Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы утраты гражданства

Выход из гражданства. Выход осуществляется путем подачи ходатайства или регистрацией. При этом в России существуют

определенные препятствия, которые делают выход вообще невозможным, либо откладывают его регистрацию (например, до
погашения обязательств перед государством, отбытие наказания, отношение лица к государственной или военной тайне).

Отмена решения о принятии в гражданство. Эту практику знают многие страны, так, если при получение гражданства лицо
сообщает умышленно о себе неверные сведения, то следует отмена решения о принятии гражданства. Но в отношении тех
людей, которые приобрели гражданство вместе с этим человеком и не знали об искажении сведений, тогда они гражданства
не лишаются.

Оптация. Это изменение гражданства в силу изменения государственной принадлежности территории. Это упрощенный порядок приобретения и утраты гражданства.

Элементы правового статуса индивида

Категория личность не является правовой категорией, а психолого-социальной если человек био-социальная категория.
Личность это человек, но такой, который:

· осознает себя в обществе,

· осознает общество вокруг себя;

· личность осознает свои действия и способы;

· осознание последствий своих действий и ответственность за последствия.
Вывод: личность может иметь не только права, но и обязанности и обладать дееспособностью. Элементы статуса, точки зрения:

Юридический статус индивида - это права и обязанности индивида.

Юридический статус индивида - это не только права и обязанности, но и гарантия этих прав.
Юридический статус индивида показывает место индивида в системе субъектов права и правоотношений.

Составной частью юридического статуса являются права, свободы и обязанности. Права индивида субъективные это установленные
законом меры возможного поведения индивида.

Обязанности - это установленные законом меры должного поведения индивида. Права отличаются от обязанностей тем, что решение о реализации права принимает сам субъект, в случае с обязанностью субъект не может сам отказаться от исполнения обязанностей.

Свобода (имеется философское определение свободы как осознанной необходимости) в юридическом смысле, определенная законом мера возможного поведения, что право, но такое право, которое обладает рядом особенностей, это субъективное право, которое реализуется вне правоотношений, а это значит, что:

· Для реализации свободы не нужно получать встречного волеизлияния другого субъекта.

· Для реализации свободы нет необходимости в специальной процедуре, в отличие от права.

· Обладает правом требования формального подтверждения.

· Реализуемая свобода требует значительно меньшего объема юридического регулирования.

· Зачастую, свободу истолковывают как своеобразную гарантию реализации права.
У нас в мире существует, две поведенческих модели:
разрешительная, т.е можно все, что разрешено;
свободная, т.е. можно все, что не запрещено законом и не нарушает права и свободы других субъектов.

Законный интерес не право, не обязанность, не свобода. Это не запрещено законом и не нарушает права и свободы других лиц, и это элемент конституционного статуса индивида.

 

Гарантии конституционного статуса бывают разные:

Фактические и юридические. Фактические это те, которые реально существуют в обществе и государстве, юридическая

гарантированность которых закреплена в нормативно-правовых актах. Фактические гарантии являются предпосылкой и
базой для материально-правовых, процедурных, процессуальных юридических гарантий. Материально-правовые гарантии
это закрепление в правовых нормах социально-экономических, политических, духовных и культурных ценностей,
составляющих фактические гарантии. Например, материально-правовой гарантией является гарантия экономического
плюрализма, закрепленная в конституции. Политические материально-правовые гарантии проявляются в закреплении
народного суверенитета, принципе разделения властей, политического и идеологического многообразия и др. Социальные
материально-правовые гарантии проявляются, например, в принципе социальной государственности, гарантированности
социального обеспечения индивидов, закрепленных в конституции. Культурные материально-правовые гарантии
проявляются в закреплении в конституции свободы культурного развития и охраны культурного своеобразия народов.
Процедурные гарантии представляют собой закрепленный в юридических нормах порядок реализации прав и свобод, и
обязанностей индивида. Это позитивная процедура. Процессуальные гарантии это установленные законом порядок зашиты нарушенных прав и свобод.

Общие и специальные. Общие относятся ко всем правам и свободам. Специальные относятся к конкретным правам и свободам индивида. Приоритет правового статуса возможет не в абсолютном значении, а при прочих равных условиях.

Народный суверенитет, его идея разрабатывалась в трудах социалистов-утопистов 17-18 веков, поэтому сторонники тоталитарного режима сейчас называют народный суверенитет химерой утопистов. Это очень важная категория, у Ж. Жака Руссо в наиболее полной форме получила развитие теория неродного суверенитета и договорной теории происхождения государства.

Народный суверенитет это:

Верховенство, независимость и единство воли народа;

Право народа выбирать себе правителей, которые в наибольшей степени должны отвечать его интересам, отсюда можно сделать
вывод, что:

Отрицательный- если у народа не в порядке с государством, то он сам виноват в этом, народ заслуживает тех политиков,
которых выбирает.

Положительные - народ имеет право сместить неугодных политиков, имеет право на революцию.

Воля народа является источником политической власти в целом и народ в целом является носителем политической власти как таковой.
Народ является источником государственной власти, но носителем ее быть не может, т.к. носитель власти это тот субъект, который обладает конкретными полномочиями по реализации функций государства. Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации:

• в экономической сфере народный суверенитет реализуется путем создания необходимых экономических укладов и форм
собственности, т.е. создания определенной экономической системы;

• в политической сфере реализуется путем создания политических институтов власти и политической системы в целом;

• в социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики;

• в культурной сфере проявляется в создании народом своей культуры, в защите ее и развитии.
Народный суверенитет реализуется на трех уровнях:

уровень государственно-властный:

· федеральной власти,

· субъектов федерации.

· уровень местного самоуправления или муниципальный уровень, существуют дальнейшие подуровни, но это особенность России;

не государственный уровень, т.е. уровень гражданского общества или не государственной части политической системы.

В политической сфере народный суверенитет реализуется в двух основных и одной промежуточной форме. прямая форма, уровень непосредственной демократии. Здесь народный суверенитет реализуется путем проведения референдумов (плебисцитов) и свободных выборов, опосредствованная или представительная форма реализации народного суверенитета означает реализацию воли народа через местное самоуправление и органы государственной власти. промежуточная форма ->то конференции граждан. По своим полномочиям конференция сходна с референдумом, но по способу проведения ближе стоит к представительным формам и проходит путем участия представителей граждан. Прямые формы реализации народного суверенитета (форма прямого народовластия) является часто формы прямого выражения мнения народа, но мнения выражается в ходе прямого народовластия окончательны и сразу же приобретают властно-значимый характер. Выражение народовластия через референдум это непосредственное голосование избирателей по наиболее важным вопроса»!
государственного, регионального или муниципального характера. Плебисцит это разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории, они делятся на общегосударственные, местные и
муниципальные Выделяют экстерриториальный референдум (или пилотажный) это экстерриториальная случайная выборка среди
определенных социальных групп), по его итогам должно приниматься решение в органах государственной власти. Он отличается от территориального тем, что воля населения служит выражением государственно-значимых решений. Территориальные референдумы в России проводятся часто, а экстерриториальные не проводились. Несколько лет назад ставился вопрос о проведении экстерриториального референдума, по созданию немецкой национальной автономии.

Выделяются референдумы но степени обязательности выносимого решения, хотя по Российскому закону решение референдума всегда обязательно, в других странах существуют референдумы консультативного характера, для выявления отношения народа к тому или иному вопросу.

Собрания и сходы граждан проводятся по месту жительства на уровне местного самоуправления, в них участвуют граждане, которые проживают только те, которые проживают на данной территории и обладают избирательным правом. Голосование т них открытое.

Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конфере-нций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются.

Помимо народовластия существуют иные прямые формы выражения формы выражения воли народа, например обсуждения, предметом которых являются наиболее важные вопросы государственного, регионального или местного значения. Народные обсуждения могут проводиться в отношении проектов нормативных актов, в периодах между слушаниями. Они предполагают выявления мнения населения и последующий его учет, но эти данные не подлежат обязательному учету (обязательному учету могут подлежать только ответы на самые важные вопросы)

Еще одной формой народовластия является законодательная инициатива. Это разновидность нормотворческой инициативы, которая вносится не уполномоченным на то лицом или организацией, а непосредственно населением в лице группы, которая собрала установленное законом количество подписей. У нас ее в чистом виде на существует. Вопрос о количестве голосов здесь является камнем преткновения. Следуя зарубежному опыту можно взять за основу следующий вариант количества голосов, необходимо столько подписей, сколько нужно для избрания депутата (и если бы действительно избирался депутат, он тогда действительно выражал бы выражал волю избирателей). Народ-ная законодательная инициатива только инициатива, поэтому вовсе не обязательно ее принятие на рассмотрение.

Народовластие можно заметить в косвенной форме при подаче заявки на референдум.
Формы публичного выражения воли народа:

Манифестации - митинги, уличные шествия, собрания, демонстрации и пикет,

Митинг и собрание. По составу участников: собрания персонально определены, поэтому решения собрания имеют обязательную силу для тех, кто в нем участвует (его даже можно считать формой прямого народовластия в конкретной местности). Митинг не имеет обязательности решения. Это только способ привлечения внимания к какой-либо проблеме.

Демонстрации и уличные шествия. Это передвигающиеся группы людей по заранее определенному маршруту. При демонстрации
используются формы активной и пассивной агитации (плакаты, звуковое сопровождение). Уличное шествие это прелюдия к
митингу, оно имеет цель привлечь внимание к митингу или иной манифестации.

Пикет. То, что в РФ называется пикетом - на Западе называется статической демонстрацией. За рубежом пикет, это группа людей
предназначенная для охраны порядка при проведении забастовок и манифестаций. Пикет должен передвигаться, иначе он
превращается в статическую демонстрацию.

Петиция это коллективное обращение граждан по какому-либо вопросу в органы власти, для петиций минимум подписей не установлен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы конституционного строя РФ | Политическое многообразие пол
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.