Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прирост численности может и не планироваться




Т

 

где ПТ – средняя дневная или средняя часовая производительность труда, руб.;

Т – трудоемкость производственной программы, то есть суммарные затраты рабочего времени на производство продукции в человеко-часах, человеко-днях, нормо-часах.

Рост производительности труда дает возможность произвести дополнительный объем продукции или выполнить дополнительный объем работ той же или даже меньшей численностью работников. При нынешних масштабах производства, возрастающих потребностях в товарах, услугах и ограниченных трудовых ресурсах повышение производительности труда превращается в основной источник экономического роста. Рост производительности труда позволяет затратить меньше живого труда на единицу продукции, а, значит, снизить ее себестоимость по статье «расходы на оплату труда» и получить больше прибыли с каждой единицы.

В обществе действует объективный экономический закон повышающейся производительности труда – закон движения общества вперед. Вся история человечества есть в то же время история неуклонного роста производительности труда. Этот рост происходит на основе повышения технической оснащенности труда, расширения и совершенствования техники. Чем больше средств производства участвует в создании продукции, тем больше с их помощью работник перерабатывает предметов труда в единицу времени– тем труд становится эффективнее, производительнее.

Планируя показатели труда на предстоящий период, предприятие должно запланировать рост производительности труда и рассчитать экономические показатели, характеризующие эффективность ее роста.


ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОСТА ПРОИЗВОДИЕТЛЬНОСТИ ТРУДА

 

Эффективность роста производительности труда на предприятии связи характеризуется следующими показателями:

- процент прироста производительности труда;

- условная (относительная) экономия численности работников за счет роста производительности труда;

- абсолютная (реальная) экономия численности;

- доля прироста продукции, полученная за счет роста производительности труда.

Процент прироста производительности труда в планируемом году по сравнению с текущим годом определяется по формуле

 

ПТПЛ

ΔПТ = (---------- – 1) * 100, (1.11)

ПТТЕК

 

где ΔПТ – процент прироста производительности труда, %;

ПТПЛ – производительность труда в планируемом году, руб.;

ПТТЕК – производительность труда в текущем году, руб.

 

Пример 1.8

Выручка предприятия связи в текущем году составляет 5300 млн. руб., в планируемом году возрастет на 5%. Среднесписочная численность работников в текущем году – 600 чел, в планируемом году – 608 чел. Запланировать процент прироста производительности труда.

Решение:

1) определим планируемую выручку исходя из 5% роста:

Впл = 5300 * 1,05 = 5565 млн. руб.

2) определим уровень производительности труда в планируемом году по формуле (1.9):

ПТпл = 5565 / 608 = 9,15 млн. руб.

3) определим уровень производительности труда в текущем году по формуле (1.9):

ПТтек = 5300 / 600 = 8,83 млн. руб.

4) определим процент прироста производительности труда по формуле (1.11):

9,15

∆ ПТ = (------ - 1) * 100 = 103,6 %

8,83

Следовательно, предприятие запланировало увеличить производительность труда на 3,6%.

Условная (относительная) экономия численности работников за счет роста производительности труда определяется по формуле

_ _ _

ΔРУСЛ = РУСЛ – РПЛ, (1.12)

_

где ΔРУСЛ – условная (относительная) экономия численности, чел.;

РУСЛ – условная среднесписочная численность работников, чел.;

– среднесписочная численность работников в планируемом году, чел.

Условная среднесписочная численность работников в планируемом году показывает, сколько работников понадобилось бы для получения запланированной выручки при условии, что производительность труда не будет повышаться, а сохранится на уровне текущего года; рассчитывается по формуле

_ ВПЛ

РУСЛ = ---------- (1.13)

ПТТЕК

На основании данных примера 1.8 определим условную численность работников по формуле (1.13): _

Русл = 5565 / 8,83 = 630 чел.

Условную экономию численности определим по формуле (1.12):

= 630 – 608 = 22 чел.

Если бы предприятие не планировало рост производительности труда, то для получения планируемой выручки понадобилось бы 630 человек среднесписочной численности работников, но за счет роста производительности планируется сэкономить, то есть не вовлекать дополнительно в производство 22 человека.

Абсолютная (реальная) экономия численности работников образуется в результате действительного снижения среднесписочной численности:

_ _ _

ΔРАБС = РПЛ – РТЕК, (1.14)

_

где ΔРАБС – реальная (абсолютная) экономия среднесписочной численности, чел;

– среднесписочная численность работников в текущем году, чел.

В примере 1.8 реальной экономии численности не планируется, так планируемый объем продукции будет обеспечиваться не только ростом производительности труда, но и дополнительной численностью работников.

Доля прироста продукции, полученная за счет роста производительности труда, определяется по формуле _

ΔР

q = (1 – ------) * 100, (1.15)

ΔВ

 

где q – доля прироста выручки, полученная за счет роста производительности труда, %;

ΔР – процент прироста среднесписочной численности работников в планируемом году по сравнению с текущим, %;

ΔВ – процент прироста выручки в планируемом году по сравнению с текущим, %.

Тогда ΔР = 0, а q = 100%.

В примере 1.8 выручка возрастет на 5%, а среднесписочная численность работников – на 1,3% (608 / 600) * 100). Тогда доля прироста продукции, полученная за счет роста производительности труда, определяется по формуле (1.15) и составит:

1,3

q = (1 – -------) * 100 = 74,0%

5,0

Этот показатель означает, что из общего прироста выручки в планируемом году 75% будет обеспечено ростом производительности труда, а остальные 25% - ростом численности работников. В основном прирост выручки будет обеспечен интенсивным путем. Если бы роста среднесписочной численности не было, весь дополнительный объем выручки был бы получен только ростом производительности, к чему и должны стремиться все предприятия.

СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА,

ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

 

Нормирование труда – это установление необходимых затрат рабочего времени (меры затрат труда) на изготовление единицы продукции или ее выработки в единицу времени, на выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в конкретных организационно-технических и природно-климатических условиях. Техническим оно называется потому, что методы нормирования труда учитывают характер и конструкцию используемых в процессе труда технических средств, технологию, организацию рабочих мест, другие технические и организационные условия.

Норма является мерой затрат труда, служит основой для расчета и учета многих показателей деятельности предприятия, одним из критериев при обосновании эффективности инвестиций и новой техники; как средство оценки уровня производительности труда – позволяет сравнивать действующие нормы с фактическими затратами труда, оценивать их напряженность; как мера вознаграждения за труд – способствует распределению заработной платы по количеству затраченного труда, выступает обязательной частью его сдельной (при расчете норм выработки, установлении разряда работ и сдельной расценки) и повременной (например, при установлении нормированного задания, норм обслуживания) форм оплаты.

На предприятиях процесс нормирования труда включает следующие основные этапы:

- изучение структуры затрат рабочего времени и передового опыта организации труда по выполняемой работе;

- проектирование рациональных приемов и методов труда, разработку нормативных материалов;

- установление норм затрат труда по каждому элементу и в целом на операцию с учетом влияния технических, организационных, психофизиологических, социальных и экономических факторов;

- проверку и уточнение норм в производственных условиях, их внедрение и поддержание на прогрессивном уровне путем своевременного пересмотра и замены, исходя из проводимых организационно-технических мероприятий, повышения навыков и квалификации работников.

Основная задача нормирования труда – последовательное улучшение организации труда с целью снижения трудоемкости продукции (работ, услуг), усиление материальной заинтересованности работников в результате своего труда, повышение эффективности производства, поддержание обоснованных соотношений между ростом производительности труда (объемом работ, услуг или выпуском продукции) и заработной платы. Оно должно способствовать активному внедрению в производство достижений науки и техники, передовой технологии. Нормирование труда и, в частности, методы изучения затрат рабочего времени важны в ликвидации простоев оборудования и исполнителей, рационализации труда, в изучении и распространении передового опыта работы.

В процессе нормирования труда выявляют и устраняют лишние трудовые приемы и движения, непроизводительные и утомительные заменяют более рациональными, изыскивают возможности совмещения отдельных элементов в производственной операции, разрабатывают и внедряют технически обоснованные нормы труда, способствующие его производительности.

Нормирование способствует рациональной расстановке кадров предприятия и правильному использованию ими рабочего времени. Разработанные нормы используют при составлении планов и прогнозов, решении вопросов разделения и кооперации труда, при определении количества оборудования и численности работающих.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА И РАСЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ ТРУДА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

 

Нормы труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости.

Норма времени – это количество времени, установленное на выполнение единицы работы или операции. Определяется в секундах, минутах, часах.

Норма времени на ручных работах и машинно-ручных работах определяется как сумма следующих элементов:

Нвр = Топ + Тоб + Тотл + Тпз, (2.1)

 

где Топ – прогрессивный норматив оперативного времени на выполнение производственной операции, мин.;

Тоб – норматив времени обслуживания рабочего места, мин.;

Тотл – норматив времени на отдых и личные надобности, то есть регламентированных перерывов, мин.;

Тпз – норматив подготовительно-заключительного времени, мин.

Оперативное время занимает наибольшую долю в составе нормы времени и складывается из основного и вспомогательного времени:

 

ТОП = ТО + ТВ, (2.2)

 

где ТО – основное (технологическое) время, мин.;

ТВ – вспомогательное (технологическое) время, мин.

Время обслуживания рабочего места, перерывов и подготовительно-заключительное принято суммировать и представлять в процентах от оперативного времени.

Тогда норму времени можно рассчитать по формуле

 

НВР = ТОП (1 + К / 100), (2.3)

 

где К – доля времени обслуживания рабочего места, перерывов на отдых и личные надобности, подготовительно-заключительного в процентах от оперативного времени.

Норма выработки – это количество единиц работы или операций, которое должно быть выполнено в единицу времени (час, смену, месяц) одним или группой рабочих.

Индивидуальная норма выработки рассчитывается по формуле

 

НВ = ТР / НВР, (2.4)

 

где ТР – период времени, на который рассчитывается норма выработки, в часах, минутах;

НВР – норма времени на выполнение операции в часах, минутах.

Коллективная норма выработки рассчитывается по формуле

 

НВ = ТР * Р / НВР, (2.5)

 

где Р – число рабочих, участвующих в выполнении операции, чел.

Норма обслуживания – это количество единиц оборудования, рабочих мест, которое должен обслуживать рабочий или специалист (или группа рабочих или специалистов) за определенное время, например, смену.

Для однотипного оборудования норма обслуживания рассчитывается по формуле

ТСМ * α

НОБ = ----------, (2.6)

НВР ОБ

 

где НОБ – норма обслуживания, ед.;

ТСМ – сменный фонд времени одного работника или группы, мин.;

НВР ОБ – норма времени обслуживания одного объекта в течение смены, мин.;

α – коэффициент использования сменного времени с учетом дежурного времени равен 0,8 – 0,97 в зависимости от надежности работы оборудования.

Норма численности – установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных функций или объема работ в данных условиях. Она позволяет также определить затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, его структурному подразделению. Ее можно определить на основе норм обслуживания. Так, если в цехе (на участке) установлена одна норма обслуживания НО, то для каждой смены

 

НЧ = Q / НОБ, (2.7)

 

где НЧ – норма численности, чел;

Q – объем работ в данном цехе, участке (количество оборудования, производственных площадей).

Нормы управляемости рассчитываются для руководящих работников и представляют собой оптимальное с точки зрения эффективного управления число работников, приходящееся на одного конкретного руководителя.

Нормы управляемости устанавливаются по ступеням подчиненности и определяются по формуле

1 1 1 1

------ = ------ * ------- * … * --------, (2.8)

Нnm Н1 Н2 Нn

 

где Нnm – норма управляемости m-й степени управления для n-го руководителя, чел;

Н1,2 – норма управляемости первого, второго и т.д. руководителя по ступеням управления, чел.

В практике технического нормирования труда время, в течение которого выполняется заданная работа, расчленяют на отдельные элементы. С этой целью используют единую классификацию рабочего времени.

Под рабочим временем понимается часть календарного времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка предприятия обязан находиться на рабочем месте и качественно выполнять трудовые обязанности. Его норма продолжительности – это регламентированная величина рабочего времени, которую рабочему (работнику) необходимо отработать в течение определенного календарного времени (рабочего дня, смены, недели).

Рабочее время исполнителя подразделяется на время работы – период, в течение которого работником выполняются полезные трудовые движения и действия, и время перерывов, когда трудовой процесс не выполняется.

Время работы по выполнению производственного задания, в свою очередь, подразделяется на подготовительно-заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места.

Подготовительно-заключительное время затрачивается исполнителем на подготовку к выполнению заданной работы и на действия, связанные с ее окончанием. Это, например, время на уборочно-очистные, контрольно-осмотровые, крепежные, заправочные, смазочные и другие операции, опробование техники на холостом ходу. Его устанавливают, как правило, на всю рабочую смену. Оно не зависит от объема выполняемой работы по данному наряду.

Оперативное – это время, непосредственно затрачиваемое исполнителем на выполнение операций, для которых предназначено рабочее место. Оно подразделяется на основное, затрачиваемое на качественные и количественные изменения предмета труда – его размеров, свойств, состава, количества, формы и положения в пространстве, и вспомогательное – на создание условий для выполнения основной работы, например, на установку, крепление, выверку деталей.

Время обслуживания рабочего места – время на поддержание исполнителем рабочего места в состоянии, обеспечивающем производительную работу – включает время технического обслуживания, затрачиваемое, например, на заточку инструмента и его замену, переналадку, ремонт, смазку оборудования в процессе работы, и время организационного обслуживания – на поддержание рабочего места в чистоте и порядке, на подачу предметов труда и уборку готовой продукции в течение рабочей смены.

Перерывы на отдых и личные надобности, а также обусловленные технологией и организацией производственного процесса, образуют время регламентированных перерывов, а вызванные нарушением нормального хода производственного процесса и трудовой дисциплины – время нерегламентированных перерывов.

Все виды затрат рабочего времени делят на необходимые (нормируемые) и лишние (ненормируемые). В техническую норму включают только необходимые затраты рабочего времени и в размере, позволяющем наиболее производительно выполнять данную работу. Регламентированные перерывы включаются в норму в строго необходимых размерах, нерегламентированные – полностью исключаются и должны быть устранены правильной организацией труда и укреплением трудовой дисциплины.

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

 

С целью установления норм времени, а также с целью анализа использования рабочего времени, выявления потерь применяются следующие методы:

- метод непосредственных замеров (МНЗ);

- метод моментных наблюдений (ММН).

Метод непосредственных замеров реализуется через такие его виды, как фотография рабочего времени (ФРВ), хронометраж, фотохронометраж.

Фотография рабочего времени может проводиться как с целью нормирования, так и с аналитической целью. ФРВ проводится в несколько этапов.

На первом этапе происходит наблюдение и измерение затрат рабочего времени. Заполняется наблюдательный лист, в заглавной части которого дается характеристика исполнителя (фамилия, имя, отчество, стаж работы, специальность, процент выполнения нормы выработки, оснащение рабочего места, условия туда). К наблюдению приступают в момент начала смены. Наблюдение заключается в регистрации всех действий исполнителя и перерывов в хронологической последовательности.

На втором этапе производится обработка данных наблюдательного листа. Для этого вычисляется длительность отдельных элементов работы, проставляются индексы элементов, составляется сводка одноименных затрат рабочего времени.

На третьем, последнем, этапе составляется фактический баланс, обобщаются данные анализа, разрабатываются мероприятия по устранению непроизводительных затрат и потерь рабочего времени, проектируется нормальный баланс. В нормальный баланс включаются только необходимые затраты рабочего времени на подготовительно-заключительную и оперативную работу, обслуживание рабочего места, регламентированные перерывы. Не включаются непроизводительные затраты времени и нерегламентированные перерывы. По данным фактического баланса анализируется рациональность использования рабочего времени.

Хронометраж – это исследование выполняемой операции с расчленением ее на отдельные трудовые приемы, действия, движения. Цель хронометража: выявить способ выполнения операции и передовой метод труда, установить рациональную структуру операции и рассчитать нормативную продолжительность как для каждого трудового приема, так и всей операции в целом. Хронометраж бывает сплошным и выборочным.

Сплошной хронометраж изучает последовательно все приемы с фиксацией нарастающим итогом времени окончания каждого приема. Сплошной хронометраж позволяет получить исходные данные для расчета норматива по оперативному времени производственной операции.

Выборочный хронометраж измеряет продолжительность каждого приема операции отдельным подсчетом и используется для нормирования нестабильных по структуре операций, для уточнения действующих норм времени.

На первом этапе хронометража все фиксажные точки наблюдения заносятся в наблюдательный лист – хронокарту. Фиксажными точками называются отчетливые внешние признаки начала и окончания действия исполнителя (касание или отрыв руки от предмета, включение машины или ее остановка, момент остановки при передвижении исполнителя и т. д.). При этом отмечается текущее время каждого действия. Делается несколько замеров одинаковых приемов.

На втором этапе осуществляется обработка данных наблюдения. Вычисляется продолжительность каждого приема по каждому замеру. Затем рассчитывается средняя продолжительность каждого приема исходя из продолжительности каждого замера и количества замеров. Рассчитывается норматив оперативного времени как сумма продолжительности всех приемов операции.

Фотохронометраж представляет собой сочетание в одном наблюдении фотографии рабочего времени и хронометража. Проводится с целью изучения структуры затрат рабочего времени в течение всей смены, с одной стороны, и установления нормативов по отдельным элементам производственной операции, с другой стороны. Наблюдательный лист фотохронометража аналогичен листу ФРВ, с той лишь разницей, что текущее время фиксируется не только по видам

затрат рабочего времени в течение смены, но и по каждому приему производственной операции в отдельности.

Метод моментных наблюдений предполагает регистрацию количества моментов осуществления того или иного элемента рабочего времени без специальных замеров его продолжительности. Служит для определения удельного веса данного элемента в общих затратах времени. Зная продолжительность всего наблюдения и долю элемента, можно рассчитать продолжительность этого элемента.

 

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА

 

Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности самого работника и членов его семьи.

В рыночной экономике заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Соблюдение необходимого баланса интересов указанных трех сторон является одним из основных условий эффективной организации оплаты труда.

Различают денежную (номинальную) и реальную заработные платы. Номинальная заработная плата – это сумма денежных средств, полученная работником за определенный период. Реальная заработная плата – характеризуется тем количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены работающим при данном размере номинальной заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги. Динамичность рыночной экономики, особенно в период ее становления, приводит к изменению реальной заработной платы в результате ценовых и инфляционных процессов. Это вызывает необходимость соответствующего изменения в номинальной заработной плате для недопущения снижения жизненного уровня трудящихся и обеспечения полного воспроизводства рабочей силы.

В основе организации оплаты труда положены следующие принципы:

- оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству. Это означает, что при оплате труда необходимо учитывать не только его продолжительность по времени, выработку и другие количественные характеристики, но и его сложность, тяжесть, ответственность;

- уровень оплаты труда должен неуклонно повышаться с учетом объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются темпы инфляции, рост цен на потребительские товары и услуги. К субъективным относятся внутренние факторы предприятия, обеспечивающие реальную возможность роста заработной платы работников этого предприятия: рост производительности труда, экономия производственных затрат, повышение прибыли, в том числе за счет работ, не связанных с основной деятельностью, и др. К этой группе факторов следует относить также достижение работниками высоких индивидуальных показателей труда;

- заработная плата должна выполнять не только воспроизводственную, но и стимулирующую функцию, т.е. побуждать работника как к выполнению производственного задания в установленный срок и с заданными параметрами качества, так и более производительному труду, экономии всех видов производственных ресурсов, рационализации трудового процесса;

- темп роста заработной платы не должен опережать темпа роста производительности труда. Неуклонный рост производительности труда является экономической базой повышения заработной платы. Нельзя потреблять больше, чем производишь. Поэтому соблюдение этого принципа нацеливает трудовые коллективы на материальное стимулирование роста объемов производства, сокращение при прочих равных условиях затрат заработной платы на производство единиц услуг и снижение ее себестоимости и в определенной мере является гарантом устойчивой работы предприятия в условиях рыночных отношений;

- уровень оплаты труда должен быть дифференцирован в зависимости от качественных особенностей и условий, в которых он протекает. Этот принцип реализуется на основе установления специальных надбавок и повышающих коэффициентов к заработной плате рабочим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями, а также на работах в местностях с неблагоприятными географическими и климатическими условиями и т.д.

- оплата труда должна сочетать индивидуальные и коллективные интересы. При этом повышение индивидуальной заработной платы все больше зависит от общих итогов работы, особенно в акционерных, арендных предприятиях, кооперативах и т.п., где нет фиксированных гарантированных тарифных ставок и окладов, а оплата труда непосредственно связана с доходами и прибылью, полученной по результатам производственной деятельности;

- должны расширяться права предприятия в сфере организации оплаты труда и сокращение государственного регулирования заработной платы. Законом Республики Беларусь «О предприятиях» всем предприятиям и организациям, функционирующим на основе различных форм собственности, предоставлена широкая самостоятельность в вопросах выбора и применения конкретных систем и форм оплаты труда, установления размеров тарифных ставок первого разряда, месячных тарифных ставок и окладов, видов и величин надбавок к ним. Предприятия самостоятельно устанавливают показатели премирования и размеры премий. В коллективном договоре предприятия самостоятельно определяют виды и размеры выплат социального характера: материальная помощь, дополнительные отпуска и др.

 

ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

 

Порядок исчисления заработной платы работников предприятия определяется принятой формой оплаты труда. В практике организации оплаты труда используются две основные формы – сдельная и повременная, а также их разновидности.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за объем выполненной работы по заранее установленным расценкам. В зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительного поощрения сдельная форма подразделяется на прямую сдельную, косвенно-сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную и аккордную.

При прямой сдельной системе заработной платы труд рабочего оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции. Эта система оплаты создает личную материальную заинтересованность, но слабо стимулирует в достижении высоких общих показателей в работе, в повышении качества и экономии ресурсов.

При прямой сдельной оплате труда заработок работника определяется по формуле

 

ЗППР СД = РСД * VПР, (3.1)

 

где ЗППР СД – фактический заработок работника при простой сдельной оплате труда, руб.;

РСД – сдельная расценка за единицу продукции, руб.;

VПР – объем произведенной продукции или работы в натуральном выражении, ед.

При сдельно-премиальной системе рабочий сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели.

При сдельно-премиальной оплате труда заработок работника определяется так:

КПР * КПН

ЗПСД ПР = РСД * VПР * (1 + -----------------), (3.2)

 

где ЗП СД ПР – фактический заработок работника при сдельно-премиальной оплате труда, руб.;

КПР – процент премии за каждый процент перевыполнения норм, %;

КПН – процент перевыполнения норм, %.

Косвенно-сдельная система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих. При косвенно-сдельной системе размер заработка вспомогательного рабочего ставится в прямую зависимость от результатов труда рабочих-сдельщиков:

 

ЗПК СД = Σ РКС * VПР, (3.3)

 

где ЗПК СД – заработная плата при косвенно-сдельной системе оплаты труда, руб.

РКС – косвенно-сдельная расценка, руб.;

VПР – объем продукции или работы, выполненной основными рабочими, которые обслуживаются данным вспомогательным рабочим, ед.

При косвенно-сдельной системе заработной платы определяются косвенно-сдельные расценки:

 

СЧ ВСП Р

РК.С = ------------, (3.4)

НВ

 

где РК.С – косвенно-сдельная расценка, руб.;

СЧ ВСП Р – часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего, руб.;

НВ – часовая норма выработки основных рабочих, обслуживаемых данным вспомогательным рабочим.

При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего в пределах выполнения установленных норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих исходных норм – по повышенным расценкам.

При аккордно-сдельной системе расценки устанавливаются не на отдельные операции, а на весь объем работ, либо ее законченный этап. Обычно при этой системе оплаты рабочие премируются за сокращение сроков заданий, что усиливает ее стимулирующую роль в росте производительности труда.

Применение сдельной формы оплаты труда и ее модификаций возможно при соблюдении следующих условий:

- имеются качественные показатели выработки, правильно отражающие затраты труда;

- рабочим созданы реальные возможности для увеличения выпуска объема услуг или выполняемых работ на данном рабочем месте;

- налажен точный учет предоставляемых услуг или производимого объема работ;

- рост выработки исключает ухудшение качества предоставляемых услуг, нарушение технологии производства и правил техники безопасности.

В эксплуатационных предприятиях связи, где объем поступающей нагрузки зависит от неравномерности спроса потребителей на услуги связи, сдельная форма оплаты труда не нашла широкого применения. Исключение составляют организации строительного комплекса связи, где эта форма применяется широко и эффективно. В эксплуатационных предприятиях связи сдельную форму можно применять при выполнении ремонтных работ по развитию средств связи, когда предъявляются повышенные требования к срокам их окончания.

Наибольшее распространение в отрасли связи получила повременная форма оплаты труда – за отработанное время.

Повременная оплата труда имеет две разновидности – простая и повременно-премиальная.

При простой повременной системе размер заработной платы зависит от часовой тарифной ставки и отработанного времени.

При простой повременной оплате труда фактический заработок работника определяется по формуле

 

ЗППР ПОВР = СЧ * t, (3.5)

 

где ЗППР ПОВР – фактический заработок работника при простой повременной оплате, руб.;

СЧ – часовая тарифная ставка, руб.;

t – количество часов, отработанных работником, час.

Часовая тарифная ставка определяется делением месячной тарифной ставки, установленной в соответствии с тарифной сеткой, на среднемесячный нормативный фонд рабочего времени.

При повременно-премиальной системе сверх оплаты по тарифу за отработанное время предусматривается выплата премий за достижение высоких количественных и качественных показателей в труде.

Система премирования работников основана на широкой самостоятельности предприятий в выборе форм материального поощрения исполнителей. Предприятия разрабатывают показатели и условия премирования для каждой категории работников, определяют источники и сроки выплаты премий. С учетом инфляции рекомендуется выплачивать премии ежемесячно, чтобы не допустить обесценивания денег.

При повременно-премиальной оплате труда фактический заработок работника определяется по формуле

 

К

ЗППОВР ПР = СЧ * t * (1 + -------), (3.6)

 

где ЗП ПОВР ПР – фактический заработок работника при повременно- премиальной оплате, руб.;

К – коэффициент премиальных доплат от тарифного заработка.

 

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБСЛУЖИВАНИЯ И КАЧЕСТВА УСЛУГ СВЯЗИ

 

Качество – это совокупность свойств продукции предприятия, способных в полной мере удовлетворять потребности и запросы покупателя в данном виде продукции. Наиболее часто используют термины «качество работы», «качество продукции», «качество услуг», «качество труда».

Качество работы связи – это обобщенная характеристика деятельности предприятий связи и их отдельных работников, показывающая степень удовлетворения запросов и требований потребителей услуг связи.

Для связи, как инфраструктурной отрасли, качество приобретает особое значение. Чем быстрее и точнее передана деловая, общественная и личная информация, надежнее работа средств и систем связи, тем выше результаты общественного производства, управления, бизнеса и условия жизни людей. Искажение содержания и задержка передачи информации снижают эффект ее передачи во времени и пространстве. При этом информация теряет свою полезность и ценность, а продукция связи – свою потребительскую стоимость.

Показатели качества связи можно разделить на две группы:

- показатели качества услуг связи;

- показатели качества обслуживания потребителей.

Качество услуг отражает совокупность их свойств, позволяющих удовлетворять потребности клиента в быстроте, точности и надежности передачи информации. Соответственно, показателями качества услуг связи являются:

- скорость передачи (прохождения) сообщений;

- точность, достоверность передачи и воспроизведения сообщений;

- надежность действия средств связи;

Скорость передачи (прохождения) сообщений – это время, в течение которого сообщение пройдет от момента подачи информации на предприятие связи до момента вручения информации потребителю на входящем этапе.

Потребители заинтересованы в более быстрой передаче сообщений, чем выше скорость, тем выше качество услуги. Для ускорения передачи скорость регламентируется контрольными сроками. Различают общие, этапные и операционные контрольные сроки.

