КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативная база реструктуризации
Актуальность проблемы реструктуризации предприятий обусловлена несколькими причинами, главными из них являются: переход России к рыночной экономической системе, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово-экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние 10 лет. Несмотря на популярность и распространенное употребление термина «реструктуризация предприятий» в средствах массовой информации и деловых кругах, строгий правовой смысл этой категории остается во многом неясным. На настоящий момент законодательное (легальное) определение понятия «реструктуризация предприятий» фактически отсутствует. Так, в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1998 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) № 144-ФЗ под реструктуризацией понимается «комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Отметим неполноту и односторонность данного определения, так как оно затрагивает только финансовый аспект реструктуризации, игнорируя иные. В других нормативно-правовых актах понятие реструктуризации не приводится совсем. Что же такое реструктуризация предприятий? Представляется, что в данном понятии (и в соответствующем ему экономико-правовом явлении общественной жизни) можно выделить, по крайней мере, 3 главных аспекта: - финансовый (преобразование структуры активов и пассивов - структурный (преобразование внутренней структуры и системы - правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия). Исходя из этого, в первом приближении реструктуризацию предприятий можно обозначить как совокупность правовых процедур, направленных на преобразование организационной или владельческой структуры компании и (или) оптимизацию структуры ее активов и пассивов. Нормативно-правовая база реструктуризации предприятий крайне неоднородна и мозаична, в ней нет четко видимой логической системы. В качестве наиболее значимых нормативно-правовых актов можно указать следующие: - Федеральный закон от 8 июля 1998 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»; - Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. (в ред. - Постановление Правительства РФ от 8 июня 2001 г. (в ред. от 29 сентября 2003 г.) № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов»; - Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. (в ред. от - Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 435 - Постановление Правительства РФ от 23 октября 2002 г. № 768 К сожалению, кроме закона, регулирующего особенности реструктуризации в банковской сфере, в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, системно регулирующий общие вопросы реструктуризации, что порождает ряд существенных практических проблем. Как известно, в деловой практике основными позитивными задачами реструктуризации компании являются привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расширение и укрупнение производства, оптимизация налогообложения, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия или, напротив, интеграция активов отдельных компаний для реализации совместных крупных проектов. Однако вне поля зрения, как предпринимателей, так и юристов компаний нередко остаются «подводные камни» и латентное содержание некоторых форм реструктуризации. Среди таких скрытых проблем реструктуризации наиболее острыми и болезненными являются следующие: - возможность использования реструктуризации в целях незаконного вывода активов компании-должника, в том числе в процессе преднамеренного или фиктивного банкротства должника (пп. 3, 4 ст. 10 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); - использование силового (принудительного) варианта реструктуризации для недружественного поглощения компании конкурентами (гринмэйла). В таких тонкостях реструктуризации нередко не вполне разбираются не только профессиональные юристы, но даже специалисты по «классическому» корпоративному праву. В связи с этим качественные юридические услуги в данной сфере, особенно связанные с реструктуризацией в качестве оптимизации владельческой структуры бизнеса и защитой от недружественной (силовой) реструктуризации, приобретают особую значимость.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |