Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Государственно-правовые признаки РФ

Вопрос 1. Общая характеристика РФ.

Территориально-политическая организация РФ или реализация российского федерализма

1. Общая характеристика РФ.

2. Государственно-правовые признаки РФ.

3. Государственно-правовой статус республик в составе РФ.

4. Государственно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

5. Государственно-правовой статус автономной области, автономного округа.

6. Распределение полномочий между органами РФ и органами субъектов РФ.

На основе полученных знаний мы можем сделать некоторые выводы.

РФ - это государство федеративное. Федеративное оно потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении
общегосударственных вопросов.

РФ - это альтернативная федерация, поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918-го года.

РФ - это федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними. РФ - это федерация асимметричная, федерация с неравноправными субъектами. Однако, в литературе высказываются мнения, что
субъекты все-таки равноправны. Это не правильно. Неравноправность субъектов указана в тексте самой Конституции: "Субъекты РФ равноправны между собой (лишь) в отношениях с центральной властью". Абдулатипов выдвинул такую точку зрения: РФ состоит из равноправных, но разноуровневых субъектов. Это, конечно же, тоже неправильно.

РФ - это федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести. РФ построена на принципе, сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен.
Субъекты РФ не обладают правом сецессии.

Государственно-правовые признаки РФ:

1. РФ имеет свою территорию. Территория любого государства состоит из нескольких компонентов: суша (это поверхность территории государства не покрытая водой), внутренние воды (поверхность территории имеющей водную составляющую), территориальное море, воздушное пространство, недра. Недра не включены в состав территории РФ, это грубейшая ошибка. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона (на территории 200 миль осуществляется охрана границы, лов рыбы). Территория РФ состоит из территорий её субъектов.

2. Поскольку РФ обладает суверенитетом, у нее есть суверенная учредительная власть. Она проявляется в том, что РФ:

а. устанавливает принципы взаимоотношения между государством, индивидом и населением в целом;
Ь. устанавливает свое самоназвание;

с. устанавливаются основы реализации государственного суверенитета на всей территории страны, т.е. режим государственной границы и т.д. Учредительный характер субъектов РФ вторичен по отношению к учредительному характеру власти РФ в целом.

3. Признак территориального верховенства. Территория РФ не может быть изменена без ее согласия. Внутренние же границы между субъектами РФ изменять можно, утверждение изменения таких границ происходит по согласию между субъектами и с разрешения Совета Федерации. А что делать при изменении внешних границ государства? Спрашивать ли у субъектов согласия? Согласно ст.71 Конституции РФ при изменении внешних границ РФ с изменением границ субъектов РФ это вопрос решается на федеральном уровне, т.е. здесь не требуется согласия субъектов.

4. Собственная система государственных органов. У нас есть система государственных органов: президент, федеральное собрание, правительство, прокуратура, суды и т.п. В субъектах федерации действуют:

а) Региональные структуры федеральных органов государственной власти и действует собственная система органов государственной власти. В эту систему входят, там, где есть - президенты и губернаторы (не путать с главами администрации области), которые имеют глав правительства, свои органы законодательной власти, органы исполнительной власти (администрация, главы администрации, правительство), в 14 республиках есть свои конституционные суды. Эти органы можно назвать органами субъектов, т.к. эти органы формируются только на уровне субъектов. Органы субъектов федерации могут иметь различные ветви и структуру, но она должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленных федеральным законом.

б) Своя система законодательства и самостоятельное нормативно-правовое определение собственного статуса. Это прежде всего федеральная Конституция, это основной закон, в соответствии с которым строится вся система государственных органов. Статус на международной арене определяется соглашениями с международными организациями. РФ имеет в своём ведении отраслевое законодательство. Отрасли законодательства находящиеся в федеральном ведении: гражданское, уголовное право, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, законодательство о федеральном судоустройстве, федеральное конституционное
законодательство (в масштабах всей федерации), законодательство о коллизии (коллизионное право), законодательство о стандартах.

Ст.71 Конституции указывает какие вопросы отнесены к ведению РФ, ст.72 к совместному ведению РФ и ее субъектов, ст.73 - к ведению субъектов федерации. Статус субъектов РФ определяется: Конституцией РФ, федеративным договором (договор о распределении компетенции между РФ и ее субъектами), конституцией или уставом самого субъекта РФ, договорами субъектов РФ и федеральной власти
о распределении полномочий в сфере совместного ведения, может определяться договорами друг с другом и постановлениями
Конституционного суда.

Статус автономных округов. Социальная беда эта субъектов - это пьянство, выход из которого видели в уравнении этих субъектов с
другими субъектами. Автономные округа находятся в составе краев и областей, поэтому их статус определяется во многом договорами краев и областей. Статус автономного округа и области может определяться федеральным законом, но этот федеральный закон вносится по
совместному представлению органов законодательной и исполнительной власти соответствующих субъектов. Это единственный случай, когда во внесении законодательной инициативы участвует исполнительной орган субъекта РФ. Возникает вопрос, почему ни один автономный округ или область не приняли федеральный закон? Все из-за того, что если в проект федерального закона в Федеральном Собрании РФ будут внесены изменения несоответствующие интересам этого субъекта, то субъект уже не сможет снять свой проект.

5. РФ имеет свою экономическую систему, налоговую систему, право денежной эмиссии и эмиссии ценных бумаг.

6. Вооруженные силы. У РФ есть общефедеральные военные силы и собственное федеральное командование. У субъектов такого нет.
Вооруженные силы это (различные точки зрения):

1. Только те формирования, которые относятся к морским, воздушным, пехотным силам. Согласно этой точке зрения у субъектов нет вооруженных сил.

2. Не только армия и флот, но и пограничные войска, войска МВД, войска ФСБ и ФАПСИ.

3. Понимается не только вышеперечисленное, но и любые милитаризированные формирования.

Если смотреть на этот вопрос широко, то субъекты обладают вооруженными силами в лице муниципальной милиции, однако командования у них нет. Сталин хотел, чтобы соучредителями ООН стали все союзные республики СССР, поэтому в 1944 г. союзные республики получили право на свои вооруженные силы, и смогли быть представлены на международной арене. После распада СССР были идеи дать право субъектам, находящимся в составе РФ, иметь национальные военные формирования. Однако, опыт создания национальных воинских формирований оправдал себя только при военных действиях, в мирное время в такого рода войсках от безделья начинаются определенные
интриги, разборки, неприязненные отношения и т.п. По Конституции 1977 г. республики также не имели права создавать свои вооруженные силы.

7. Внешнеполитическая деятельность. Это важнейший суверенный признак любого государства. Фактором признания суверенитета государства является признание его мировой общественностью и складывается из внешнеполитической деятельности, наличия консульских связей с другими государствами. Субъекты РФ не обладают правом на внешнеполитическую деятельность, она осуществляется только под эгидой РФ. Дипломатические и консульские представительства субъектов федерации не признаются правомерными.

8. Гражданство РФ и право решать связанные с ним вопросы. Для любого государства важно иметь гражданство и право решать связанные с ним вопросы. Гражданство субъектов федерации связывается с постоянным проживанием гражданина федерации на территории этого субъекта. Не может быть отдельного гражданства у граждан субъектов РФ. В нашем государстве (в 1920-30 гг) лицо в индивидуальном порядке могло сохранить гражданство субъекта федерации, если оно желало этого по своим национальным, культурным интересам. Сейчас
в законодательстве РФ такого нет, если же появится такая норма, то ничего страшного не будет, а если нет - тоже.

9. Государственная символика. Она включает в себя государственный герб, государственный гимн, государственный флаг, столицу государства.

Государственный герб -это официальный графический символ государства, олицетворяющий исторические корни государственности, территориальную целостность, национальное и народное единство, а в ряде случаев, форму государства и его социально-политическую сущность. Напр., государственный герб Австрии имеет одноголового орла с серпом и молотом. Государственный герб РФ на сегодняшний день Мб является конституционным, т.к. он не утвержден федеральным конституционным законом. (Сегодня мы может говорить не о
государственным гербе РФ, а только о графической символике, которая признается по традиции государственным гербом. Регалия на графической символике изображен двуглавый орел. Он очень похож на герб Российской империи, а он взят из византийской геральдики.
Двуглавое животное олицетворяло два начала. На протяжении всей истории России образ орла постоянно менялся. При установлении советской власти орла запретили, потом "причесали" перья, дабы он не выглядел слишком воинственно. Он существовал в двух редакциях:
для России и для военных на парадах.

