитивный подход. С точки зрения когнитивного (от lat. cognitio ‘познание’) подхода к анализу языковых фактов, язык есть важнейший механизм познания окружающего мира. В таком случае основная функция языка – помогать человеку мыслить, познавать окружающий мир. В этой связи в лингвистической литературе широко обсуждается проблема языка и мышления. Данная проблема имеет древнюю историю. В целом, можно выделить три основных направления решения проблемы языка и мышления: Мышление определяет Язык (Язык – лишь оболочка для готовой мысли). Язык определяет Мышление (Языковые формы определяют мыслительные). Язык и Мышление взаимоопределяемы (Языковые формы и мыслительные процессы тесно взаимосвязаны).
Адаптивная функция языка. С этой точки зрения человек, прежде всего, есть живой организм, который стремится выжить, т.е. успешно взаимодействовать со средой. Для этого ему необходимо использовать не только свой опыт, но и опыт других людей. Если он будет просто наблюдать, как, скажем, бежит женщина, то будет непонятно, почему она бежит, поскольку наблюдатель не видит всей ситуации, находится в иной точке пространства, нежели женщина, но услышав крик женщины: «Наводнение!» или «Пожар!» наблюдатель успешно среагирует и тем спасет себе жизнь. Таким образом, язык предоставляет человеку уникальную возможность осуществлять взаимодействие с другими людьми, а значит – расширять свой жизненный опыт, не находясь с ним в одной точке времени и пространства. Людическая или игровая функция языка. Игра – естественная форма деятельности всякого живого существа, в игре устанавливаются социальные взаимоотношения, реализуется потребность в творчестве и самовыражении. При помощи языка люди играют давно и успешно. Термин «языковая игра» впервые был употреблен Л. Витгенштейном в работе «Философские исследования», ему же принадлежит широкая трактовка языковой игры, как «одной из тех игр, посредством которой дети овладевают родным языком». В исследованиях последних лет термин «языковая игра» получил несколько иную (более узкую) трактовку: под языковой игрой понимается осознанное нарушение нормы. При таком подходе языковая игра противопоставляется языковой ошибке, которая возникает как следствие непреднамеренного нарушения нормы. В рекламных текстах это игра с цветом, это использование латиницы (ISKRENEE – реклама REN-TV; SOSTABЬ КОМПАНИЮ ЖИВЫМ – реклама наркологической клиники и т. п.), использование символов (Окна, которые хранят t?епло; Сделайте Ваш пол t?еплым и т. п.), использование прописной буквы (ФАНТАстическое предложение – реклама «Фанты»; ОПТИмальные цены и т. п.). В.З. Сальников (Сальников 1999) называет «языковой игрой всякое намеренное необычное использование языка (например, для создания художественного эффекта)». Например, инверсия агенса и пациенса в следующем примере создает комический эффект: Зашел в избу, вижу, тесто бабу месит. Я усмехнулся, тесту – не понравилось. Нестандартное употребление местоимения мы тоже является тоже является составляющей языковой игры: К итальянскому судье привели бродягу, обвиняемого в мелкой краже. Судья, разбирая дело, был в затруднении, как обратиться к бродяге – на вы или на ты. Первое казалось ему слишком уважительным, второе – некорректным. Судья решил обратиться на мы: «Итак, похоже, что мы украли часы», - сказал он. «Вы, может быть, и украли, Ваша честь, - ответил обвиняемый. – Я же их не крал». Уважаемые студенты! Необходимо внимательно прочесть лекцию и задать 10 вопросов. Вопросы могут быть трех типов: а) для выяснения непонятных положений; б) для передачи содержания лекции; в) определения терминов. [1] Ива́н Алекса́ндрович Бодуэ́н де Куртенэ́ (или Ян Нецислав Игнаций Бодуэ́н де Куртенэ́;), русский и польский лингвист (1845–1929), совершил переворот в науке о языке Умер в Варшаве 3 ноября 1929.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |