КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Государственно-правовые признаки РФ
Вопрос 1. Общая характеристика РФ. Территориально-политическая организация РФ или реализация российского федерализма 1. Общая характеристика РФ. 2. Государственно-правовые признаки РФ. 3. Государственно-правовой статус республик в составе РФ. 4. Государственно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения. 5. Государственно-правовой статус автономной области, автономного округа. 6. Распределение полномочий между органами РФ и органами субъектов РФ. На основе полученных знаний мы можем сделать некоторые выводы. РФ - это государство федеративное. Федеративное оно потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении РФ - это альтернативная федерация, поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918-го года. РФ - это федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними. РФ - это федерация асимметричная, федерация с неравноправными субъектами. Однако, в литературе высказываются мнения, что РФ - это федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести. РФ построена на принципе, сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Государственно-правовые признаки РФ: 1. РФ имеет свою территорию. Территория любого государства состоит из нескольких компонентов: суша (это поверхность территории государства не покрытая водой), внутренние воды (поверхность территории имеющей водную составляющую), территориальное море, воздушное пространство, недра. Недра не включены в состав территории РФ, это грубейшая ошибка. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона (на территории 200 миль осуществляется охрана границы, лов рыбы). Территория РФ состоит из территорий её субъектов. 2. Поскольку РФ обладает суверенитетом, у нее есть суверенная учредительная власть. Она проявляется в том, что РФ: а. устанавливает принципы взаимоотношения между государством, индивидом и населением в целом; с. устанавливаются основы реализации государственного суверенитета на всей территории страны, т.е. режим государственной границы и т.д. Учредительный характер субъектов РФ вторичен по отношению к учредительному характеру власти РФ в целом. 3. Признак территориального верховенства. Территория РФ не может быть изменена без ее согласия. Внутренние же границы между субъектами РФ изменять можно, утверждение изменения таких границ происходит по согласию между субъектами и с разрешения Совета Федерации. А что делать при изменении внешних границ государства? Спрашивать ли у субъектов согласия? Согласно ст.71 Конституции РФ при изменении внешних границ РФ с изменением границ субъектов РФ это вопрос решается на федеральном уровне, т.е. здесь не требуется согласия субъектов. 4. Собственная система государственных органов. У нас есть система государственных органов: президент, федеральное собрание, правительство, прокуратура, суды и т.п. В субъектах федерации действуют: а) Региональные структуры федеральных органов государственной власти и действует собственная система органов государственной власти. В эту систему входят, там, где есть - президенты и губернаторы (не путать с главами администрации области), которые имеют глав правительства, свои органы законодательной власти, органы исполнительной власти (администрация, главы администрации, правительство), в 14 республиках есть свои конституционные суды. Эти органы можно назвать органами субъектов, т.к. эти органы формируются только на уровне субъектов. Органы субъектов федерации могут иметь различные ветви и структуру, но она должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов б) Своя система законодательства и самостоятельное нормативно-правовое определение собственного статуса. Это прежде всего федеральная Конституция, это основной закон, в соответствии с которым строится вся система государственных органов. Статус на международной арене определяется соглашениями с международными организациями. РФ имеет в своём ведении отраслевое законодательство. Отрасли законодательства находящиеся в федеральном ведении: гражданское, уголовное право, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, законодательство о федеральном судоустройстве, федеральное конституционное Ст.71 Конституции указывает какие вопросы отнесены к ведению РФ, ст.72 к совместному ведению РФ и ее субъектов, ст.73 - к ведению субъектов федерации. Статус субъектов РФ определяется: Конституцией РФ, федеративным договором (договор о распределении компетенции между РФ и ее субъектами), конституцией или уставом самого субъекта РФ, договорами субъектов РФ и федеральной власти Статус автономных округов. Социальная беда эта субъектов - это пьянство, выход из которого видели в уравнении этих субъектов с 5. РФ имеет свою экономическую систему, налоговую систему, право денежной эмиссии и эмиссии ценных бумаг. 6. Вооруженные силы. У РФ есть общефедеральные военные силы и собственное федеральное командование. У субъектов такого нет. 1. Только те формирования, которые относятся к морским, воздушным, пехотным силам. Согласно этой точке зрения у субъектов нет вооруженных сил. 2. Не только армия и флот, но и пограничные войска, войска МВД, войска ФСБ и ФАПСИ. 3. Понимается не только вышеперечисленное, но и любые милитаризированные формирования. Если смотреть на этот вопрос широко, то субъекты обладают вооруженными силами в лице муниципальной милиции, однако командования у них нет. Сталин хотел, чтобы соучредителями ООН стали все союзные республики СССР, поэтому в 1944 г. союзные республики получили право на свои вооруженные силы, и смогли быть представлены на международной арене. После распада СССР были идеи дать право субъектам, находящимся в составе РФ, иметь национальные военные формирования. Однако, опыт создания национальных воинских формирований оправдал себя только при военных действиях, в мирное время в такого рода войсках от безделья начинаются определенные 7. Внешнеполитическая деятельность. Это важнейший суверенный признак любого государства. Фактором признания суверенитета государства является признание его мировой общественностью и складывается из внешнеполитической деятельности, наличия консульских связей с другими государствами. Субъекты РФ не обладают правом на внешнеполитическую деятельность, она осуществляется только под эгидой РФ. Дипломатические и консульские представительства субъектов федерации не признаются правомерными. 8. Гражданство РФ и право решать связанные с ним вопросы. Для любого государства важно иметь гражданство и право решать связанные с ним вопросы. Гражданство субъектов федерации связывается с постоянным проживанием гражданина федерации на территории этого субъекта. Не может быть отдельного гражданства у граждан субъектов РФ. В нашем государстве (в 1920-30 гг) лицо в индивидуальном порядке могло сохранить гражданство субъекта федерации, если оно желало этого по своим национальным, культурным интересам. Сейчас 9. Государственная символика. Она включает в себя государственный герб, государственный гимн, государственный флаг, столицу государства. Государственный герб -это официальный графический символ государства, олицетворяющий исторические корни государственности, территориальную целостность, национальное и народное единство, а в ряде случаев, форму государства и его социально-политическую сущность. Напр., государственный герб Австрии имеет одноголового орла с серпом и молотом. Государственный герб РФ на сегодняшний день Мб является конституционным, т.к. он не утвержден федеральным конституционным законом. (Сегодня мы может говорить не о Флаг государства - это полотнище, которое олицетворяет государство, официально установленной форме и цвета, которое олицетворяет государственное единство, государственный суверенитет и используется для представительства государства на международной арене и государственной власти внутри страны. Юридически сегодняшний флаг также является конституционным. Сегодня мы имеем бело-сине-красное полотнище. Эти цвета означают, мнения: 1. Это единство русских (красный), украинцев (голубой) и белорусов (белый). 2. Это голубые хотят примирить красных и белых. 3. Это три цвета, которые были изначально свойственны Руси. Утверждается, что это национальные цвета России, и только они могут быть государственными. Верно, у любого этноса были и существуют национальные цвета. Но национальным цветом древних славян был только красный, белый и голубой здесь явно не причем. Приход трехцветного флага, связан со строительством голландцами по приказу Петра 1 корабля, они и оставили на нём свой трехцветный флаг. Он стал торговым флагом. Он существовал, пока его не заменили другим, бело-черно-желтым, он просуществовал до начала 20-го века. Государственный гимн - это официальная торжественная песня, олицетворяющая государственный суверенитет, национальное и народное единство, и в ряде случаев социально-политическое устройство государства. Сейчас неформально существует музыка Глинки, но без слов. Столица государства - это административно-политический центр государства, в котором располагаются высшие органы государственной власти, дипломатические и консульские представительства иностранных государств. У субъектов федерации также может быть своя геральдическая символика, у республик, краев и областей - гербы, в автономных округах -эмблемы. Также у субъектов федерации может присутствовать собственный гимн, флаг (некоторые субъекты имеют вымпел). Что касается столиц, то относительно республик, говорят, что у них есть столицы, а у остальных-административные и административно-политические центры. Самостоятельное задание: изучить указы Президента о государственном гербе, флаге и гимне.
Вопрос 3. Государственно-правовой статус республик в составе РФ. Сегодня в РФ в качестве её субъектов находится 21-на республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Но все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ. Согласно Конституции РФ (ст.66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. 1. Республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Но республики в составе РФ не имеют государственного суверенитета. 2. Каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. 3. Каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ. Конституционно-правовая система республик не может (не должна) противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий РФ. 4. Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти. Каждая республика имеет свой законодательный орган - парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); своё правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчинённый Генеральному прокурору РФ. 5. Наличие республиканской собственности. Она включает в себя землю, её недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. 6. Согласно Конституции РФ (ст.68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком государственных языком РФ. 7. Республики обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками (ФЗ "О государственном регулировании 8. Республики в составе РФ имеют право на государственную символику (герб, гимн, флаг, столица).Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен Республики не имеют собственных вооруженных сил, денежных единиц (кроме ценных бумаг).
Вопрос 4. Государственно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения. В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией РФ (ст.65) придан статус её субъектов. Статус краев, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл.З), Федеративным договором от 31 марта 1992г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ, другими федеральными актами. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определённой учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организация местного самоуправления. Края, области, города федерального значения обладают своей территорией. Изменение которой возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти. Каждый край, область, город федерального значения образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края и области имеют свои административные центры. Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, Статус края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно федеральному конституционному закону. Определёнными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, в связи с осуществлением городом функций столицы РФ. Закон РФ "О статусе столицы РФ" от 15 апреля 1993 года.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 15413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |