Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые предприятия, особенности их функционирования




Подъем

Оживление

Оживление связано с активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объемов производства, повышением уровня цен, прибыли и процентных ставок, приспособлением экономики к вновь формируемому уровню цен. Продолжительность данной фазы цикла предопределяется достижением уровня общественного производства (ВНП, ВВП), соответствовавшего предкризисному состоянию. На этой фазе несколько снижается уровень безработицы, ускоряется кругооборот капитала, увеличивается спрос на кредит, повышаются процентные ставки. Начинают расти цены и прибыли предприятий, повышаются курсы акций и других ценных бумаг, спекуляция которыми приобретает значительные масштабы.

Подъем определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий. Процентные ставки продолжают повышаться под воздействием роста инвестиций. Несмотря на повышение уровня процентных ставок, происходит и рост курса ценных бумаг, так как на него оказывает положительное воздействие рост доходности предприятий. К тому же высокая доходность ценных бумаг провоцирует рост вложений в фиктивный капитал.

Особую роль на стадии подъема выполняет торговый капитал, который, стремясь закупить больше товаров в расчете на дальнейшее повышение цен, формирует спекулятивный бум спроса, что подталкивает производство к дальнейшему его расширению. В результате начинает расти разрыв между производством и платежеспособным спросом населения.

3. Движущие силы рынка: спрос и предложение. Закон стоимости.

Закон стоимости — это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общественно необходимыми затратами труда. Он требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости – к общественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Если индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается.

Закон стоимости обусловливает не только определенное соотношение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это обстоятельство весьма существенно для регулирования общественного производства с помощью закона стоимости. Последний стимулирует тех производителей, которые создают продукты в соответствии с общественными потребностями и достигают более высокой производительности труда. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учитывать запросы рынка.

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и другие условия: спрос и предложение, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен.

Закон стоимости выполняет следующие три главные функции.

Во-первых, он является стихийным регулятором развития общественного производства, так как регулирует распределение средств производства и рабочей силы между различными отраслями экономики. В любом обществе существует объективная необходимость распределения труда и средств производства между различными отраслями производства в определенных пропорциях. Это диктуется общественными потребностями общества. В товарном производстве такое распределение осуществляется стихийно в процессе постоянного колебания цен товаров вокруг стоимости. Это значит, что цена товара, являясь денежным выражением его стоимости, не является совершенно точной мерой величины этой стоимости.

Отклонение цен товаров от их стоимости не нарушает закона стоимости, так как в условиях свободной конкуренции эти отклонения не могут быть очень значительными по своей величине и длительными по времени. К тому же эти отклонения уравновешивают друг друга и приводят к тому, что сумма стоимостей товаров в масштабе общества совпадает с суммой цен этих товаров.

На основе колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями производства. При этом нарушается равновесие спроса и предложения и возникает несоответствие цен товаров и их реальной стоимости. В результате колебания цен достигается известная пропорциональность между отраслями хозяйства. Вот почему закон стоимости выступает как стихийный, но объективный регулятор товарного производства. Этим самым он воздействует как на масштабы производства, так и на темпы его развития.

Во-вторых, закон стоимости стимулирует снижение индивидуальных затрат и стихийно воздействует на рост производительности труда. При производстве товаров труд товаропроизводителей, применяющих более совершенную технику, обладает и более высокой производительностью. Поэтому те товаропроизводители, чьи индивидуальные затраты труда являются наименьшими, получают наибольший доход, а те, чьи индивидуальные затраты труда наиболее высоки, оказываются в невыгодном положении. Это ведет к стремлению снизить индивидуальные затраты труда, что является побуждающим мотивом к совершенствованию технических средств и улучшению организации производства.

Таким образом, при равенстве спроса и предложения и соответствии цен товаров их общественной стоимости наибольший выигрыш от реализации своих товаров получают те производители, которые имеют минимальные производственные затраты. Отклонение индивидуальных затрат труда от общественно необходимых является конкретным механизмом, стимулирующим снижение индивидуальных затрат.

В-третьих, закон стоимости ведет к дифференциации (расслоению) производителей, обогащению одних и разорению других. Общественная стоимость любого товара в отличие от его индивидуальной стоимости, как известно, определяется не индивидуальным, а общественно необходимым трудом. Это различие между индивидуальной и общественной стоимостью неизбежно ставит производителей одного и того же товара в неравные условия. Товаропроизводители, индивидуальные затраты труда которых оказались более высокими, чем общественно необходимые, не только не могут ликвидировать уже имеющиеся отставания, а отстают все более и более, что приводит к их разорению.

Таким образом, на основе закона стоимости, действующего через рыночную конкуренцию, происходит социальное расслоение мелких товаропроизводителей. Разоряются те производители, затраты которых превышают общественно необходимые. При определенных условиях они превращаются в наемных рабочих, а обогатившиеся производители становятся капиталистами.

Кроме этих основных функций закона стоимости выделяют еще: учетную функцию – осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда; и распределительную – когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.

По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

- в оптовой торговле – 50;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50.

Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия представляется автору очевидным. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Многопрофильные малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным и другим. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены.

Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Понятие малого предприятия всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, что для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

В то же время вид малого предприятия не предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и другими лицами; государственными, арендными, совместными предприятиями; общественными организациями и т.д.

Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Таким образом, если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это вовсе не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия в таком случае – кооператив. Могут быть и другие варианты.

Однако индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, которые определяются его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.

Не менее значимы социальные функции. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В малом бизнесе часто используется труд социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, молодые специалисты, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (которого они лишены, например, в супермаркетах).

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Бизнес в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая особенность – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:

- быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- высокая степень независимости в действиях;

- гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений;

- способность быстро воспринимать новые идеи;

- относительно невысокие расходы на управление бизнесом;

- оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка;

- способность обходиться меньшими капиталовложениями в расчёте на одного работающего;

- собственники малых предприятий более склонны к сбережению, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.

В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определённые недостатки, в частности:

- высокий уровень предпринимательского риска, что предопределяет определённую неустойчивость их положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- нехватка финансовых ресурсов и сложности, связанные с привлечением внешних источников финансирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.