Общий контрольный срок – это норма времени всего цикла передачи сообщения на всех этапах его прохождения с момента поступления на предприятие связи до момента его доставки. Такие контрольные сроки устанавливаются в почтовой и телеграфной связи.

Этапные контрольные сроки характеризуют предельное время обработки сообщения на отдельных этапах (прием, передача, транзит, сортировка, доставка) производственного процесса. За их нарушение каждое предприятие связи несет ответственность. Например, в почтовой связи устанавливаются сроки начала и окончания выемки писем из почтовых ящиков, обработки посылок и письменной корреспонденции, доставки корреспонденции подписчикам. В телеграфной связи устанавливаются сроки момента приема телеграммы в кассе или по телефону до момента передачи ее по каналу, сроки доставки телеграммы клиенту на входящем этапе.

Операционные контрольные сроки – это нормы времени на выполнение отдельных операций или совокупности операций производственного процесса внутри предприятия. Эти нормативы обязательны для цехов, участков, отдельных работников. Например, устанавливаются контрольные сроки на прием заказа на телефонный разговор, ожидание предоставления телефонного разговора по заказной системе, прием телеграммы в кассе, устранения неисправностей таксофонов, радиоточек, устранение станционных и линейных повреждений на ГТС и СТС и др.

Точность (достоверность) передачи и воспроизведения сообщений характеризуется способностью предприятий связи передать информацию в первоначальном виде, без искажений и потерь. Для почтовой связи – это сохранность отправлений. Нарушение качества – это хищения и утрата почтовых отправлений, недостачи и хищения почтовых переводов, засылка отправлений не по адресу. В телеграфной связи точность означает отсутствие искажений и потерь знаков в сообщениях. Для МТС, ГТС и СТС точность характеризуется разборчивостью речи, отсутствием шумов и посторонних сигналов, уровнем слышимости. В телевидении важна четкость изображения и звука.

Надежность, устойчивость действия систем и средств связи – это готовность оборудования связи выполнять свои функции в соответствии с техническими требованиями. Надежность оценивается такими понятиями, как безотказность, наработка на отказ, ремонтопригодность, долговечность, время восстановления и профилактики. Например, на ГТС применяют показатель числа отказов в установлении соединения, в радиофикации – продолжительность простоев станций. Надежность зависит от технического уровня и развития средств связи.

Вторая группа показателей качества связи объединена под названием – качество обслуживания потребителей. Качество обслуживания отражает доступность, удобство пользования средствами связи, их приближенность к потребителю, сервисность и разнообразие услуг, культуру обслуживания.

Доступность средств связи определяется показателями насыщенности пунктов связи:

- размер территории, обслуживаемой одним предприятием или пунктом связи;

- средний радиус обслуживания одним отделением или пунктом связи;

- среднее расстояние от потребителя до пункта связи (средний радиус обслуживания);

- число пунктов связи на 10 тыс. жителей;

- численность населения, обслуживаемого одним отделением или пунктом связи;

- частота выемки писем из почтовых ящиков;

- частота доставки почтовых отправлений;

- обеспеченность населения почтовыми ящиками и др.

Доступность во времени определяется продолжительностью работы предприятий, отделений и пунктов связи в течение суток. Почтовые услуги в городах и райцентрах, как правило, предоставляются в течение 8 – 10 часов в сутки, а в сельской местности – от 6 до 8 часов в сутки, телеграфная и телефонная связь в городах и райцентрах работает круглосуточно, большинство станций СТС также действуют в течение суток.

Уровень потребления услуг связи отражает степень охвата ими различных групп потребителей. Для населения и хозяйства страны исчисляются такие показатели:

- число писем, телеграмм, посылок, периодических печатных изданий, междугородных телефонных разговоров, приходящихся на одного, 100 или 1000 жителей (душевой уровень потребления);

- число телефонных аппаратов, радиотрансляционных точек, телевизоров, радиоприемников на одну семью, на 100 жителей (плотность);

- число установок абонентского телеграфирования, передачи данных и телекса на одну тысячу человек работающего населения;

- удельный вес населения, имеющего возможность принимать одну или более телевизионных программ.

Показатели доступности и уровня потребления имеют важное значение для оценки степени удовлетворения потребностей и спроса на услуги связи. Сравнение этих показателей с нормативами и достигнутыми в других странах позволяет количественно оценить уровень удовлетворения потребностей наших потребителей в услугах связи. Показатель количества телефонных аппаратов на 100 жителей входит в число шести основных показателей Международного валютного фонда, характеризующих экономический уровень развития государства.

К основным путям повышения качества услуг относятся:

- внедрение достижений научно-технического прогресса;

- организационно-экономические преобразования в отрасли;

- совершенствование организации производства и труда, управление качеством, усиление ответственности и стимулирования персонала.

