Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база реструктуризации




Актуальность проблемы реструктуризации предприятий обу­словлена несколькими причинами, главными из них являются: переход России к рыночной экономической системе, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономи­ки, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел соб­ственности и ряд глубоких финансово-экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние 10 лет.

Несмотря на популярность и распространенное употребление термина «реструктуризация предприятий» в средствах массовой информации и деловых кругах, строгий правовой смысл этой ка­тегории остается во многом неясным. На настоящий момент зако­нодательное (легальное) определение понятия «реструктуризация предприятий» фактически отсутствует. Так, в п. 1 ст. 2 Федераль­ного закона «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1998 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) № 144-ФЗ под ре­структуризацией понимается «комплекс мер, применяемых к кре­дитным организациям и направленных на преодоление их финан­совой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отметим неполноту и односторонность данного определения, так как оно затрагивает только финансовый аспект реструктуриза­ции, игнорируя иные. В других нормативно-правовых актах поня­тие реструктуризации не приводится совсем.

Что же такое реструктуризация предприятий? Представляется, что в данном понятии (и в соответствующем ему экономико-пра­вовом явлении общественной жизни) можно выделить, по крайней мере, 3 главных аспекта:

- финансовый (преобразование структуры активов и пассивов
компании);

- структурный (преобразование внутренней структуры и системы
внешних взаимосвязей компании);

- правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия).

Исходя из этого, в первом приближении реструктуризацию предприятий можно обозначить как совокупность правовых про­цедур, направленных на преобразование организационной или владельческой структуры компании и (или) оптимизацию струк­туры ее активов и пассивов.

Нормативно-правовая база реструктуризации предприятий крайне неоднородна и мозаична, в ней нет четко видимой логиче­ской системы. В качестве наиболее значимых нормативно-право­вых актов можно указать следующие:

- Федеральный закон от 8 июля 1998 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»;

- Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. (в ред.
от 29 сентября 2003 г.) № 1002 «О порядке и сроках проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических
лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (утверж­ден порядок проведения реструктуризации кредиторской задол­женности юридических лиц по налогам и сборам);

- Постановление Правительства РФ от 8 июня 2001 г. (в ред. от 29 сентября 2003 г.) № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных вне­бюджетных фондов»;

- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. (в ред. от
29 сентября 2003 г.) № 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.»;

- Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 435
«О порядке и условиях проведения в 2003 г. реструктуризации и списания задолженности юридических лиц, субъектов Россий­ской Федерации и муниципальных образований по привлеченным Российской Федерацией целевым иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам) в иностранной валюте, предоставленным за счет средств федерального бюджета»;

- Постановление Правительства РФ от 23 октября 2002 г. № 768
«Об изменении срока подачи заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности некоторых юридических лиц».

К сожалению, кроме закона, регулирующего особенности ре­структуризации в банковской сфере, в российском законодатель­стве отсутствует нормативно-правовой акт, системно регулиру­ющий общие вопросы реструктуризации, что порождает ряд суще­ственных практических проблем.

Как известно, в деловой практике основными позитивными за­дачами реструктуризации компании являются привлечение кредит­ных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расши­рение и укрупнение производства, оптимизация налогообложения, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия или, напротив, интеграция активов отдельных компа­ний для реализации совместных крупных проектов.

Однако вне поля зрения, как предпринимателей, так и юристов компаний нередко остаются «подводные камни» и латентное со­держание некоторых форм реструктуризации. Среди таких скры­тых проблем реструктуризации наиболее острыми и болезненными являются следующие:

- возможность использования реструктуризации в целях незакон­ного вывода активов компании-должника, в том числе в процессе преднамеренного или фиктивного банкротства должника (пп. 3, 4 ст. 10 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

- использование силового (принудительного) варианта реструк­туризации для недружественного поглощения компании кон­курентами (гринмэйла).

В таких тонкостях реструктуризации нередко не вполне разби­раются не только профессиональные юристы, но даже специа­листы по «классическому» корпоративному праву. В связи с этим качественные юридические услуги в данной сфере, особенно свя­занные с реструктуризацией в качестве оптимизации владельчес­кой структуры бизнеса и защитой от недружественной (силовой) реструктуризации, приобретают особую значимость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.