Флаг государства - это полотнище, которое олицетворяет государство, официально установленной форме и цвета, которое олицетворяет государственное единство, государственный суверенитет и используется для представительства государства на международной арене и государственной власти внутри страны. Юридически сегодняшний флаг также является конституционным. Сегодня мы имеем бело-сине-красное полотнище. Эти цвета означают, мнения:

1. Это единство русских (красный), украинцев (голубой) и белорусов (белый).

2. Это голубые хотят примирить красных и белых.

3. Это три цвета, которые были изначально свойственны Руси. Утверждается, что это национальные цвета России, и только они могут быть государственными. Верно, у любого этноса были и существуют национальные цвета. Но национальным цветом древних славян был только красный, белый и голубой здесь явно не причем. Приход трехцветного флага, связан со строительством голландцами по приказу Петра 1 корабля, они и оставили на нём свой трехцветный флаг. Он стал торговым флагом. Он существовал, пока его не заменили другим, бело-черно-желтым, он просуществовал до начала 20-го века.

Государственный гимн - это официальная торжественная песня, олицетворяющая государственный суверенитет, национальное и народное единство, и в ряде случаев социально-политическое устройство государства. Сейчас неформально существует музыка Глинки, но без слов.
В настоящее время в стране идёт оживленная дискуссия по этому вопросу.)

Столица государства - это административно-политический центр государства, в котором располагаются высшие органы государственной власти, дипломатические и консульские представительства иностранных государств.

У субъектов федерации также может быть своя геральдическая символика, у республик, краев и областей - гербы, в автономных округах -эмблемы. Также у субъектов федерации может присутствовать собственный гимн, флаг (некоторые субъекты имеют вымпел). Что касается столиц, то относительно республик, говорят, что у них есть столицы, а у остальных-административные и административно-политические центры. Самостоятельное задание: изучить указы Президента о государственном гербе, флаге и гимне.

 

Вопрос 3. Государственно-правовой статус республик в составе РФ.

Сегодня в РФ в качестве её субъектов находится 21-на республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Но все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ.

Согласно Конституции РФ (ст.66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.
Государственно-правовые признаки республик в составе РФ:

1. Республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Но республики в составе РФ не имеют государственного суверенитета.

2. Каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.
Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую её от других субъектов РФ. Республика может иметь и внешнюю границу,
отделяющую её от иностранных государств. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю её территорию. Изменение территории субъектов РФ возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти.

3. Каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ. Конституционно-правовая система республик не может (не должна) противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий РФ.

4. Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти. Каждая республика имеет свой законодательный орган - парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); своё правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчинённый Генеральному прокурору РФ.

5. Наличие республиканской собственности. Она включает в себя землю, её недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются законодательством РФ и законодательством республик в её составе.

6. Согласно Конституции РФ (ст.68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком государственных языком РФ.

7. Республики обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками (ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995-го года).

8. Республики в составе РФ имеют право на государственную символику (герб, гимн, флаг, столица).Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен
и без её согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ст.66) статус республики может быть изменён по взаимному согласию РФ и республики в её составе в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Республики не имеют собственных вооруженных сил, денежных единиц (кроме ценных бумаг).

 

Вопрос 4. Государственно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией РФ (ст.65) придан статус её субъектов.

Статус краев, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл.З), Федеративным договором от 31 марта 1992г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ, другими федеральными актами. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определённой учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организация местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения обладают своей территорией. Изменение которой возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края и области имеют свои административные центры. Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей,
соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация этих связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами краев, областей, городов федерального значения.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно федеральному конституционному закону.

Определёнными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, в связи с осуществлением городом функций столицы РФ. Закон РФ "О статусе столицы РФ" от 15 апреля 1993 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юридические гарантии правового статуса индивида РФ | Вопрос 5. Государственно-правовой статус автономной области, автономного округа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 15413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.