Научно-технический прогресс в отрасли связи заключается в таких приоритетных направлениях технического развития, как применение цифровых и космических систем связи, систем радиосвязи с подвижными объектами, волоконно-оптических линий связи, систем кабельного телевидения, телевидения высокой четкости и улучшенной цветопередачи. Внедрение такого оборудования дает увеличение объема и качества предоставляемых услуг, позволяет ввести новые услуги высокого качества, получить дополнительные доходы.

Организационно-экономические преобразования в отрасли связи заключаются в либерализации тарифов на новые услуги связи, развитии различных форм собственности в сфере услуг связи, ослаблении прямого государственного регулирования. Появление многообразных операторов связи вызывает конкурентную борьбу за клиентуру, за определенную долю рынка услуг связи, что требует повышения качества предоставляемых услуг.

В области управления качеством услуг связи большая роль принадлежит изучению потребности в них, анализу рынка услуг связи, формированию спроса и другим маркетинговым исследованиям. Анализ позволяет вырабатывать оптимальную техническую и тарифную политику, эффективно вкладывать средства в ту область телекоммуникаций, которая обеспечит расширение рынка предоставления услуг и средств связи.

Деятельность многообразных операторов связи должна осуществляться по единым правилам. Для этого их деятельность лицензируется, осуществляется контроль качества их работы. Лицензия – это документ, разрешающий виды деятельности в области связи, организацию телефонных сетей, сотовой подвижной связи, передачи данных. Выдачей лицензий и контролем деятельности лицензиатов занимается Министерство связи и информатизации.

Чтобы обеспечить совместимость создаваемых сетей и средств вязи, защиту от недобросовестного изготовителя средств связи, организуется специальная система их сертификации. Задача сертификации заключается в том, чтобы установить, соответствуют ли технические параметры сетей связи государственным стандартам, требованиям Всемирной сети связи, руководящим документам в области связи, требованиям электромагнитной совместимости, техники безопасности и охраны труда, экологическим требованиям.

К мероприятиям по совершенствованию организации производства и труда относятся:

- соблюдение правил и норм технической эксплуатации средств связи;

- своевременное проведение профилактических текущих и капитальных ремонтов;

- обновление парка оборудования связи;

- рациональная расстановка работников с учетом неравномерности поступающей нагрузки, рациональное построение графиков смен и отпусков;

- срочный ремонт или устранение неисправностей;

- совершенствование мотивации и оплаты труда работников в соответствии с уровнем качества их работы.

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КАК

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ЕЕ ВИДЫ

 

Сумма затрат по производству и реализации продукции, выраженных в денежной форме, образует финансово-экономический показатель предприятия, который называется себестоимостью продукции. Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью продукции. Себестоимость – часть этой стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потребленных ресурсов.

Функции себестоимости состоят в следующем:

- себестоимость является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и заработной платы;

- себестоимость выступает денежной формой учета затрат. Учет и анализ себестоимости позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства;

- она является основой ценообразования, закладывается в цену при ее формировании. Снижение себестоимости позволяет снижать цену и делать продукцию более конкурентоспособной, либо позволяет с каждой единицы продукции получить больше прибыли.

Различают следующие виды себестоимости.

Цеховая себестоимость продукции – это сумма затрат в стоимостном выражении, связанных с производством продукции непосредственно в производственных подразделениях, а также с обслуживанием и управлением в этих подразделениях – участках, цехах.

Производственная себестоимость продукции – это сумма цеховой себестоимости и затрат, связанных с обслуживанием и управлением всего предприятия.

Полная себестоимость продукции – это сумма затрат в стоимостном выражении на производство и реализацию продукции; она складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции.

Общую сумму расходов на производство и реализацию продукции принято называть общей себестоимостью продукции (работ, услуг). Помимо общей себестоимости для экономических расчетов, анализа, обоснования тарифов важно знать себестоимость каждой отдельной услуги, единицы продукции. Однако на отдельном предприятии связи определить себестоимость каждой услуги трудно, так как одновременно потребителям оказываются различные услуги, и разделить расходы между ними во многих случаях не представляется возможным. Среднеотраслевая себестоимость каждой услуги определяется на уровне министерства связи и включается в отраслевые тарифы на услуги связи (сущность и состав тарифов рассматривается в части 3 курса лекций).

В каждом предприятии связи в целях экономических расчетов и анализа определяется укрупненный средний показатель - себестоимость единицы реализованной продукции. За единицу реализованной продукции приняты сто рублей выручки, полученной от реализации работ, услуг, товаров. Экономический смысл показателя: сколько рублей текущих затрат потребовалось осуществить для получения ста рублей выручки. Себестоимость единицы продукции на предприятиях связи определяется по формуле

 

З

С = --------* 100, (4.1)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.303 сек.