Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естествознание

Концепции современного естествознания

 

Наука – часть культуры.

 

Основные черты современной науки:

 

1. Наука общезначима, то есть полученные знания пригодны для всех людей на Земле.

2. Язык науки (формулы и символы) понятны всем вне зависимости от национальности и языка.

3. В любом научном исследовании присутствуют элемент незавершенности – никогда нельзя знать все до конца. Нет абсолютной истины!

4. Наука внеморальна: все, что исследуется морально и этически нейтрально. Учёный морален и отвечает за своё исследование.

5. Преемственность: новые знания всегда соотносятся со старыми.

6. Наука достоверна: все научные выводы проходят неоднократную теоретическую и практическую проверку.

 

От развития науки зависит обороноспособность и производственный потенциал общества. В развитых странах на науку затрачивается 3-5% ВВП. В РФ – 2,85% ВВП. Калифорнийский телескоп обошелся США в 18 миллиардов долларов. В проект «Геном человека» ежегодно вкладывается 4-5 миллиардов долларов.

В XX-м веке объем научной информации удваивался каждые 10-15 лет, в XXI – 5-8 лет. Бурно сейчас развиваются генетика, космонавтика, нанотехнологии. В 1900-м году в мире было 100 тыс. учёных, а в конце XX в. было 5,5 миллионов – 1 из 800 землян.

 

 

Естествознание – это раздел науки, который изучает явления и законы природы.

Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить природные явления и процессы; найти между ними причинно-следственную связь.

Основные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия.

Смежные: физхимия, биохимия, биофизика и др.

Прикладные естественные науки: геохимия, география, палеонтология.

 

Концепции – это система взглядов на одну и ту же проблему с разных сторон. Современные концепции – это освещение наиболее перспективных направлений в естествознании.

Естественные науки – базисный фундамент экономики.

 

Общая характеристика естествознания (схема)

 
 

 

  Естественные науки   Технические науки   Математические науки.
     
  Фундаментальные науки     Прикладные науки
     
  Теоретические прикладные     Практические прикладные
       

 

 

1) Естественные науки направлены на познание природы.

2) Технические науки направлены на преобразование природы.

3) Математические науки – исследование знаковых систем (модели).

4) Фундаментальные науки (физика, химия, астрономия, биология и др.) направлены на изучение базисных структур мира. Фундаментальные науки субсидируются только государством из-за больших сроков обращения (20, 50, 100 лет). Только фундаментальные исследования двигают науку вперед.

 

Естествознание и религия

 

Естествознание и религия – борьба за духовное лидерство. Борьба исторически принимала очень жестокие формы. В XVII веке церковь уничтожила более 50000 «еретиков» - ведьм, учёных (алхимиков, астрономов). Преподавателями до XVI века были только священнослужители. Первые светские преподаватели – Дарвин, Ломоносов и др.

Атеисты считают, что наука и религия несовместимы.

Наука и религия идут параллельно, но у них разные объекты исследования:

а) Религия – это вера, объект – душа человека, поэтому обращена она внутрь человека;

б) В науке объектом является реальный мир.

 

Естествознание и философия

 

Философский принцип – относительный характер понятий, законов, теорий всех наук, изучающих природу и общество.

Философское изучение мира в целом. Философские утверждения незыблемы и неопровержимы. Пример: В одну и ту же реку нельзя войти дважды (все течет, все меняется).

Философия не требует эксперимента.

Основные законы природы связывают естествознание с философией:

· Причинно-следственная связь явлений;

· Любая научная истина относительна, но содержит элемент абсолютного;

· Закон перехода из количественных изменений в качественные изменения;

· Закон единства и борьбы противоположностей;

· Закон отрицания отрицания.

 

Предмет естественнонаучного познания и его методы

Предмет естественнонаучного познания – это постижение истины.

Предела для естественнонаучного познания не существует, то есть, процесс познания для человека развивается постоянно.

Истина – это правильное, адекватное отражение объективной действительности в сознании человека.

 

Свойства истины:

 

1. Любая истина объективна, то есть она не зависит от человека.

2. Истина относительна, то есть, она отражает объект или явление природы только на данном этапе развития науки. Но любая относительная истина содержит элемент абсолютной, иначе наука не двигалась бы вперед.

3. Истина всегда конкретна. Знания об объекте относительны к определенным условиям его существования.

 

Критерий истины – практика и эксперимент. Если научная теория подтверждена практикой, то такая теория истинна. Практика включает производительную деятельность!

Практика – движущая сила научного познания. Она не даёт науке оторваться от реальности.

Все научное знание, как и истина, всегда относительно, то есть, абсолютного знания не существует.

 

 

Методы естественнонаучного познания

 

Метод – это совокупность действий и приёмов, с помощью которых достигается желаемый результат. Научный метод – это инструмент для получения научных результатов.

 

На каждом уровне научного познания свой метод:

 

• Эмпирический (чувственный) метод – наблюдение, измерение, эксперимент.

• Теоретический метод – построение моделей, вывод теорий, аксиом, гипотез.

 

Приёмы познания:

 

• Анализ (от общего к частному)

• Синтез (от частного к общему)

• Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств изучаемого объекта.

• Индукция – вывод общего на основе частного.

• Дедукция – выделение частного из общего.

• Классификация – разделение объектов на группы по определенным признакам.

• Математические приемы (в частности, статистические).

 

Формализация – это использование специальной символики, которая заменяет конкретные реальные объекты. Формализация в естествознании – математическое описание объектов и явлений.

Краткость, чёткость, компактность записи, информация в виде математических уравнений, например:

E=mc2;

 

употребление химических символов, например: Ca + Cl2 → CaCl2;

 

употребление биологических символов, например: aa AA

 

Формализация является методом теоретического познания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Репутация и личность посредника | Математика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.