Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №12. Основы конституционного права

Читайте также:
  1. Aрхитектурныe основы построения нейросистем на базе нейрочипа
  2. C. Основание возникновения права собственности
  3. D. Защита права собственности
  4. I. 1. Понятие наследственного права
  5. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  6. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  7. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  8. I. Сущность права природопользования.
  9. I. Теоретические основы организации логопедических занятий.
  10. I. Теоретические основы формирования артикуляционной моторики у детей.
  11. II. Основы конституционного строя
  12. II. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА

Понятие конституционного права как отрасли. Конституционное право России представляет собой совокупность правовых норм регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления. Конституционное право составляет ядро, основу правовой системы Российской Федерации. В нем зафиксированы правовые идеи, общие принципы, основные начала, в соответствии с которыми строятся и функционируют все отрасли права. Особая значимость конституционного права России в правовой системе обусловлена специфическим предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, образующие основу устройства общества и государства, связанные с реализацией государственной власти, а также взаимоотношения человека с обществом и государством, устанавливающие содержание и гарантии прав человека.

Следовательно, предметом правового регулирования в конституционном праве являются конституционно-правовые отношения - особая разновидность политических отношений, урегулированных нормами конституционного права. Их особенностью является то, что они устанавливают основные права и свободы человека и учреждают в целях их гарантий систему органов государственной власти; определяют принципы организации экономической, политической и духовной жизни и местного самоуправления.

В самом деле, человек не может жить вне государственно организованного общества, поскольку это порождает хаос, вседозволенность, анархию. Чтобы гарантировать себя от произвола сильного, сделать свои взаимоотношения с другими людьми упорядоченными и предсказуемыми, человек создает государство.

Первоначально отношения между государством и человеком строились на отношениях господства и подчинения. В результате эволюции человеческого общества возникает потребность в ограничении абсолютной власти государства и ее разумной организации путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную, формирования независимого суда и органов местного самоуправления. В условиях развитого гражданского общества государство служит человеку, охраняет его свободу и содействует благополучию. Правила взаимоотношений государства и общества с личностью фиксируются в конституции.

Исходя из властной природы конституционно-правовых отношений преобладающим методом правового регулирования является метод обязывания. Это относится, в первую очередь, к деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Так, в ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".



В то же время статус человека и гражданина регулируется, в основном, методом дозволения. Например, "каждый имеет право на жизнь" (ст. 20), "каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (ст. 22) и т. п. Наряду с этим, в конституционном праве используется метод запрета. Так, в ст. 19, п. 2, говорится о том, что "запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

 

Субъекты конституционного права. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают как физические лица, так и организации. Основным субъектом является человек выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих законных интересов.

Субъектом конституционно-правовых отношений выступает народ. Так, в ст. 3, п. 1, Конституции говорится о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Кроме этого субъектом конституционно-правовых отношений является государство и его органы. В Российской Федерации субъектами конституционного права являются само государство как целое, республики, входящие в его состав, края, области, автономные область и округа, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

Кроме этого в качестве субъектов конституционного права выступают глава государства (Президент РФ), главы правительства, парламента, суды, органы местною самоуправления.

Источники конституционного права. Нормы конституционного права находят свое формальное выражение и закрепление в различных формах, которые называются источниками. Они образуют целостную систему. Одним из источников конституционного права России выступает ее естественное право. Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Среди них можно выделить такие принципы, как "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", "источником власти является народ", "презумпция невиновности", "право на жизнь, на собственность", "свобода" и др.

Кроме естественного права, источником выступает Конституция РФ. Это - основной закон государства. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы организации жизнедеятельности общества и государства и определяющие основные права и свободы человека и гражданина. Нормы Конституции имеют прямое действие.

Источниками конституционного права являются также федеральные конституционные законы. Они касаются применения прав и свобод человека и гражданина, устройства государственной власти и управления. Их издание предусматривается соответствующими статьями Конституции РФ. Так, например, согласно п. 3 ст. 118 "судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом".

Источниками конституционного права являются и обычные федеральные законы. Они издаются Государственной Думой для регулирования прав и свобод человека и гражданина, защиты их чести, здоровья, человеческого достоинства, законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Кроме этого в систему источников конституционного права входят: указы и распоряжения Президента РФ; постановления Правительства; постановления Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия нормативно-правовых актов требованиям Конституции РФ, акты органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина.

Особым источником конституционного права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ устанавливает верховенство норм международного права над национальным правом. Согласно п. 4 ст. 15 "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

 

Конституция Российской Федерации (1993 года)

Термин "конституция" происходит от лат. "constitutio" и означает "установление, устройство". Понятие "конституция" использовалось в Древнем Риме для обозначения актов императора. В современном понимании конституции появляются в XVIII в. Первой писаной конституцией была Конституция США 1787 г., а второй - Конституция Франции 1791 г. Конституция в юридическом смысле рассматривается как основной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

По способу организации и выражения конституционных норм, то есть по форме, конституции делятся на писаные и неписаные. Неписаные конституции представляют собой собрание законов, судебных решений, обычаев, доктрин, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам, и не составляют единый писаный акт. Писаные конституции отсутствуют в Великобритании, Израиле, Новой Зеландии.

Традиционно современные конституции принимаются на референдуме, хотя текст конституции разрабатывает обычно парламент, учредительное собрание или правительство, В истории были и дарованные конституции, когда основной закон был пожалован обществу монархом (например, японская Конституция 1689 г.).

Появление конституций означало радикальное изменение в соотношении сил государства и гражданского общества. Конституционное государство было призвано служить обществу, гарантировать права и свободы гражданам.

Конституция отличается от обычного закона, которые принимаются парламентом. Прежде всего, конституция устанавливает основы организации общества и государства, закрепляет фундаментальные права человека и гражданина. Затем эти принципы развиваются в других отраслях права. Регулируя основополагающие общественные отношения, конституция призвана гарантировать стабильность общества, по возможности учитывать социальные интересы различных групп, устанавливать такое устройство государства и общества, которое признается большинством населения в качестве справедливого. По этой причине конституцию отличает усложненная процедура внесения поправок и изменений.

По способу внесений изменений в конституцию выделяют гибкие (изменения путем принятия обычных законов), жесткие (изменения путем установления квалифицированного большинства в обеих палатах парламента или повторного голосования парламента через определенный срок) и смешанного типа (изменения различных частей конституции либо жестким, либо гибким способом).

Специфика Конституции 1993 г. обусловлена тем, что она открывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 г. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем после образования в 1922 г. Советского Союза конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925г., 1937г. и 1978г. Несмотря на провозглашение РСФСР суверенным государством в этих конституциях, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.

В построении системы государственной власти и управления Конституции РСФСР исходили из принципов, противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека, разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в предоставлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 года является Основным законом суверенного российского государства, принятым на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения передовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях.

Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита являются главной обязанностью государства. Кроме этого Конституция РФ 1993 г. закрепила смешанную форму правления - президентско-парламентскую, с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд важных функций.

Прежде всего, политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений.

Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне непротиворечивых актов государства.

Наконец, гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условии существования человека.

Как Основной закон Конституция 1993 г. имеет правовые признаки (свойства), которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

® Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

® закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; текущее законодательство лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

® отличительным признаком Конституции является прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения (прямое действие конституции наиболее важно для защиты прав и свобод граждан);

® Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вноситься изменения в гл. 3 - 8. За них должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл. 1, 2, 9 должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

 

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятия Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наиболее значимой является глава первая, закрепляющая основы конституционного строя. Под ними понимаются основополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которых гарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципы имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции.

Глава вторая устанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляются и конституционные обязанности.

Поскольку Россия является федеративным государством, глава третья определяет федеративное устройство, принципы взаимоотношений между субъектами, предметы ведения и полномочия субъектов и федерации.

Глава четвертая посвящена институту президентства. В ней устанавливаются компетенция и полномочия Президента Российской Федерации.

Главы пятая, шестая, седьмая соответственно посвящены устройству законодательной власти (Федерального Собрания - парламента РФ), исполнительной власти (Правительства РФ), судебной власти.

Глава восьмая определяет полномочия органов местного самоуправления.

Наконец, глава девятая определяет порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

Основы конституционного строя Понятие "основы конституционного строя" определяет принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и челове­ком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и сво­боды личности. Конституционный строй можно определить как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а госу­дарство действует в соответствии с конституцией.

Конституционный строй включает в себя принципы (основные нача­ла) взаимоотношений государства, общества и личности, а также органи­зации органов государственной власти. Рассмотрим некоторые из них.

Принцип народовластия. Он означает, что источником власти и носи­телем суверенитета в Российской Федерации является многонациональ­ный народ (ст. 3). Данный принцип характеризует российское государст­во как государство демократическое (ст. 1). Свою власть народ осуществ­ляет непосредственно (через референдум, свободные выборы) либо опосредованно - через органы государственной власти.

Принцип народного суверенитета означает, что только народ как ис­точник власти вправе учреждать властные институты, передавать полно­мочия своим избранникам. "Никто не может присваивать власть в Рос­сийской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномо­чий преследуются по федеральному закону" (п. 4 ст. 3).

Принцип федерализма (ст. 5) предполагает разделение власти по верти­кали между союзным государством и его равноправными субъектами. Всего субъектов 89: 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения. Они взаимодействуют с органами федерации на основе сохранения террито­риальной целостности (п. 3 ст. 4), равноправия и самоопределения (п. 4 ст. 5), единства системы государственной власти (ст. 11), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной вла­сти РФ и органами государственной власти субъектов (п. 3 ст. 11).

Принцип верховенства права (ст. 1) характеризует Россию как правовое государство. Это означает связанность государства правом как в органи­зации деятельности его органов, так и во взаимоотношениях с челове­ком. Верховенство права выражается в верховенстве Конституции, обла­дающей высшей юридической силой и прямым действием на всей тер­ритории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В соответствии с Конституцией издают свои нормативно-правовые акты субъекты Российской Федерации.

Принцип верховенства прав человека означает, что права и свободы че­ловека являются высшей ценностью. Государство создается для защиты прав и свобод человека (ст. 2). Более того, забота о человеке, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие, ставятся в качестве главной цели государства (ст. 7). Тем са­мым Российская Федерация провозглашается социальным государством.

Суверенитет Российской Федерации (п. 1 ст. 4) означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государ­ства, ее единство и независимость от других государств. Согласно данно­му принципу российское государство для осуществления своих функций обладает максимальным объемом полномочий, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности граждан, юридических лиц, навязы­вает свою волю другим субъектам права, используя для этого средства легитимного насилия.

Принцип разделения властей (ст. 10) предполагает такую организацию государственной власти, которая осуществляется на основе разделения по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (между органами федерации и ее субъектов). Этот принцип является необходимым условием, наличие которого предохраняет обще­ство от опасности быть подчиненным абсолютной власти государства. Кроме того, принцип разделения властей предполагает не только относи­тельную самостоятельность трех ветвей власти в пределах своей компе­тенции, но и взаимное равновесие между ними (с тем, чтобы ни одна из них не могла получить возможность концентрации в своих руках всей полноты власти).

Жизнедеятельность гражданского общества основана на принципах идеологического (п. 1 ст. 13) и политического плюрализма (п. 3 ст. 13). Они признают идеологическое многообразие, невозможность установления государственной идеологии, предполагают наличие различных по своей направленности политических партий. Запрещается лишь создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

Значение института основ конституционного строя

Значение основ конституционного строя весьма велико для понима­ния иных положений и глав Конституции в целом. Основы конституци­онного строя включают в себя принципы и нормы, которые определяют 1) сущность и форму российского государства, основы его взаимоотно­шения с обществом; 2) правовое положение личности; 3) закрепляют юридическую силу Конституции, порядок ее изменения. Регулируя важ­нейшие стороны жизнедеятельности государства, общества и личности, основы конституционного строя являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции и всей системы российского за­конодательства. Эти принципы и нормы имеют более высокую юридиче­скую силу, и им не должны противоречить нормы остальных глав Кон­ституции, конституционные и обычные законы, указы Президента, по­становления Правительства.

Не менее важно и то, что в случае пробела (то есть отсутствия нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, которое нуждается в такой регуляции) гражданин вправе реализовывать свои права, руководству­ясь принципами конституционного строя, которые имеют прямое действие.

Основы конституционного строя закрепили новую модель взаимоот­ношений личность - государство. Если раньше личность служила госу­дарству, и интересы государства имели верховенство над интересами че­ловека, то теперь наоборот. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, защита их являются конституционной обязанно­стью. Личность получает конституционную защиту от любых посягательств государства и его органов, должностных лиц на свои частные интересы.

Основы конституционного строя, будучи набором фундаментальных принципов, представляют собой своеобразную конституцию в конститу­ции. Эти принципы нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, чему служит, в частности, усложненный порядок пересмотра положений главы первой.

 

Права и свободы человека и гражданина Основы правового статуса личности в Российской Федерации

Одно из важных назначений конституции состоит в том, чтобы на­дежно охранять права и свободы человека и гражданина от посягательств государства и его органов. Иными словами, с принятием конституций устанавливались пределы государственной власти и обязанность государ­ства служить человеку, соблюдать и гарантировать его права.

Прежде чем характеризовать права и свободы, закрепленные в главе второй Конституции РФ, необходимо выяснить содержание ряда важных понятий: "правовой статус", "права и свободы", "права человека", "права гражданина" и т. д.

Право не следует понимать только в объективном смысле как систему юридических норм, которые создаются и действуют независимо от воли и сознания отдельных лиц. Право необходимо рассматривать и в субъек­тивном смысле - как притязания людей на определенные блага, обусловлен­ные природой человека. В этом случае речь идет о правах человека. Они представляют собой неотъемлемые свойства человека, которые не дару­ются никем, а принадлежат человеку в силу его рождения. Подобно то­му, как человек рождается на свет с головой, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным. Поэтому права человека следует пони­мать как естественные возможности личности, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности в различных сферах жизни общества. Однако на пути свободы и естественных прав человека встает государство, которое человек сам создает в надежде по­лучить защиту и гарантии своей жизни и интересов.

Утратив свободу и права, которыми он обладал в естественном со­стоянии в силу факта своего рождения, то есть до появления общества, государства, человек не сразу обретает свободу гражданскую. Человечест­во прошло длительный путь развития, который был достаточно драмати­ческим во взаимоотношениях государства и человека, прежде чем чело­век стал мерой всех вещей. Поэтому права человека следует понимать не только как притязания, средства получения какого-либо блага. Они имеют значение тогда, когда гарантированы условия их реализации.

Государство должно выступать главным гарантом их осуществления. В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". А в ст. 18 Конституции указывается на то, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определя­ют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода­тельной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются правосудием".

Положение человека, его права, свободы регулируются различными отраслями российского права. Особая роль Конституции РФ состоит в том, что она закрепляет и гарантирует основные, фундаментальные права и свободы. Они являются правовой базой для производных, однако не ме­нее важных прав. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанно­стей личности, закрепленных в Конституции, составляет основы правового статуса человека и гражданина. Особенность основных прав и свобод состоит в том, что они, во-первых, неотчуждаемы, то есть не могут быть ограничены органами государства без законных оснований, и, во-вторых, принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), то есть являются по сво­ему происхождению естественными.

Для характеристики возможностей человека и гражданина в Консти­туции РФ употребляются два термина - "права" и "свободы". Эти понятия достаточно близкие по содержанию, но не тождественные. Под свободой понимается возможность человека обладать чем-либо, поступать в соот­ветствии со своими представлениями, то есть понимается свобода инди­видуального выбора без ориентированности на конкретный результат. Право рассматривается как возможность совершать конкретные действия, направленные на удовлетворение законных интересов: право на образо­вание, право избирать и т. д.

В Конституции РФ права и свободы описываются применительно к человеку и гражданину. Несмотря на то, что понятия "права человека" и "права гражданина" употребляются обычно вместе, они не совпадают по содержанию. Права человека проистекают из естественного права, при­сущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характе­ризуют его как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству. Они получают отражение в норма­тивных актах государства, в первую очередь, в конституции и других за­конодательных актах, в которых гарантируется реализация и защита прав гражданина. Если государство признает и обязуется выполнять требова­ния международного сообщества в области прав человека, то граждане данного государства обладают всем комплексом общепризнанных прав человека и еще правами граждан.

Таким образом, понятие "основы правового статуса личности" по Конституции РФ включает в себя следующие структурные элементы:

1) конституционные принципы правового статуса личности;

2) конститу­ционные права, свободы и обязанности;

3) конституционно-правовые основы гражданства;

4) гарантии прав и свобод.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лекция №12. Основы конституционного права

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.210.130
Генерация страницы за: 0.021 сек.