Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательная система в России

Органы государственной власти и управления формируются различ­ными способами. Большинство из них формируется на свободных выбо­рах, а некоторые, главным образом органы исполнительной власти, пу­тем назначения.

Понятие "выборы" означает наделение властными полномочиями должностных лиц, а также процедуру формирования государственного органа, осуществляемые посредством голосования лиц, обладающих этих правом. Так формируются парламенты, избираются президенты, органы местного самоуправления, судебные органы.

Избирательная система представляет собой совокупность норм, уста­навливающих порядок проведения выборов, голосования и определения результатов голосования, на основе которых избиратели наделяют своих представителей властными полномочиями. Избирательная система явля­ется механизмом реализации избирательного права.

В качестве принципов избирательного права в Российской Федерации признаны:

1) принцип всеобщего избирательного права, согласно которому за всеми взрослыми и дееспособными гражданами признается право голосовать;

2) свобода голосования - избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет;

3) равное избирательное, право, согласно которому каждый избиратель обладает равным числом голосов по принципу "один человек - один голос";

4) тайное голосование, на основании которого исключается возмож­ность внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.

В Российской Федерации используются две избирательные системы – мажоритарная и смешанная, пропорцианально-мажоритарная. Для выбо­ров Президента Российской Федерации - мажоритарная система абсо­лютного большинства, предусматривающая, что победителем признается тот кандидат в президенты, который набрал более половины голосов из­бирателей, принявших участие в выборах. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов избирателей, то назначается по­вторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее число голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, кото­рый получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом.

Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (парламента) Рос­сийской Федерации - Государственную Думу - осуществляются на основе смешанной - пропорционально-мажоритарной избирательной системы. Половина депутатов (225 чел.) избираются на основе мажоритарной сис­темы голосования, а вторая половина - на основе пропорциональной. При пропорциональной системе голосование происходит за списки пар­тий. Каждая партия, участвующая в выборах, получает такое количество мест в парламенте, которое пропорционально числу поданных за партию голосов в масштабах всей страны. Для того чтобы ограничить участие мелких партий в выборах, в Российской Федерации существует 5% загра­дительный барьер. Это означает, что если за партию не проголосовало 5% избирателей, то она лишается всех мест в парламенте, а набранные голоса "забирают" партии, набравшие в округах наибольшее число голосов.

 

Органы власти и управления в современном российском государстве

Система органов власти и управления, их права и обязанности опре­делены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

 

Президент Российской Федерации

Систему органов власти в Российской Федерации возглавляет Прези­дент. В переводе с лат. "president" означает "сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий".

Институт президентской власти возник в СССР в 1990 г. В России он был введен референдумом 17 марта 1991 года. Первым президентом Рос­сии на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 года стал Б.Н. Ельцин, переизбиравшийся на второй срок в 1996 г.

По Конституции Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства он осуществляет следующие функции: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; определяет основные направления внутренней и внешней политики го­сударства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти; представляет Россию внутри страны и на международной арене.

Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать целому ряду требова­ний: быть гражданином России, иметь возраст не моложе 35 лет, посто­янно проживать в России не менее 10 лет. Для сравнения, Президентом Италии может стать лицо, достигшее 50 лет, КНР - 45 лет, а Президен­том США - человек, родившийся на территории США, а не просто гражданин США в возрасте 35 лет.

Избирается Президент России на четыре года на основе всеобщих выборов. Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, то есть восемь лет.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями, то есть правами и обязанностями. Он обладает правом законодательной инициативы, то есть правом предлагать новые законопроекты; издает указы, имеющие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право отклонять принятые Государственной Думой законы (право отлагательного вето); обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.

Президент участвует в формировании институтов государствен­ной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его заместителей, федеральных министров;

б) представляет кандидатуры судей Конституцион­ного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федерации;

в) как Верховный Главнокомандующий Вооружен­ными Силами назначает и освобождает высшее командование Воору­женных Сил, утверждает военную доктрину Российской Федерации;

г) назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее в слу­чаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Фе­дерации;

д) осуществляет руководство внешней политикой государства, назначает и отзывает послов и т. д.

Для выполнения столь широких полномочий существует значитель­ный аппарат, более 2 тыс. сотрудников, которые входят в Администра­цию Президента.

Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Срок полномочий Президента может прекратиться в случае его добро­вольной отставки или стойкой неспособности выполнять свои обязанно­сти по состоянию здоровья. Не позднее 3 месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обязанности Президента исполняет Председатель Прави­тельства.

 

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание - парламент России - является представитель­ным и законодательным органом и состоит из двух палат - Совета Феде­рации и Государственной Думы.

Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая фе­деративное устройство российского государства, призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят представители от 89 субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депу­таты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопро­сами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет.

К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федера­ции; утверждение указа Президента о введении военного, а также чрез­вычайного положения; назначение выборов Президента Российской Фе­дерации.

В числе полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Фе­дерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.

Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создаются по различным направлениям парла­ментской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют коми­теты по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной поддержке, экологии, экономической политике, обороне, безо­пасности, собственности, комитет по бюджету, налогам, банкам и фи­нансам, комитет по образованию, науке и культуре и др.

 

Правительство Российской Федерации

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий сис­тему органов исполнительной власти. Правительство состоит из Предсе­дателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Прави­тельства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Его кандидатура вносится новым Президентом не позднее двухнедель­ного срока после избрания. Остальные члены Правительства назначают­ся по предложению Председателя.

Основными направлениями деятельности Правительства являются: а) разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения; б) осущест­вление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; в) управление федеральной собственностью; г) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и др.

Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях: 1) перед вновь избранным Президентом; 2)в случае отставки, инициато­ром которой может быть Правительство или Президент; 3) выражения недоверия Правительству со стороны Государственной Думы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические, социальные и культурные права | Органы правосудия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.